Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики
статья по теме
Для обеспечения качества образования, необходимо создание соответствующих условий в процессе обучения. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровье в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_organizacii_uroka.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
Технология организации урока в условиях
здоровьесберегающей педагогики
Луценко В.И.
учитель начальных классов
В настоящее время, ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы. Среди заболеваний наиболее распространены патологии верхних дыхательных путей, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, органов зрения. Особое внимание обращает на себя возрастающее число учащихся с патологией репродуктивной системы. Постоянно растет число детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. "Вопросы охраны и укрепления здоровья на протяжение последнего десятилетия не оставались без внимания со стороны государства и исполнительной власти".
В программе "Образование и здоровье" на передний план выдвигаемая категория "качество образования" непосредственно связана с категорией "здоровье" в ее современном понимании как гармоничного сочетания физического, психического и социального благополучия. То есть процесс обучения не должен негативно отражаться на здоровье детей, в нем должны присутствовать формы активности направленные на его развитие, более того, образование должно формировать потребность и навыки поддерживания здорового образа жизни.
Таким образом, для обеспечения качества образования, необходимо создание соответствующих условий в процессе обучения. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровье в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.
На физическое развитие, состояние здоровья и распространение заболеваний оказывают влияние природно-климатические факторы; солнечная радиация, состав питьевой воды, среднегодовая температура воздуха, влажность и т.д. Также влияют на здоровье ребенка социально-гигиенические факторы: чистота воды, воздуха, разная наполняемость школ, сменность занятий, семейные условия жизни и воспитание.
Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание. Из всего сказанного видно, что проблема воспитания здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и наша задача выделить из нее конкретные вопросы, решение которых посильно учителю и в решении которых сам учитель кровно заинтересован.
В этой связи уместно вспомнить слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя".Учителям начальной школы доверены дети, того возраста, когда идет формирование гармонически развитой личности. Все упущенное в дошкольном возрасте еще можно исправить в младших классах, но упущенное в начальной школе исправить труднее. Роль учителя здесь особенно велика. Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости их организма, обусловленной необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни, ведет к повышенной заболеваемости. Поэтому все мероприятия, направленные на укрепление здоровья и закаливание учащихся этого возраста, приобретают особое значение.
Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного и продленного дня без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение учебного дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.
Рациональный режим прежде всего предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности. Подавляющее большинство функциональных отклонений в организме учащихся по мере увеличения ученического стажа связано с выполнением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, гигиенически правильным построенным уроком.
Прежде всего валеологически обоснованный урок должен быть построен с учетом потребностей детей: в саморазвитии; в подражании; приобретении опыта.
Основные требования качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
- Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
- Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
- Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
- Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
- Активизация развития всех сфер личности учащихся.
- Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
- Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
- Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
- Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
- Формирование умения учиться, заботясь о своем здровье.
- Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
Педагогика оздоровления детей предполагает использование в практике нестандартных уроков: уроков-игр, уроков-конкурсов, уроков-концертов и т.д. А еще хотелось отметить, что легко запоминается и надолго сохраняется информация, вызвавшая интерес. Детей начальных классов привлекает всё яркое, необычное, броское. Поэтому учитель использует на своих уроках компьютерные слайды. Они ярко оформлены и привлекают внимание детей. Слайды построены таким образом, чтобы, после объяснения, дети выполняли задания, что заставляет их более внимательно прочитывать и рассматривать новый материал. Очень важно «трудное» сделать для учащихся «простым» и доступным. Продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается, если предлагаемое задание предусматривает не только пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение заданий.
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни – проблема сложная. Решить эту задачу путем передачи знаний, предусмотренных программой начальной школы, невозможно.
Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, медицины, гигиены осуществляет индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, бережно относится к ранимой психике ребенка. Многолетняя практика и научные исследования показали, что успех гигиенического обучения и воспитания достигается только в том случае, если применяется системный подход к решению этой проблемы. Этот подход включает в себя работу на уроках, во внеклассной и внешкольной работе. Вот некоторые примеры внеклассной работы.
Формы внеклассной работы в рамках реализации
здоровьесберегающих образовательных технологий
- Беседы (учителя, санитарного актива, медицинских работников, родителей).
- Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов, стихотворений).
- Утренники, праздники здоровья.
- Игры, соревнования с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены и т.д., («В гостях у Мойдодыра», «Светофор»).
- Представления культурного театра («Веселый санитар Федя Мочалкин»).
- Устные журналы («Солнце, воздух и вода – ниши лучшие друзья», «Если хочешь быть здоров - закаляйся!»).
- Смотры-конкурсы на лучшее санитарное состояние класса (проводятся по параллелям среди начальных классов).
- Санитарные рейды по школе, квартире, дворам.
- Организация санитарного уголка, выпуск бюллетеней («Советы доктора Айболита»).
- «Клубы Юных санитаров», «Школа здоровья».
- Конкурсы: рисунков «Пусть тебя не назовут неряхой», плакатов «Здоровые зубы – здоровью любы», конкурс детских стихотворений, сочинений «Секреты здоровья», загадок «Угадайка», пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье».
- Практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами , телом, по уходу за одеждой и обувью и др.(конкурсы).
- Обсуждение ситуаций: «А если руки не мыть», «Легко ли бытьо чистюлей», «Одеваюсь по погоде» и т.д.
- Юмористическая разминка «Смешинка».
- Коллективная работа над проектом «Чистота - залог здоровья».
Без соблюдения школьником режима дня, нарушается весь комплекс оздоровления. Поэтому необходимо чётко распределить время выполнения любой деятельности. Вместе с ребятами распланировать свой режим дня, где есть место и учёбе, и отдыху, и играм. Навыки, полученные в школе, легче усваиваются, если они подкрепляются поддерживаются родителями. Поэтому необходимо постоянно информировать родителей даже о мелочах жизни их детей в классе. А также узнавать у родителей, как ведут себя дети дома, как соблюдают режим, помогают ли поддерживать чистоту в квартире, следят ли за своими вещами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистическая задача как способ организации урока в условиях реализации ФГОС
По материалам региональной научно – практической конференции "Проектная деятельность учителя как условие развития образовательных компетентностей учащихся в контексте ФГОС НОО"(НИПКиПРО)....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Поэтому для учителя особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как создать...
«Деятельностный метод обучения детей с ОВЗ при организации урока в условиях введения ФГОС»
Реализация требований ФГОС НОО. Деятельностный метод обучения детей с ОВЗ....
Обобщение передового педагогического опыта по теме: " Здоровьесберегающие технологии на уроках в условиях реализации ФГОС"
Понятие "Здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии....
Деятельностный метод обучения слепых и слабовидящих детей при организации урока в условиях введения ФГОС
Доклад на методический совет по теме: "Деятельностный метод обучения слепых и слабовидящих детей при организации урока в условиях введения ФГОС "...
Рациональная организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий
Рациональная организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий....