ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕРВИСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
статья (2, 3 класс) на тему
Интернет как глобальная информационная сеть оказывает неоценимую помощь учителю при организации проектной деятельности. Например, использование сети Интернет в учебной и внеурочной деятельности позволяет создать условия для поддержки и развития индивидуальности младших школьников.
Опытно-экспериментальная проверка организации и проведения проектной деятельности, в которой Интернет являются средством и/или средой обучения проводилась во 2 и 3 классах МАОУ «Медико-биологический лицей» г. Саратова, в двух организационных формах – в рамках обязательных учебных предметов и факультативных занятий.
Учебно-педагогическое взаимодействие реализовывалось в рамках классно-урочной системы, вовнеурочной деятельности в компьютерном классе с доступом в Интернет и с использованием домашних персональных компьютеров обучаемых и учителя.
Для того чтобы дети могли самостоятельно или с помощью взрослых пользоваться возможностями Интернет, необходимо было заложить основы компьютерной грамотности. Для этого были организованы факультативные занятия по разработанному курсу компьютерной грамотности «Мой помощник – компьютер».
Интернет является наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения.
В ходе эксперимента были разработаны проекты для учащихся второго класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_realizatsii_proektov_v_nachalnoy_shkole_s_ispolzovaniem_servisov_seti_internet.docx | 30.4 КБ |
Предварительный просмотр:
« ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕРВИСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ»
Ю.В.Зинковская, учитель начальных классов,
Т.А.Маркушина, учитель начальных классов
МАОУ «Медико-биологический лицей» г.Саратова
Глобальная информатизация общества – одна из главных тенденций развития цивилизации XXI века. Поэтому в современной системе образования особое место должно быть уделено подготовке человека к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей.
В ФГОС НОО указано, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
Таким образом, приоритетом начального общего образования становится целенаправленное формирование средствами разных учебных предметов основ умения, позволяющих человеку работать над своим образованием на протяжении всей жизни. Поэтому в ФГОС НОО установлены не только предметные, но другие группы планируемых результатов: личностные и метапредметные. Причем развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через достижение метапредметных результатов – «универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться».
Универсальные учебные действия применяются обучающимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Именно УУД становятся существенным фактором обеспечения готовности школьника к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.
Как средство получения опыта деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, формирования способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию в полной мере отвечают проектная деятельность и информационные коммуникационные технологии.
Применение ИКТ в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.). В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению школьных предметов.
Интернет как глобальная информационная сеть оказывает неоценимую помощь учителю при организации проектной деятельности. Например, использование сети Интернет в учебной и внеурочной деятельности позволяет создать условия для поддержки и развития индивидуальности младших школьников.
Опытно-экспериментальная проверка организации и проведения проектной деятельности, в которой Интернет являются средством и/или средой обучения проводилась во 2 и 3 классах МАОУ «Медико-биологический лицей» г. Саратова, в двух организационных формах – в рамках обязательных учебных предметов и факультативных занятий.
Учебно-педагогическое взаимодействие реализовывалось в рамках классно-урочной системы, во внеурочной деятельности в компьютерном классе с доступом в Интернет и с использованием домашних персональных компьютеров обучаемых и учителя.
Для того чтобы дети могли самостоятельно или с помощью взрослых пользоваться возможностями Интернет, необходимо было заложить основы компьютерной грамотности. Для этого были организованы факультативные занятия по разработанному курсу компьютерной грамотности «Мой помощник – компьютер».
Интернет является наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения.
В ходе эксперимента были разработаны проекты для учащихся второго класса.
Опрос детей показал, что им наиболее актуальны и интересны темы, которые напрямую связаны с личным опытом детей. Например, «Моя семья», «Космос», «Свойства материалов», «Сказки», «ОЗОЖ» и др.
Окружающий мир
Тема: Что мы знаем о космосе
Участники: учащиеся 2 класса
Продолжительность: 3 недели в рамках урочно-внеурочных форм работы
Цель: формирование умений собирать информацию по заданной теме из различных источников (учебник, энциклопедии, Internet), подбирать иллюстрации, работать в группах, представлять работу группы
Продукты: устный журнал
Описание работы над проектом:
1) обсуждение цели проекта;
2) выбор темы (изучение космических тел в рамках программы Окружающий мир);
3) выбор выхода проектной деятельности – устный журнал;
4) коллективное изучение материалов по теме, анализ отобранного материала по теме
5) индивидуальная работа по подготовке выступлений – докладов
6) подбор изображений;
7) сканирование изображений, соединение с текстом в программе World;
8) выступления перед одноклассниками, сопровождающиеся выставкой космических изображений
Технология
Тема: Путешествие к истокам народной игрушки
Краткая аннотация проекта:
Тема данного проекта близка и понятна каждому ребенку. Любой человек, независимо от возраста и профессии, помнит игрушки своего детства. Этот проект призывает детей к познанию исторических корней своего народа, помогает исследовать технологии изготовления различных видов игрушек, существовавших в давние времена, воспитывает любовь к своей родине, учит детей ценить труд других людей. Данная работа так же направлена на расширение детского кругозора, пополнение словарного запаса детей новыми словами и выражениями, знакомит учащихся с фольклором русского народа.
Для достижения поставленных целей и задач детям предлагаются различные виды исследовательских заданий: поиск ответов на вопросы с помощью сети Интернет, выполнение практических работ (изготовление игрушек), подготовка докладов и презентация выполненных своими руками изделий.
Проект выполнен в рамках учебной и внеурочной деятельности.
Основополагающий вопрос:
- Вся наша жизнь – игра?
Проблемные вопросы:
- Почему играют взрослые и дети?
- Как на Руси появились игрушки?
Учебные вопросы:
- «В каждой избушке свои игрушки»? (игрушки умельцев из разных областей России)
- Кто придумал Матрешку?
- Какова история тряпичных кукол?
- Сложно ли сделать игрушку своими руками?
Долгосрочный воспитательный проект
Тема: «Народы Саратова. Мы разные, но мы вместе!».
Участники: учащиеся 3 класса.
Цели проекта: воспитывать уважительное отношение к традициям, религии, культуре разных национальностей; развивать у обучающихся гражданско-патриотическое сознание; любовь к Отечеству, своей земле, дому, своей семье.
Краткое описание проекта: Обучающиеся получают опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, проживающих на территории г.Саратова; знакомятся с особенностями их культур, религий и образа жизни (в процессе сбора информации из сети Интернет, бесед, посещений библиотеки, экскурсий в музей этнографии, в музей краеведения, в храмы и мечети; посещений «Национальной деревни» в Парке Победы, при организации и проведении национально-культурных праздников). Также дети ознакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, различных национальностей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, социальных акций гражданского и историко-патриотического содержания).
Как итог проекта ученики создадут презентации, сценарии народных праздников, защитят свои работы на открытых мероприятиях, примут участие в социальных акциях.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Структура проекта представляет собой поэтапное взаимосвязанное привитие мировоззренческих, коммуникативных, информационных компетенций. Исходя из данного подхода, сформированные частные цели и решаемые задачи, структура проекта имеет вид:
1. Этап:
Цели: выяснить, представители каких народов проживают в г.Саратове. Какие группы наиболее многочисленные.
Задачи:
- собрать информацию, используя энциклопедии, интернет-ресурсы, беседы с родителями;
- подготовить презентацию
Выяснилось, что самая многочисленная национальность – русские. Далее идут украинцы, казахи, татары, армяне, мордва, белорусы, чуваши, азербайджанцы, немцы. Также мы узнали, что в нашем классе учатся представители русского, татарского, украинского, армянского и греческого народа.
2. Этап:
Цели: изучить культуру и традиции каждого многочисленного народа, проживающего в г.Саратове.
Задачи:
- собрать информацию, используя энциклопедии, интернет-ресурсы, беседы с родителями;
- продумать к кому можем обратиться за помощью при подготовке (музей краеведения, музей этнографии, киновидеоцентр, филармония, храм, мечеть, «Национальная деревня» в Парке Победы и т.д.);
- организовать экскурсии;
- подготовить презентацию и защиту работы своей группы;
- создать сценарий народного праздника, подготовить костюмы, декорации и провести открытое мероприятие.
Этап разбит на блоки (народ – блок). На изучение каждого народа отводится 4-6 недель.
Учащимися были предложены вопросы, на которые хотелось бы узнать ответы. Из этих вопросов мы составили план изучения народов Саратова. Группы из 2-3 человек выбрали себе для изучения один из пунктов плана.
План изучения народа:
1. Когда появился народ на территории г.Саратова.
2. Сколько человек сейчас проживает.
3. Религия, язык
4. Исторические особенности устройства жилища и быта.
5. Национальный костюм.
6. Национальная кухня.
7. Народные инструменты и музыка.
8. Народные праздники.
Одновременно с прохождением 1 и 2 этапов, готовим краткосрочные проекты, результаты которых будут необходимы для 3 этапа «Мы вместе»:
- «Моя семья в ВОВ» - собрать материал, подготовить презентации, оформить стенгазеты, изготовить открытки, поздравить ветеранов;
-«Герои ВОВ Саратова» ,
В ходе 1, 2 этапов были осуществлены социальные проекты-акции:
- «Поздравить маму героя» - совместно с учащимися 7 класса и Саратовского отделения Всероссийской общественной организацией «Боевое братство» - (изготовление подарков, подготовка концертных номеров, организация встречи с матерями героев России, погибших при исполнении воинского долга)
- «Помощь детям-инвалидам» - совместно с учащимися 7 класса организовали сбор книг, канцтоваров и передали в ГУ ЦСОМ.
-«Концерт для ветеранов ВОВ и участников трудового фронта» - ГУ ЦСОМ
3. Этап:
Цели: осознание своей принадлежности к многонациональному обществу своей страны.
Задачи:
- ознакомиться с героическими страницами истории России, г.Саратова;
- узнать о жизни замечательных людей – наших земляков, различных национальностей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга;
- организовать экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам
- принять участие в социальных акциях гражданского и историко-патриотического содержания
-подготовить большое открытое мероприятие для учащихся начальной школы «Народы Саратова. Мы разные, но мы вместе!»
Оценка эффективности результатов проекта показала, что достигнуты основные воспитательные цели:
- учащиеся осознали свою принадлежность к многонациональному обществу своей страны;
- с уважением относятся к традициям, культуре и религии людей разных национальностей;
Кроме этого научились приводить основные концепции традиций, культуры, религий разных народов г.Саратова; поняли исторические корни формирования народа, населяющего г.Саратов; овладели начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации; научились работать в группе, выполнять самооценку и взаимооценку; использовать современные технологии для работы в проекте.
Все это подтверждается:
- выводами из личного общения (целостность суждений по вопросам многонациональности нашего общества, убежденность в историческом единстве нашего народа, эмоциональные реакции на социальные проблемы);
- переносом, полученных в ходе реализации проекта, знаний и навыков в учебный процесс (использование примеров из опыта проектной деятельности, и т.д.)
- информация из общения с другими педагогами и родителями учеников
Реализуемые проекты повлияли и на качество обученности младших школьников.; уровень определялся на основе результатов выполнения контрольных работ.
Основные результаты работы:
развитие информационно-коммуникационных компетенций;
качественный скачок в развитии информационных навыков;
формирование таких личностных качеств учащихся, как инициативность, целеустремленность, креативность, умение работать в группе, развитие коммуникативных навыков (психологическое исследование);
внедрение деятельностного подхода к выполнению учебной задачи.
Проектная деятельность так же способствует стимулированию творческого мышления младших школьников. Они учатся сравнивать различные объекты, анализировать, делать обобщения и выводы. В ходе опытно-экспериментальной работы также определялся уровень сформированности интеллектуальных умений. За основу были взяты методы диагностики степени сформированности мыслительных процессов: способность выделять существенное, способность сравнивать понятия, способность обобщать, способность классифицировать понятия, предметы, явления, анализ отношений между понятиями
Таким образом, результаты экспериментального исследования подтвердили эффективность применения ресурсов сети Интернет в проектной деятельности младших школьников. Использование метода проектов в начальной школе приносит детям удовлетворение, что, способствует совершенствованию у них личностных качеств, стремления получить знания, а главное – желания учиться и получать от этого радость.
Полученные в ходе настоящего исследования методические рекомендации, система заданий и творческих проектов создают реальные условия для эффективной работы учителя по организации проектной деятельности младших школьников с использованием информационных технологий.
Список использованной литературы
- Абалуев Р.Н., Астафьева Н. Е., Баскакова Н. И. и др. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч. 3. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012. – 136 с.
- Ануфриева С.Р. Использование компьютера при создании проектов// Начальная школа плюс До и После,2009. – № 7. – С. 53-58.
- Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка// Начальная школа, 2009. – №4. –С. 11-15.
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
- Биржева М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста// Начальная школа. – 2007. – №3. – С.42-45.
- Гилева Е.А., Егоров Ю.С. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования// Школа, 2010. – № 2.
- Господникова М.К. Проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2011.
- Громыко Ю.В., Громыко Н.В. Исследование и проектирование в образовании// Школьные технологии, 2012. – № 2.
- Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Якимов И.А. Организация проектной деятельности учащихся гуманитарно-ориентированных классов в области литературы и искусства: Сборник научных трудов. – М.: Компания Спутник+, 2011.
- Янцен Е.В. Метод проектов в начальной школе. Использование методических проектов в практике работы учителя начальных классов//Современный урок, 2009. – №5. С.11-18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первый опыт реализации ФГОС в начальной школе
универсальные учебные действия, принцип минимакса, портрет ученика начальной школы....
Развитие исследовательской деятельности младших школьников с использованием сервисов сети Интернет
Главной целью современного образования – является формирование у ребенка способности к самостоятельной творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека, умения учиться. Именно ...
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....
СЕРИЯ ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОСОБИЯ "ПОНАРОШКИН МИР"
laquo;Понарошкин Мир» ® - образовательная среда нового поколения. «Понарошкин Мир» ®...
Междисциплинарный проект в начальной школе с использованием технологии образовательной робототехники.
Обучение, построенное на межпредметной, интегративной основе способствует повышению уровня мотивации учащихся за счет удовлетворения их разнообразных образовательных интересов, что способствует расшир...
Использование современных сервисов сети интернет (LearningApps.org) на уроках русского языка в начальной школе как условие формирования метапредметных результатов
Статья посвящена формированию метапредметных результатов на уроках русского языка с применением современных сервисов сети интернет (LearningApps.org). В статье рассматривается, что такое современные с...
Формирование читательской грамотности в рамках реализации проекта "Эффективная начальная школа"
Представлена публикация в рамках реализации проекта "Эффективная начальная школа"...