Статья "Учебно-организационные умения"
статья по теме
Учение – это деятельность ученика. Правильно организовать эту деятельность на каждом этапе познания – важная задача каждого учителя. Только в деятельности ребенок может самоопределиться, самовыразиться, саморазвиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
г. Ноябрьск
Выступление на школьном семинаре
Учебно-организационные умения
Подготовила:
учитель начальных классов
Третьякова Татьяна Андреевна
2009- 2010 учебный год
Учение – это деятельность ученика. Правильно организовать эту деятельность на каждом этапе познания – важная задача каждого учителя. Только в деятельности ребенок может самоопределиться, самовыразиться, саморазвиться.
Учебно-организационные умения – это одна из важных групп в которую входят:
- умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания;
- умение определять последовательность действий, называть в последовательности действия для решения учебной задачи;
- владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образом, правилом.
Таким образом, учебно-организационные умения включают в себя мотивационную, алгоритмическую и оценочную деятельность на уроке.
Более подробно я решила остановиться на мотивационной деятельности.
Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные. Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то как сказал В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
При подготовке к уроку учитель стремится, учитывая реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. Если доминируют познавательные мотивы, то учитель, чтобы удовлетворить познавательные потребности школьников, должен как можно чаще вносить элементы новизны, строить свою работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался. Если доминирует мотив самоопределения ученика, то учитель должен создавать ситуации для его самоопределения, использовать приемы дискуссии, спора, деловые и познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, в которых проявлялась бы жизненная позиция ученика, его лучшие качества.
Результаты исследования позволили выявить доминирующие мотивы деятельности.
На этапе организации начала урока доминирует мотив, связанный с созданием обстановки доброжелательности, внимательности учителя к учащимся, доверия, а также включение учащихся в познавательную деятельность.
На этапах подготовки к активной учебно-педагогической деятельности, на этапе усвоения новых знаний доминируют мотивы сотрудничества учителя и учащихся, включения школьников в активную познавательную деятельность и привлечение их к оценочной деятельности. Учитель сохраняет атмосферу доброжелательности, эмоционально излагает материал и раскрывает значимость новых знаний.
На этапах первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала и закрепления знаний доминирующим является мотивы доверия, умение дать вовремя совет и оказать помощь ученику.
На этапе обобщения и систематизации знаний – атмосфера творчества, сотрудничества, доверия при включении учащихся в активную познавательную деятельность.
На этапе обобщения информации о домашнем задании преобладают мотивы помощи учителя в виде советов.
«Не может возникнуть никакой целесообразной деятельности без наличия цели и задачи пускающей в ход этот процесс, дающий ему направление, - писал Л.С. Выготский. Важное условие организации учебной деятельности – подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач»
Предлагаю фрагмент урока истории в 4 классе.
Слово учителя.
В Древней Руси действовал сборник законов, который назывался «Русская правда». В нем, например, говорилось: «Если убьют землевладельца, - то убийце платить за него 80 гривен; а за убийство холопа – 5 гривен; а за княжеского коня – 3 гривны»
- Объясните суть этого закона.
Но , испытав рабство, пережив разные диктаторские режимы, люди многое поняли. Например, что в нормальном человеческом обществе у людей должны быть права.
- Сформулируйте тему нашего урока. Права человека в обществе.
- прочитайте цитату «Каждый человек обязан знать свои права и уметь защищать их, он не должен мириться с нарушением собственных прав и прав других людей»
- Какие возникли вопросы?
(Какие права? Как защищать? От кого защищать? …)
- На эти и другие вопросы мы попробуем сегодня ответить.
Вопрос группам: Какие учебно-организационные умения отрабатывались в данном фрагменте урока?
Группа учебно-организационных умений важна не только на этапе обучения в школе, но и в дальнейшей жизни учащихся.
Без умения организовать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьезные успехи в овладении знаниями. Вот почему так важны учебно-организационные умения. Многие из них закладываются еще на начальной стадии образования. К ним, в частности, относятся т умения организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацелить себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища и т.п.).
Список литературы:
1. Ж. «Начальная школа» № 5-2001г., с. 109.
2. Ж. «Школа 2100» № 6-2002 г., с. 150.
3. М.М. Безруких , С.П. Ефимов «Знаете ли вы своего ученика» , с. 5.
4. С.В. Кульневич , Т.П. Лакоценина «Современный урок», Москва ч. 1, с. 23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-поисковые умения. Познавательное общение в начальном образовании.
Главной задачей музейной педагогики в школе является включение историко-культурного мирового наследия в образование....
Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.
Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...
"Развитие умения подбирать слова-названия признаков"- урок отработки умений и рефлексии. 2 класс ОС "Школа 2100"
Урок "Развитие умения подбирать слова-названия признаков" представлен в виде технологической карты урока....
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...
Урок русского языка по теме "Применяем знания, совершенствуем умения (Закрепление знаний и умений в написании безударных личных окончаний глаголов )" 4 класс
Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония" позволяет создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практ...
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся начальной школы, система оценки знаний и умений.
Достаточно полно раскрыта система оценки ЗУН обучающихся. программные требования, требования к проверке диктантов, изложений и т. д ....
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЯ «НАВЫК» И «УМЕНИЕ» В СВЕТЕ ФГОС НОО
Статья была написана для выступления на МО учителей начальной школы....