Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса в начальной школе.
статья
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.[3]
Дистанционная школа сегодня — та, где учиться можно из любой точки мира. Это хорошая возможность получать знания вне зависимости от места проживания. Формат дистанционного обучения популярен за границей, но развивается и в России — появляются онлайн-школы, где учатся с помощью современных технологий. Вот самые распространённые форматы: видеоконференции; аудиоконференции; онлайн-вебинары и записи вебинаров; занятия на интерактивной платформе; письма по электронной почте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionnoe_obuchenie.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Чеченева Людмила Васильевна
учитель начальных классов
1 категория
МОУ «СОШ №2» г. Коряжмы
Дистанционное обучение,
как одна из форм организации учебного процесса в начальной школе.
В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Ученики по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования. [3]
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делает дистанционное обучение ещё более простым, а его распространение более быстрым. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать онлайн-семинары (вебинары) для обучения.
В 2020 году пандемия Коронавирусной Инфекции — COVID-19 привела к временному закрытию большого количества школ по всему миру. Многие школы перешли на дистанционное онлайн-обучение с помощью таких платформ, как Zoom, Cisco Webex, Google Classroom, Microsoft Teams, D2L и Edgenuity. [3]
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.[3]
Дистанционная школа сегодня — та, где учиться можно из любой точки мира. Это хорошая возможность получать знания вне зависимости от места проживания. Формат дистанционного обучения популярен за границей, но развивается и в России — появляются онлайн-школы, где учатся с помощью современных технологий. Вот самые распространённые форматы: видеоконференции; аудиоконференции; онлайн-вебинары и записи вебинаров; занятия на интерактивной платформе; письма по электронной почте.
«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». [2]
Довольно внезапный вынужденный переход на новый формат обучения в четвёртой четверти учебного года 2019—2020 гг. выявил ряд плюсов и минусов данного вида образования. К преимуществам дистанционного образования можно отнести:
- Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим обучающимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;
- Свобода и гибкость – обучающийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;
- Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях;
- Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;
- Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
- Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого;
- Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого, развитие самодисциплины и самообразования обучающегося. [2]
К недостаткам можно отнести:
- Обязательное условие – наличие Интернета, возможность нестабильного интернет-соединения на удалёнке;
- Недостаточный уровень обеспеченности компьютерной и иной техникой семей с детьми школьного возраста;
- малое количество методических материалов;
- низкая компьютерная грамотность преподавателей;
- установка родителей «дистанционная форма обучения — это никакое не образование»;
- высокие требования к администрированию дистанционной школы;
- необходимый высокий уровень самоорганизации учеников;
- высокая стоимость построения дистанционной системы образования на начальных этапах;
- высокая трудоёмкость разработки интерактивных заданий. [1]
Впервые я использовала дистанционное обучение в связи с введением ограничительных мер и режима самоизоляции по России, весной 2020 года школы. В электронном дневнике ежедневно выдавались домашние задания по всем предметам учебного плана согласно расписанию начальной школы. Учителя отправляли номера заданий из учебников для самостоятельного прохождения программного материала, рекомендовали чтение дополнительной литературы, работу с энциклопедиями, словарями, выполнение практических заданий. Я как основной педагог отправляла образцы решения новых видов задач, уравнений, действий с величинами, оформление заданий, выполнение грамматических разборов, обозначение орфограмм.
При планировании дистанционного обучения учитывала технические возможности обучающихся и сочетала следующие способы организации дистанционного обучения: - онлайн-уроки (в режиме реального времени), организованные с помощью любого удобного видеосервиса (Skype, видео в социальных сетях «ВКонтакте» ); видеоуроки.
В видео-уроке подробно объясняла ученику изучаемую тему. В ходе урока давала задания по теме, предлагала тренажеры для закрепления пройденного материала. Детям предоставлялось несколько видео-консультаций по разным предметам в реальном времени. Консультации проходят в режиме видео-чата онлайн, то есть все друг друга видят и слышат в реальном времени. Я контролировала уровень знаний детей, объясняла непонятные вопросы по изучаемым темам, давала задания ученикам и тут же спрашивала их, если нужно, то корректировала и объясняла непонятные моменты еще раз. Давала домашнее задание по каждому предмету. Задание были в виде тестов или письменное, тогда сделать его надо в обычной тетради, сфотографировать и отослать мне. По каждому выполненному заданию отправляла комментарии, давала работу над ошибками.
Предусмотрена была обратная связь для консультаций учеников, общения с родителями, быстрой коммуникации с использованием удобных сервисов (мессенджеры, социальные сети, Skype и т.д.). Обратная связь также осуществляется через мессенджеры (Вайбер, Вацап). Назначала групповые консультации для контроля прохождения программного материала. Консультации проходили в онлайн режиме ( Вацап).
На данный момент, использование сетевых дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе начальной школы позволяет сделать процесс обучения продуктивным. Во время урока учителю затруднительно полностью изложить материал по теме, главная причина – нехватка времени. Но, благодаря, применению ДОТ, младшие школьники могут дополнить и проверить свои знания по теме предмета: отправить выполненные домашние задания на проверку, пройти обучающее тестирование, обсудить на форуме интересующие темы, принять участие в различных сетевых инициативах (проекты, конкурсы, игры и др.). Таким образом, младшие школьники всегда включены в образовательный процесс, даже если пропустили урок. Сетевая поддержка выполнения домашних заданий является эффективной формой работы с целью ликвидации пробелов в навыках и умениях младших школьников или углублении их знаний по изучаемым учебным темам. Поддержка домашней работы, построенная на использовании ДОТ, позволяет решить проблемы обеспечения качественного образования в случаях недоступности или ограниченной доступности очного обучения (болезни ребенка, отсутствие ребенка по уважительным причинам), желании ученика повторно разобрать пройденный на уроке материал в домашних условиях, выполнить самоконтроль знаний, расширить свой кругозор по интересующей теме.
Чему же учителя начальной школы должны обучать своих учеников? Главное не само знание, а познание, поэтому детей надо учить самостоятельному поиску информации, а также ее обработке с использованием новейших технологий, рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и ещё очень-очень многому. В связи с такими задачами возникает вопрос: как построить образовательный процесс, чтобы добиться поставленных целей, эффективно используя учебное время и современные информационные технологии? Ведь рамки обычного урока небезграничны….
Таким образом, инновационные формы организации образовательного процесса не только облегчают усвоение учебного материала, но и предоставляют новые возможности для развития творческих способностей одаренных учеников, постоянно стимулируя их личностный рост. Также дистанционные технологии помогают учителю повысить качество образования по предмету, сформировать универсальные учебные действия в современной цифровой коммуникационной среде.
Список использованной литературы:
1. Всё о дистанционном образовании.
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/chto-takoe-distancionnoe-obuchenie
2. Дистанционные обучение в начальной школе.
https://pandia.ru/text/78/141/91105.php
3. Дистанционное обучение. https://ru.wikipedia.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные формы организации образовательного процесса в начальной школе
Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между с...
Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса.
Востребованность дистанционной формы обучения растет с каждым годом. Если говорить о школьном образовании, то эта востребованность достаточно четко обозначилась в последние годы. В статье раскрываются...
«Применение эффективных форм и методов организации учебного процесса в начальной школе с использованием ИКТ»
Мастер – класс...
Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов.
Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов....
Организация дистанционного обучения - перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе
В настоящее время мы живём в сложном мире, где появилось такое зло, как новая коронавирусная инфекция. Весь мир вступил в борьбу с ней. Президент, правительство и все эшелоны власти приним...
«Самоподготовка- одна из форм организации учебного процесса».
Данная статья посвящена вопросам организации самоподготовки, как важного этапа процесса обучения, как средства повышения результативности процесса обучения....
Презентация: "Самоподготовка-одна из форм организации учебного процесса в ГПД"
Самостоятельная работа младших школьников. Привить обучающимся навыки самообразовательной работы....