Роль пластилинографии в развитии художественно-творческих способностей детей
статья по изобразительному искусству (изо)

В статье дается описание методов работы с детьми посредством лепки, развитие творческих способностей, работа с внутренним миром ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Пластилинография — как средство развития художественно — творческих способностей у детей школьного возраста»

Творческая деятельность-«деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».(Л.С.Выготский)

Творческая деятельность с детьми предполагает максимальное раскрытие их индивидуальных способностей в различных направлениях. Если развивать творческие способности в рамках изобразительной деятельности, то с раннего возраста начинается развитие композиционного мышления, формируется потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Оно помогает создавать выразительную художественную форму и образное содержание в детских произведениях.

Развитие творческих способностей у школьников, в рамках ФГОС,является важной задачей. Развитие творческих способностей дает большие возможности для раскрытия детского творчества во всех сферах деятельности детей. Лучше всего творческие способности развиваются в понятной и интересной для детей деятельности. Одной из таких деятельностей является лепка. Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуру, координацию движений, благоприятно влияет на развитие речи, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином — «Пластилинография».

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Пластилинография– пример соединения лепки и рисования, она берет лучшее от каждого из двух видов изобразительного искусства. Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки.

Виды нетрадиционной техники работы с пластилином — пластилинографии: прямая пластилинография — изображение лепной картины на горизонтальной поверхности обратная пластилинография (витражная) — изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура); контурная пластилинография — изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков»;

многослойная пластилинография — объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев

модульная пластилинография — изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков

мозаичная пластилинография — изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина

фактурная пластилинография — изображение больших участков картины на горизонтальной и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

Педагогический потенциал лепки является огромным. Для развития творческих способностей школьников педагог учит использовать различные методы и приемы. Существуют основные приемы лепки, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу. Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Данная техника хороша тем, что она доступна детям школьного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество, делает его более увлекательным и интересным. Поэтому рисование пластилином благотворно сказывается и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. Обучая детей пластилинографии, необходимо учитывать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том,что занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют: развитию воображения, творческих способностей; развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, развитию самостоятельности, произвольности поведения.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Таким образом, применение «Пластилинографии» способствует развитию у школьников мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

Список литературы:

  1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография: анималистическая живопись»— Скрипторий 2017, 2019.
  2. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2018.
  3. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2016.
  4. Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. – «Олма Медиа Групп», 2019.
  5. Левочкина, Э. Ф. Роль пластилинографии и тестопластики в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Э. Ф. Левочкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2166/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие художественно-творческих способностей путем целенаправленного и организованного обучения"

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле бо...

Мастер-класс "Развитие художественно-творческих способностей путем целенаправленного и организованного обучения. Работа с фольгой"

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Жизнь станови...

Образовательный проект «Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых способностей учащихся начальных классов»

В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обо...

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2  ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...

Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности.

В данной статье представлена информация о развитии художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности....

Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха на музыкальных занятиях.

В этой статье говорится об особенностях развития художественно творческих способностей обучающихся с  нарушением слуха на музыкальных занятиях....