«Организация образовательного пространства развития детей в рамках полного учебного дня»
статья по теме
(Доклад на научно-практическую конференцию «Слово учителю - исследователю»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_oer_maslovoy_a.a._06_-_07.doc | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации г. Усть – Илимска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
«Организация образовательного пространства
развития детей в рамках полного учебного дня»
(Доклад на научно-практическую конференцию «Слово учителю - исследователю»)
Автор: Маслова Александра Алексеевна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №8»
Усть – Илимск, 2007 год.
Содержание
Введение
Глава 1. Методологические основы ОЭР
Глава 2. Пути и методы решения задач ОЭР
Глава 3. Сравнительный анализ исследований. Выводы
Приложения
Литература
Введение.
Актуальность темы:
Возраст 6-7 лет характеризуется психологическим кризисом, и он имеет свои особенности, следовательно, работа с детьми в педагогическом плане должна строиться по-другому, не так, как в стабильные периоды их развития, т. е. образование детей, требует других задач, условий и способов организации.
В настоящее время в школу поступают дети, значительно более развитые. Очень многие знают буквы, умеют читать, имеют широкий кругозор. Они много знают и многим интересуются. Это и не удивительно, ведь они получают огромный поток самой различной информации. А поступив в школу, ребёнок буквально захлёбывается от переполняющих его впечатлений, получаемых непосредственно из жизни, которую он не только созерцает, но в которой и сам непосредственно участвует. В разнообразной деятельности формируется нравственное самосознание ребёнка, его самооценка, уровень притязаний, осознаются свои возможности. И наши дети нуждаются в повседневном, внимательном и чутком руководстве старших. Только методы и стиль этого руководства должны быть другими. В основе этих новых методов должно лежать уважительное отношение взрослого к личности каждого ребёнка, понимание его желаний, стремлений, его трудностей. Стремление вызвать у детей самостоятельность, инициативу в решении как поставленных задач, так и в собственной постановке новых задач возможно только в том случае, если полностью или частично изменить пространство окружающее их.
Образовательная практика должна строиться на выделении деятельностных структур и механизмов, лежащих в основе знания. С этой точки зрения необходим принципиально иной подход к процессу образования, где бы ребёнок включался в изучение процессов происхождения знания, осуществление самостоятельных предметно-практических действий. Содержанием образования должно быть развитие мыследеятельностных способностей (мышления, воображения, коммуникаций, действия, понимания, рефлексии), которые дадут ребёнку возможность осваивать разные предметные области и развивать их, самостоятельно ставить цели, проектировать ситуации, быть субъектом образовательной деятельности.
Цель ОЭР: изучить условия создания образовательного пространства развития детей в рамках полного учебного дня.
Задачи:
1. Обеспечить ребёнку возможность ориентироваться и адекватно действовать в ближайшем окружающем его мире.
2. Обеспечить здоровьесберегающих условий и охрану здоровья детей.
3. Создать насыщенную культурно-образовательную среду, обеспечивающую проявление всего комплекса индивидуальных склонностей и задатков детей.
4. Вооружить детей соответствующими ближайшей зоне развития представлениями, навыками, умениями, способностями.
5. Развивать и поддерживать у детей познавательную мотивацию и положительные эмоции.
6. Создать единое культурно-образовательное пространство для детей 6-11 лет.
7. Организовать психолого-педагогическую работу с родителями.
8. Культивировать у детей творческое ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью.
Объект ОЭР: культурно-образовательное пространство развития детей, учащиеся и их родители.
Предмет ОЭР: влияние специально организованной предметно-развивающей и социокультурной среды на личностный рост детей; процесс формирования мыследеятельностных способностей: мышления, коммуникации, воображения, действия у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: если правильно организовать образовательное пространство в данном классе, то будет создана и реализована образовательная модель организации жизнедеятельности детей, отвечающая требованиям непрерывного образования в системе РО.
Ожидаемые результаты: в результате организации созданное образовательное пространство должно соответствовать следующим требованиям
- Жизнь, детей в школе должна быть понятна детям и иметь смысл для самих детей.
- У школьников формируются навыки самоорганизации в учебной деятельности.
- У учащихся формируются определённые образовательной программой способности и ЗУНы, письменная речь и опыт коммуникации.
- Школьники приобретают опыт рефлексии действия, исследования.
Методы исследования:
1. Фактический уровень ЗУНов.
2. Социометрия.
3. Исследование уровня воспитанности.
4. Методика изучения умственного развития детей.
5. Методика исследования самооценки.
6. Исследование учебной мотивации.
7. Исследование уровня тревожности.
Этапы реализация программы:
Сроки реализации исследования 4 года./2003-2007гг./
Глава 1. Методологические основы ОЭР
Образовательное пространство- это пространство, заполненное не только предметными учебными занятиями, но и специально созданная культурно образовательная среда, предусматривающая развитие всех способностей и задатков каждого ребёнка.
Младший школьный возраст представляет собой именно тот период детского развития, на протяжении которого недостаточно осознанные и управляемые умственные процессы превращаются в развёрнутую, сознательную и целенаправленную деятельность. В начале школьного обучения дети ещё не умеют активно заучивать учебный материал, систематически наблюдать, быть постоянно внимательными, если учитель предварительно не организовал эти их процессы. Если урок в младших классах не возбуждает достаточно интереса, однообразен, не сопровождается положительным эмоциональным переживанием, дети быстро начинают отвлекаться, становятся излишне подвижными, болтливыми, неусидчивыми.
В младшем школьном возрасте правильная организация деятельности ребёнка возможна лишь в том случае, если её цели близки школьнику и внутренне связаны с содержанием самой его деятельности. Для младшего школьника недостаточно иметь в виду лишь далёкий конечный результат своей деятельности, ему нужны частные ближайшие цели, непосредственно вытекающие из того, что он делает сейчас. Точно также в младшем школьном возрасте недостаточно, чтобы процесс учения побуждался лишь далёкими и высокими социальными мотивами. Детям младшего школьного возраста нужны и ближайшие мотивы. Им нужно ощущение успеха от каждого выполненного задания, они должны каждый раз видеть, чему научились, и как оценивается их труд.
В этом контексте особенно важны выявленные психологами основные потребности и возможности развития, которые обеспечивает детям личностно ориентированная среда. Это возможность удовлетворения и развития: физиологических потребностей; потребности в безопасности; потребности групповых норм и идеалов; потребности в любви, уважении, признании, общественном одобрении; потребности в труде. значимой деятельности; потребности в сохранении и повышении самооценки; познавательной потребности в особой области интересов; потребности в преобразующей деятельности; потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки; потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира; потребности в овладении всё более высоким уровнем мастерства; потребности в самоактуализации личности.
Глава 2. Пути и методы реализации задач ОЭР
В 2003 году в рамках проекта «Материнская школа» был создан класс из 10 человек (7 мальчиков и 3 девочки). Дети находились в школе с 8.45 и до 18.00 часов. Необходимо было создать для детей такие условия, чтобы им было не только комфортно, но и каждый ребёнок смог бы раскрыться как личность со своими способностями и задатками.
В 2003-2004 учебном году были разработаны концептуальные основания данного исследования. Составлена программа ОЭР.
Для создания насыщенной предметной, культурно-образовательной среды, обеспечивающей проявление задатков детей и их развитие, была проведена следующая работа:
Совместно с педагогом физкультуры Саенко А. И. была разработана программа по охране здоровья учащихся в образовательной школе в режиме учебного и продлённого дня (Приложение 1). В ходе апробации данной программы, возникла необходимость введения дополнительных занятий физической культуры. Каждодневные прогулки, частые экскурсии, проведение физкультминуток и зарядки для глаз на каждом занятии позволяют поддерживать высокую трудоспособность учащихся в течение всего рабочего дня. Проведенные классные часы о вреде курения, алкоголизма, наркомании, просмотр и анализ фильма «Кто предупреждён - тот спасён», позволяют формировать у учащихся:
- знания о законах развития своего организма, своей индивидуальности, неповторимости;
- умения правильно действовать в экстремальных ситуациях;
- адекватное отношение к отрицательным социальным явлениям.
Работа по данной программе ведется в течение всего обучения детей в начальной школе.
Выработана новая структура учебного дня. Сущность этой структуры состоит в чередовании уроков интеллектуального цикла с творческими занятиями, что дает возможность сохранять учащимся высокую продуктивность учебного труда в течение всего дня.
Расписание во второй половине дня построено таким образом, что учащимся предлагаются занятия на выбор (бисероплетение, работа с берестой, роспись по дереву, резьба по дереву, вязание, изготовление кукол, театр, этические беседы, гимнастика, химия и др.), для проведения которых привлечены специалисты по творческому труду. Данные занятия развивают у детей не только эстетический вкус, но и умение видеть прекрасное, наблюдать, воображение, мышление, память, мелкую моторику мышц, а также повышают стремление детей познавать новое и дают массу положительных эмоций. Каждый ребёнок выбирает себе занятия по душе, но, общаясь с одноклассниками и обмен6иваясь впечатлениями, у детей возникает желание попробовать себя в новом деле.
На протяжении всего обучения детям были предложены разнообразные формы взаимосотрудничества. Одной из таких форм является сюжетно-ролевая игра «Подводная лодка». Правила игры предусматривают разбиение всего класса на небольшие группы. Каждая группа имеет своего командира, капитаном всего корабля является учитель, а его помощником - лидер класса. Группы получают задания и отчитываются о его выполнении по цепочке вверх. Эта игра помогает развить у детей чувство взаимопомощи, ответственности и активно вовлечь каждого в жизнь коллектива.
В 2004-2005 учебном году, учитывая, что большинство учащихся класса - мальчики, использовалась другая форма работы с классом - по типу кадетского. Жизнь коллектива полностью подчинилась законам морских гардемаринов. Спектр занятий по выбору стал шире. Ребята стали посещать занятия по борьбе, стрельбе, строевой подготовке, танцам и философии.
Так как дети данного класса находятся в школе весь день, стало возможным частое посещение городских библиотек, развлекательных центров города, краеведческого музея и т.д. Были организованы экскурсии на предприятия города с целью знакомства с историей города, жителями города, различными профессиями. Эти мероприятия дают возможность ребёнку ориентироваться и адекватно действовать в окружающем его мире, учиться самостоятельно делать выбор, а так же делают его жизнь более насыщенной и интересной.
Стало доброй традицией проведение совместных праздников, дней рождений, спектаклей и дней открытых дверей для родителей класса. Учащиеся принимают активное участие в жизни школы, в различных акциях, играх и конкурсах. Так, класс занял 8 место и 2 место в личном первенстве (Михайлов Саша) в общешкольной экономической игре. Ребята приняли участие в городском поэтическом конкурсе «О тебе пою, Усть-Илим», где Юларжи Андрей занял 1 место. В школьной игре «Зарничка» класс занял 1 место среди всех четвёртых классов. Во всероссийском конкурсе рисунков «Моя Родина—Россия» 6 человек отмечены дипломами. Дети с увлечением занимаются проектной деятельностью. Ими были созданы и успешно защищены проекты: «Природа нашего края», «Моя родина – Усть-Илимск», «Если хочешь быть здоров…», результаты которых представлены в виде альбомов с творческими и исследовательскими работами учащихся. Материалы проектов интересны ученикам начальной школы и используются ими при подготовке к урокам.
Учащиеся данного класса занимаются по программе «Школа 2100». Эта программа составлена по принципу минимакса, т.е. даёт возможность развития, как для одарённых детей, так и слабо успевающих и предусматривает построение учебных занятий по технологии проблемно – диалогического обучения, что обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей. А использование групповых форм работы помогает поддерживать интерес детей на уроке, учит плодотворному взаимодействию друг с другом, умению добывать знания самостоятельно, воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества, формирует учебную мотивацию, что в свою очередь ведёт к росту уровня умственного развития. Это подтверждается участием детей в олимпиадах и конкурсах.
- Всероссийские конкурсы «Кенгуру» и «Медвежонок» (3 чел. отмечены дипломами),
- Городские олимпиады (Михайлов А.—2006 г.—2 место—русский язык, 2007 г.—5 место—русский язык),
- Всероссийский марафон «Твои возможности—2007» (победители в номинации «Самая функционально-грамотная команда»),
- Всероссийская дистантная олимпиада по математике (з чел. отмечены дипломами),
- Школьные олимпиады по предметам (1 и 3 места по русскому языку, 3 и 4 место по математике, 1 место по окружающему миру).
Педагоги, работающие в данном классе, простраивают свою деятельность с учащимися в одном направлении, используя принципы гуманистического воспитания:
- Социальной активности;
- Социального творчества;
- Взаимодействия личности и коллектива;
- Мотивированности;
- Проблемности;
- Индивидуализации;
- Опоры на ведущую деятельность.
Эти принципы позволяют воспитывать личность, способную к самостоятельному выбору и принятию решений, способную противостоять внешнему давлению и отстаивать своё мнение.
Для отслеживания развития каждого ребёнка класса были разработаны аттестационные листы учащихся, как по предметам, так и по социальному становлению и индивидуальным склонностям в учёбе (Приложение 2). Аттестационные листы дают возможность сделать сравнительный анализ развития и роста каждого ребёнка на протяжении всего обучения в школе.
Были проведены диагностики на предмет адаптации детей к школе, мотивации учебной деятельности, выявления уровня развития межличностных отношений в классе, уровня воспитанности каждого участника данного коллектива.
Родители класса, школьный психолог, педагоги, работающие в классе заместители директора по воспитательной и учебной работе отмечают рост уровня воспитанности детей. Это выражается в положительном изменении поведения учащихся на учебных и внеклассных занятиях, что в свою очередь является результатом формирования адекватной самооценки учащихся. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти своё место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своём собственном мнении.
Глава 3. Сравнительный анализ результатов исследований
Исходя из поставленных задач ОЭР, были определены методики необходимых исследований:
- Социометрия. Автор Дж. Морено.
- Уровень воспитанности. Автор Н.П. Капустин.
- Самооценка. Автор Л. Петерсон.
- Учебная мотивация. Автор Н. Лусканова.
- Уровень умственного развития. Автор Э. Замбацявечене.
- Уровень тревожности. Автор Филипс.
- Успеваемость и качество знаний.
Все исследования (Приложение 3) проводились на протяжении четырёх лет обучения. Проведённая работа и созданные условия для учащихся позволили получить данные, свидетельствующие:
- о стабильности обучения и росте умственного развития детей,
- о снижении нервно-психических нагрузок учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и открытия знаний,
- о росте уровня воспитанности,
- о создании у детей творческого ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью,
- о формировании адекватной самооценки учащихся,
- о возможности проявления каждым из детей индивидуальных склонностей и задатков,
- об умении учащихся ориентироваться и адекватно действовать в окружающем его социуме.
Исходя из вывода, подтверждённого данными исследованиями, можно говорить о том, что наша гипотеза нашла своё подтверждение.
Приложение 1
Программа работы по охране здоровья учащихся в режиме учебного и продленного дня в общеобразовательной школе.
Авторская группа:
1. Саенко А. И., учитель физкультуры, заслуженный учитель РФ
мастер спорта, участник соискания первой и второй Национальной премии «Здоровое поколение XXI века».
2. Маслова А.А., учитель начальных классов, I квалификационная категория, психолог.
Целью является обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся класса в школе, гарантии их законных прав на безопасные условия образовательного процесса.
Направления, по которым реализуется программа
- Организация учебно-воспитательного процесса в классе.
- Создание вариативности режимных моментов в классе.
- Медицинское обследование учащихся и системное наблюдение за состоянием их здоровья.
- Организация рационального питания учащихся.
- Организация взаимодействия специалистов 3 профилей: медиков, психологов, педагогов, через психолого-медико-педагогические консультации в классе.
- Развитие инновационной работы в классе по вопросам здоровья.
- Внеклассная оздоровительно-массовая работа.
- Профилактика детского травматизма.
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований в ходе учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
- Приобщать детей к знаниям о законах развития своего организма, своей индивидуальности, неповторимости.
- Формировать знания и умения по защите здоровья от последствий вредных факторов и экстремальных ситуаций.
- Формировать адекватное отношение к отрицательным социальным явлениям: пьянству, курению, наркомании и т. д.
Система средств:
- Учебные предметы: «Окружающий мир», физическая культура.
- Валеологизация основных предметов школьного курса.
- Кружковая работа, тематические вечера, учебные экскурсии.
- Пятиминутки на классных часах, самоподготовках, где уделяется внимание пропаганде здорового образа жизни.
- Массовые спортивно-оздоровительные мероприятия.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня
- Ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе.
- Физкультурно-оздоровительные мероприятия на уроках и самоподготовках.
- Подвижные игры на переменах и в свободное от уроков время.
- Общественно-полезный труд, особенно на пришкольном участке при уборке территории, воспринимая это не только как обязанность и приобщение к труду, но и как тренировку опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Спортивно-массовые мероприятия
- Спортивные кружки и секции.
- Соревнования, турниры, конкурсы.
- Ежемесячные дни здоровья.
Примерный вариант планирования и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий на уроках
1 урок - одна пауза через 20-25 минут после начала урока. Упражнения из раздела «Гимнастика ума».
2 урок - // -
3 урок – первая пауза – динамическая.
- вторая пауза - гимнастика для глаз.
4, 5, 6 урок – первая пауза - динамическая. Упражнения на снятие статического напряжения.
- вторая пауза – в конце урока. Упражнения на снятие усталости, релаксацию мышечного напряжения.
При организации оздоровительных мероприятий важно соблюдать 4 условия:
- Учащиеся должны знать, для чего они делают то или иное упражнение. Для этого педагогам необходимо доступно обосновать каждое упражнение, которое они предлагают детям.
- Создать условия, при которых ученик будет выполнять упражнения с удовольствием. «Заставлять» ребёнка заботиться о своём здоровье не только бесполезно, но и вредно.
- Педагог должен не только выполнять упражнения вместе с детьми, но и демонстрировать свое личное отношение к ним. Человек, демонстрирующий пренебрежение к своему здоровью, не может сформировать противоположное отношение у ребёнка.
- Необходимо помнить о влиянии эмоций на деятельность школьников. Умеренные эмоции являются организующими, а сильные дезорганизующими.
Гимнастика ума.
Упражнения, которые улучшают кровообращение, способствуют насыщению мозга кислородом, сбалансированной работе правого и левого полушария.
- МАССАЖ УШЕЙ.
Двумя пальцами сделать массаж ушных раковин вверх и вниз 18 раз. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив кончики, пальцами слегка постукивать по затылку до 3 раз. Такое упражнение тонизирует кору головного мозга.
- «СЦЕПЛЕНИЕ КУКА».
Ноги скрестить, руки прямые перед собой скрестить, вывернуть и держать их полминуты. Стоять спокойно, удерживая равновесие, язык касается нёба. Вдох через нос, выдох через рот, губы трубочкой.
- «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЁРКИ».
Ставят большой палец руки, протягивая руку вперёд, на уровне глаз. Пальцем в воздухе пишем большие восьмёрки, глазами следим за пальцем. Затем другой рукой и обеими руками.
- «СЛОН»
Голова «приклеена» к плечу, рукой как хоботом, пишем восьмёрки в воздухе, глазами водим в ближайшем пространстве за рукой.
- «ЗАМОК ЗА СПИНОЙ».
Поднять правую руку и согнув её за головой в локте, достать до спины между лопатками. Левую руку расположить на талии и тянуть её вверх за спиной, соединив с правой в «замок». Закрыть глаза и расслабить лицо, глубоко вздыхая и выдыхая. Вернуться в исходное положение, поменять руки и повторить упражнение.
- «ПЕРЕКРЁСТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ».
Правая нога согнута в колене, достать левой рукой колено правой ноги, затем поменять руку и ногу.
Правая нога согнута в колене, достать локтём левой руки правое колено, затем поменять положение.
Правая нога согнута и отведена назад. Достать левой рукой щиколотку правой ноги за спиной. Поменять положение.
Упражнения выполняются под ритмичную музыку.
Упражнения для снятия статического напряжения.
Это упражнения, которые способствуют разгрузке опорно-двигательного аппарата и являются профилактикой нарушения осанки.
- УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШЕИ.
Скрестив пальцы на затылке, поднять голову, смотреть вверх, руками стараться согнуть шею (мышцы шеи должны этому движению сопротивляться). Делать от 3 до 9 раз.
- «КРУЧЕНИЕ».
Стоя слегка согнуть руки в локтях, ноги в бёдрах и коленях, спина и шея прямые, повороты вправо и влево, не поднимая стоп от пола. Вначале всем корпусом как можно дальше, затем ноги не двигаются, повороты делать только корпусом, затем только плечами, наконец, только головой. Усиливает мозговое кровообращение, тренируется подвижность суставов.
- УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ПОЗВОНОЧНИКА.
Стоя или сидя. Ладони слегка сжать в кулаки, руки согнуть в локтях, раскачиваться вправо и влево по 18 раз, стремясь соблюдать ритмичность дыхания.
Усиливает деятельность внутренних органов, улучшает эластичность легких, особенно нижних отделов, улучшает кровообращение головного мозга.
- «ДЕРЕВО».
Стоя. Ноги не отрывать от пола, как будто ноги это корни дерева, которое начинает расти. Вначале только ногами, затем туловищем и, наконец «маковкой». Руки тянутся к солнцу.
- УПРАЖНЕНИЕ.
На лужайке тихо сели
Посидели, посидели, потом встали
И быстро, быстро побежали
Раз - подняться, потянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладони три хлопка
Головою три кивка
На четыре руки шире
Пять, руками помахать
Шесть, за парты тихо сесть
Семь, восемь, лень отбросим.
Ча-ча-ча (руки вперёд три хлопка в ладони)
Наша печка горяча (приседания)
Чи-чи-чи (руки над головой три хлопка)
В нашей печке калачи (4 прыжка)
Чу-чу-чу (руки назад три хлопка)
Будет всем по калачу (прыжки или приседания)
Осторожно горячо (шаг на месте)
Лебеди летят, крыльями машут
И качая головой, пролетали над водой
Прямо гордо умеют держаться
И тихо спокойно на воду садятся.
Гимнастика для глаз.
Упражнения, которые укрепляют глазные мышцы, улучшают обмен веществ, снимают мозговое утомление.
- УПРАЖНЕНИЯ.
Согнуть руки в локтях, отдаляя и приближая их к лицу 5 раз, смотреть на вторые и третьи пальцы.
- Представьте, что перед вами большой качающийся маятник. Проследите глазами за его движениями 6 раз.
- А теперь представьте что перед вами большое вращающееся колесо. Следите глазами за его движениями. Вначале в одну сторону, а потом в другую 3-6 раз.
- Перед вами большая горизонтальная восьмёрка. Перемещайте по ней свой взгляд 6 раз.
- Крепко сожмите веки, почувствуйте напряжение, досчитайте до 10, расслабьте веки. 6 раз.
- Посмотрите вверх. Вниз, вправо, влево, на кончик носа, почувствуйте напряжение. 6 раз.
- Быстро поморгайте глазами 30-60 секунд.
Упражнения на снятие усталости и релаксацию мышц.
- Упражнение «штанга»
Дети представляют, что поднимают тяжёлую штангу, потом бросают её. Отдыхают. Мышцы расслаблены.
- Упражнение «кольцо»
Представить что в правой руке кольцо на тугой резине. Тянуть кольцо к правой ноге. Потом рука и всё тело отдыхает. Повторить другой рукой.
- Упражнение «сосулька»
У нас под крышей
Белый гвоздь растёт (руки над головой)
Солнце взойдёт
Гвоздь упадёт, (уронить расслабленные руки и присесть)
- Упражнение «шалтай-болтай»
Шалтай-болтай сидел на стене
Шалтай-болтай свалился во сне.
Дети поворачивают тело вправо влево, руки свободно болтаются, затем резко наклоняют тело вниз и отдыхают.
- Упражнение для снятия психического напряжения и усталости.
В положении сидя на стуле, закидывают правую ногу на левую и с усилием прижимают верхнюю ногу к нижней, а последнюю к правой. Прижимают в течение 5 секунд, а затем ослабляют усилие. Поочерёдно меняя положение ног, выполняют упражнение по 8 раз для каждого положения.
Одна из важнейших обязанностей школы - обучение школьников умению беречь и укреплять своё здоровье. Выдающийся отечественный физиолог считал, что люди устают и болеют не оттого, что много работают, а оттого, что они неправильно организуют труд и отдых. Отсюда вытекает совершенно обоснованное требование о том, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке.
Приложение 2
Аттестационный лист учащегося
Личные достижения учащегося __________________
класса
НАУКИ | Iч | IIч | IIIч | IVч | ГОД |
Математика
| |||||
Русский язык
А) изложение; Б) сочинение; В) работа с деформированным текстом. 8. Способность рассуждать 9. Участие в обсуждении | |||||
Литература
| |||||
Окружающий мир
|
Приложение 3.
Таблица исследования уровня умственного развития. Автор Э.Ф.Замбацявечене
Уровни | 1класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Высокий | 10% | 20% | 20% | 20% |
Норма | 30% | 60% | 70% | 70% |
Ниже нормы | 30% | 10% | 10% | |
низкий | 30% | 20% | 10% |
Таблица исследования учебной мотивации. Автор Н.Г. Лусканова.
Уровни | 1класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Высокий | 30% | 40% | 50% | 60% |
Средний | 50% | 40% | 30% | 30% |
низкий | 20% | 10% | 10% | 10% |
Таблица исследования самооценки. Автор Л.Г.Петерсон.
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 |
Завышенная | 10ч. | 9ч. | 7ч. | 3ч. |
Адекватная | 0ч. | 1ч. | 3ч. | 7ч. |
Таблица исследования уровня воспитанности. Автор Капустин Н.П.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
3,6 б | 3,8 б | 4,2 б | 4,8 б |
Таблица исследования уровня тревожности. Автор Филлипс.
Уровни | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Низкий | 4ч. | 6ч. | 7ч. | 8ч. |
Повышенный | 3ч. | 2ч. | 2ч. | 1ч. |
высокий | 3ч. | 2ч. | 1ч. | 1ч. |
Таблица успеваемости и качества знаний.
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 |
Успеваемость | 100 % | 100% | 100% | 100% |
качество | 70% | 64% | 63,6% | 66% |
Таблица исследования уровня межличностных отношений. Автор Дж. Морено.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
3,6 б. | 3,8 б. | 4 б. | 4,6 б. |
Литература
- А.А.Люблинская «Учителю о психологии младшего школьника».
- К.Фопель «Чтобы дети были счастливы»
- Л.Д.Столяренко «Основы психологии»
- И.М.Улановская «Понятие образовательной среды»
- В.Д.Шадриков «Познавательные процессы и способности в обучении».
- Л.Цветкова «Психологические возможности человека и проблемы обучения».
- А.И.Красило «Рекомендации по организации активного обучения».
- Э.В.Ильенков «Школа должна учить мыслить».
- А.Б.Добрович «Анатомия диалога».
10.Е.Л.Мельникова «Технология проблемно-диалогического обучения».
11.А.А.Леонтьев «Что такое деятельностный подход в образовании».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Музыка 1 класс.
Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федер...
Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Урок литературного чтения. 1 кл
Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федеральног...
Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Урок литературного чтения. 1 кл
Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общ...
Особенности организации образовательного процесса детей с аутизмом
Организация внеурочной деятельности зависит от многих факторов. Это и мотивация педагога и его педагогическое мастерство и многие другие факторы. Но одним из определяющих факторов является урове...
Организация образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях ФГОС.
Эффективная реализация включения особого ребёнка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специального психолого-педагогического сопровождения, как инклюзивного п...
Организация образовательной деятельности детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в инклюзивной практике
Организация образовательной деятельности детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в инклюзивной практике...