Мурзаханова Н.Ф. Программа самосовершенствования учителя
рабочая программа по теме
Мурзаханова Н.Ф. Программа самосовершенствования учителя начальных классов. (План самообразования)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samosovershenstvovaniya_chitelya.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Бакаевская средняя общеобразовательная школа»
Программа самосовершенствования
учителя начальных классов.
Учитель первой категории
Мурзаханова Н. Ф.
с. Бакаево
Программа самосовершенствования
Учитель учится всю жизнь
Самообразование – приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
Действия педагогав процессе самообразования:
- принятие решения о необходимости самоизменения;
- разработка программы самосовершенствования;
- работа по реализации программы;
- корректировка хода работы или самой программы при необходимости;
- самоанализ выполнения программы;
- постановка перед собой новых целей и задач.
Самообразование как постоянная деятельность учителя включает:
- научно- исследовательскую работу по проблеме;
- посещение библиотек, изучение научно- методической и учебной литературы;
- участие в педсоветах, в предметных секциях учителей;
- посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий, собственных учебных материалов.
Принципы прграммы самосовершенствования:
*научность
*прогностичность
*актуальность
* оптимакльность
* реалистичность
* целостность
* контролируемость
Основные этапы работы над программой самообразования:
- диагностический
- прогностический
- практический
- обобщающий
- внедренческий
Тема самообразования учителя:
«Проблема формирования единого личностно- ориентированного пространства в обучении»
Проблема над которой работает учитель в 2007г. :
«Использование элементов личностно- ориентированного обучения на уроках в начальной школе»
Цели:
- Повышение психолого- педагогической и методической квалификации, совершенствование профессиональных знаний.
- Постоянное совершенствование педагогических способностей:
- коммуникативность;
- перцептивность (проф. зоркость);
- педагогическая интуиция;
- прогнозирование;
- способность к творчеству.
- Постоянное стремление к сотрудничеству с учащимися и родителями; с педагогами, методистами.
- Систематическая деятельность по овладению педагогическ. техникой.
- Ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и оценка их и др.
Задачи:
1.Составить план работы над темой самообразования.
2. Изучить всю имеющеюся литературу по выбранной теме.
3. Разработать систему мер, направленных на решение проблемы.
4.Внедрение передового опыта по данной теме.
5.Формирование методического комплекса.
6.Использование опыта самим педагогом в процессе дальней шей работы.
7. Оформление результатов работы по теме.
8. Распространение опыта
Дополнительные проблемы самообразования учителя:
Тема: Стандарты второго поколения.
Внедрение ФГОС НОО .
Задачи:
-изучить стандарты и другие материалы по теме;
- участвовать в обсуждениях (интернет);
-принять участие в составлении и реализации ООП начального общего образования школы;
-приобрести литературу, методические пособия по данной теме.
Тема: Театральная педагогика на уроках в начальной школе.
Задачи:
- изучить литературу по проблеме и имеющийся опыт, систематизировать материалы по теме;
- разработать воспитательную программу с использованием элементов театральной педагогики;
- восстановить работу школьного кукольного театра;
-планировать и проводить уроки с использованием данной методики;
-отслеживание процесса текущих и промежуточных результатов;
-провести показательные уроки;
- распространение опыта;
-сделать анализ работы;
- оформить результаты по теме.
Инновационная работа учителя
Тема: «Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников.»
Основная идея: использовать интегрированные уроки как новую форму урочной деятельности для всестороннего развития каждого ученика, и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников.
Цель: показать пример широкого сотрудничества предметов на уроке через сотрудничество учителей и школьников как новой формы урочной деятельности, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной деятельности.
Какие же задачи помогут достичь главной цели?
Задачи:
- Выявить связь программных тем или блоков предметов с темой и задачей интегрированного урока.
- Рассмотреть психолого-педагогическое обоснование, проанализировать технологию интегрированного обучения.
- Найти преимущества и проблемы интеграции.
- Выявить результаты интегрированного обучения и его значение.
- Расширить кругозор учеников и повысить их познавательную активность.
Актуальность этой темы, на мой взгляд, обуславливается несколькими факторами. Во-первых, возникла опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Некоторые традиционно построенные уроки скучны для учащихся, так как они не будоражат их мысль, недостаточно развивают познавательную и творческую активность. Во-вторых, в современной практике обучения и в связи с бурным возрастанием потока информации перед педагогом встает задача: упорядочить содержание, отобрать из изучаемого материала главное, укрупнить его, отказаться от излишних подробностей. Сделать это в рамках традиционной организации и структуры урока крайне затруднительно.
Наконец, традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного творческого общения школьников и не представляет возможностей всем без исключения учащимся раскрыть себя с учетом их индивидуальных особенностей. Это существенно снижает эффективность учебного процесса.
Таким образом, стремление к развитию интереса у школьников, интенсификация их учебной работы на уроке, организация учебного процесса так, чтобы он соответствовал требованиям современной жизни, побуждает искать новые подходы в обучении. Один из них - интегрированные уроки.
Новизна: разработаны различные варианты интеграции в начальной школе .
1. Введение интегрированного курса «Изобразительное искусство и Литературное чтение в 1-2 классах», «Родная литература и Риторика»
2. Интеграция основного и дополнительного образования. Интегрированная программа школьного кукольного театра «Золотой ключик».
3. Перспективная интегрированная воспитательная программа «Дети и творчество»
4. Внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи на уроках в начальной школе.
Основные принципы педагогической деятельности:
Принцип личностно-ориентированного подхода.
Принцип сознательности и активности, означающий, что педагог должен предусматривать приемы активизации познавательных способностей детей.
Принцип доступности и индивидуальности, предусматривающий учет возрастных физиологических особенностей и характера патологического процесса.
Принцип интеграции обучения.
В процессе работы над темой использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы;
- изучение положительного опыта учителей по данной проблеме;
- наблюдение;
- анализ продуктов учебной деятельности школьников (диагностические исследования, мониторинги, устные ответы, творческие работы, специальные беседы, опытная работа в классе).
Этапы педагогической работы по данной проблеме
Этапы | Содержание работы |
|
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта |
|
Прогнозирование результатов (ожидаемый результат). |
| 1. Внедрение новой программы обучения в начальной школе: новая программа «Перспективная начальная школа» 2. Разработка и проведение уроков интегрированного типа, а так же использование в работе традиционных методов и средств обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, повышение качества знаний, привитие интереса к учебным предметам. 3.Формирование методического комплекса. 4. Выступление на заседании МО, семинаре нач. классов, обмен опытом. 5.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 6. Корректировка работы. 7. Проведение открытых уроков. |
|
Дальнейшая разработка плана по теме. |
Работа с интернет –ресурсами.
- www.proshkolu.ru
- www.openclass.ru
- www.56ou39com/bakaev/.ru
- www.//pedsovet.org/
- www.ushportal.ru
- www.festival.1september.ru
- www.nsc. 1september.ru
- www.hachalka.com.ru
- www.scool.edu.ruwww.ushportal.ru
- www.nhm-club.ru
- www.logoped.ru
- http://metodisty.ru/m/files/albums/my/
План действий по самосовершенствованию
Этапы | Содержание работы | Сроки | Форма предсавления результатов |
1.Диагности-ческий |
| 2007г. Май- август | Собеседование с руководителем МО, заместителем директора. |
2.Прогно-стический |
| Август- сентябрь | Собеседование с руководителем МО, заместителем директора, коллегами. |
3.Практический | 1.Прохождение курса в повышении знаний по данной теме. 2. Внедрение новой программы обучения в начальной школе: новая программа «Перспективная начальная школа» 3. Встреча с авторами программы. 4. Приобретение литературы, учебников, методической литературы. 5.Проведение родительского собрания по данной проблеме. 6.Формирование методического комплекса. 7. Выступление на заседании МО, семинаре нач. классов, обмен опытом. 8.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 9. Корректировка работы. | 17-20 сентября Сентябрь 17-20 сентября 1 сентября 7 ноября В течение года | Семинары, курсы повышения знаний, открытые уроки, родительские собрания, выступления на заседаниях МО, семинарах. |
4.Аналитический |
| Март- апрель 2008г. Май 2008 г. Август 2008 г. | Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета, на семинаре учителей нач. кл. Реферат, индивидуальная творческая работа |
Изучение новых программ и учебников,
новых технологий
- Программа «Перспективная начальная школа». Р.Г. Чуракова, М.Н.Каленчук-М.: Академкнига,2005
- УМК «Перспективная начальная школа»:
- «Азбука» Агаркова Н.Г.
- «Русский язык» Н.А. Чуракова
- «Литературное чтение» Н. А. Чуракова
- «Математика» А.Л. Чекин
- «Окружающий мир» О.Н. Федотова
- «Технология » И.Б. Мылова
- Теоретические основы личностно- ориентированного обучения в школе.Н.А. Алексеев.- Ростов на Дону.: Феникс, 2006
- Северина О.А. Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе.-Волгоград: Панорама,2007
- Система Л.В.Занкова. Взгляд психолога.Н.И.Чуприкова.// Начальная школа.-№7-2007
- Заповеди занковского урока. С.Г. Яковлева.// Начальная школа.-№7-2007
- Развивающее обучение: зона актуального и ближайшего развития.А.К.Дусавицкий. //Начальная школа.-№7-1999
- Реальность и мифы современной практики развивающего обучения. В.А. Гуружаповна. . //Начальная школа.-№7-1999
- регионализация содержания общего начального образования. М.А. Цыварева.// Начальная школа.-№5-2007
- Российское образование Интернет- ресурсы для учителей начальной школы. А.П. Тонких // Начальная школа-№1-2007
Я иду на родительское собрание
Родительские собрания в начальной школе: в 2-х частях / Сост. Н. А. Горбунова.- Волгоград: Учитель- АСТ, 2003.
- о нравственном воспитании человека;
- стили семейного воспитания;
- какой папа нужен ребенку;
- это должен знать каждый;
- окончание начальной школы.
- Перекатьева О.В. Современная работа с родителями в начальной школе- М. : ИКЦ «Март», 2004
- нужно ли учить до школы;
- для родителей будущих первоклассников;
- что делать, если …?
- Какие права имеют родители школьника? М.В. Смирнова// Начальная школа.- №4-2006
- О родительском собрании в 1 классе. Л.А. Тархова.// начальная школа.- №8- 1993
- Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи. М.Н.Недведская.// Начальная школа.№1-2007
- Чего и почему боится первоклассница Лена? Спицын Н.П. // Начальная школа.№8-2007
- О родительском клубе. В.В.Голикова.// Начальная школа.№8-2007
- Мы- дружная семья. Г.Л. Магафурова.// Начальная школа.№8-2007
- Родители учеников – мои главные помощники. Дунаева Л.А.// Начальная школа.№4- 2007.
- Ребенок и родители на пороге школьной жизни. Вайнер М. Э. // Начальная школа.№4- 2007
- Родительский клуб как средство психологической и педагогичесвкой поддержки. Волченко Т. В. // Начальная школа .-№2-2007
- Учитель- ученик- родитель. Калумна О.В. // Начальная школа.№2-2007
- Одна из формы работы с родителями. М.К. Анчокова.// Начальная школа.№10-2007
Обмен опытом
Работа учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта
1 | Наличие собственной системы методических разработок | |||||
№ | Название работы | Тема | Дата написания | |||
1. | Творческая работа | Составление модели отношений героев произведений и словесное рисование. | 2008г. | |||
2. | Наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей | |||||
Название работы | Размещение на сайте | |||||
1. | Программа школьного кукольного театра «Золотой ключик» | www.56ou39com/bakaev/.ru | ||||
2. | Мониторинги развития навыков чтения чащихся младших классов | www.56ou39com/bakaev/.ru | ||||
3. | Конспект урока «Символы государства» | |||||
4. | В мире кукольного театра | Районная газета «Северная звезда» №134 от 30 ноября 2006г. | ||||
5. | Участие | |||||
6. | Участие | www.openclass.ru | ||||
3 | Участие в проведении мастер - классов, круглых столов, конференций, стажировок, семинаров | |||||
№ | Форма представления опыта | Тема | Уровень (школьный, муниципальный, региональный…) | |||
1. | Открытое внеклассное мероприятие в рамках конкурса «Самый классный классный», 2006г. | В гостях у природы | муниципальный | |||
2. | Круглый стол учителей начальных классов, 2008г. | Презентация «УМК «Перспективная начальная школа»» | школьный | |||
3. | Мастер –класс Заседание учителей нач. классов и воспитателя группы кратковременного пребывания, 2011г . | Особенности методики преподавания обучения грамоте по Агарковой Н.Г. | школьный | |||
4. | Доклад на родительском собрании, 2007 г | Альтернативная форма оценки индивидуальных достижений учащихся | школьный | |||
5. | Стендовый отчет, 2008г. | Школьный кукольный театр «Золотой ключик» | школьный | |||
6. | Открытое внеклассное мероприятие в рамках семинара –совещания заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых, 2008г. | Литературная композиция «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | муниципальный | |||
7. | Круглый стол учителей МОУ «Бакаевская СОШ», 2010г. | Разностороннее развитие личности на основе индивидуального дифференцированного подходов | школьный | |||
8. | Участие, 2007г. | VIII Всероссийский @вгустовский интернет-педсовет | about/2007/ | |||
4. | Участие в инновационной деятельности | |||||
№ | Форма участия | Содержание работы | Результативность работы | |||
1. | Авторизованная Перспективная интегрированная воспитательная программа «Дети и творчество» с учетом личностно- ориентированного подхода в воспитании | Личностно-ориентированный подход в воспитании, интеграция программы с театральной педагогикой | Наблюдается положительная динамика уровня воспитанности школьников | |||
2. | Работа по УМК «Перспективная начальная школа» | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Успешное усвоение программы |
Изучение новинок методической литературы,
статей из журналов и газет
- Проектирование в работае с одаренными детьми младшего школьного возраста. М.А. Биржева// Начальная школа.-№3-2007
- Дин Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей.- Ростов-на-Дону: Феникс,2006
- Новые подходы в организации педагогической деятельности учителя. В.С. Кузнецова// Начальная школа.- №2- 2007
- Модернизация системы оценивания учебных достижений учащихся в современных условиях// Завуч -№7-2007
- Инновации оценивания в школьной ступени .Т.И.Шамова// Завуч.-№7-2006
- Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников.О.Г. Ивановская.// Начальная школа.-№1-1999
- Этнокультурный компонент в структуре и содержании начального образования Л.А. Кучегура.// Начальная школа -№11-2004
- Этнокультуроведческий подход в обучении родному языку в начальной школе // Начальная школа -№11-2004
- Обучение грамоте на коммуникативно-познавательной основе Ф.И.Климанова.// Начальная школа-№6-1998
- Роль творческой группы учителей начальных классов в формировании инициативной личности педагога. Л.И. Соломина.// Начальная школа .-№9-2007
- Формирование общепрофессиональных позиций современного учителя.Э.А. Власова.//Начальная школа.-№3-2007
- Безотметочное обучение. Талюкина А.П // Начальная школа -№1-2007
- Формирование оценочной самостоятельности в 1-2 классах.О.Д.Федорчукова. // Начальная школа -№1-2007
Психология. Коррекционная работа
1.Психофизиологические особенности леворуких учащихся. Никифорова О.А.// Завуч.-№1-2006
2. Учителю о первоклассниках с незначительными отклонениями в психофизическом развитии // Начальная школа.-№4-2006
3. Ребенок с минимальными дисфункциями как проблема начального образования. Ю.В.Науменко// Начальная школа.-№1-2007
4. Использование логических блоков Двенема в коррекционно- развивающей работе А.Д.Вильшанская//Начальная школа -№3-2007
5. Коррекционные приемы на уроках русского языка .Ю.А. Афанасьева.// Начальная школа -№7-2007
- Профилактика и сохранение психологического здоровья.Н.А. Шабаева.//Начальная школа.-№2-2007
Нормативно- правовая база.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.// Начальная школа.-№10-2004
- Закон РФ «Об образовании»-М.: Омега,2006
- Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН.-М.: РИОР, 2007
- Начальные классы : сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общественных учреждениях/ авт.- сост. Е.И.Колусева,Л.В.Терешина.-Волгоград: Учитель ,2006
- Письмо Минобразования РФ от 25 сентября 2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»
- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений// Завуч.-№1-2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по созданию рабочей программы для учителей 1 классов
Данные рекомендации адресованы учителям начальной школы, работающим по введению ФГОС НОО с сентября 2011г....
Программа ОЭР учителя
Материал содержит программу ОЭР учителя по теме "Исследовательские задачи на уроках математики как средство развития познавательной активности и исследовательского поведения учащихся"...
Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...
Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании совреме...
Программа наставничества «Учитель – Учитель» на 2022/2023 учебный год
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологи...
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «учитель – учитель».
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА "учитель-учитель"составили: наставник Сиско Елена Викторовна, наставляемая Комлева Валерия Олеговна, срок реализации программы (3 года): 2021-22 уч.год, 2022 - 2023 ...
Программа наставничества "Учитель-учитель"
Программа наставничества "Учитель-учитель"...