ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЯ «НАВЫК» И «УМЕНИЕ» В СВЕТЕ ФГОС НОО
статья на тему
Статья была написана для выступления на МО учителей начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ
ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЯ «НАВЫК» И «УМЕНИЕ» В СВЕТЕ ФГОС НОО
Никулина Людмила Валентиновна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 31
На современном этапе существует множество обстоятельств, обусловливающих актуальность задачи совершенствования начального образования на современном этапе развития российского общества.
Одним из таких обстоятельств является несформированность у учащихся умения учиться. Это вызвано усложнением содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности.
Важно отметить, что обучение строится на субъект-субъектном взаимодействии ученика и учителя. Ведущую позицию занимает системно-деятельностный подход, ведь личность формируется только в деятельности.
Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться», т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.
Совершенствование формирования у учащихся умений и навыков учения во многом зависит от единства во взглядах учителей на сущность этих понятий. Общим признаком умений и навыков является то, что они характеризуют готовность школьника совершать действия, которая приобретена на основе усвоения способов учебно-познавательной деятельности.
Различия между умениями и навыками обнаруживаются в процессе их формирования. Умения формируются упражнениями в изменяющихся условиях, т. е. в процессе переноса способов действий в несколько измененную и новую учебную ситуацию. При совершенствовании умений они в целом не автоматизируются, поскольку этому процессу не подвержено центральное звено решения мыслительных задач: нахождение принципа (основной идеи) ее решения на основе связи известного с неизвестным. Поэтому отмечается, что действия, совершающиеся с помощью умений, всегда осознаваемы.
Навыки вырабатываются многократными упражнениями в одних и тех же условиях деятельности. При этом совершаемое действие носит автоматизированный характер, а контроль за его выполнением осуществляется главным образом подсознательно. Это разгружает мозг, помогает решать ему сложную мыслительную задачу.
Умения и навыки подразделяются на обобщенные (межпредметные) и частные (специфичные для отдельных предметов), интеллектуальные и практические, учебные и самообразовательные, общетрудовые и профессиональные, рациональные и нерациональные, продуктивные и репродуктивные и некоторые другие. Однако такое деление умений на виды является в определенной мере условным, так как часто нет резкой границы, различающей их. Помня об условном характере делений умений на виды, все же полезно в практике обучения различать их по преобладающему признаку.
В основу определения уровней развития у учащихся умений учиться положена характеристика познавательных действий. Под действием понимается осознанный, целенаправленный акт, решение познавательной задачи. В обучении можно наблюдать различные действия учащихся, например, составление плана текста, решение задачи по математике, выполнение опытов по окружающему миру и т. п. Каждое из них может быть как репродуктивным, так и продуктивным. Поэтому умения, формирующиеся в действиях по образцу, относятся к репродуктивным. Продуктивные умения формируются в действиях, с помощью которых учащиеся самостоятельно добывают знания и усваивают способы учения. Следует отметить некоторую условность деления умений на репродуктивные и продуктивные, в связи с тем, что между соответствующими их видами учебной деятельности имеет место диалектическая взаимосвязь. В структуре обобщенного продуктивного умения находятся более простые умения и навыки, носящие репродуктивный характер (например, умения и навыки чтения, письма, устного счета, графические и т. д.).
В репродуктивных действиях проявляются два уровня умений. К первому из них относятся умения действовать только лишь по известному образцу в стандартной ситуации. Проиллюстрируем этот уровень на примере основных межпредметных умений:
1) воспринимать и осмысливать знания в готовом виде, например: делить материал на смысловые части, выделять главное, составлять план, делать выписки, вести записи по прямому предписанию учителя;
2) умения закреплять и применять знания (умения отбирать и заучивать материал своими словами и наизусть, строить рассказ по указаниям и инструкциям, умения выполнять упражнения, опыты) по готовым образцам и алгоритмам в стандартной ситуации;
3) организационные умения (соблюдать режим дня, устанавливать порядок на рабочем месте, чередовать последовательность различных видов труда и отдыха, оценивать результаты своих действий, выполняемых по прямым предписаниям и инструкциям в знакомой ситуации).
Второй уровень развития умений также относится к репродуктивным действиям, но совершаемым не в стандартной, а в несколько измененной ситуации. Эти действия осуществляются на основе выбора способов из ранее известных (типовых) способов методом проб и ошибок. Состав (перечень) умений данного уровня одинаков с составом умений первого уровня развития.
Третий и четвертый уровни развития умений проявляются в продуктивных действиях, в которых мысленный анализ осуществляется не механическим перебором эталонов, а синтетическим актом соотнесения условия с требованиями задачи. Выделение третьего и четвертого уровня развития умении соответствует делению продуктивных действий на частично-поисковые и поисковые (творческие).
К третьему уровню относятся следующие умения:
1) воспринимать и осмысливать знания (умения осуществлять частично-самостоятельный поиск проблемы, гипотезы и ее решения);
2) закреплять и применять знания (конструировать рассказ в различных его вариантах—ответ на зачете, выступление на конференции и т. д.), умения выполнять упражнения, опыты, лабораторные работы в новой ситуации на основе частичной перестройки и выбора способов мысленными пробами;
3) организационные умения (умения самостоятельно поставить в новой ситуации отдельные цели и задачи учебной деятельности, разработать к ним планы, критически оценивать и корректировать свою деятельность).
Четвертый уровень — творческие умения:
1) воспринимать и осмысливать знания (самостоятельно увидеть проблему, сформулировать ее, выдвинуть пути доказательства, реализовать разработанный план, сделать выводы и обобщения);
2) закреплять и применять знания (умения творчески разрабатывать и использовать оригинальные способы решения задач в самых различных ситуациях). Умения самостоятельно разрабатывать и применять высокоэффективные варианты рассказа, в том числе и наиболее сложные из них (умения дискутировать, выступать с докладом и научным сообщением и т. п.);
3) организационные умения (умения самостоятельно ставить перед собой общие цели и задачи учебной деятельности, расчленять их на частные, разрабатывать оригинальные планы и реализовывать их с достижением высоких результатов, корректировать ход своей деятельности).
Процесс формирования у учащихся умений учения и труда осуществляется во взаимосвязи с воспитанием мотивации учения. Традиционно сложилось раздельное изучение педагогами и психологами этих двух взаимосвязанных сторон учения школьников.
Исследователи мотивов учения установили, что положительная мотивация благотворно влияет на овладение школьниками способами учебно-познавательной деятельности. Исследователи способов учения обнаружили, что формирование умений благотворно влияет на формирование мотивов учения учащихся. Обнаружено также, что способы учебно-познавательной деятельности являются не только средствами удовлетворения познавательной потребности, но и сами становятся ими. В исследованиях, проведенных под руководством профессора Г. И. Щукиной, показано, что взаимовлияние познавательного интереса и обобщенных умений благотворно влияет на их дальнейшее развитие, а более высокие уровни развития умений соответствуют более высоким уровням познавательного интереса.
В заключении можно отметить, что традиционная система ЗУН не утратила своей значимости. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Список используемой литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская и др.); / под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Формирование у школьников умения учиться. [Электронный ресурс] / URL: http://www.vipkro.wladimir.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков
P { margin-bottom: 0.21cm; } каким образом происходит формирование общеучебных умений и навыков на уроках литературы у учащихся 4-х классов средней школы в течение учебного года...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Выступление на педагогическом совете «Формирование трудовых навыков и умений у обучающихся в условиях модернизации образования»
Занимательный труд в четвертом классе является завершающей стадией начальной подготовки обучающихся и переходным этапом к профильному труду.......
Оценка умения определять понятие в рамках ФГОС НОО
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта....
«Создание условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»
В настоящее время формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы. Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества сис...