"Развитие умения подбирать слова-названия признаков"- урок отработки умений и рефлексии. 2 класс ОС "Школа 2100"
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Урок "Развитие умения подбирать слова-названия признаков" представлен в виде  технологической карты урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.rar1.18 МБ

Предварительный просмотр:

    Дьякова Светлана Александровна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №2 г. Ртищево Саратовской области»

Тема урока: «Развитие умения подбирать слова - названия признаков».  / УМК   ОС «Школа 2100» /

Цели для ученика

1. Научиться различать слова – предметы и слова – признаки в тексте;

2. Научиться подбирать слова-признаки к словам-предметам;

3.Научиться находить словосочетания слова - названия предметов + слова признаки предметов, графически показывать связь между словами;

4.Научиться постановке вопросов к словам-признакам

5.Научиться  самостоятельно конструировать предложения из слов с опорой на вопросы;

6. Учиться делать самооценку своей  деятельности на уроке;

7. Учиться работать сообща, в паре.

Цели для учителя

Образовательные:  повторение  и закрепление знания о словах – предметах и словах – признаках;

обогащение словарного запаса на основе работы со словами – названиями признаков; развитие умений находить слова – предметы и слова – признаки в предложениях;   развивать умение подбирать слова-признаки к словам-предметам; развитие умения постановки вопросов к словам – признакам; развитие умений находить словосочетания слова - названия предметов + слова признаки предметов, графически показывать связь между словами; развитие  умений видеть изученные орфограммы; развитие умений самостоятельно конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

Развивающие: развивать речь, внимание, память, мышление, мелкую моторику пальцев.

Воспитательные:  выработка потребности совершенствования своей устной и письменной речи, формирование сознательной дисциплины, ответственного отношения к учёбе, учить работать в паре; быть толерантными; слушать и понимать речь других, формирование УУД.


Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Оборудование: персональный компьютер, презентация, образовательный комплект «1С: Школа. Игры и задачи.1-4 классы», индивидуальные карточки с заданиями, тетрадь по чистописанию, учебник, дневник, вопросительный знак, оценочный лист, плакат для рефлексии урока, таблицы - эталоны


Опорные понятия, термины: слова- названия предметов, слова- названия признаков,  кто? что? какая? какое? какой? какие?

Новые понятия: слова - названия признаков

Формы контроля: сравнение с эталоном, взаимопроверка, фронтальная проверка,



Домашнее задание: Д.М. с.31 Упр. 61; р.т. тема 5 задание № 6, карточка товарищу

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность  ученика

Формируе-

мые УУД


1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.














2. Этап актуализация знаний и

пробного учебного

действия.













































































3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка

учебной задачи).














4. Построение

проекта выхода

из затруднения.






5. Реализация

построенного

проекта.




6. Первичное

закрепление с проговариванием во внешней

речи.





7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой в парах.













8. Этап включения в систему знаний и повторения.







9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.










10.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

  Настраивает с помощью стихотворения на работу на уроке.

Долгожданный дан звонок-

 Начинается урок.

 Каждый день – всегда, везде,

 На занятиях, в игре,

 Смело, четко говорим

 И тихонечко сидим.

Сегодня  мы с вами отправляемся в дальнейшее путешествие по страницам русского языка.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

На доске записаны словами:

признаки текст  слово большой  / Слайд 2 /

- Прочитайте, назовите “лишнее” слово? Какое?

– Что обозначают другие слова?

– На какой вопрос они отвечают?

– Попробуйте подобрать вопрос к “лишнему” слову.

- Что оно обозначает?

- О каком из представленных слов, вы можете сказать большой?


1.Минутка чистописания.

/Слайд 3 /

Откройте тетрадь по чистописанию с.10 урок 21.

- Слова-названия предметов  или слова-названия признаков записаны на 3 строчке?

- Зачем вы каждый урок пишем минутку чистописания? Выполнение упражнений.


Оцените свою работу в оценочном листе.

2. Работа со словами из словаря. /слайд 4/

– Отгадайте загадку и напишите отгадку.

Я становлюсь волшебником,

Когда они со мной:

Хочу – и дождь из облака

Прольётся проливной,

Хочу – и волны синие

Заплещутся в реке,

И взять могу я радугу

И подержать в руке.

-Кто знает, что обозначает это слово?

- Найдите значение слова на с.13 в орфографической тетради.

- Обозначьте ударение, выделите безударные гласные непроверяемые ударением.

- Послушайте, откуда пришло это слово.  / Слайд 5 /

- Устно подберите к слову карандаш подходящие слова-признаки. Составим предложение. Запишем под диктовку.

- Устно подберите однокоренные слова.

1.Работа тетради. 

- Прочитайте слова, записанные на доске.

(слайд 6)

Цветные, оранжевые, фиолетовые, лиловый, коричневая, красные, голубой

– А могут ли это быть фломастеры? Запишите слово фломастер в столбик со словом карандаши.

– А могут быть краски? Запишите слово краска.

– Подберите к этим словам слова-признаки.

– Что все эти слова обозначают?

– Какие из этих цветов есть в радуге? Вспомните фразу-подсказку: Каждый

– Все ли слова вам понятны? Какой цвет лиловый?

Кто знает?

– Работая в паре, составьте сочетания слов-названий признаков со словами карандаши, фломастер, краска.

– Могут ли они быть любыми? Например, оранжевый карандаши, лиловый краска?

2. Работа над словами-признаками, обозначающими цвет.

– Прочитайте хором слова, отвечающие на вопрос какой? какая? какие?, подчеркните опасные места,

Проверьте и сравните с эталоном, написанным на доске, запомните их правописание. /Слайд 7/

Оцените свою работу в оценочном листе. / Парная работа /.

-А вы знаете, откуда эти слова пришли в русский язык?

фиолетовый (лат.) – цвет фиалки;

оранжевый (фр.) – апельсин;

голубой – по цвету оперения шейки голубя;

красный (древнерусск.) – красивый;

коричневый – от корица, кора – маленькая корочка;

лиловый (фр.) – сирень.

/ слайд 8/

– С какими словами мы работали на уроке?

– А какие ещё есть признаки у слов? Трудно ответить на этот вопрос? Что вы испытываете?

- Итак, мы учились подбирать  к словам-названиям предмета какие слова?

- Как можно ещё сгруппировать слова-названия признаки?- С помощью каких вопросов?

- Предположите, чему мы будем сегодня учиться?

 Какое умение мы будем развивать?

-Сформулируйте тему урока.

/ Выслушивает версии учащихся /

- Проверим ваши предположения. Тема  урока: «Развитие умения подбирать  слова – названия признаков». /Слайд 9/

-  Определим основной вопрос урока. /Слайд 10/

– Составим план урока.

– Что мы сейчас делали?



Физминутка  для глаз.

1.Работа по учебнику.

Прочитайте про себя задание Упр. 75.  /Слайд 11/

- Чему вы должны научиться?

 (Первые два примера устно, остальные письменно.)

/1 ученик выполняет индивидуальное задание по карточке программного продукта: « Верни в текст слова-признаки» /.

 Звуко-буквенный анализ слова – цирк.

Суперфизминутка. /Слайд 11 /.

2.Самостоятельное выполнение  Упр. 76.

(1предложение -1ряду, 2-ое – 2 ряду, 3-е -3 ряду)

Прочитайте задание.

Чему вы научитесь?

 Взаимопроверка в парах.

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе правильно выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно?

– Ты сделал задание сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил свою работу.


– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?


3. Выполните тестовое задание № 7, тема 5 в рабочей тетради. /Индив. задание – «Выдели слова-предметы и слова-признаки»

- Исправьте ошибку и подберите другие признаки к данному слову.

- Какие это признаки?

Внешний вид – это тоже признаки предмета.


- Закончите предложения.

Я узнал, что слова – признаки нужны для….

Слово – признак связано со …..

Я смог…

Я узнал …

Я открыл для себя, что…

- Выставите для себя итоговую отметку в оценочном листе.

Комментирование отметок на уроке учителем.

- Что вам было легко делать?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?


1. Задание № 6, тема 5 в Рабочей тетради, 2-й кл. (устно);

2.Упр. 61 («Дидактический материал»);

3.Карточка «Задание товарищу» по теме «Развитие умения подбирать слова-названия признаков».

Проговаривают стишок-памятку.










Комментирует запись даты, классной работы.






Большой.

Предметы.  (Слова-названия предметы)

Что?

Какой?

Признак предмета. (Слово- название признака)

Текст большой.


Открывают тетрадь по чистописанию с.10 урок21.

Слова-названия признаков.

Мы учимся правильно и красиво писать буквы, соединения и слова.

Выполняют задание.




Самооценка.

Слушают и отгадывают загадку.









Карандаши.

Поиск значения слова .

Карандаш - тонкая палочка графита, вставленная в деревянную или пластмассовую оболочку.

Выполняют.

Индив. задание уч/ся. Слово карандаш образовано от тюркского КАРА ТАШ – «графит» (КАРА – «черный», ТАШ – «камень»).


карандаш (какой?) новый

Пишут.


карандашик,карандашный


Читают.








Да. Записывают.

Да. Записывают.

Ответы учащихся.

Они обозначают цвет.

Проговаривают стихотворение.

Нет. Лиловый.

Сиреневый.

Парная работа.

Составляют

словосочетания.

Нет.



Читают слова, подчёркивают

опасные места,

проверяют по эталону.

Оценивают свою парную работу в оценочном листе.

Нет.

Читает подготовленное

сообщение 1 ученик.


Со словами, обозначающими цвет.

(Размер, вкус, качество, вес и т.д. ) Затруднения.

Слова- названия

признаков

С помощью вопросов.

Какой? Какая? Какие?

Какое?

Мы будем учиться подбирать слова-признаки к словам-предметам  и составлять с ними предложения.

Какие вопросы нужно задавать к словам-признакам?

План

1.Учиться подбирать нужные по смыслу слова-признаки.

2.Составлять предложения по схемам.

Планировали свою деятельность. Выполняют

Читают. Научиться подбирать слова-названия признаков.

Выполняют.

Самопроверка по карточке программного продукта.

Выполняют.







Выполняют физминутку.


Мы научимся составлять предложения, включающие схемы слов-названий предметов и слов-названий признаков.

Взаимопроверка.

Составить и записать предложения  по схеме.


Да удалось.

Я всё сделал правильно, самостоятельно.

Я поставлю себе…



Оценивали свою работу.

Умение работать с информацией.

Выполняют задание.

Выполняет индив.задание



Цвет, форма, размер.





Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке.







Выслушивают комментирование отметок.



 Записывают домашнее задание в дневник.




















































































Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.


Познавательные : извлекать информацию;

выявлять сущность, особенности объектов;

на основе анализа объектов делать выводы,

умение извлекать информацию из текста;

выявлять сущность, особенности объектов; делать выводы.


Личностные:

оценивать свою деятельность.























Познавательные: находить ответы на вопросы;

на основе анализа делать выводы;

обобщать и классифицировать.






























Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом .

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.


Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила).




Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей).

Коммуникативные:умение работать в паре;

умение слушать и понимать.



























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Школа 2100. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных на материале произведения М.Твена «Приключение Тома Сойера»

Урок закрепления. УМК Бунеев Р.Н.Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. Разнообразие форм и методов работы позв...

Развитие умения подбирать слова-названия признаков.rar

Урок с использованием ИКТ , работа в парах, применяется  личностно- деятельностный подход в обучении...

Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"

Самоанализ  урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...

План-конспект открытого урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси."

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси" по предмету "Русский фоль...

Урок отработки умений и рефлексии

Материал содержит методические рекомендации по подготовке и проведению уроков рефлексии в рамках ФГОС...

Урок отработки умений и рефлексии 3 класс Тема: «Правописание приставок и предлогов»

Презентация к уроку отработки умений и рефлексии 3 класс "Правописание приставок и предлогов"...

Урок отработки умений и рефлексии

Мастер- класс "Урок отработки умений и рефлексии "...