Программа наставничества «Учитель – Учитель» на 2022/2023 учебный год
рабочая программа
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с 01 января 2017 года.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva_po_modeli_uchitel_uchitel_.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждаю:
заместитель директора по УВР: директор школы
_______________ ____________________
«___»__________2021г. «___»__________2021г.
Программа наставничества
«Учитель – Учитель»
на 2022/2023 учебный год
составил: _Погибелева Т.Б.
1. Пояснительная записка
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с 01 января 2017 года.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 1 год
ЦЕЛЬ:
обеспечить качественный уровень развития системы наставничества на институциональном уровне, сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога.
ЗАДАЧИ:
- Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
- Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
- Повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
- Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.
- Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
- Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.
- Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций.
Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми специалистами:
- консультирование (индивидуальное, групповое);
- активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др).
Деятельность наставника
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Ожидаемые результаты
для молодого специалиста:
- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
- появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
- участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;
- наличие портфолио у каждого молодого педагога;
- успешное прохождение процедуры аттестации.
для наставника:
- эффективный способ самореализации;
- повышение квалификации;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
- успешная адаптация молодых специалистов;
- повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательных организациях района.
Принципы наставничества
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ
НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «учитель-учитель».
Сведения | о молодом специалисте | о педагоге - наставнике |
Фамилия, имя, отчество | Гультай Татьяна Васильевна | Погибелева Татьяна Борисовна |
Образование | Средне-специальное | Высшее |
Какое учебное заведение окончил | Нижневартовский социально-гуманитарный колледж | Красноярский государственный педагогический университет |
Педагогический стаж | молодой специалист 1 год | 30 лет |
Место работы | МБОУ СОШ№8 | МБОУ СОШ№8 |
Должность | учитель начальных классов | учитель начальных классов |
Предмет | Начальные классы | Начальные классы |
Учебная нагрузка | 22ч | 25ч |
Класс | 3 | 4 |
Классное руководство | есть | есть |
Квалификационная категория | без категории | высшая |
Цель работы: | Развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста, оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно – воспитательной деятельности и создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы. |
Задачи: | 1. Оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно-воспитательного процесса. 2. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога. 3. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании. |
Содержание деятельности: | 1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей. 2. Посещение уроков молодого специалиста и взаимопосещение. 3. Планирование и анализ деятельности. 4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы. 5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.). 6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого учителя. 7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями. 8. Организация мониторинга эффективности деятельности. |
Ожидаемые результаты: |
|
Мероприятия
по планированию, организации и содержанию деятельности
индивидуальной работы с молодым специалистом
Планирование и организация работы по предмету | Работа со школьной документацией | Контроль за деятельностью молодого специалиста | Формы и методы | Форма отчетности молодого специалиста | |||
Организационные вопросы. Ознакомление со школой, правилами внутреннего трудового распорядка Изучение программ, методических записок, пособий. Составление рабочих программ и календарно - тематического планирования. Собеседование. | Изучение нормативно – правовой базы школы (должностная инструкция учителя, календарный учебный график, учебный план, ООП НОО, план работы школы на 2022-2023 уч. год, документы строгой отчетности). Практическое занятие «Ведение школьной документации» (классный журнал, личные дела учащихся, журналы инструктажей, ученические тетради, дневники)». Требования к поурочному плану. «Инструкция заполнения журнала» журнал воспитательной работы. Оформление рабочих программ, пояснительных записок, личных дел учащихся и классного журнала. | Оформление классного журнала. Оформление календарно-тематического планирования. Контроль ведения личных дел учащихся. Взаимопосещение уроков. Плана внеурочной деятельности, контроль качества составления бесед, классных часов, мероприятий. | Наставничество, самообразование, посещение уроков, кл. часов, внеурочных мероприятий. | Все запланированные собеседования и консультации проведены; посещены уроки математики Методическая помощь при составлении календарно-тематического планирования по предметам. | |||
Современный урок и его анализ. Мотивация к обучению. Математика в 1 классе по программе «Школа России». Составление технологических карт уроков. Урок литературного чтения в УМК «Школа России». | Практическое занятие «Как работать с тетрадями и прописями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей». (изучение инструкции, советы при проверки тетрадей) | Контроль ведения личных дел учащихся. Посещение уроков. Ведение тетрадей, прописи. Контроль составления плана внеурочной деятельности, контроль качества составления бесед, классных часов, мероприятий. Посещение мероприятий молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. | Наставничество, самообразование, посещение кл.часов, внеурочных мероприятий. Взаимопосещение уроков. | Посещение уроков. Ведение тетрадей. Методические рекомендации, советы наставника при проведении урока. Предъявление плана. План – характеристика класса. | |||
Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся. Развитие речи и письма. Виды диагностики результатов обученности | Собеседование по итогам четверти. Практикум: «Обучение составлению отчетности по окончанию четверти. Составление аналитических справок». Рассылки «Современный Учительский портал». | Проверка выполнения программы. Посещение уроков, кл. часа. | Взаимопосещение уроков. Контроль качества составления поурочных планов, посещение уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий. Посещение мероприятий молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. | Технологические карты уроков по предметам. Проверка выполнения программы. Портфолио класса. | |||
Самоанализ урока. Организация индивидуальной работы с учащимися. Выявление одаренных и неуспевающих детей, построение системы работы с данными категориями детей. Окружающий мир. Промежуточный анализ результатов деятельности по самообразованию. Урок русского языка в УМК «Школа России». Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся. | Как вести протоколы родительских собраний. Составление аналитических справок. Структура учебного проекта. | Поурочные планы. Проверка выполнения программы. | Проверка выполнения программы. Взаимопосещение уроков. Поурочные планы. Посещение кл. часа. Контроль ведения школьной документации. | Технологические карты уроков по предметам. Проверка выполнения программы. Устранение замечаний по факту проверки. | |||
Работа со слабоуспевающими учащимися. Мотивация к обучению. Посещение уроков. Урок математики в УМК «Школа России» Участие учащихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, фестивалях. | Самообразование педагога: курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы. Изучение документов по ФГОС НОО. Мониторинг процесса формирования УУД у младших школьников в урочной деятельности. | Ведение тетрадей и дневников учащихся. | Наставничество, самообразование, Посещение уроков. | Ведение тетрадей и дневников учащихся. Самоанализ. | |||
Методы активизации познавательной деятельности учащихся. Уроки окружающего мира и технологии в УМК «Школа России». Видеоуроки. | Самообразование педагога. Изучение нормативных документов школы по ведению профессионального портфолио. Самообразование педагога: сетевое взаимодействие, сообщества учителей. Изучение документов по ФГОС. Мониторинг процесса формирования УУД у младших школьников во вне урочной деятельности | Взаимопосещение уроков. Контроль ведения портфолио класса. | Наставничество, самообразование, Посещение уроков. | Взаимопосещение уроков. Самоанализ. Устранение замечаний по факту проверки. | |||
Инновационные технологии и процессы в обучении. Технологии деятельностного обучения в урочное и внеурочное время. Использование ИКТ технологий на уроке. Литературное чтение и окр.мир. | Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы. | Проверка выполнения программы. Контроль ведения школьной документации. | Наставничество, самообразование, посещение уроков, кл.часов, внеурочных мероприятий. Контроль ведения школьной документации. | Проверка выполнения теоретической и практической части программы. Самоанализ. | |||
Организация повторения. Подготовка к годовым контрольным работам. | Саморазвитие педагога. Работа со школьной документацией. Составление КИМов к итоговым контрольным работам. Обучение составлению отчетности по окончанию четверти. | Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. | Наставничество, самообразование, посещение уроков, кл.часов, внеурочных мероприятий. Контроль ведения школьной документации. | Посещение уроков. Собеседование по итогам года. (наставник, учитель, руководитель МО, зам. директора.) | |||
Организация проверки ЗУН учащихся. Составление учебно-методической базы на следующий год. Итоги работы молодого специалиста по самообразованию за год. | Составление отчета. Помощь в оформлении и заполнении отчетной документации: электронный классный журнал, журнал внеурочной деятельности, протоколы итоговой промежуточной аттестации. Составление годового отчета по движению учащихся, выполнению теоретической и практической части программ, общей и качественной успеваемости учащихся. Работа с личными делами учащихся класса. | Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы) Отчет о результатах наставнической работы. | Наставничество, самообразование, посещение уроков, кл.часов, внеурочных мероприятий. Контроль ведения школьной документации. | Отчет о результатах наставнической работы. Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы). Самоанализ. Устранение замечаний по факту проверки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы учителя - дефектолога на 2022-2023 учебный год
План работы учителя - дефектолога на 2022-2023 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру на 2022-2023 учебный год
Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»3 класс.ТемаКоличество часовКак устроен мир 6Эта удивительная природа22Мы и наше здоровье ...
Рабочая программа по математике 2 класс 2022-2023 учебный год ( 4 часа в неделю,136 часов)
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-н...
Рабочая программа по музыке 2 класс 2022-2023 учебный год ( 1 час в неделю,34 часа)
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагог...
Рабочая программа по технологии 2 класс 2022-2023 учебный год ( 1 час в неделю,34 часа)
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-н...
Годовой отчет учителя- логопеда 2022 -2023 учебный год
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА...
Рабочая программа для 2 класса на 2022 - 2023 учебный год
Рабочая программа для 2 класса на 2022 - 2023 учебный год...