Оценка личностных УУД ученика с помощью портфолио
методическая разработка по теме

 

Одним из видов УУД, является блок личностных УУД.

      Что же такое личностные универсальные учебные действия?

       Изучив массу литературы по данной теме я поняла, что речь идет о нравственном развитии в формировании познавательного интереса школьников, т.е моя цель, как учителя- это развитие личности ученика.

       Оценка же личностных результатов осуществляется:

Во- первых в ходе внешних мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими компетенцией в сфере психолого- педагогической диагностики развития личности

Вторым методом оценки личности результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио.

� �o ����`��_style='mso-spacerun:yes'>  зажигающая огонек пытливости и любознательности я часто на своих уроках использую различные игры.

 

Игра может проводиться на  разных этапах урока. Если я использую игру в начале урока, то она помогает мне организовать и заинтересовать детей. В середине урока игра призвана решать задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. Мои ученики с удовольствием играют........

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка личностных УУД ученика с помощью портфолио

                                                                          Чернова С. П.

      Одним из видов УУД, является блок личностных УУД.

      Что же такое личностные универсальные учебные действия?

       Изучив массу литературы по данной теме я поняла, что речь идет о нравственном развитии в формировании познавательного интереса школьников, т.е моя цель, как учителя- это развитие личности ученика.

       Оценка же личностных результатов осуществляется:

Во- первых в ходе внешних мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими компетенцией в сфере психолого- педагогической диагностики развития личности

Вторым методом оценки личности результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио.

        Но к работе с портфолио я шла почти десять лет.  Работа учителя в школе это и учебная деятельность, и внеклассная. И мне всегда хотелось показать, как много мы делаем, какую огромную работу проводим с ребятами, чтобы они выросли умными, любознательными, трудолюбивыми, внимательными. А еще мне, как классному руководителю, очень хотелось, чтобы мой класс был дружным на протяжении всех лет обучения в школе. Но для этого важно создать в классе ощущение большой семьи, где детям комфортно и уютно. Я приступила к ведению альбома класса «Классный ЕРАЛАШ», в котором фиксировали жизнь и успехи нашего класса. В его создании мне помогали дети и, конечно, родители, которые жили с нами одной жизнью. Вместе мы собирали различные материалы о классных делах, печатали фото, писали заметки, сочиняли стихи, учились и путешествовали. Но он был в единичном экземпляре и хранился у меня.

         Взяв новый класс я тоже хотела начать вести такой же классный журнал, но как показал опыт это далеко не лучший вариант создания

истории класса.

Сегодня эту проблему я решаю, используя технологию портфолио. Такой подход дает возможность повысить качество образовательной деятельности, воспитательной работы, так как создание портфолио становится общим делом для ребенка, его родителей и классного руководителя. Портфолио становится важной точкой взаимодействия «учитель- ученик- родитель».

         В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится о необходимости формирования у ученика личностных качеств: уверенность в себе, инициативность, овладение навыками общения и сотрудничества. И именно портфолио поможет ребенку лучше узнать себя, свои сильные стороны, так как преимущество портфолио состоит в том, что оно является многофункциональным инструментом, как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

       В школе необходимо заложить основы саморазвития и создать у школьника устойчивую динамику на совершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы наши дети были конкурентноспособными и мобильными.

      В соответствии с возрастными особенностями, портфолио школьника можно разделить на три ступени.

      Первая ступень обучения школьников ( 1- 4 класс)

      На этой ступени портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представлений ученика при переходе на вторую ступень обучения, а так же развитие творческих способностей.

     Вторая ступень обучения ( 5 -8 класс)

     Здесь портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и воъможностей.

    Третья ступень обучения ( 9- 11 класс)

      Слово портфолио было известно еще в эпоху Ренессанса, когда этим англоязычным термином называли альбом с фотографиями для предъявления художниками и архитекторами, претендовавшими на место в Академии художеств. В 80- х годах ХХ века в США возникла идея применения портфолио в школе. И уже через 10 лет эта идея охватила весь мир. В 2004 году Министерство образования РФ разработало концепцию « портфолио достижения ученика», которая поможет проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты. Так  что же такое портфолио? Это прежде всего форма целенаправленной систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащихся, коллекция работ учащихся, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а так же очевидный прогресс в знаниях учащихся по сравнению с его предыдущими результатами.

        Цель создания портфолио: показать личностный прогресс ученика, способствующий формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать, а также развитие самоанализа и самооценки.

        Материал для оценивания собираем все вместе: дети, я, родители.

        Результат: сформированные компетентности- решение проблем( самоуправление), информационная, коммуникативная.

        Хочу обратить внимание, что личностные результаты учеников на ступени начального образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т. к. оценка личностных результатов учащихся отражает воспитательную и образовательную деятельности школы.

        С чего же начать работу над портфолио?

        Я решила, что сначала нужно поговорить с родителями. На родительском собрании рассказала, что такое портфолио. Они заинтересовались и мы вместе подключили к разговору ребят.

       Первый шаг : рассказ о том, что такое портфолио. Я объяснила, что это папка-накопитель, своеобразная коллекция работ учащихся, демонстрирующая учебные достижения, прогресс в знаниях и умениях школьника . Сказала, что цель портфолио- повысить свою грамотность, развить творческие способности, научиться достигать цель, доказать себе и всем, что «я» способный, научиться работать с информацией.

      Второй шаг: сроки сдачи и время работы. Я смотрю портфолио один раз в триместр, где знакомлюсь с материалами портфолио, добавляю свои и обязательно даю на каникулы пополнить (поработать) над разделами портфолио.

    Третий шаг: познакомила со структурой портфолио. Классическое портфолио состоит из титульного  листа, оглавления ( разделов), указания целей.

     Четвертый шаг: обговорила критерии моего оценивания. Это прежде всего грамотность, затем эстетическое оформление, содержательность, соответствие материалов, творческий подход.

      Пятый шаг. Здесь я обратила внимание на то, что информацией, которая содержится в портфолио могут воспользоваться учителя, родители, но должны делать это с ведома и разрешения автора портфолио.

      Для заполнения портфолио я выделила следующие разделы:

- «Мой мир». Цель раздела- представить автора (в форме эссе. Фото, анкеты,                                                  характеристики ,которая отражает автора портфолио). Рубрики, которые могут раскрыть автора: личные данные, мое имя, моя семья, мои друзья, мой город, моя улица, моя школа,мои увлечения, мои размышления.

- «Коллектор». Этот раздел содержит информацию извне,т. е. материал, автором которого не является ученик. Сюда можно поместить памятки, схемы, списки литературы, иллюстрации, материалы товарищей… Рубрики: «стол находок», « это интересно», « творчество моих товарищей».

- «Рабочие материалы». Здесь предлагаю разместить следующие рубрики: «письменные работы», «мои общеучебные умения по предметам», «отношения к различным видам деятельности», «мои общеучебные успехи».

- «Достижения». Здесь помещается материал, который отражает результаты учеников (рейтинг успеваемости), а также грамоты, дипломы, благодарности, сертификаты…

- «Отзывы и пожелания». Этот раздел содержит отзывы за проделанную работу, рекомендации… Он является одним из самых важных для повышения самооценки у ученика. В конце учебного года я пишу каждому ребенку отзыв, уделяя большое внимание в основном стараниям ребенка, положительно оценивая его работу, хвалю за что-то конкретное, что несомненно влияет на положительное отношение к учебной деятельности. В этой рубрике пишу так же свои рекомендации и пожелания родителям ученика.

       Мне было интересно узнать, как ребята относятся к портфолио. Для этого провела опрос и выяснила, что больше всего ребята любят работать со следующими разделами: «мои достижения» -97%. На мой взгляд потому, что раздел позволяет осознать свою значимость и оценить результаты своей деятельности. «Мой портрет»-85%, т.к. ребенку нравится творчески представлять свое «я». «Коллектор» -67%. «Рабочие материалы» -65%.

       При переходе в следующий класс содержимое всех разделов портфолио надо обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются.

      В начальных классах портфолио находится на стадии разработки. И огромная роль в работе над портфолио ложится на плечи учителя. Учитель обязан объяснить правила ведения и заполнения портфолио, производить оценку заполнения всех разделов. Работая над созданием портфолио, я организую выставки, конкурсы, работаем над созданием проектов, связанных с разделами портфолио, которые позволяют ученикам проявить себя. Главным в работе является то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

                       

         

           

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль портфолио в системе оценки личностных достижений учащихся

Главной задачей школы является подготовка ответственного человека-гражданина, способного мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интерес...

Система оценки личностных результатов школьника

И системе оценки личностных результатов школьника )из опыта работы)...

Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся

Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся...

"Технология "портфолио" - система инновационной оценки индивидуальных достижений ученика"

Именно "портфолио", как система инновационной оценки индивидуальных достижений ученика, может помочь каждому ребенку в расстановке приоритетов....

«Технология «Портфолио» как средство личностного развития ученика начальной школы»

Технология «Портфолио» - эффективная современная педагогическая технология, ведущий показатель системы оценки качества образования, наглядно представляющий целостную картину о степени сформирова...

Статья "Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся"

Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о системе оценивания его достижений. Анализ результатов образовательной  деятельности школьников может быть представлен как привычны...

Презентация «Портфолио как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ученика начальной школы по русскому языку»

Методические рекомендации по ведению портфолио ученика начальных классов по русскому языку...