Испрльзование моделирования в процессе работы с текстовой задачей в 1 классе
рабочая программа (1 класс) по теме

Белогрудова Н.В.

 

Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника.

 Первый этап работы над задачей включает анализ, цель второго – установление связей между данными и искомыми. Учащиеся должны понять задачу, т. е. уяснить, как связаны между собой данные, каковы отношения между данными и искомыми. Для этого везде, где это, возможно, следует применять моделирование.

 Моделирование в широком смысле слова – это замена действия с обычными предметами действием с их моделями, муляжами, а также их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами.

 Работу по усвоению моделирования текстовых задач можно условно распределить на три этапа.

 Этап 1. обучение преобразованию предметных действий в работающую модель.

  Задача: «У мальчика было 3 красных мяча и 2 синих. Сколько всего мячей было у мальчика?»

    Повторяя условие задачи, ученик берет 3 красных мяча, кладет их в коробку и находит карточку с обозначением числа 3. Затем  2 синих, кладет их в коробку и находит карточку с обозначением числа 2. Теперь их нужно сложить вместе и посчитать.

  Далее учитель организует работу по переходу от предметного моделирования к графическому.

  Ученики рисуют в тетради 3 красных кружочка, а рядом 2 синих. Объединяют круги дугой: как будто собирают мячи вместе.

 Учитель подводит итог: а) целое определяли по известным частям; б) целое больше своих частей.

  Для разъяснения конкретного смысла вычитания используем моделирование  представление учеников о соотношении целого и части.

 Задача: «У Маши было 6 яблок5. она отдала Тане 2 яблока. Сколько яблок осталось у Маши?»

  Предметное моделирован6ие задачи выполняется одновременно с ее анализом. Оно будет действенным средством, оказывающим реальную помощь в обучении самостоятельному решению задач.

  Учитель на доске, а ученики в тетрадях рисуют 6 кружочков.

Под руководством учители первоклассники выясняют, что 6 яблок – это целое, которое состоит из двух частей: яблоки которые отданы, и яблоки, которые остались.

  Моделирование применялось и при ознакомлении детей с решением задач на нахождение неизвестного слагаемого.

    Задача: « Девочка вымыла  3 большие чашки и несколько маленьких. Всего она вымыла 5. сколько маленьких чашек вымыла девочка?»

  Моделирование задачи на нахождение уменьшаемого.

    Задача: «Когда с полки сняли 2 книги, там осталось 4 книги. Сколько кног было на полке?

 Этап 2. Обучение составлению обратных задач на основе работы с моделью.

  При обучении составлению обратных задач на основе работы с моделью желательно познакомить учеников сразу с группой задач, которые разбиваются на три блока.

 

№ блока задачи

Основная задача

Обратная задача

1

На нахождение суммы

На нахождение неизвестного слагаемого

2

На нахождение остатка

На нахождение неизвестного уменьшаемого или вычитаемого

3

На увеличение числа на несколько единиц в порядковой форме

На уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме и на разностное сравнение

 

Задача 1 блока: «Вазу положили 5 красных яблок и 3 зеленых. Сколько яблок положили в вазу?»

 Учитель дополняет модель вопросительным знаком и предлагает ученикам составить по ней задачу.

Как видим, мы получили задачу другого вида - нахождение неизвестного слагаемого.

  Задача 2 блока: « В вазе лежало 7 яблок, за обедом съели 3. сколько яблок осталось в вазе?

  Как видим, мы получили задачу другого вида - нахождение неизвестного уменьшаемого.

   Аналогично, образуя модель составляем задачу на нахождение неизвестного вычитаемого.

  Задача 3 блока: «Сестра посадила 3 куста смородины, а брат на 2 куста больше, чем сестра. Сколько кустов смородины посадил брат?»

  Получаем следующие модели обратных задач.

 

Этап 3. творческая работа детей над задачей.

  Мы используем моделирование не только для объяснения выбора действия, но и предлагаем ученикам составить задачи по готовой модели; определить, соответствует модель данной задаче; выбрать из предложенных моделей ту, которая соответствует данной задаче, найти ошибки в рисунке.

  Учитель предлагает рассмотреть модель и составить по ней задачу.

 ( В коробке лежало 9 конфет. После того как Маша взяла несколько конфет, в ней осталось 6. Сколько взяла Маша конфет из коробки?)

  Учитель предлагает выбрать модель к задаче: « На ветке сидело несколько птиц. После того как 5 птиц улетели, их осталось 9. сколько птиц сидело на ветке?

  Моделирование является весьма эффективным средством обучения первоклассников решению текстовых задач и способствует включению в учебный процесс всех учащихся класса.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстовой задачей как средство формирования внутреннего плана действий у учащихся 1, 2 классов

презентация на тему "Работа над текстовой задачей как средство формирования внутреннего плана действий у учащихся 1, 2 классов...

Урок математики во 2 классе "Работа над текстовой задачей"

Цель:          обобщение знаний  о решении задач.Задачи:учить решать простые и составные задачи разными способами;  совершенствовать вычисли...

Работа с текстовыми задачами 4 класс

Готовимся с Всероссийской проверочной работе...

Моделирование как средство обучения решению текстовых задач

Актуальность: научив детей владеть умением решения тестовой задачи используя приемы моделирования, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речиЦель: определение...

Развитие младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач

Развитие младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач...

«Работа над текстовыми задачами в начальной школе. Графическое моделирование»

В своей деятельности стремлюсь к сотворчеству учителя и ребенка, направленное на развитие познавательной активности, творческого потенциала, раскрытие и реализацию индивидуальных возможностей....

Моделирование как основа обучения решению текстовых задач учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Моделирование как основа обучения решению текстовых задач учащихся с интеллектуальными нарушениями....