Физкультминутка – обязательный элемент здоровьесберегающей организации урока
статья по зож (1 класс) на тему

    Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм младших школьников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. Поэтому обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, является физкультминутка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультминутка – обязательный  элемент  

здоровьесберегающей  организации  урока.

    Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм младших школьников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. Поэтому обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, является физкультминутка, которую различают по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме проведения.

   Подбирая физминутки, слежу, чтобы они способствовали  снятию усталости и напряжения, совершенствованию общей моторики, выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью и тренировали скоростные навыки выполнения мыслительных операций.       Как правило, придерживаюсь физиологически обоснованным временем для проведения физминутки  - 15-20-я минута урока. В 1 классе провожу 2 физминутки через 15 минут после начала урока. Стараюсь, чтобы упражнения    были  разнообразные: оздоровительного направления, физкультурно-спортивного, креативного, когнитивного и двигательно-речевого, так как  однообразие  снижает  интерес  к  ним, следовательно, и их  результативность. Каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости.

В соответствии с требованиями  к  проведению  физкультминуток комплексы  подбираю  в  зависимости   от  преобладающей  деятельности  учащихся  на  уроке:

  • преобладающий  вид  деятельности  на  уроке – письмо.

   Ученик, как  правило, пишет  не  рукой, а «всем  телом». Мышцы  ребенка, поддерживающие  позу  и  принимающие  участие  в  письме, находятся  в  состоянии  длительного  статического  напряжения, поэтому  использую упражнения  для  снятия  общего  или  локального  утомления. Например, различные движения головой, повороты туловища, полуприседания, движения руками, и т.д.

  • преобладающий  вид  деятельности  на  уроке – чтение.

    Стараюсь расширять  зрительно-пространственную  активность  в  режиме  школьного  урока  и  использую  гимнастику  для  глаз.

Например, вертикальные движения глаз вверх-вниз;  горизонтальные вправо-влево;  вращение глазами по часовой стрелке и против.

  • преобладающий  вид  деятельности  на  уроке – слушание  и  говорение.

     Использую  гимнастику  для  слуха и элементы дыхательной гимнастики, которые   помогают  повысить  возбудимость  коры  больших  полушарий  мозга,  активизировать  детей  на  уроке.

   Например,  упражнение «Тихо - громко», «Подуй на снежинку», «Подуй на одуванчик» и т.д.

   Обычно  физкультминутки  провожу  под  стихотворный  текст. При подборе  стихотворений    обращаю   внимание  на  то, чтобы  содержание  текста  сочеталось  с  темой  урока.

    Предлагаю вашему вниманию  несколько физкультминуток, которые “направлены” не только на здоровьесбережение, но и на развитие и даже обучение.    

     

Математика

  • Любой урок математики.
  • Нумерация чисел в пределах 20.

Столько раз, друзья, присели, 
Сколько дней у нас в неделе!
Мы подпрыгнем столько раз, 
Сколько у Трёхглазки глаз. 
Столько сделаем наклонов, 
Сколько ёлочек зелёных.
А притопнем столько раз, 
Сколько девочек у нас; 
А прихлопнем столько раз, 
Сколько мальчиков у нас!..

присесть 7 раз

прыжки на двух ногах 3 раза

наклоны вправо-влево 4 раза

топать ногами столько раз,
сколько в классе девочек
хлопать в ладоши столько раз,
сколько в классе мальчиков

Русский язык

  • Состав слова.
  • Правописание суффиксов.
  • Однокоренные слова.

Ходит Суффикс по дорожке 
И играет на гармошке… 
Вот домишко. Это домик. 
Это дом. Живет здесь гномик. 
Вот домище великана, 
Великана Истукана… 
Побежали от него, 
чтоб не тронул никого!!!

ходьба на месте 3-4 сек.
руки перед грудью, рывки руками
присесть, приподняться
встать
подняться на носочки, руки вверх,
потянуться
бег на месте 2-3 сек.

Литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир, технология

  • Н. Некрасов “Дед Мазай и зайцы”
  • Д. Мамин-Сибиряк “Сказка про храброго зайца…”
  • А. Блок “Ворона”
  • Н. Соколов-Микитов “Листопадничек”
  • Рисование животных.
  • Осенние изменения в природе.
  • Животные леса.
  • Лепка из пластилина фигурок животных.

Утром на лесной опушке 
Собираются зверушки. 
Все приучены к порядку:
Дружно делают зарядку!

ходьба на месте на протяжении

чтения первых четырёх строк

Скачут белочки и зайки – 
1-2-3, 1-2-3… 
Скачут, скачут на лужайке – 
Посмотри, посмотри!
Встали – сели, встали – сели, 
Вправо-влево поглядели.

прыжки: 3 раза на одной ноге,
3 раза на другой ноге
прыжки на двух ногах (6 раз)
приседания 2 раза
смотреть вправо – влево, 
головой

Дружно делают наклоны 
Чернобровые вороны.
А зубастые бобры 
Взяли в лапки топоры.
Привыкайте все к порядку: 
Начинайте день с зарядки!

наклоны вперёд и назад 4-6 раз
упражнение “топор” 6-8 раз

  Такие  физминутки гармонично вписываются в конспект урока и могут являться одним из его этапов.

Свое выступление хочется закончить словами великого педагога  К.Д.Ушинского.

  «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

Учитель начальных классов Гончарова Н.В.

Физкультминутка – обязательный  элемент  

здоровьесберегающей  организации  урока.

    Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм младших школьников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. Поэтому обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, является физкультминутка, которую различают по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме проведения.

   Подбирая физминутки, слежу, чтобы они способствовали  снятию усталости и напряжения, совершенствованию общей моторики, выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью и тренировали скоростные навыки выполнения мыслительных операций.       Как правило, придерживаюсь физиологически обоснованным временем для проведения физминутки  - 15-20-я минута урока. В 1 классе провожу 2 физминутки через 15 минут после начала урока. Стараюсь, чтобы упражнения    были  разнообразные: оздоровительного направления, физкультурно-спортивного, креативного, когнитивного и двигательно-речевого, так как  однообразие  снижает  интерес  к  ним, следовательно, и их  результативность. Каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости.

В соответствии с требованиями  к  проведению  физкультминуток комплексы  подбираю  в  зависимости   от  преобладающей  деятельности  учащихся  на  уроке:

  • преобладающий  вид  деятельности  на  уроке – письмо.

   Ученик, как  правило, пишет  не  рукой, а «всем  телом». Мышцы  ребенка, поддерживающие  позу  и  принимающие  участие  в  письме,

находятся  в  состоянии  длительного  статического  напряжения, поэтому  использую упражнения  для  снятия  общего  или  локального  утомления. Например, различные движения головой, повороты туловища, полуприседания, движения руками, и т.д.

  • преобладающий  вид  деятельности  на  уроке – чтение.

    Стараюсь расширять  зрительно-пространственную  активность  в  режиме  школьного  урока  и  использую  гимнастику  для  глаз.

Например, вертикальные движения глаз вверх-вниз;  горизонтальные вправо-влево;  вращение глазами по часовой стрелке и против.

  • преобладающий  вид  деятельности  на  уроке – слушание  и  говорение.

     Использую  гимнастику  для  слуха и элементы дыхательной гимнастики, которые   помогают  повысить  возбудимость  коры  больших  полушарий  мозга,  активизировать  детей  на  уроке.

   Например,  упражнение «Тихо - громко», «Подуй на снежинку», «Подуй на одуванчик» и т.д.

   Обычно  физкультминутки  провожу  под  стихотворный  текст. При подборе  стихотворений    обращаю   внимание  на  то, чтобы  содержание  текста  сочеталось  с  темой  урока.

    Предлагаю вашему вниманию  несколько физкультминуток, которые “направлены” не только на здоровьесбережение, но и на развитие и даже обучение.    

     

Математика

  • Любой урок математики.
  • Нумерация чисел в пределах 20.

Столько раз, друзья, присели, 
Сколько дней у нас в неделе!
Мы подпрыгнем столько раз, 
Сколько у Трёхглазки глаз. 
Столько сделаем наклонов, 
Сколько ёлочек зелёных.
А притопнем столько раз, 
Сколько девочек у нас; 
А прихлопнем столько раз, 
Сколько мальчиков у нас!..

присесть 7 раз

прыжки на двух ногах 3 раза

наклоны вправо-влево 4 раза

топать ногами столько раз,
сколько в классе девочек
хлопать в ладоши столько раз,
сколько в классе мальчиков

Русский язык

  • Состав слова.
  • Правописание суффиксов.
  • Однокоренные слова.

Ходит Суффикс по дорожке 
И играет на гармошке… 
Вот домишко. Это домик. 
Это дом. Живет здесь гномик. 
Вот домище великана, 
Великана Истукана… 
Побежали от него, 
чтоб не тронул никого!!!

ходьба на месте 3-4 сек.
руки перед грудью, рывки руками
присесть, приподняться
встать
подняться на носочки, руки вверх,
потянуться
бег на месте 2-3 сек.

Литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир, технология

  • Н. Некрасов “Дед Мазай и зайцы”
  • Д. Мамин-Сибиряк “Сказка про храброго зайца…”
  • Н. Соколов-Микитов “Листопадничек”
  • Рисование животных.
  • Осенние изменения в природе.
  • Животные леса.
  • Лепка из пластилина фигурок животных.

Утром на лесной опушке 
Собираются зверушки. 
Все приучены к порядку:
Дружно делают зарядку!

ходьба на месте на протяжении

чтения первых четырёх строк

Скачут белочки и зайки – 
1-2-3, 1-2-3… 
Скачут, скачут на лужайке – 
Посмотри, посмотри!
Встали – сели, встали – сели, 
Вправо-влево поглядели.

прыжки: 3 раза на одной ноге,
3 раза на другой ноге
прыжки на двух ногах (6 раз)
приседания 2 раза
смотреть вправо – влево, 
головой

Дружно делают наклоны 
Чернобровые вороны.
А зубастые бобры 
Взяли в лапки топоры.
Привыкайте все к порядку: 
Начинайте день с зарядки!

наклоны вперёд и назад 4-6 раз
упражнение “топор” 6-8 раз

  Такие  физминутки гармонично вписываются в конспект урока и могут являться одним из его этапов.

Свое выступление хочется закончить словами великого педагога  К.Д.Ушинского.

  «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультминутки на уроках математики

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Арифметический диктант А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Де...

Физкультминутки на уроках окружающего мира

По материалам книги В.И. Ковалько Школа физкультминуток Физкультминутки на уроках окружающего мира...

Физкультминутки на уроках письма, чтения, русского языка

По материалам книги В.И. Ковалько Школа физкультминуток Физкультминутки на уроках письма, чтения, русского языка...

Физкультминутка "Стрекоза" (с музыкальным сопровождением)

Физкультминутку можно использовать на любом уроке. Как для глаз (водить глазами за движением стрекозы), так и двигаться, используя танцевальные движения....

Электронная физкультминутка для глаз

Увидев на одном из открытых уроков такие физминутки для глаз, попробовала сама сделать. Оказалось,очень просто и интересно. Можно несколько таких физминуток использовать на уроке. Начинается она со ще...

Мультимедийная физкультминутка "Обезьянки"

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: www.guru1.ucoz.ru Весёлая, зажигательная и ритмичная песенка, интересный видеоряд из GIF-анимашек поможет оживить урок. Уверена: дети будут просить вас прове...

Физкультминутки

В современной школе всё больше  и больше находят своё применение электронные физкультминутки. Но не у всех есть возможность применять их на уроке. Предлагаю подборку  стихотворных физкультми...