Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в начальной школе.
статья
В современном обществе проблема укрепления и сохранения здоровья детей очень актуальна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perevoshchikova_e_statya.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в начальной школе.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
По мнению В.Д. Сонькина, здоровьесберегающие технологии – условия нахождения и обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Здоровьесберегающие технологии образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
В педагогической и психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.
Среди социально-экономических факторов выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей.
Специалисты единодушны во мнении, что субъективное состояние ребенка имеет непосредственную связь с окружающей его обстановкой. Основывая свои выводы на анализе исследований, проведенных в различных странах мира, эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) констатировали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми. Эти же исследования обнаружили, что преобладающая часть нарушений психического здоровья в детском возрасте имеет две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития, во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на психотравмирующие ситуации.
К социально-психическим факторам, влияющим на психологическое здоровье детей, относятся, прежде всего, такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.
В последнее время всё большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов и тревожности, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышение заболеваемости. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума, нервозности в детском учреждении, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями.
Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью, как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе образовательного процесса, создание психолого- педагогических условий, развитие двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
В своей работе я стараюсь создать такую образовательную среду, которая обеспечивала бы снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Обязателен творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях работе активных методов и форм обучения и воспитания;
Обеспечиваю мотивацию образовательной деятельности. Ребенок эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью;
Строю учебно-воспитательный процесс в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Можно выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
Рациональная организация двигательной активности. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.
Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий;
На уроках провожу динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.), подвижные и спортивные игры.
В рамках внеурочной деятельности часто провожу музыкотерапию, сказкотерапию, библиотерапию.
Ежедневно проводится коррекция поведения.
Провожу уроки с использованием валеологического аспекта, такие занятия формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности, т.о.воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих. Эти знания, умения, навыки должны становятся основой для дальнейшей жизнедеятельности детей.
Активно применяю игровые технологии , т.к. это укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Так элементы игры можно использовать в качестве обратной связи и оценки ответов детьми своих товарищей: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет». Во время фронтального опроса используется игра с мячом или воздушным шариком: ребенок ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология имеет свои варианты.
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни. На занятиях с элементами сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы, когда вспоминаются старые и придумываются новые образы, и т.о. дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
Технологии музыкального воздействия используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Еще одним методом, используемым в работе, является рисуночная терапия. Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего нас мира. Чтобы выразить свои чувства, не обязательно что-то говорить, можно взять краски или карандаши и выразить свои чувства в рисунке (что особенно важно при коррекции трудностей в общении, замкнутости, стеснительности).
Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события.
На занятиях по рисуночной терапии используются разнообразные методики:
1) каждый рисует самостоятельно то, что хочет;
2) на одном листе рисуют пара участников, тема рисунка задается, вербальные контакты между рисующими исключаются;
3) вся группа рисует на одном листе бумаги на заданную тему;
4) дополнительное рисование (один начинает, другой продолжает рисунок).
Основные требования к качественному занятию в условиях здоровьесберегающей педагогики:
1. Построение занятия на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности воспитанников с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей. .
5. Активизация развития всех сфер личности детей.
6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегаюших образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
8. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
9. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития воспитанников
Итак, сохранение и укрепление здоровья воспитанников – основная задача школьных учреждений. В Концепции школьного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в школьном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением школьников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные формы организации образовательного процесса в начальной школе
Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между с...
Методическое письмо «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году»
Методическое письмо от 10.07.2012г....
Мастер - класс на тему: "Здоровьесберегающий подход к организации образовательного процесса в начальной школе".
В мастере - классе по теме " Здоровьесберегающий подход к организации обязательного процесса в начальной школе" предоставлен обзор...
Итоговая работа по теме "Организация образовательного процесса в начальной школе с использованием ЭОР"
Презентация содержит слайды, в которых дается информация по использованию ЭОР на уроках в начальной школе, содержит ссылки на сайты, где можно более подробно изучить данную тему....
ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ОВЗ"
Образование в начальной школе уже давно стало одним из самых инновационных направлений развития российского образования. Начальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, также измен...
Статья "Дистанционное обучение: возможные пути организации образовательного процесса в начальной школе"
Статья для учителей начальных классов...
Статья "Дистанционное обучение: возможные пути организации образовательного процесса в начальной школе" Из опыта работы.
Дистанционное обучение – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные фор...