Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Конспект урока по математике во 2 классе по теме: "Взаимно обратные арифметические действия". Система Занкова. С презентацией к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 52.38 КБ |
презентация к уроку | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Ухина И. С.
«Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Пояснительная записка.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определил духовно-нравственное развитие школьников как задачу современного воспитания первостепенной важности, обязательное условие поступательного развития страны и консолидации гражданского общества, государственный заказ для школы. Согласно концепции ФГОС и проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, внеурочная деятельность школьников – это обязательная и неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.
В соответствии с принципами концепции духовно- нравственного воспитания личности гражданина России культура младшего школьника раскрывает мир его духовности как форму сознания, способом существования которого является знание и мир его ценностей. То есть, - развитость ценностного отношения человека к миру во всём его многообразии и к самому себе в этом мире, к процессам познания, деятельности, общения, в готовности действовать в соответствии с этими личностно-значимыми установками.
Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, где впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько будет привит интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, зависит не только успешность обучения детей в основной и старшей школе, но и желание и умение совершенствовать своё образование всю жизнь.
Психологами доказано, что именно младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций – восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
И упустить этот период в развитии ребёнка – значит затормозить его личностное развитие и взросление, создать большие трудности на последующих ступенях обучения.
В Концепции федеральных государственных стандартов 2-го поколения есть цитата: «Развитие личности – смысл и цель современного образования».
Это та же цель, которую Л.В. Занков сформулировал 50 лет назад.
( Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья.)
Им предоставлено право спорить и отстаивать свою точку зрения. Возможны и ошибочные суждения, поэтому важно, чтобы дети не боялись ошибиться и это не каралось отметкой, а наоборот активность должна поощряться (источник – интернет- ksh_dok_obuch_fgos_po zank «Обучение по системе развивающего обучения Л.В.Занкова как один из путей повышения уровня преподавания в младших классах»).
Цели и задачи программы духовного-нравственного развития и воспитания ФГОС и система развивающего обучения Л. В. Занкова имеют единое психолого-педагогическое основание – это, прежде всего, теория Л. С. Выготского. Понятие «зона ближайшего развития», введённое в психологический лексикон Выготским, позволило сформулировать положение о том, что именно обучение ведёт за собой развитие. А это, в свою очередь, дало возможность Л.В. Занкову выстроить систему развивающего обучения, цель которого совпадает с целью, поставленной сегодня перед российским образованием. Цель обучения в системе Л. В. Занкова определяется как достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья. Поэтому основная особенность системы заключается в согласовании ведущей роли обучения, а, следовательно, и руководящей роли учителя с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребёнка, с представлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития личности.
Процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок ведётся в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщен урок. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя.
Информация, полученная учащимися, непременно должна фиксироваться и использоваться. Это, прежде всего, запись готовых фрагментов, создание собственных текстов на основе полученных данных; краткая запись, схема, таблица, диаграмма, рисунок и т.п. Необходимо отметить, что получение и фиксация информации всегда требуют ее понимания и преобразования, то есть внутри этих простых, на первый взгляд, операций, лежат очень сложные механизмы психики: наблюдательность и память, воля, умение производить анализ, синтез и обобщение.
Полученная информация только тогда усваивается, когда используется учащимся для решения учебных задач. Именно многократное осмысление ее в новых условиях, включение в тесные взаимосвязи с имеющимися данными, совершение каких-либо действий с ними позволяет учащимся действительно освоить предлагаемое содержание образования.
Этап применения и представления информации обнаруживает и степень понимания ребенком добытых сведений, и определяет соответствие и адекватность поставленной задаче, а также открывает широкие возможности для коммуникации, получения обратной связи, самоконтроля и внешнего контроля. На этом этапе возможно еще одно преобразование информации с целью ее донесения до других, то есть создание собственного текста – комментариев, сообщения, тезисов, выводов; «встраивание» имеющихся данных в уже имеющуюся информацию (например, для решения задачи); подготовка презентационных материалов – таблиц, схем, диаграмм, плакатов, компьютерных презентаций и т.п.; развитие навыков устной речи – умение строить монологическое высказывание; умения формулировать, задавать и отвечать на вопросы, вести диалог; отстаивать свою точку зрения; слушать и слышать собеседника видеть проблемы, задавать вопросы; находить несколько вариантов решения проблемы, различать существенное и несущественное; формулировать правила, давать определение понятиям; классифицировать, делать выводы и умозаключения; проводить наблюдения наглядных объектов, опыты и эксперименты; определять недостающую информацию, находить ее и работать с ней; пользоваться учебными моделями, знаково-символическими средствами, общими схемами решения; структурировать материал, создавать текст; владеть адекватной самооценкой, определять границы собственного знания и незнания; доказывать и защищать свои идеи, воспринимать идеи других, владеть навыками сотрудничества».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.3. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - С. 19-21.
2. Примерные программы начального общего образования. В 2-х частях./ Начальная школа / —2 е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).
3. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухвалова. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.
Самоанализ урока
- Характеристика класса.
На занятии присутствовали учащиеся 2 «В» класса (январь). Учащиеся уже достаточно хорошо узнали друг друга, приобрели первичные навыки поведения в коллективе на занятиях и в перемену. Большинство детей в классе дружелюбны, открыты и обладают высокой познавательной активностью. На занятии присутствовали дети в количестве 28 человек. Среди них были ребята неусидчивые физически активные и быстро утомляемые. Это – Серёжа Н., Алёша В., но они тоже активно работали. Но всё-таки для них надо было увеличить время движения, включить ещё одну физкультминутку. Остальные ученики были активны, и усталости детей не было видно на занятии. Наоборот ребята закончили занятие жизнерадостно и активно.
- Урок по математике во 2 классе. Тема: «Взаимно обратные арифметические действия». Урок 2 Повторение. Закрепление.
- Цели.
Получить достоверные данные об уровне представлений учащихся по данной теме, о сформированности их знаний и умений.
Повторить и закрепить знания, умения, приобретённые на предыдущих занятиях:
1. Знаковую запись римских чисел.
2. Конкретный смысл действия умножения.
3. Признаки отличий квадрата равностороннего треугольника.
Учиться воспринимать сложение и вычитание умножение и деление как взаимно обратные действия.
Учиться работать в команде (в группе):
- соблюдать правила общения со сверстниками;
- соблюдать правила поведения в школе.
Виды заданий выбраны грамотно и соответствуют теме и целям занятия, которые направлены на развитие личностных, познавательных, коммуникативных УУД.
- Присутствуют различные виды активности: познавательная, социальная и физическая. Применяются здоровье сберегающие технологии (физкультминутка, динамическая пауза).
- Применены интерактивные формы организации занятия.
- Применён принцип оценивания – похвалы подбадривания и поддержки.
- Ведущую роль занимают учащиеся, как главные участники урока.
- Учитель направляет и поддерживает работу учащихся.
- Предметно – развивающая и информационная среда достаточно хорошо подготовлены. На уроке просматривалась связь «ученик – ученик – учитель – ученик»
- Подведение итогов с самооценкой знаний.
Технологическая карта занятия.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Ф.И.О. -Ухина Ирина Станиславовна
Место работы (учебы) - МАОУ «Гимназия №35»
Занимаемая должность-учитель начальных классов
Электронный адрес (e-mail) uhina.iru@mail.ru
Контактный телефон - 8 910 176 5420
- Номинация (название) «Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» сценарий проведения урока по математике с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Краткая аннотация содержания материала.
- Тема урока: Урок по математике во 2 классе. Тема: «Взаимно обратные арифметические действия». Урок 2. Повторение. Закрепление.
Урок повторения и закрепления изученного по заявленной теме разработан в соответствии с требованиями ФГОС, и ученики учатся развитию навыков устной речи – умению строить монологическое высказывание; умению формулировать, задавать и отвечать на вопросы, вести диалог; отстаивать свою точку зрения; слушать и слышать собеседника видеть проблемы, задавать вопросы; находить несколько вариантов решения проблемы, различать существенное и несущественное; формулировать правила, давать определение понятиям; классифицировать, делать выводы и умозаключения; проводить наблюдения наглядных объектов; определять недостающую информацию, находить ее и работать с ней; пользоваться учебными моделями, знаково-символическими средствами, общими схемами решения; структурировать материал, создавать текст; владеть адекватной самооценкой, определять границы собственного знания и незнания; доказывать и защищать свои идеи, воспринимать идеи других, владеть навыками сотрудничества».
- Актуальность темы.
Данная тема действительно актуальна на данный момент для второклассников. Изучение понятий арифметических действий на умножение и деление является одной из трудных тем для младших школьником на начальном этапе её изучения. Очень важно научить учащихся понимать конкретный смысл действий умножения и деления и взаимосвязь между ними.
- Новизна
Для более продуктивного закрепления знаний связанных с понятием смысла действия деления. Учащимся предлагается способ «змейки» - цепочки действий помогающей выделить неизвестное «частное» данного числа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первый опыт реализации ФГОС в начальной школе
универсальные учебные действия, принцип минимакса, портрет ученика начальной школы....
«Современный урок в режиме внедрения ФГОС в начальной школе».
«Современный урок в режиме внедрения ФГОС в начальной школе»....
Опыт внедрения ФГОС в начальной школе
Новые технологии для новой школы...
Опыт внедрения ФГОС в начальной школе
В презентации описывается опыт внедрения ФГОС в начальной школе за 3 года...
Опыт внедрения ФГОС в начальной школе
Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В. (выступление на педсовете ОУ; 2014 г.)....
Внедрение ФГОС в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы.
Процесс организации обучения с использованием ИКТ в своей работе....
«Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Пояснительная записка. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определил духовно-нравственное развитие школьников как задачу современного во...