"Технология "портфолио" - система инновационной оценки индивидуальных достижений ученика"
статья (2 класс)

Свиточ Ирина Гурьевна

Именно "портфолио", как система инновационной оценки индивидуальных достижений ученика, может помочь каждому ребенку в расстановке приоритетов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

учителя ГБОУ СОШ №188 с углубленным изучением мировой художественной культуры

Красногвардейского района

г. Санкт-Петербурга

Свиточ Ирины Гурьевны

 Технология «портфолио» - система  инновационной  оценки индивидуальных достижений ученика.

- Во взрослой жизни мы своих учеников желаем видеть здоровыми, успешными и уважаемыми людьми.

- А какой человек добивается успеха и  уважения окружающих?

- Я думаю, это тот, кто занимается своим любимым делом, тем делом, которое приносит и доход, и радость жизни.

- Какими качествами обладают успешные люди?

- Целеустремлённостью,  самостоятельностью,  уверенностью,  упорством  и настойчивостью,  ответственностью  за свои дела и поступки, профессионализмом  и порядочностью.

- Мне очень хотелось, (и вы со мной, надеюсь, согласитесь) чтобы всеми этими качествами  обладал каждый из наших учеников.        

        Правительство РФ разработало Концепцию модернизации российского образования на период  с  2003 по 2010 год, которая предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы. Профильное обучение - это такая форма организации учебной деятельности, при которой учитываются интересы, склонности, способности, состояние здоровья ребенка, создаются условия для развития учеников в соответствии с их профессиональными намерениями. Важно помочь учащимся определить сферу своих интересов, профиль, где ребенок сможет проявить свои возможности, способности, и это поможет ему в дальнейшем правильно выбрать профессию.

        По данным центра социально-профессионального определения, 75 % старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройстве. Из них 23 % профиль дальнейшего обучения выбирают за компанию со своими сверстниками; 18  % - под влиянием таких факторов: где-то слышал, рассказали учителя, родители. При этом 22 % вообще не задумывались о своем профессиональном будущем. То есть далеко не все к 15-16 годам знают наверняка, кем они хотят быть в будущем, а выбор профиля происходит случайно.

Основная функция  данного нововведения - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.
        Нам всем придется привыкнуть к формуле:

аттестат + портфолио = образовательный рейтинг выпускника школы

Именно «портфолио», как система инновационной оценки индивидуальных достижений ученика, может помочь каждому ребёнку в расстановке приоритетов.   

Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.

Портфолио — это дневник достижений  ученика.

Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Портфолио помогает решать следующие педагогические задачи:

  • стимулировать учебную мотивацию школьников: развивать познавательные интересы учащихся и их стремление к самостоятельному познанию мира;
  • создать ситуацию успеха для каждого ученика. При этом повышается самооценка ребенка и уверенность в своих возможностях;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
  • формировать умения анализировать свои интересы, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями (саморефлексия);
  • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • формировать умения творческой деятельности;
  • создавать условия для формирования позитивных моральных и нравственных качеств личности, для формирования жизненных идеалов.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важнейшим элементом практико – ориентированного подхода к образованию.

  • Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.
  • Основной смысл портфолио: «Покажи все, на что ты способен».

        Ценность «портфолио» заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

        Важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

 

Структура комплексного портфолио содержит следующие разделы: 

«Портфолио» ученика, представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделы (общая информация, официальные документы, творческие работы, отзывы, рекомендации), внутри которых выделяют рубрики. Количество разделов и рубрик (а также их тематика) может быть различным и определяется в каждом отдельном случае.

Существуют различные варианты формирования разделов «портфолио», но мы хотим предложить вашему вниманию наш вариант составления «портфолио» для учащихся начальной школы.

Первый раздел портфолио:  «Познакомьтесь со мной»

И  представляет собой знакомство с личностью ученика, позволяет  составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах.

Здесь  присутствуют  следующие разделы:

  • мое имя  
  •  портрет                                 
  •  семья + родословная
  •  Мои друзья
  •  город + Мой маршрут «Дом – школа»+ Мой адрес +            история моей улицы.
  • Мои увлечения (хобби, интересы, кружки, посещаемые ребенком).  
  •  Мои учителя.  Школьные предметы (русский язык, литературное чтение, математика, английский язык, окружающий мир,  музыка).  В этом разделе помещаются различные работы ученика. Так моя ученица Гаврилова Ксения поместила в этой рубрике свои доклады, сообщения, рисунки, сочинения, собственные стихотворения.

  • «Моя общественная жизнь».  Здесь ребёнок отображает  свои поручения, обязанности в классе, благодарности, поощрения, выполненную разовую  работу в школе, фотографии, отзывы и т. д.)

Второй раздел  портфолио «Мои успехи»:

  • Первая рубрика данного раздела: «Мои достижения» ( это благодарности, дипломы, благодарственные письма, выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год), например, удачная контрольная работа.  

  •  Далее следует «Мое творчество»: Оно отображается в фотографиях поделок,  рисунках и других творческих  работах учащихся ( стихи, сказки и т. д.)
  •  «Наши праздники» Это творческие отчеты с фотографиями, рисунками о конкурсах, праздниках, играх, которые проходили у нас в классе.

  • Здесь же «Мои впечатления» об экскурсиях, различных внеклассных  мероприятиях и т. д.)
  • В этот же раздел  могут быть включены так же такие рубрики, как «Книги, которые я прочитал» (отзывы о прочитанных книгах).
  • Мои анкеты, тесты.
  •  "Моя помощь по дому»  
  •  "Здоровый образ жизни ".

 

Третий раздел  «портфолио»: Отзывы и пожелания:   Его основные рубрики:

  •  «Мои цели»
  • « Я на лестнице успеха»
  • «Самооценка моей деятельности за год», т.е. осмысление самим ребенком своего духовного, интеллектуального и творческого роста, саморегуляция поведения и эмоциональной восприимчивости, а так же отзывы о ребенке классного руководителя, учителей, педагогов дополнительного образования, их рекомендации.

Четвёртый  раздел «портфолио» - «Работы, которыми я горжусь». Они демонстрируют индивидуальный прогресс ученика от начала к середине и в конце учебного года.

Например: «Так я писал раньше», «Так я пишу теперь».

В процессе работы с портфолио происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

В данной методике  велика  роль  помощи родителей и учителя.

        Когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет, эта помощь  сводится  к минимуму. Самое главное заинтересовать и поддерживать этот интерес, постоянно стимулировать ребёнка к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать  с ним различные способы  демонстрации  своих достижений, давать рекомендации, советы  по оформлению.  Стараться, с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио.  

        Очень важно  родителям  и учителю  проявлять искренний интерес к помещаемым в портфолио работам, не оставлять  без внимания деятельность ребенка по его формированию, всячески поощрять его активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист оценки индивидуальных достижений учащихся.

Лист оценки индивидуальных достижений учащихся 1 класса....

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.   Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...

СПЕЦИФИКАЦИЯ итоговой комплексной работы для учащихся 3 класса (для оценки индивидуальных достижений).

СПЕЦИФИКАЦИЯитоговой комплексной работы для учащихся 3 класса(для оценки индивидуальных достижений)....

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе....

РУССКИЙ ЯЗЫК, 3 КЛАСС (оценка индивидуальных достижений обучающихся) 03 марта 2015г.

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык».Основной ц...

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществознание. Естествознание» разработан на основе фе...

Презентация «Портфолио как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ученика начальной школы по русскому языку»

Методические рекомендации по ведению портфолио ученика начальных классов по русскому языку...