Организация образовательной деятельности детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в инклюзивной практике
статья
Организация образовательной деятельности детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в инклюзивной практике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_obrazovatelnoy_deyatelnosti_detey_s_noda_v_inklyuzivnoy_praktike.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация образовательной деятельности детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в инклюзивной практике
Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование.
Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Современное Российское образование исходит из того, что инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями предполагает взаимодействие качества обучения и качества жизни всех детей. Это образование, ориентированное на развитие ребенка в условиях сотрудничества субъектов образовательных отношений.
Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», с 1сентября 2013 года, в образовательных организациях реализуется право на совместное обучение и воспитание детей с обычными и особенными возможностями в развитии.
Инклюзивное образование предполагает:
- изучение потребностей ребенка;
- определение того, какая помощь должна быть оказана, чтобы он мог успешно развиваться и достигать образовательных результатов;
- создание условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка.
Согласно ФГОС ДО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но главным образом – перераспределить ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.
На сегодняшний день около 80% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Появление плоскостопия, нарушений осанки, дефектов опорно-двигательного аппарата – это одна из причин патологии физического развития детей дошкольного возраста.
Приоритетным направлением детского cада, является физкультурно –оздоровительное развитие дошкольников. Детский сад комбинированного вида осуществляет деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей в группах компенсирующей направленности.
Согласно теоретическим и статистическим данным дети с нарушением ОДА имеют свои особенности развития, воспитания и обучения. Для этого в детском саду была спроектирована модель коррекционно-оздоровительных мероприятий с детьми с нарушением ОДА .
Данные мероприятия проводятся по следующим направлениям: физическая культура, коррекционно-профилактические мероприятия, оздоровительные мероприятия, внедрение современных образовательных технологий, работа с педагогами и родителями, что обеспечивает комплексный подход к здоровьесбережению детей дошкольного возраста. Методика организации работы с детьми нацеливает педагога на то, чтобы дети в полной мере были субъектами образовательного процесса.
С детьми проводятся коррекционно-профилактические мероприятия:
- коррекционная гимнастика с элементами самомассажа;
- ритмопластика, психофизические тренинги;
- работа кружка «Крепыш» - занятие по плаванию с элементами гидроаэробики для коррекции плоскостопия и сколиоза;
- занятия по ЛФК в зале;
- проведение лечебных игр для профилактики плоскостопия и нарушений осанки;
- вибрационный массаж;
- диагностические мероприятия с детьми.
Оздоровительные мероприятия:
- комплексное закаливание;
- соблюдение воздушно - водного режима;
- витаминизация блюд;
- профилактический массаж;
- иммунотерапия.
В развивающей предметно-пространственной среде группы основное место занимает «Уголок двигательной активности» со стандартным и нестандартным оборудованием. Здесь имеются массажные мячи, щетки, валики; скакалки обручи, кольцебросы, различные следовые дорожки; схема точек опоры, диски здоровья.
Ведется просветительская работа с родителями, которая позволяет добиться единства требований в семье и детском саду. Родители получают необходимые знания, как формировать осанку в домашних условиях на следующих мероприятиях:
- видеопрезентации;
- индивидуальное консультирование разными специалистами;
- проведение мастер-классов специалистами учреждений коррекционной направленности;
-знакомство с промежуточными результатами диагностики коррекции детей;
Кроме этого в нашем детском саду работают многопрофильные специалисты: инструктор по плаванию, инструктор по лечебной физкультуре, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, психолог, что способствует повышению эффективности коррекционной работы.
Таким образом, важность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику нашего дошкольного учреждения не вызывает сомнений.
Такой вид обучения в ДОО делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инклюзивное образование: стратегии успешного включения в образовательный процесс уч-ся с нарушениями опорно – двигательного аппарата (из опыта работы)»
Теоретические основы инклюзивного образования, пути его развития в конкретно взятом образовательном учреждении....
Программа коррекционного курса «Речевая практика» для обучающегося 1 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата
Речевая практика играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с нарушением опорно-двигательног...
Коррекционно-развивающий курс "Речевая практика" и его значение в системе логопедической работы со школьниками с нарушениями опорно двигательного аппарата.
Целью курса "речевая практика" является повышение уровня речевой активности и развитие речевых навыков у школьников, для максимальной адаптации и дальнейшей социализации в обществе....
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 1-4 классов на 2023 – 2024 учебный год
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществл...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 1-4 классов
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществл...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (вариант 6.3)
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью 1-4 кл...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития (в. 6.4)
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяже...