Организация уроков и внеклассной работы с использованием приёмов здоровьесберегающих технологий
материал по зож на тему
Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.
Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_mihaylova.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация уроков и внеклассной работы с использованием приёмов здоровьесберегающих технологий
Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.
Эти игры проводятся на уроках (в конце урока, когда выполнена учебная программа) или после уроков в группе продлённого дня, на переменах. Работа ведётся в следующих направлениях:
- Развитие внимания (активного, произвольного): «Будь внимателен», «Слушай звуки», «Слушай хлопки», «Зеваки», «Буквы алфавита».
- Развитие памяти и восприятия, наблюдательности: «Повтори за мной», «Запомни движения», «Запомни своё место», «Запомни свою позу». «Испорченный телефон».
- Развитие произвольных движений и самоконтроля: «Флажок», «Запретный номер», «Замри».
- Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации: «Дракон кусает свой хвост», «Лисонька, где ты?».
- Игры, способствующие снятию страхов в общении: «Кто за кем?», «Нарисуй свой страх».
- Развитие мышления и речи: «Картинки-загадки», «Определи игрушку», «Сочини предложение», «Перечисли предметы».
Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, мы не требуем от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.
Формы организации деятельности учащихся на уроках:
- работа в группах (как статическая, так и подвижная);
- работа в парах;
- фронтальный опрос с использованием мяча.
Элементы игры учителя используют также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:
- хлопанье в ладоши;
- поднятие руки;
- сигнальные карточки различного цвета.
В игровой форме проводится словарная работа: дети по очереди выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приёмы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используются и на уроках математики.
В качестве приёма здоровьесбережения учителя начальных классов применяют дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребёнок получает на уроках только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе. Привычно переживаемая ситуация успеха способствует повышению самооценки учащихся, снижает барьеры страха, формирует доверие к педагогу и доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе.
Объём домашнего задания и степень его сложности педагоги соизмеряют с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому следует предлагать детям разноуровневые задания и оставлять за ними право выбора в соответствии с собственными силами.
Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся. В школе проходят конкурсы рисунков: «Секреты здоровья», «Здоровый образ жизни».
В группах продлённого дня проводятся занятия: «Уроки Мойдодыра» (умывание и купание, забота о глазах, уход за ушами, уход за зубами, забота о коже; как следует питаться, как сделать сон полезным, настроение в школе, поведение в школе, вредные привычки);
«Уроки Айболита» (почему мы болеем, кто нас лечит, правила безопасного поведения на улице, дома, на транспорте; правила обращения с огнём; первая медицинская помощь);
«Уроки Знайки» (чего надо бояться, как вести себя за столом, «нехорошие» слова, «недобрые» шутки).
Результатами применения здоровьесберегающих технологий являются следующие показатели:
- снижение заболеваемости среди детей (простуды, вирусные заболевания);
- повышение качества обучения;
- создание сплочённого коллектива учащихся;
- личностный рост учащихся;
- принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.
Социально-психологическое здоровье класса
Из информации о пропусках уроков можно получить важный показатель о социально-психологическом здоровье класса.
Традиционная информация о пропусках уроков, которую можно найти на последних страницах классного журнала, где отмечаются ежедневные пропуски уроков, а потом подсчитывается их общее количество за учебную четверть может помочь определить показатель социально-психологического «здоровья» класса.
Имеются пропуски по болезни и пропуски без причины – «прогулы», когда ребёнок, казалось бы, без всякой причины не посещает школу. А причина на самом деле есть: это самозащита организма от перегрузки, дискомфорта. Именно всё это и «выталкивает» ребёнка за порог школы.
Степень психологического благополучия класса – разница между количеством пропусков по болезни и прогулами.
Технология подсчёта:
- Подсчитать количество уроков, которые учащиеся должны были посетить за четверть по формуле:
U=N*n*K,
где U – количество уроко-учеников; N – количество учебных недель; n – количество учебных часов в неделю по учебному плану; K – число учащихся в классе.
- Из классного журнала взять данные об общем количестве пропусков и пропусков по болезни:
О – общее количество пропусков
Б – пропуски по болезни.
3. Определить величину, отражающую состояние здоровья учащихся в классе, по формуле:
1- Б/U.
4. Определить степень психологического благополучия по формуле:
1- (О-Б)/U/
5. Все данные занести в отчётную таблицу:
Класс | N-количество учеб ных недель | n-количест во учеб ных часов в нед. | K-число учащих ся в классе | О-общее количество пропусков | Б-количество пропусков по болезни | 1-Б/U состояние здоровья | 1- (О-Б)/U- психологи ческое благополу чие |
Здоровье учителя
- если вы будете смеяться хотя бы 10 минут, то ваш сон станет спокойным, а бодрствование рассудительным и энергичным и риск инфаркта снизится на 50%;
- ешьте каждый день всего-навсего 30 граммов рыбы – это снижает уровень холестерина в крови и способствует профилактике болезни сердца и кровеносных сосудов;
- не подавляйте в себе негативные эмоции, вы рискуете заболеть неврозом или какой-либо соматической болезнью;
- ходите больше пешком – это профилактика гипертонии;
- если любите петь, то пойте каждый день – это продлевает вашу жизнь, развивает грудную мускулатуру и укрепляет сердечную мышцу;
- не надейтесь на медицину, она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым.
Бойтесь попасть в плен к врачам!
- живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», не сожалейте о прошлом и особо не беспокойтесь, что будет завтра;
- думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни, а не о тёмных и печальных, ибо «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем»;
- не следует держать злобу на ваших оппонентов и пытаться с ними расквитаться. Этим вы принесёте себе вреда больше, чем им. «Ни минуты не думать о людях, которых мы не любим»;
- считайте свои благодати, а не несчастья;
- надо стараться приносить радость другим людям. Делая добро другим, вы делаете его прежде всего самому себе;
- следует активно искать способы превращения из минусов в плюсы. Жизнь диалектична. Из кислого лимона надо постараться сделать сладкий;
- отдыхайте до того, как пришло чувство усталости;
- умейте расслабляться и сбрасывать лишнее напряжение, т. к. нервно-психическая напряжённость – главная причина утомления;
- не задерживайте внимания на недостатках других людей. Проявляйте больше интереса к их положительным качествам;
- профилактикой от стресса является активизация чувства юмора. Юмор помогает относиться к волнующему как к явлению малозначащему и недостойному внимания;
- помните, здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.
Здоровьесберегающая методика В.Ф.Базарного (из опыта работы с учащимися 1-х классов).
Неуклонный рост объёма знаний, которыми нужно овладеть в школе, овладеть не механически, а осмысленно, без вреда для здоровья, делает необходимыми поиски новых методик преподавания и воспитания, основывающихся на физиологических возможностях растущего организма. Наука сегодня свидетельствует, что резерв сил и способностей человеческого организма значительно больше, чем они реализуются. Значит, для педагога важно найти пусковой механизм к неиспользованным резервам, научиться пользоваться ими в целях расширения функциональных возможностей, повышения работоспособности у детей, укрепления их здоровья
Вот что говорит об этом руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера, профессор Владимир Филиппович Базарный: их быть всё время в действии». «Наша задача: сохранить и преумножить здоровье детей в детских садах и школах. Для её решения мы возвращаем многообразный цветной, движущийся мир в эти учреждения. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока. Сидя – за партой, на стуле, стоя – за конторкой. Вместо сухих страниц учебника – экологические буквари и математика. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. Внедряем разработанные системы коллективных и индивидуальных тренажёров, повышающих активность различных органов чувств ребят, заставляющих
Владимир Филиппович считает, что через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое: «Ребёнок нормально растёт, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе. Вот поэтому мы возвращаем детям весь диапазон запахов, звуков, цвета. Ничего не навязываем ребёнку, пока он сам не спросит: «А что это?»
Детей поддерживаем на волне эмоциональной активности и естественного интереса. Если этого нет, ребёнок плохо развивается. А если есть, то его уже с трёх лет можно обучать».
Методика В.Ф.Базарного построена на наиболее полной реализации функциональных возможностей зрительного анализатора и поддержании оптимального равновесия организма с внешней средой, что способствует гармоничному сочетанию общей двигательной, в том числе и зрительной, активности в пространстве.
Методика предлагает, во-первых, перевести процесс обучения (где это возможно) из режима ближнего в режим дальнего зрения, т.е. потребного для оптимального развития функции зрения, во-вторых - вынести занятия из условий ограниченных пространств (кабинетов) на открытую местность; в-третьих - максимально приблизить обучение к объектам и явлениям экологической среды.
Отличительной особенностью методики обучения в режиме дальнего зрения является то, что изучаемые объекты размещаются на максимально возможном удалении от детей.
При таком режиме сохраняется пространственно-метрический обзор, в том числе глубина и стереоскопичность восприятия как основа гармонического формирования не только собственно функций зрения, но и высших психических отражательных способностей. Методика не затрагивает принципиальных положений содержания педагогического обучения. Она касается лишь физиолого-гигиенических аспектов оптимизации зрительного восприятия и режима обучения.
При обучении детей грамоте методика В.Ф.Базарного предполагает три этапа.
Первый этап является вводным и базируется на зрительном восприятии букв, а также на осознании их с помощью мышечного, тактильного и слухового анализаторов. В классе вывешиваются яркие сюжетные картины «Осенний пейзаж», «В осеннем лесу», сюжеты из хорошо знакомых детям сказок – «экологические буквари». В различных участках картины размещаются карточки с буквами, с названиями птиц и т.п.
Важным здесь является то, что дети по своему желанию подходят к картинам и отгадывают ту или иную букву.
Знакомятся первоклассники с буквами и через мышечно-тактильное чувство или действие. В этом случае используются объёмные буквы, сделанные из пластмассы, палочки, из которых складываются буквы. Конструирование букв является чрезвычайно важным. Так как в их восприятии и осознании участвуют зрительное, мышечное и осязательное чувства (а при чтении и слуховой анализатор).
Такие уроки способствуют формированию полисенсорного чувственного восприятия букв, а поэтому и более стабильного представления. В процессе занятия дети свободно передвигаются, подходят к настенной букве, обводят её пальчиком, возвращаются на место, конструируют её.
Второй этап является основным в методике обучения чтению в режиме дальнего зрения. К нему можно приступать. Когда дети усвоили первичный необходимый запас букв. На этом этапе дети овладевают навыками слого- и словообразования. Уроки проводятся в условиях максимально возможного удаления от детей разучиваемых слогов. Такой режим способствует активизации зрительного сосредоточения вдаль, а также формированию навыка целостного восприятия слогов и слов. Это обстоятельство способствует формированию ассоциативного, т.е. наиболее экономного, режима восприятия, поддержанию гармоничного развития пространственно-метрических функций зрительного восприятия, в том числе чувства локализации в пространстве, глубинного и стереоскопического зрения, остроты зрения.
Важный момент – правильное рассаживание детей. С этой целью необходимо проверить остроту зрения. Для каждого ребёнка определяется его рабочая индивидуальная дистанция (рабочее место). Методика такова: учитель берёт стандартную букву из «Кассы букв и слогов» и просит ребёнка отходить до тех пор, пока её контуры не начинают терять чёткость.
Слова и слоги легче воспринимаются на фоне зрительно-игровых сюжетов из сказок, на фоне ярких цветных рисунков. Широко используется экологические буквари.
В обучении чтению используется шаговый ритм (ритмизация слогов с помощью шага). С этой целью учителя показывают слоги (слова), а дети медленно идут по кругу и читают таким образом, чтобы на один шаг приходился один слог.
Опыт работы убеждает, что в процессе таких занятий предельная зрительная рабочая дистанция постоянно увеличивается, у детей повышается зрение.
Третий этап предназначен для постепенного входа в режим ближнего зрения. Главная его цель – сохранение и закрепление гармоничного зрительно-координаторного стереотипа, в том числе необходимой зрительной дистанции при самостоятельном чтении
Для повышения активности детей в процессе таких уроков, в том числе чувства зрительной локализации в пространстве, через каждые 10-15 минут детей надо переводить из положения сидя в положение стоя.
Не менее интересно проходят уроки математики, на которых используются предметы ближайшего окружения, природа, сюжетно-ролевые игры с включением материала из настенных экологических букварей.
Что даёт здравоохранительная методика В.Ф. Базарного?
Медицинские обследования показывают, что у детей за год повышается зрение, работоспособность, уменьшается степень напряжённости, случаи нарушения осанки.
Анализ посещённых уроков у учителей, использующих данную методику, позволяет сделать вывод о том, что дети свободны, раскрепощены, активно включаются в работу, все задания выполняют с интересом, умеют работать в парах, четвёрках, малых группах, умеют общаться.
Диагностика профессионального выгорания
Тест «Стресс усердия» (работоголизма, эмоционального выгорания)
- Берёте ли Вы берёте работу домой, на выходные дни или на время отпуска?
- Часто ли Вы думаете о работе, например, когда не можете заснуть?
- Часто ли Вы упоминаете в разговорах о том, как много работаете?
- Приводите ли Вы рациональные оправдания Вашей склонности много работать?
- Есть ли у Вас склонность к постоянному недовольству или чувству вины из-за своей работы?
- Подстраиваете ли вы все разговоры о жизни под нужды работы?
- Раздражительны ли Вы по отношению к окружающим?
- Заметили ли Вы, что теряете интерес к знакомым, которые не связаны с Вашей работой?
- Испытываете ли Вы жалость к себе из-за своей перегруженности?
- Ощущаете ли Вы, что из-за работы семье не хватает Вашего внимания?
- Пренебрегаете ли Вы вниманием к собственным потребностям, не связанным с работой?
- Часто ли Вы болеете?
- Часто ли Вы работаете вечерами?
- Менее ли Вы работоспособны, чем раньше?
- Легко ли Вы раздражаетесь?
- Считаете ли Вы, что на работе Вас недооценивают или относятся к вам недоброжелательно?
- Кажется ли Вам, что у вас плохая память?
- Бывает ли у Вас беспричинная тревога или страх?
- Случается ли Вам испытывать острую потребность в алкоголе, никотине или… шоколаде?
- Случалось ли Вам слышать от супруга, что мышление – враг секса?
- Часто ли после рабочего дня Вы чувствуете себя утомлённым, опустошённым?
- Испытываете ли Вы желание сменить работу?
Обработка результатов:
- Если Вы ответили «Да» на более, чем пять вопросов, это означает, что Вы поражены «работоголизмом».
- Положительный ответ на десять и более вопросов означает, что Вас уже можно классифицировать как настоящую жертву «работоголизма».
Весёлые физкультминутки
В школе дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому содействуют физкультминутки. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. Одни и те же физкультминутки быстро надоедают.
Особенно дети любят танцевальные физкультминутки или ритмические упражнения, которые отличаются более чётким исполнением элементов, например:
Дружно встали. Раз! Два1 Три!
Мы теперь - богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо и ещё
Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Необходимы детям и оздоровительные гигиенические физкультминутки, которые можно выполнять как стоя за партой, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой.
Необходимо проводить зарядку для глаз, особенно на уроках чтения и письма. Это очень простые упражнения: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут пробежаться глазами по контуру большого рисунка, по таблице, а могут просто, закрыв глаза, немножко «подремать».
Можно проводить упражнения, которые выполняются строго под счёт, с равномерным чередованием вдоха и выдоха. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определённой группы мышц. Сюда можно включить и ходьбу на месте, бег, прыжки, приседания и т. п. эти физкультминутки выполняются чаще всего в рифмованной форме:
Вдох выдох! Раз присели!
Два – привстали,
Чтоб задержки никакой!
Три – нагнулись
И достали до носка одной рукой.
Очень помогают на уроках чтения при работе над звуками упражнения, которые сопровождаются произнесением определённых звуков, например:
-Вы, наверное, устали?
-Да!
-И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели «ш-ш-ш-!»
Пошипели, помолчали
И, как зайки, поскакали
И за кустиком пропали.
Не менее охотно дети подражают движениям лягушат, зайцев, обезьян и других животных.
Самые распространённые, самые популярные физкультминутки – это двигательно-речевые. Дети коллективно читают стихи и одновременно выполняют различные движения:
Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
Некоторые физкультминутки помогают на уроках при изучении какой-либо темы. Например, на уроке математики при ознакомлении детей с понятиями «справа», «слева» можно проводить физкультминутку:
Это – правая рука,
Это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река…
Обернулись мы, и вот
Стало всё наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река…
Неужели стала правой
Моя левая рука?
При счёте предметов хороши такие физкультминутки:
Присядем столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Сколько зайчиков у нас,
Столько мы подпрыгнем раз!
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты!
Очень полезны физкультминутки на внимание, например:
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
И начинается игра. Учитель произносит слово «великаны» или «карлики» и одновременно показывает движения, если «великаны», то движение рукой вверх, а дети встают, тянутся вверх. Если «карлики», то движение руки вниз, и дети приседают. Но движения учителя не всегда соответствуют произносимым словам, поэтому дети должны быть внимательны к словам и движениям.
Вот ещё несколько весёлых ритмических физкультминуток:
Шёл король Боровик К нам пришли друзья-зверушки,
Через лес напрямик. Что живут в лесной избушке.
Он грозит кулаком Вмиг злодея вон прогнали
И стучит каблуком. И детей расколдовали.
Был король Боровик не в духе: Будем мы теперь плясать,
Короля покусали мухи. Веселиться и скакать!
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1,2,3,4 –
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Один, другой, это – кроль.
Все, как один, плывём, как дельфин.
Вышли на берег пустой
И отправились домой.
Три медведя шли домой, На зарядку, на зарядку
Папа был большой-большой, Просыпайтесь по порядку
Мама с ним – поменьше ростом, Руки, ноги, голова!
А сынок – малютка просто. Раз и два! Раз и два!
Очень маленький он был – На зарядку, на зарядку!
С погремушками ходил. Достаём руками пятку.
Бегемот разинул рот –
Булку просит бегемот.
И не знает бегемот,
Что сквозь рот видать живот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающей технологии
Учитывая слабое состояние здоровья детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей. Одной из важнейших задач школы на современном...
Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности
Как и воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. От правильной организации ур...
Доклад на тему «Использование элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями в начальной школе»
В докладе описываются приемы работы на уроках и внеурочное время по здоровьесбережению...
Презентация опыта работы «Формирование ценностного отношения младших школьников к здоровью посредством использования приёмов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности и внеклассной работе».
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании ценностного отношения младших школьников к здоровью через использование в практике работы зборовьесберегающих технологий, кинезиологических...
Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).
В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегаю...
Статья " Организация внеклассной деятельности детей в системе здоровьесберегающих технологий"
Статья " Организация внеклассной деятельности детей в системе здоровьесберегающих технологий"...