Первый опыт реализации ФГОС в начальной школе
методическая разработка (1 класс) по теме
универсальные учебные действия, принцип минимакса, портрет ученика начальной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.А. Араканцева» г. Семикаракорска Ростовской области.
Первый опыт реализации ФГОС 2 в общеобразовательном процессе
Автор: Учитель МБОУ СОШ №2 Стельмашова Л.П.
2012
Первый опыт реализации новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы .
С 1 сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.
Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения.
Функция школы – корректирующая.
Учитель – направляющая сила для ребенка.
Перед образовательной системой стоит новая непростая задача – формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.
Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя.
Система образования отказалась от традиционного представления результатов обучения в виде ЗУН. Новый стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу начального обучения.
Требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра стандарта являются УУД.
УУД включают в себя:
- личностные умения – позволяют сделать обучения более осмысленными;
- социальные – способность действовать в социуме с учетом позиции других людей;
- коммуникативные – формирование навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
Уже в 1 классе на своих уроках учу детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке. В условиях без отметочного обучения предлагаю детям оценить свою работу с помощью «волшебных линеечек», где они отмечают качество своей работы по следующим критериям:
К – красота
П – правильность
Б - быстрота
На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа , тем выше крестик)
х х х
К П Б
Затем обсуждаем это в паре, анализируем в группе, корректируем оценку (красным цветом). С каждым разом дети объективнее оценивают свою работу.
Таким образом современный ученик на основе системно – деятельностного подхода должен учиться учить и оценивать самого себя.
Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях.
В 1 классе наряду с традиционным письмом мои первоклассники осваивают клавиатурный набор текста. И у них это очень даже неплохо получается.
В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Например: на уроке обучения грамоте мы изучаем звук {o}, буквы О, о.
Идет работа над словом «осень».
Далее эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года».
На уроке музыки – слушание произведений.
На уроке ИЗО – рисуем осень.
На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию.
В результате делаем коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии.
Проектный и исследовательский метод, широко представленный в новых стандартах, широко применяю в своей практике.
Проекты различны по форме, теме, содержанию.
В 1 классе – это рисунки, поделки,
2 классе - мини-сочинения, книжки-малышки
В 3-4 классах – кроссворды, рефераты, дидактические игры, презентации, поделки.
В этом учебном году мои первоклассники представляли свои проекты в форме устных выступлений на тему: «Кто я?», «Какой я?», «Расскажи мне о себе».
В форме рисунков на тему: «Режим дня», «Моя семья», «Школа будущего», «Мои друзья», «Мои первые впечатления о школе»
В форме макетов «Современная школа» . Готовили сценки из школьной жизни.
Работаем над коллективным проектом «Город Алфавитинск»
В новых ФГОСах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую использую в своей практике. 221 8123
Работая в рамках этой темы, пользуюсь принципом «Минимакса». Согласно ему даю возможность детям узнать максимум, но стараюсь довести до его сознания минимум.
Максимум – может узнать
Минимум – должен освоить
Согласно «минимаксу» осуществляется личностный подход к обучающемуся.
Я постараюсь это показать на практике:
Фрагмент урока: Звук и буква Э.
- - произнесите слова и прислушайтесь Эмма, Элла, Эдик, Эдуард.
Что общего в этих словах?
- назовите мне этот звук (Э)
- чтобы определить, какой это звук гласный или согласный что нужно сделать?
- для чего? (Если он поется и тянется – значит, он гласный)
- что нам еще предстоит сделать, чтобы охарактеризовать этот звук?
- как вы думаете, этот звук сможет сам образовать слог? Докажите. Приведите пример.
- какой карточкой в схеме обозначим этот звук.
Это минимум. Дальше максимум.
- Словарно-логическое упражнение
- что еще общего заметили в этих словах?
- это имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы.
- сюда относятся и клички животных, и фамилии, и отчества, и названия рекламы и т.д.
- на какие 2 группы можно разделить эти слова?
- 2 слога - 3 слога
- начинается с ударного - начинается с безударн
- имена девочек - имена мальчиков
- с удвоенной согласной - без нее
Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых обучающимся заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования.
В своей работе этому вопросу уделяю большое внимание.
Никогда не даю знания в готовом виде. Учу сравнивать, обобщать, делать выводы. Очень тщательно продумываю систему заданий. Не задаю мелких вопросов.
Например: - Перечислите отличие растения от животного?
Я организую работу по-другому:
Например: Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит я растение! Как вы думаете, что ему ответил умный утенок?»
Или:
Можно сказать: Определите площадь?
Я стараюсь задать этот вопрос по-другому:
- «Даны план и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет их?»
Изучая новый стандарт, невольно обнаруживаешь его явную особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.
Поэтому, разрабатывая систему заданий к уроку, делаю акцент, например, в математике не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умения находить их в окружающем мире.
На уроках окружающего мира нацеливаю детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже в 1 классе учу ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
В предложенных ситуациях, опираюсь на общие простые правила поведения, учу детей делать выбор, какой поступок совершить. И Полина Метелева может мне так аргументировано обо всем рассказать, что и добавить нечего.
Учимся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) критика.
И все та же Полина объясняет маме, что она отвечает за все в классе, даже за Людмилу Петровну.
Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме.
Нужно, прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.
Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована деятельность детей, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.
Каковы же согласно новым ФГОСам основные результаты начального образования?
Как должен выглядеть портрет выпускника начальной школы?
- Инициативный
- Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям
- Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях
- Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее
- Любознательный
- Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы
- Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней
- Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию
- Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща
В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Хочу напомнить слова Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем».
Используемая литература:
- Вакрушев А.А. Козлова С.А. Пронина О.В. «Образовательная система Школа 2100». «Реализация федерального государственного образовательного стандарта». Пособие для учителя. Москва, Баласс, 2011
- Сундукова А.Х. «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы» Ростов-на-Дону ИПК и ПРО 2011г.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования.
/Под ред. В.В. Козлова,А.М. Кондакова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Конспект урока по математике во 2 классе по теме: "Взаимно обратные арифметические действия". Система Занкова. С презентацией к уроку....
Опыт внедрения ФГОС в начальной школе
Новые технологии для новой школы...
Опыт внедрения ФГОС в начальной школе
В презентации описывается опыт внедрения ФГОС в начальной школе за 3 года...
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕРВИСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Интернет как глобальная информационная сеть оказывает неоценимую помощь учителю при организации проектной деятельности. Например, использование сети Интернет в учебной и внеурочной деятельности позвол...
Первый опыт реализации ФГОС 2 в общеобразовательном процессе
Все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества ...