Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя
учебно-методический материал по теме
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.
Самоанализ урока дает возможность:
- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.
Самоанализ урока дает возможность:
- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя
- План самоанализа урока
- Характеристика класса:
- межличностные отношения;
- недостатки биологического и психического развития;
- недостатки подготовленности класса.
- Место урока в изучаемой теме:
- характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.
- Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.
- Характеристика плана урока:
- содержание учебного материала;
- методы обучения;
- приёмы обучения;
- формы организации познавательной деятельности.
- Как был построен урок в соответствии с планом:
- разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.
- Структурный аспект самоанализа урока:
- анализ каждого элемента урока;
- его вклад в достижение результата;
- доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.
- Функциональный аспект:
- насколько структура урока соответствовала общей цели;
- соответствие возможностям класса;
- анализ стиля отношений учителя и учащихся;
- влияние на конечный результат урока.
- Аспект оценки конечного результата урока:
- формирование универсальных учебных действий на уроке;
- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
- причины разрыва;
- выводы и самооценка.
- СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА
I. Краткая общая характеристика класса
- Общая подготовленность класса:
- умение детей работать в парах;
- умение детей работать в малых группах;
- умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;
- умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.
- Общая характеристика общения.
- Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.
- Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.
- Общая характеристика освоения программы к этому времени.
II. Анализ эффективности проекта урока
- Реальность цели урока.
- Каким образом организовать работу на уроке?
- Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?
- Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?
- Что знают ученики об изучаемом понятии?
- Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.
- Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?
- Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?
- Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?
- Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?
- Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?
- Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.
III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?
- Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?
- Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?
- Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?
- При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?
- Была ли принята учебная задача учащимися?
- Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?
- Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?
- Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?
- Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?
- Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?
IV. Оценка целостности урока
- Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?
- На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?
- Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.
- Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/26/picture-1284.jpg)
Самоанализ урока, проведенного на конкурсе "Учитель года"
Урок "Водоемы родного края", проведен в рамках конкурса "Учитель года - 2008". К нему составлен самоанализ, который будет полезен учителям начальных классов. Авторами являются как ...
Мурзаханова Н.Ф. Программа самосовершенствования учителя
Мурзаханова Н.Ф. Программа самосовершенствования учителя начальных классов. (План самообразования)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-243036-1366381241.jpg)
САМОАНАЛИЗ УРОКОВ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГИМНАЗИИ Г, БАЛХАША ПОРОШИНОЙ Л. В.
САМОАНАЛИЗ УРОКОВ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГИМНАЗИИ Г, БАЛХАША ПОРОШИНОЙ Л. В....
Самоанализ урока - средство повышения методического мастерства учителя
От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие в ходе урока, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во...
самоанализ открытого урока к конкурсу "Учитель Года 2017" по чтению 2 класс " Обобщающий урок по теме " Братья наши меньшие" "
Самоанализ открытого урока содержит цели и задачи, поставленные учителем; приемы и методы, использованные на уроке...
Самоанализ урока чувашского языка учителя начальных классов
Самоанализ урока родного языка (чувашского языка) на тему: "Пирен семье" 2 кл...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/01/picture-1141190-1556706428.jpg)
«Анализ и самоанализ урока – средство повышения методического мастерства учителя»
Анализ урока – это разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон.Анализ урока необходим: для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания; ка...