Организация уроков и внеклассной работы с использованием приёмов здоровьесберегающих технологий
материал по зож на тему

Михайлова Инна Аркадьевна

Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie_mihaylova.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Организация уроков и внеклассной работы с использованием приёмов здоровьесберегающих технологий

        Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Проанализировав результаты наблюдений и анкетирования родителей, педагоги и психологи пришли к принятию решения об использовании игровых методов психокоррекции.

        Эти игры проводятся на уроках (в конце урока, когда выполнена учебная программа) или после уроков в группе продлённого дня, на переменах. Работа ведётся в следующих направлениях:

  1. Развитие внимания (активного, произвольного): «Будь внимателен», «Слушай звуки», «Слушай хлопки», «Зеваки», «Буквы алфавита».
  2. Развитие памяти и восприятия, наблюдательности: «Повтори за мной», «Запомни движения», «Запомни своё место», «Запомни свою позу». «Испорченный телефон».
  3. Развитие произвольных движений и самоконтроля: «Флажок», «Запретный номер», «Замри».
  4. Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации: «Дракон кусает свой хвост», «Лисонька, где ты?».
  5. Игры, способствующие снятию страхов в общении: «Кто за кем?», «Нарисуй свой страх».
  6. Развитие мышления и речи: «Картинки-загадки», «Определи игрушку», «Сочини предложение», «Перечисли предметы».

Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, мы не требуем от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

        Формы организации деятельности учащихся на уроках:

- работа в группах (как статическая, так и подвижная);

- работа в парах;

- фронтальный опрос с использованием мяча.

Элементы игры учителя используют также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:

- хлопанье в ладоши;

- поднятие руки;

- сигнальные карточки различного цвета.

        В игровой форме проводится словарная работа: дети по очереди выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приёмы с элементами соревнования,  благотворно влияющие на здоровье, используются и на уроках математики.

        В качестве приёма здоровьесбережения учителя начальных классов применяют дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребёнок получает на уроках только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе. Привычно переживаемая ситуация успеха способствует повышению самооценки учащихся, снижает барьеры страха, формирует доверие к педагогу и доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе.

        Объём домашнего задания и степень его сложности педагоги соизмеряют с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому следует предлагать детям разноуровневые задания и оставлять за ними право выбора в соответствии с собственными силами.

        Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся. В школе проходят конкурсы рисунков: «Секреты здоровья», «Здоровый образ жизни».

         В группах продлённого дня проводятся занятия: «Уроки Мойдодыра» (умывание и купание, забота о глазах, уход за ушами, уход за зубами, забота о коже; как следует питаться, как сделать сон полезным, настроение в школе, поведение в школе, вредные привычки);

 «Уроки Айболита» (почему мы болеем, кто нас лечит, правила безопасного поведения на улице, дома, на транспорте; правила обращения с огнём; первая медицинская помощь);

 «Уроки Знайки» (чего надо бояться, как вести себя за столом, «нехорошие» слова, «недобрые» шутки).

        Результатами применения здоровьесберегающих технологий являются следующие показатели:

- снижение заболеваемости среди детей (простуды, вирусные заболевания);

- повышение качества обучения;

- создание сплочённого коллектива учащихся;

- личностный рост учащихся;

- принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.

        Социально-психологическое здоровье класса

        Из информации о пропусках уроков можно получить важный показатель о социально-психологическом здоровье класса.

        Традиционная информация о пропусках уроков, которую можно найти на последних страницах классного журнала, где отмечаются ежедневные  пропуски уроков, а потом подсчитывается их общее количество за учебную четверть может помочь определить показатель социально-психологического «здоровья» класса.

        Имеются пропуски по болезни и пропуски без причины – «прогулы», когда ребёнок, казалось бы, без всякой причины не посещает школу. А причина на самом деле есть: это самозащита организма от перегрузки, дискомфорта. Именно всё это и «выталкивает» ребёнка за порог школы.

        Степень психологического благополучия класса – разница между количеством пропусков по болезни и прогулами.

        Технология подсчёта:

  1. Подсчитать количество уроков, которые учащиеся должны были посетить за четверть по формуле:

                                                     U=N*n*K,

где U – количество уроко-учеников; N – количество учебных недель; n – количество учебных часов в неделю по учебному плану; K – число учащихся в классе.

  1. Из классного журнала взять данные об общем количестве пропусков и пропусков по болезни:

О – общее количество пропусков

Б – пропуски по болезни.

3.   Определить величину, отражающую состояние здоровья учащихся в классе, по формуле:

                                                      1- Б/U.

4.    Определить степень психологического благополучия по формуле:

                                                       1- (О-Б)/U/

5.    Все данные занести в отчётную таблицу:

Класс

N-количество

учеб

ных

недель

n-количест

во

учеб

ных

часов

в нед.

K-число учащих

ся в классе

О-общее количество пропусков

Б-количество пропусков по болезни

1-Б/U состояние здоровья

1- (О-Б)/U-

психологи

ческое

благополу

чие

Здоровье учителя

  • если вы будете смеяться хотя бы 10 минут, то ваш сон станет спокойным, а бодрствование рассудительным и энергичным и риск инфаркта снизится на 50%;
  • ешьте каждый день всего-навсего 30 граммов рыбы – это снижает уровень холестерина в крови и способствует профилактике болезни сердца и кровеносных сосудов;
  • не подавляйте в себе негативные эмоции, вы рискуете заболеть неврозом или какой-либо соматической болезнью;
  • ходите больше пешком – это профилактика гипертонии;
  • если любите петь, то пойте каждый день – это продлевает вашу жизнь, развивает грудную мускулатуру и укрепляет сердечную мышцу;
  • не надейтесь на медицину, она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым.

Бойтесь попасть в плен к врачам!

  • живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», не сожалейте о прошлом и особо не беспокойтесь, что будет завтра;
  • думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни, а не о тёмных и печальных, ибо «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем»;
  • не следует держать злобу на ваших оппонентов и пытаться с ними расквитаться. Этим вы принесёте себе вреда больше, чем им. «Ни минуты не думать о людях, которых мы не любим»;
  • считайте свои благодати, а не несчастья;
  •  надо стараться приносить радость другим людям. Делая добро другим, вы делаете его прежде всего самому себе;
  • следует активно искать способы превращения из минусов в плюсы. Жизнь диалектична. Из кислого лимона надо постараться сделать сладкий;
  • отдыхайте до того, как пришло чувство усталости;
  • умейте расслабляться и сбрасывать лишнее напряжение, т. к. нервно-психическая напряжённость – главная причина утомления;
  • не задерживайте внимания на недостатках других людей. Проявляйте больше интереса к их положительным качествам;
  • профилактикой от стресса является активизация чувства юмора. Юмор помогает относиться к волнующему как к явлению малозначащему и недостойному внимания;
  •  помните, здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.                              

                                       Здоровьесберегающая методика В.Ф.Базарного (из опыта работы с учащимися 1-х классов).

        Неуклонный рост объёма знаний, которыми нужно овладеть в школе, овладеть не механически, а осмысленно, без вреда для здоровья, делает необходимыми поиски новых методик преподавания и воспитания, основывающихся на физиологических возможностях растущего организма. Наука сегодня свидетельствует, что резерв сил и способностей человеческого организма значительно больше, чем они реализуются. Значит, для педагога важно найти пусковой механизм к неиспользованным резервам, научиться пользоваться ими в целях расширения функциональных возможностей, повышения работоспособности у детей, укрепления их здоровья

        Вот что говорит об этом руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера, профессор Владимир Филиппович Базарный: их быть всё время в действии». «Наша задача: сохранить и преумножить здоровье детей в детских садах и школах. Для её решения мы возвращаем многообразный цветной, движущийся  мир в эти учреждения. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока. Сидя – за партой, на стуле, стоя – за конторкой. Вместо сухих страниц учебника – экологические буквари и математика. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. Внедряем разработанные системы коллективных и индивидуальных тренажёров, повышающих активность различных органов чувств ребят, заставляющих

        Владимир Филиппович считает, что через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое: «Ребёнок нормально растёт, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе. Вот поэтому мы возвращаем детям весь диапазон запахов, звуков, цвета. Ничего не навязываем ребёнку, пока он сам не спросит: «А что это?»

        Детей поддерживаем на волне эмоциональной активности и естественного интереса. Если этого нет, ребёнок плохо развивается. А если есть, то его уже с трёх лет можно обучать».

        Методика В.Ф.Базарного построена на наиболее полной реализации функциональных возможностей зрительного анализатора и поддержании оптимального равновесия организма с внешней средой, что способствует гармоничному сочетанию общей двигательной, в том числе и зрительной, активности в пространстве.

        Методика предлагает, во-первых, перевести процесс обучения (где это возможно) из режима ближнего в режим дальнего зрения, т.е. потребного для оптимального развития функции зрения, во-вторых - вынести занятия из условий ограниченных пространств (кабинетов) на открытую местность; в-третьих - максимально приблизить обучение к объектам и явлениям экологической среды.

Отличительной особенностью методики обучения в режиме дальнего зрения является то, что изучаемые объекты размещаются на максимально возможном удалении от детей.

        При таком режиме сохраняется пространственно-метрический обзор, в том числе глубина и стереоскопичность восприятия как основа гармонического формирования не только собственно функций зрения, но и высших психических отражательных способностей. Методика не затрагивает принципиальных положений содержания педагогического обучения. Она касается лишь физиолого-гигиенических аспектов оптимизации зрительного восприятия и режима обучения.

        При обучении детей грамоте методика В.Ф.Базарного предполагает три этапа.

        Первый этап является вводным и базируется на зрительном восприятии букв, а также на осознании их с помощью мышечного, тактильного и слухового анализаторов. В классе вывешиваются яркие сюжетные картины «Осенний пейзаж», «В осеннем лесу», сюжеты из хорошо знакомых детям сказок – «экологические буквари». В различных участках картины размещаются карточки с буквами, с названиями птиц и т.п.

Важным здесь является то, что дети по своему желанию подходят к картинам и отгадывают ту или иную букву.

Знакомятся первоклассники с буквами и через мышечно-тактильное чувство или действие. В этом случае  используются объёмные буквы, сделанные из пластмассы, палочки, из которых складываются буквы. Конструирование букв является чрезвычайно важным. Так как в их восприятии и осознании участвуют зрительное, мышечное и осязательное чувства (а при чтении и слуховой анализатор).

        Такие уроки способствуют формированию полисенсорного чувственного восприятия букв, а поэтому и более стабильного представления. В процессе занятия дети свободно передвигаются, подходят к настенной букве, обводят её пальчиком, возвращаются на место, конструируют её.

        Второй этап является основным в методике обучения чтению в режиме дальнего зрения. К нему можно приступать. Когда дети усвоили первичный необходимый запас букв. На этом этапе дети овладевают навыками слого- и словообразования. Уроки проводятся в условиях максимально возможного удаления от детей разучиваемых слогов. Такой режим способствует активизации зрительного сосредоточения вдаль, а также формированию навыка целостного восприятия слогов и слов. Это обстоятельство способствует формированию ассоциативного, т.е. наиболее экономного, режима восприятия, поддержанию гармоничного развития пространственно-метрических функций зрительного восприятия, в том числе чувства локализации в пространстве, глубинного и стереоскопического зрения, остроты зрения.

        Важный момент – правильное рассаживание детей. С этой целью необходимо проверить остроту зрения. Для каждого ребёнка определяется его рабочая индивидуальная дистанция (рабочее место). Методика такова: учитель берёт стандартную букву из «Кассы букв и слогов» и просит ребёнка отходить до тех пор, пока её контуры не начинают терять чёткость.

        Слова и слоги легче воспринимаются на фоне зрительно-игровых сюжетов из сказок, на фоне ярких цветных рисунков. Широко используется экологические буквари.

        В обучении чтению используется шаговый ритм (ритмизация слогов с помощью шага). С этой целью учителя показывают слоги (слова), а дети медленно идут по кругу и читают таким образом, чтобы на один шаг приходился один слог.

        Опыт работы убеждает, что в процессе таких занятий предельная зрительная рабочая дистанция постоянно увеличивается, у детей повышается зрение.

        Третий этап предназначен для постепенного входа в режим ближнего зрения. Главная его цель – сохранение и закрепление гармоничного зрительно-координаторного стереотипа, в том числе необходимой зрительной дистанции при самостоятельном чтении

        Для повышения активности детей в процессе таких уроков, в том числе чувства зрительной локализации в пространстве, через каждые 10-15 минут детей надо переводить из положения сидя в положение стоя.

        Не менее интересно проходят уроки  математики, на которых используются предметы ближайшего окружения, природа, сюжетно-ролевые игры с включением материала из настенных экологических букварей.

        Что даёт здравоохранительная методика В.Ф. Базарного?

        Медицинские обследования показывают, что у детей за год повышается зрение, работоспособность, уменьшается степень напряжённости, случаи нарушения осанки.

        Анализ посещённых уроков у учителей, использующих данную методику, позволяет сделать вывод о том, что дети свободны, раскрепощены, активно включаются в работу, все задания выполняют с интересом, умеют работать в парах, четвёрках, малых группах, умеют общаться.

Диагностика профессионального выгорания

Тест «Стресс усердия» (работоголизма, эмоционального выгорания)

  1.  Берёте ли Вы берёте работу домой, на выходные дни или на время отпуска?
  2.  Часто ли Вы думаете о работе, например, когда не можете заснуть?
  3.  Часто ли Вы упоминаете в разговорах о том, как много работаете?
  4.  Приводите ли Вы рациональные оправдания Вашей склонности много   работать?
  5.  Есть ли у Вас склонность к постоянному недовольству или чувству вины из-за своей работы?
  6.  Подстраиваете ли вы все разговоры о жизни под нужды работы?
  7.  Раздражительны ли Вы по отношению к окружающим?
  8.  Заметили ли Вы, что теряете интерес к знакомым, которые не связаны с Вашей работой?
  9.  Испытываете ли Вы жалость к себе из-за своей перегруженности?
  10.   Ощущаете ли Вы, что из-за работы семье не хватает Вашего внимания?
  11.  Пренебрегаете ли Вы вниманием к собственным потребностям, не связанным с работой?
  12.  Часто ли Вы болеете?
  13.  Часто ли Вы работаете вечерами?
  14.  Менее ли Вы работоспособны, чем раньше?
  15.  Легко ли Вы раздражаетесь?
  16.  Считаете ли Вы, что на работе Вас недооценивают или относятся к вам недоброжелательно?
  17.   Кажется ли Вам, что у вас плохая память?
  18.   Бывает ли у Вас беспричинная тревога или страх?
  19. Случается ли Вам испытывать острую потребность в алкоголе, никотине или… шоколаде?
  20.  Случалось ли Вам слышать от супруга, что мышление – враг секса?
  21.  Часто ли после рабочего дня Вы чувствуете себя утомлённым, опустошённым?
  22.  Испытываете ли Вы желание сменить работу?

Обработка результатов:

  • Если Вы ответили «Да» на более, чем пять вопросов, это означает, что Вы поражены «работоголизмом».
  • Положительный ответ на десять и более  вопросов означает, что Вас уже можно классифицировать как настоящую жертву «работоголизма».

Весёлые физкультминутки

        В школе дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому содействуют физкультминутки. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. Одни и те же физкультминутки быстро надоедают.

        Особенно дети любят танцевальные физкультминутки или ритмические упражнения, которые отличаются более чётким исполнением элементов, например:

Дружно встали. Раз! Два1 Три!

Мы теперь -  богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

 Ноги крепкие расставим.

                                              Поворачиваясь вправо,

                                              Оглядимся величаво;

                                              И налево надо тоже

                                        Поглядеть из-под ладошек.

                                              И направо и ещё

                                              Через левое плечо.

                                        Буквой «л» расставим ноги.

                                        Точно в танце руки в боки.

                                        Наклонились влево, вправо.

                                               Получается на славу!

 Необходимы детям и оздоровительные гигиенические физкультминутки, которые можно выполнять как стоя за партой, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой.

        Необходимо проводить зарядку для глаз, особенно на уроках чтения и письма. Это очень простые упражнения: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут пробежаться глазами по контуру большого рисунка, по таблице, а могут просто, закрыв глаза, немножко «подремать».

        Можно проводить упражнения, которые выполняются строго под счёт, с равномерным чередованием вдоха и выдоха. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определённой группы мышц. Сюда можно включить и ходьбу на месте, бег, прыжки, приседания и т. п. эти физкультминутки выполняются чаще всего в рифмованной форме:

Вдох выдох! Раз присели!

Два – привстали,

Чтоб задержки никакой!

Три – нагнулись

И достали до носка одной рукой.

        Очень помогают на уроках чтения при работе над звуками упражнения, которые сопровождаются произнесением определённых звуков, например:

-Вы, наверное, устали?

                                               -Да!

-И поэтому все встали.

                                               Дружно вытянули шеи

                  И, как гуси, зашипели «ш-ш-ш-!»

                                               Пошипели, помолчали

 И, как зайки, поскакали

 И за кустиком пропали.

        Не менее охотно дети подражают движениям лягушат, зайцев, обезьян и других животных.

        Самые распространённые, самые популярные физкультминутки – это двигательно-речевые. Дети коллективно читают стихи и одновременно выполняют различные движения:

Топай, мишка,

  Хлопай, мишка,

                         Приседай со мной, братишка.

                    Руки вверх, вперёд и вниз.

        Улыбайся и садись.

        Некоторые физкультминутки помогают на уроках при изучении какой-либо темы. Например, на уроке математики при ознакомлении детей с понятиями «справа», «слева» можно проводить физкультминутку:

  Это – правая рука,

Это – левая рука.

               Справа – шумная дубрава,

   Слева – быстрая река…

Обернулись мы, и вот

    Стало всё наоборот:

      Слева – шумная дубрава,

     Справа – быстрая река…

 Неужели стала правой

Моя левая рука?

        При счёте предметов хороши такие физкультминутки:

Присядем столько раз,

Сколько бабочек у нас.

                                                               Сколько зайчиков у нас,

                                                               Столько мы подпрыгнем раз!

                                                               Сколько клеток до черты,

                                                               Столько раз подпрыгни ты!

        Очень полезны физкультминутки на внимание, например:

Чудеса у нас на свете:

  Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

  Великанами мы стали.

        И начинается игра. Учитель произносит слово «великаны» или «карлики» и одновременно показывает движения, если «великаны», то движение рукой вверх, а дети встают, тянутся вверх. Если «карлики», то движение руки вниз, и дети приседают. Но движения учителя не всегда соответствуют произносимым словам, поэтому дети должны быть внимательны к словам и движениям.

        Вот ещё несколько весёлых ритмических физкультминуток:

Шёл король Боровик                                      К нам пришли друзья-зверушки,

Через лес напрямик.                                       Что живут в лесной избушке.

Он грозит кулаком                                          Вмиг злодея вон прогнали

И стучит каблуком.                                         И детей расколдовали.

Был король Боровик не в духе:                      Будем мы теперь плясать,

Короля покусали мухи.                                   Веселиться и скакать!

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1,2,3,4 –

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Один, другой, это – кроль.

Все, как один, плывём, как дельфин.

Вышли на берег пустой

И отправились домой.

Три медведя шли домой,                                  На зарядку, на зарядку

Папа был большой-большой,                           Просыпайтесь по порядку

Мама с ним – поменьше ростом,                     Руки, ноги, голова!

А сынок – малютка просто.                              Раз и два! Раз и два!

Очень маленький он был –                               На зарядку, на зарядку!

С погремушками ходил.                                   Достаём руками пятку.

Бегемот разинул рот –

Булку просит бегемот.

И не знает бегемот,

Что сквозь рот видать живот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающей технологии

Учитывая слабое состояние здоровья детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей. Одной из важнейших задач школы на современном...

Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности

    Как и воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. От правильной организации ур...

Презентация опыта работы «Формирование ценностного отношения младших школьников к здоровью посредством использования приёмов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности и внеклассной работе».

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании ценностного отношения младших школьников к здоровью через использование в практике работы зборовьесберегающих технологий, кинезиологических...

Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).

    В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегаю...

Статья " Организация внеклассной деятельности детей в системе здоровьесберегающих технологий"

Статья " Организация внеклассной деятельности детей в системе здоровьесберегающих технологий"...