Особенности организации образовательного процесса детей с аутизмом
статья (1 класс)
Организация внеурочной деятельности зависит от многих факторов. Это и мотивация педагога и его педагогическое мастерство и многие другие факторы. Но одним из определяющих факторов является уровень подготовки обучающихся, степень их адекватности к разным процессам происходящим с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.yu_.docx | 303.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»
Доклад на тему
«Особенности организации образовательного процесса детей с аутизмом»
Составила:
В.Ю. Буянкина
Самара, 2018г.
Организация внеурочной деятельности зависит от многих факторов. Это и мотивация педагога и его педагогическое мастерство и многие другие факторы. Но одним из определяющих факторов является уровень подготовки обучающихся, степень их адекватности к разным процессам происходящим с ними. Педагогу важно, чтобы дети слышали и видели его, вели себя социально приемлемо в разных условиях: в классе, на улице, в транспорте, в общественном месте.
В последние годы процент обучающиеся, приходящих в первый класс со сложной структурой дефекта возрос. Не все из первоклассников организованы. Среди них немало ребят с поведенческими расстройствами. Проблемы поведенческого характера могут быть у обучающихся с такими диагнозами как Лёгкая умственная отсталость и аутизм.
Организация образовательного процесса с такими детьми начинается с формирования общих культурных навыков и навыков школьного поведения. Достигается это систематическим приучением обучающихся.
Навык - это автоматизированные действия, благодаря которым человек совершает многие поступки быстро и легко, не обращаясь постоянно к контролю сознания. Наблюдая за первоклассниками, отмечается, что у многих из них заметно отставание навыков и привычек культурного поведения в сравнении с нормотипичными сверстниками. Отсутствуют многие знания как основа культурных навыков. Начиная работу по воспитанию общей культуры поведения, диагностируются, знания и умения ребёнка. Выявляются имеющиеся пробелы. Были случаи, что на начало сентября многие дети, пришедшие из одного детского сада, не знали имена друг друга. Из-за нарушений в коммуникационной сфере, связанной с диагнозом – аутизм, не умели здороваться с одноклассниками. Из 13 первоклассников ни один не шёл мыть руки после посещения туалета.
Если упустить благоприятный период младшего школьного возраста и не заняться своевременно воспитанием культурных навыков, многие знания и привычки останутся для обучающихся неизвестными. При этом надо уделить особое внимание систематическим упражнениям в правильном поведении, настойчиво учить хорошим манерам и приличиям. Следовательно необходимо помочь ребенку в создании устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения.
Во-первых, это касается помощи в освоении пространства школы. Растерянность, тревога ребенка уменьшается, если он четко усвоит свое основное место занятий, и что он должен делать во всех других местах школы, где он бывает. Как правило, для этого нужна специальная терпеливая работа. В некоторых случаях возможно использование схемы, плана школы. Сохранение постоянства в пространственной организации жизни ребенка в школе поможет избежать многих поведенческих проблем.
Во-вторых, такому ребенку необходима помощь в организации себя во времени. Ему необходимо усвоение особенно четкого и стабильного расписания каждого текущего школьного дня с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому, приходом в школу и уходом домой, порядком этих дней в школьной неделе, ритм рабочих дней и каникул, праздников в течение школьного года.
Многое в этом отношении делает семья, но перед школой стоит задача дать детям необходимый объем знаний и навыков культурного поведения и проводить эту работу не от случая к случаю, а в определенной системе. Например, приветствие. Учить здороваться. Сделать фото. Каждый день в классе начинается с приветствия дежурного. Он подходит ко всем по очереди одноклассникам и говорит «Привет, Вова» - «Привет, Жора!»
Дифференцировать привет - сверстнику и здравствуйте - взрослому. Игра с фотографиями.
Еще одна особенность детей, с которой нельзя не считаться. Это конкретность детского мышления, с чем связана «ситуативность» в применении правил поведения. Если ребенок привык здороваться с учителем музыки в классе, то на улице или в столовой он может с ним уже и не поздороваться.
Навыки школьного поведения: вставать у парты после звонка, готовить школьные принадлежности к уроку и т.д. Казалось бы, ничего особенного, но в коррекционной школе формирование навыков школьного поведения у обучающихся в первой четверти первого класса доминирует. Какие же приёмы следует используем в этой работе? Различные визуальные подсказки.
У всех обучающиеся с лёгкой степенью умственной отсталости и аутизма в анамнезе есть диагноз общее недоразвитие речи. Это значит, что уровень их активного и пассивного словаря намного ниже возрастной нормы. Поэтому все объяснения педагога должны сопровождаться наглядностью. А иногда проще и эффективнее слов работает визуальная подсказка. Например: карточка «Тихо», «Руки красиво» или карточка « туалет – мыть руки». Не разговаривать вовремя урока это тоже навык школьного поведения.
Формирование любого навыка это процесс и он занимает определённое время. Поэтому если во время объяснения учебного материала кто то из обучающихся начинает разговаривать и отвлекать других, то можно подойти к нему с карточкой подсказкой «Тихо». При этом педагог не прервёт своё объяснение, а ученик получит корректное замечание.
Мы знаем, что обучающимся с аутизмом рекомендуется спокойный тон обращения. Это не всегда легко соблюдать. Приём с карточкой подсказкой помогает решить эту проблему.
Планируя занятия с аутистами, необходимо помнить об их высокой психической пресыщаемости, легком физическом истощении. Поэтому для детей важно организовать индивидуальный адаптированный ритм занятий, возможность своевременного переключения и отдыха.
Визуальное расписание уроков помогает первоклассникам почувствовать себя более уверенными. Они видят, что будет дальше. Понимают, чем всё заканчивается. Особенно помогают обучающимся с аутизмом визуальные подсказки.
В результате такой работы может значительно улучшиться самоорганизация, уменьшиться «поведенческие» проблемы, связанные с импульсивностью, отвлекаемостью, трудностью переключения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации образовательного процесса с ребёнком с ОВЗ
Из личного опыта работы с ребёном с ОВЗ...
Особенности организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день....
Особенности организации учебного процесса детей с ТНР в начальной школе
Презентация по теме "Особенности организации учебного процесса детей с ТНР в начальной школе"...
Статья по теме: «Особенности организации учебного процесса детей с ОВЗ в начальной школе»
Данная статья предназначена для работы с детьми ОВЗ. В ней можно найти различные методы и приёмы, которые я использую на своих уроках....
ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ОВЗ"
Образование в начальной школе уже давно стало одним из самых инновационных направлений развития российского образования. Начальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, также измен...
Особенности организации образовательного процесса с применением инновационных технологий для обучающихся с расстройством аутистического спектра и ТМНР.
Организация образовательного процесса обучающегося с расстройством аутистического спектра и ТМНР. Три основных этапа: организационный, основной и заключительный....
"Особенности организации учебного процесса детей с нарушениями слуха в начальной школе"
Работа со школьниками с нарушениями слуха строится с учётом тех проблем, которые вызывают ограничения слуховой функции....