Здоровьесберегающая организация урока
статья на тему
Материал, описывающий основные критерии здоровьесберегающей организации урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_organizaciya_uroka.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая организация урока.
«Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки педагогической компетентности учителя».
Остановимся на основных критериях здоровьесберегающей организации урока.
1. Обстановка и гигиенические условия в классе:
- проветривание кабинета перед уроком;
- обеспечение достаточной влажности (если воздух очень сухой, можно в перемену накрыть батареи влажным полотенцем);
- рациональное освещение кабинета и доски;
- температура воздуха в помещении;
- исключение неприятных звуковых раздражителей (реализацию 3-х последних позиций, естественно, обеспечивает администрация, но заявки на исправление имеющихся недостатков делает сам учитель!). Для таких оценок не требуется приборов, вполне хватает органов чувств. Но пренебрежение этими требованиями приведет к более быстрому утомлению детей, а в дальнейшем скажется на их здоровье!
2. Число видов учебной деятельности:
- опрос учащихся;
- письмо
- слушание;
- рассказ;
- рассматривание наглядных пособий;
- ответы на вопросы;
- решение примеров, задач и др.
Норма – 4-7 видов учебной деятельности за урок.
Урок, на котором представлены лишь 2-3 вида учебной деятельности способствует быстрому утомлению.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
Ориентировочная норма – 7-10 минут.
4. Число видов преподавания:
- словесный;
- наглядный;
- аудиовизуальный (через технические средства обучения);
- самостоятельная работа;
- комбинированный (изучение иностранных слов в движении: на каждое слово – принятие соответствующей позы) и др.
На здоровьесберегающем уроке должно быть представлено не мене 3-х видов преподавания.
5. Чередование видов преподавания.
Норма – не позже чем через 10-15 минут.
6. Место и длительность применения ТСО (подробно об этом будет сказано в специальной лекции).
7. Позы детей, чередование поз. На уроке важно реально наблюдать за тем, как сидят дети.
Коррекция позы должна проводиться мягко, участливо, доброжелательно, даже если одно и то же приходится повторять по нескольку раз за урок. Если в такой коррекции нуждается один ученик, то важно знать, какой канал восприятия у него ведущий. То есть:
кинестету важно ласковым движением руки исправить позу;
аудиалу – мягко сказать: «выпрями, пожалуйста, спину, подними выше голову».
визуалу иногда достаточно выразительного взгляда и демонстрации правильной позы.
Кстати, если учитель сам имеет плохую осанку, не следит за своей позой и движениями, то ожидать хорошего результата от учеников он вряд ли может!
8. Наличие физкультминуток и других оздоровительных моментов на уроке. Необходимо включить 2 физкультминутки по 3 легких упражнения, повторяя каждое упражнение 3-5 раз. Общая продолжительность физкультминутки – 1 минута.
Первая – на 15-20 минуте урока, вторая – на 30-й минуте.
9. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование потребности в ЗОЖ.
Но и другие предметы дают огромное, порой неожиданное поле для рассмотрения этих вопросов.
Очень важно, чтобы вопросы здоровьесбережения входили в содержательную часть всех предметов. Только в этом случае у детей сформируется целостное отношение к здоровью, как к великой ценности, только тогда они действительно поймут великую истину о том, что: «Здоровье это все, тогда как все без здоровья – ничто!»
10. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного детьми на учебную деятельность.
Норма - не мене 60% и не более 80%.
11. Темп и особенности окончания урока.
Негативно действуют на здоровье детей:
- быстрый темп, «скомканность» конца урока, практически без комментариев записывание домашнего задания;
- задержка детей в классе после звонка.
И напротив, позитивное воздействие оказывает:
- спокойное завершение урока, когда учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы и он может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми.
12. Важным показателем здоровьесберегающей направленности урока является психологический климат в классе. А он во многом зависит от личности учителя.
Итак, мы разобрали 12 параметров здоровьесберегающей организации урока. Но как понять, достигли мы своей цели?
Самым первым и чувствительным индикатором является момент наступления утомления учащихся. Он фиксируется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.
Проверьте себя: если на вашем уроке утомление развивается не ранее чем на 25-30 минуте, то Вы, бесспорно, можете считать себя специалистом в здоровьесберегающей организации учебного процесса!
Итак, мы дали полную характеристику рациональной организации учебного процесса, как важного направления создания здоровьесберегающей образовательной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики
Для обеспечения качества образования, необходимо создание соответствующих условий в процессе обучения. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно...
Физкультминутка – обязательный элемент здоровьесберегающей организации урока
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм младших школьников, так как для них характерна неустойчивость нервны...
Организация уроков и внеклассной работы с использованием приёмов здоровьесберегающих технологий
Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страх...
Организация здоровьесберегающей среды урока
В последние годы для многих учителей довольно актуальной является проблема «Здоровьесберегающие технологии...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА И КАК СРЕДСТВО ОТ ПЕРЕГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ.
Эта статья размещена в помощь учителям для правильной организации урока, который должен пройти максимум плодотворно, но при этом дети не должны уставать на нем....
Рациональная организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий
Рациональная организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий....
Методическая статья ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Как сохранить здоровье всех участников учебного процесса? Как организовать уроки литературного чтения в начальной школе так, чтобы они носили здровьесберегающий характер? На эти и другие вопросы...