Физкультминутка – обязательный элемент здоровьесберегающей организации урока
статья по зож (1 класс) на тему
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм младших школьников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. Поэтому обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, является физкультминутка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультминутка – обязательный элемент
здоровьесберегающей организации урока.
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм младших школьников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. Поэтому обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, является физкультминутка, которую различают по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме проведения.
Подбирая физминутки, слежу, чтобы они способствовали снятию усталости и напряжения, совершенствованию общей моторики, выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью и тренировали скоростные навыки выполнения мыслительных операций. Как правило, придерживаюсь физиологически обоснованным временем для проведения физминутки - 15-20-я минута урока. В 1 классе провожу 2 физминутки через 15 минут после начала урока. Стараюсь, чтобы упражнения были разнообразные: оздоровительного направления, физкультурно-спортивного, креативного, когнитивного и двигательно-речевого, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, и их результативность. Каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости.
В соответствии с требованиями к проведению физкультминуток комплексы подбираю в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке:
- преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.
Ученик, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения, поэтому использую упражнения для снятия общего или локального утомления. Например, различные движения головой, повороты туловища, полуприседания, движения руками, и т.д.
- преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.
Стараюсь расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использую гимнастику для глаз.
Например, вертикальные движения глаз вверх-вниз; горизонтальные вправо-влево; вращение глазами по часовой стрелке и против.
- преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.
Использую гимнастику для слуха и элементы дыхательной гимнастики, которые помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке.
Например, упражнение «Тихо - громко», «Подуй на снежинку», «Подуй на одуванчик» и т.д.
Обычно физкультминутки провожу под стихотворный текст. При подборе стихотворений обращаю внимание на то, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока.
Предлагаю вашему вниманию несколько физкультминуток, которые “направлены” не только на здоровьесбережение, но и на развитие и даже обучение.
Математика
- Любой урок математики.
- Нумерация чисел в пределах 20.
Столько раз, друзья, присели, | присесть 7 раз прыжки на двух ногах 3 раза наклоны вправо-влево 4 раза топать ногами столько раз, |
Русский язык
- Состав слова.
- Правописание суффиксов.
- Однокоренные слова.
Ходит Суффикс по дорожке | ходьба на месте 3-4 сек. |
Литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир, технология
- Н. Некрасов “Дед Мазай и зайцы”
- Д. Мамин-Сибиряк “Сказка про храброго зайца…”
- А. Блок “Ворона”
- Н. Соколов-Микитов “Листопадничек”
- Рисование животных.
- Осенние изменения в природе.
- Животные леса.
- Лепка из пластилина фигурок животных.
Утром на лесной опушке | ходьба на месте на протяжении чтения первых четырёх строк |
Скачут белочки и зайки – | прыжки: 3 раза на одной ноге, |
Дружно делают наклоны | наклоны вперёд и назад 4-6 раз |
Такие физминутки гармонично вписываются в конспект урока и могут являться одним из его этапов.
Свое выступление хочется закончить словами великого педагога К.Д.Ушинского.
«Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
Учитель начальных классов Гончарова Н.В.
Физкультминутка – обязательный элемент
здоровьесберегающей организации урока.
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм младших школьников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. Поэтому обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, является физкультминутка, которую различают по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме проведения.
Подбирая физминутки, слежу, чтобы они способствовали снятию усталости и напряжения, совершенствованию общей моторики, выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью и тренировали скоростные навыки выполнения мыслительных операций. Как правило, придерживаюсь физиологически обоснованным временем для проведения физминутки - 15-20-я минута урока. В 1 классе провожу 2 физминутки через 15 минут после начала урока. Стараюсь, чтобы упражнения были разнообразные: оздоровительного направления, физкультурно-спортивного, креативного, когнитивного и двигательно-речевого, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, и их результативность. Каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости.
В соответствии с требованиями к проведению физкультминуток комплексы подбираю в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке:
- преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.
Ученик, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме,
находятся в состоянии длительного статического напряжения, поэтому использую упражнения для снятия общего или локального утомления. Например, различные движения головой, повороты туловища, полуприседания, движения руками, и т.д.
- преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.
Стараюсь расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использую гимнастику для глаз.
Например, вертикальные движения глаз вверх-вниз; горизонтальные вправо-влево; вращение глазами по часовой стрелке и против.
- преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.
Использую гимнастику для слуха и элементы дыхательной гимнастики, которые помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке.
Например, упражнение «Тихо - громко», «Подуй на снежинку», «Подуй на одуванчик» и т.д.
Обычно физкультминутки провожу под стихотворный текст. При подборе стихотворений обращаю внимание на то, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока.
Предлагаю вашему вниманию несколько физкультминуток, которые “направлены” не только на здоровьесбережение, но и на развитие и даже обучение.
Математика
- Любой урок математики.
- Нумерация чисел в пределах 20.
Столько раз, друзья, присели, | присесть 7 раз прыжки на двух ногах 3 раза наклоны вправо-влево 4 раза топать ногами столько раз, |
Русский язык
- Состав слова.
- Правописание суффиксов.
- Однокоренные слова.
Ходит Суффикс по дорожке | ходьба на месте 3-4 сек. |
Литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир, технология
- Н. Некрасов “Дед Мазай и зайцы”
- Д. Мамин-Сибиряк “Сказка про храброго зайца…”
- Н. Соколов-Микитов “Листопадничек”
- Рисование животных.
- Осенние изменения в природе.
- Животные леса.
- Лепка из пластилина фигурок животных.
Утром на лесной опушке | ходьба на месте на протяжении чтения первых четырёх строк |
Скачут белочки и зайки – | прыжки: 3 раза на одной ноге, |
Дружно делают наклоны | наклоны вперёд и назад 4-6 раз |
Такие физминутки гармонично вписываются в конспект урока и могут являться одним из его этапов.
Свое выступление хочется закончить словами великого педагога К.Д.Ушинского.
«Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/09/picture-343.jpg)
Физкультминутки на уроках математики
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Арифметический диктант А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Де...
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/09/picture-343.jpg)
Физкультминутки на уроках окружающего мира
По материалам книги В.И. Ковалько Школа физкультминуток Физкультминутки на уроках окружающего мира...
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/09/picture-343.jpg)
Физкультминутки на уроках письма, чтения, русского языка
По материалам книги В.И. Ковалько Школа физкультминуток Физкультминутки на уроках письма, чтения, русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/16/picture-421.jpg)
Физкультминутка "Стрекоза" (с музыкальным сопровождением)
Физкультминутку можно использовать на любом уроке. Как для глаз (водить глазами за движением стрекозы), так и двигаться, используя танцевальные движения....
Электронная физкультминутка для глаз
Увидев на одном из открытых уроков такие физминутки для глаз, попробовала сама сделать. Оказалось,очень просто и интересно. Можно несколько таких физминуток использовать на уроке. Начинается она со ще...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/25/picture-5653-1472127026.jpg)
Мультимедийная физкультминутка "Обезьянки"
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: www.guru1.ucoz.ru Весёлая, зажигательная и ритмичная песенка, интересный видеоряд из GIF-анимашек поможет оживить урок. Уверена: дети будут просить вас прове...
![](/sites/default/files/pictures/2011/01/31/picture-7489.jpg)
Физкультминутки
В современной школе всё больше и больше находят своё применение электронные физкультминутки. Но не у всех есть возможность применять их на уроке. Предлагаю подборку стихотворных физкультми...