Система и результативность психолого- педагогического сопровождения учащихся начальных классов в развитии познавательных процессов
статья по теме
Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Система и результативность психолого- педагогического сопровождения учащихся начальных классов в развитии познавательных процессов
( из опыта работы)
Макаренкова М.И. учитель нач. кл.
Изучение развития мышления ребенка представляет собой большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Изучение путей развития мышления ребенка представляет и вполне понятный практический педагогический интерес. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок не овладевает примерами мыслительной деятельности в младших классах школы, то в средних он обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи, выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.
Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере.
Мышление – это высший, наиболее обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми объектами, раскрывающими их свойства и сущность.
Каждая из этих операций мышления в младшем школьном возрасте имеет свои особенности, рассмотренные Б. С. Волковым
* Анализ. Преобладает практически действенный и чувственный анализ; развитие анализа происходит от чувственного к комплексному и системному.
* Синтез. Развитие идет от простого суммирующего к сложному широкому синтезу; развитие синтеза идет значительно медленней, чем развитие анализа.
* Сравнение. Подмена сравнения простым рядоположением предметов: сначала ученики рассказывают об одном предмете, а потом – о другом; большие затруднения у детей вызывает сравнение предметов, которыми невозможно непосредственно действовать, особенно когда имеется много признаков, когда они скрыты.
* Абстракция. За существенные признаки порой принимаю внешние, яркие, часто воспринимаемые признаки; легче абстрагируют свойства предметов и явлений, чем связи и отношения, которые существуют между ними.
* Обобщение. Замена обобщения объединением в группы по некоторым причинно-следственным связям и по взаимодействию предметов; три уровня развития обобщения: практически-действенное, образно-понятийное, понятийно-образное
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».
Младший школьный возраст содержит в себе, как отмечает Р. С. Немов, значительный потенциал умственного развития детей. Комплексное развитие детского мышления в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; умение рассуждать логически и пользоваться понятиями Первое из названных направлений связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат. Начальное обучение использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников. Основной вид мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образный. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний.
Известный педагог П. П. Блонский отмечал связь развития мышления с теми знаниями, которые ребенок получает в процессе обучения. Он считал, что “…мышление развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и последнее не может созреть в полной мере”
Младший школьник регулярно и в обязательном порядке становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.
На уроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируется такие приемы логического мышления как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей. Развивающий эффект будет гораздо выше, если перед тем, как предложить учащимся что-нибудь сравнить, учитель назовёт ( напишет на доске), те операции, которые надо для этого совершить. Обязательным условием при этом выступает чередование реального осуществления мыслительных операций их словесного объяснения. Вот, например, из каких операций состоит умственное действие сравнения:
1.Определить, для чего должно быть произведено сравнение, какова его цель.
2. Выделить различные признаки сравниваемых объектов.
3. Определить возможные линии сравнения в соответствии с поставленной целью и обнаруженными признаками.
4. Установить общие признаки по каждой из намеченных линий сравнения.
5. Определить степень существенности общих и особенных признаков по каждой линии сравнения.
6. Соотнести полученные данные по всем линиям.
7. Сформулировать вывод о сходстве и различии данных объектов в соответствии с поставленной целью. На первый взгляд кажется, что операций много. Естественно, что младшим школьникам не следует предъявлять всё сразу. Это надо делать постепенно, но систематически, на разных учебных предметах, тогда каждая последующая операция будет выполняться успешнее и быстрее. При этом важно донести до ученика, что выполнение тех или иных действий поможет ему глубже понять учебный материал и лучше учиться
Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребёнком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьёзно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное, у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: подведением математической задачи под уже известный класс, кратким ( выделением главного) пересказом текста, делением его на части и т.п. Владение основными мыслительными операциями требуется от учащихся уже в первом классе. Поэтому уже в младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приёмам мыслительной деятельности.
Таким образом, становится очевидной зависимость умственного развития младших школьников от обучения.
2.2. Система занятий по развитию мышления младших школьников
Главная цель моей работы с детьми - развитие их умственных способностей, т.е. умений наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, находить закономерности. Такой подход к деятельности учеников определяет характер знаний, которые предлагает им учитель: они должны служить пищей для ума. Необходимо давать детям такие знания, которые требуют от учеников размышления - какое правило объединяет несколько заданий; чем задачи и примеры сегодняшнего урока отличаются от предыдущего; на какие группы разделить примеры; найдите лишнее, и т.п. Я убеждена – процесс познания идет «от учеников». Например, на уроке дети получают задание, с которым ещё не встречались. Эффект неожиданности включает ориентировочно - исследовательскую реакцию. Идти «от учеников» это значит организовывать и направлять коллективный поиск решения, подхватывая нужную мысль, высказанную детьми в ходе обсуждения. Чтобы пробудить самостоятельную мысль учеников, ставлю перед ними вопросы в общем виде. Это даёт возможность:
а) выявить на что способны ученики, в том числе и «слабые», в таких видах учебной деятельности, как наблюдения или практические действия;
б) помочь менее продвинутым ученикам через ответы хорошо успевающих.
Фрагменты уроков.
Урок русского языка в 3 классе. Тема «Состав слова».
Даны слова: говор, ежевика, платье, ежонок, расплата, воришка, зарплата, разговор.
Учитель: Что вы можете сказать о данных словах?
Дети: Это имена существительные.
Учитель: Сгруппируйте их по разным признакам. (По роду, по кол-ву слогов)
Сгруппируйте однокоренные слова (говор, разговор; расплата, зарплата). Разберите слова по составу.
Добавьте в каждую группу по 2 слова, чтобы они были «лишними».
Выпишите оставшиеся слова, образуйте с каждым из них группу слов, объединенных каким – либо признаком.
Эти задания требуют от учащихся совершения различных мыслительных операций: обобщения, классификации, рассуждения, перехода от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.
Умение осознано мыслить пробуждает решение задач различными способами. Поиск другого варианта решения играет большую роль в творческой деятельности учеников. Подбираю нестандартные задания:
1. «Ошибки- невидимки».
Ничего не зачеркивая, сделай ошибку « невидимкой»
27+16 45 2*7 7*3
(27+16)*2 45
27+16 45-40
Цель: развитие логического мышления, внимания, сообразительности.
Форма работы: 1)индивидуальная 2) фронтальная 3) в парах.
Результат: развитие интереса к предмету, умения сравнивать, анализировать.
2. «Анаграмма». Поменяй местами буквы и получишь слова; найди лишнее. Этот вид работы применяю на всех уроках.
Цель: развитие воображения, умение наблюдать, сравнивать, анализировать.
Результат: рост уровня учебно-познавательной деятельности, развитие логического мышления.
3. «Логический ряд».
Найди недостающее число. Запиши закономерность, по которой ты нашёл это число.
Результат: осознанность действий со стороны самого ученика, развитие логического мышления.
Подобные задания способствуют развитию умственных способностей, так как они побуждают и направляют мысли учащихся, требуют от учеников самостоятельного решения познавательных задач. А разные формы работы ( индивидуальная, в парах) помогают сделать эти задания доступными для всех учащихся.
В начальной школе, особенно в первые дни обучения, игра должна оставаться одним из главных видов деятельности. А.И. Сорокина отмечает, что дидактические игры стимулируют в первую очередь наглядно - образное мышление, а затем и словесно – логическое. Через содержание игры и задачи может происходить усвоение различных знаний, умений, развитие умственных способностей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу: рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных действиях, находить характерные признаки в предметах, сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать выводы, обобщения.
Логическая форма мышления неразрывно связана с развитием обобщающей и символической функции речи. Речь соединяется с мышлением и интеллектуализуется. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления ребенка. В начальных классах одним из эффективных приёмов, активно действующих на познавательную деятельность учащихся , на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения.
Целесообразно в 1 классе, особенно в период обучения грамоте, использовать следующие упражнения:
- «Ну-ка отгадай» ( Цель- развитие мышления и речи)
Класс делится на 2 группы. Задумывается какой - нибудь предмет одной из групп. Вторая должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет».
Замечания по игре: Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: «Оно живое?» « Оно находится в доме?», «Оно находится на улице?», «Это животное?», «Это человек?»
2. « Картинки- загадки» (цель: развитие мышления и речи).
Выбирается один водящий, он берёт картинку, на которой, нарисован предмет. Не показывая остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Следующим водящим становится тот, кто отгадал правильный ответ.
Эту игру удобно использовать при изучении имен прилагательных, словарных слов.
- « Парные картинки» ( Цель- развитие мыслительных операций анализа и сравнения (сопоставления)).
Выбирается несколько ведущих. Каждый из них получает несколько картинок. Остальным раздаётся по одной картинке, которые имеются у ведущих. Ведущий описывает предмет, не показывая картинку. Ребёнок, у которого есть эта картинка, показывает её. Если ответ правильный обе картинки откладываются в сторону. Если неправильный, первый ребёнок повторяет своё описание, сделав его более подробным т детализированным.
- « Лишняя игрушка» ( цель- развитие смысловых операций анализа, синтеза, классификации)
Дети делятся на две группа. Первая группа выходит из класса. Вторая группа , принесённые игрушки делит по «классам». Две игрушки должны быть из «одного класса », а третья из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик. Входит первая группа и, посовещавшись, берёт «лишнюю игрушку». Это мячик. Если ребята справляются с заданием быстро, то количество игрушек может быть увеличено до 4-5.
- « Противоположность» ( цель: развитие мышления и речи.)
Учитель показывает детям одну картинку. Задача игры состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка».Дети могут назвать следующие предметы:»доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), « солнце» ( чашку делает человек, а солнце -это часть природы); «вода» (вода –это наполнитель, а чашка-это форма)
Каждый ребёнок предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.
- «Определения» ( цель- развитие мыслительных ассоциативных связей)
Учитель показывает одну карточку, на которой нарисован предмет. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними. Каждый ребёнок отвечает по очереди Ответ должен быть обоснован.Например. даются два слова «гусь» и «дерево». «Переходными мостиками» могут быть следующие слова: «лететь» ( гусь взлетел на дерево). «вырезать» (из дерева вырезали гуся), «спрятаться» ( гусь спрятался за дерево)
- «Искусство выдумывания историй» ( цель- развитие речи и мышления)
а) Группе детей предлагается набор слов, которые он должен использовать в придумывании истории . истории зачитываются.
б) Надо придумать историю, используя какое-то одно свойство предмета. Например,
придумать историю, про страну, где всё из стекла или из мыла.
- а) «Составь слова» (цель: развитие логического мышления, процессы синтеза)
Учитель записывает слово, на доске из букв которого, нужно составить как можно больше слов. КАРТОФЕЛЬ ( наибольшее количество слов 32)
б) Используя все предложенные буквы, ученики должны составить как можно больше слов.
в) К предложенным согласным подобрать гласные и составить как можно больше слов ( имён существительных)
9) « Выбери главное». Цель: развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков).
Учитель пишет на доске или раздаёт в напечатанном виде ряды слов. Ученики должны подобрать к слову два слова из скобок, которые находятся в наиболее тесной связи с ним.
Учитель ( ученик, парта, объяснение, мел, доска)
Деление ( класс, делимое, карандаш, учитель, бумага, делитель)
Больница ( помещение, операция, врач, радио, больные)
Город ( автомобиль, здания, собака, забор, земля)
Чтение ( глаза, книга, картина, печать, слова)
Немаловажно и то, что творческая игра на уроках способствует обогащению словарного запаса учащегося, расширяет их кругозор. Научить ребёнка думать самостоятельно, главная задача творческой игры.
Детям очень нравиться разгадывать кроссворды. Эту работу необходимо начинать с 1 класса. Существует игра, в которой необходимо вписать в клеточки буквы так, чтобы получилось слово ( по заданным правилам). Сначала надо дать возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант( кит, куст, карта, книжка и др.) затем усложнить данную игру , попросить ребят подбирать слова только одной части речи, или на заданную тему, или на какое-нибудь орфографическое правило, или по темам окружающего мира. Со второго класса ребята могут составлять кроссворды самостоятельно.
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она « доставляет уму ребёнка полезное развитие» Ушинский К.Д. Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, Мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Младшие школьники с удовольствием, с интересом решают эту творческую задачу. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. При этом развивается и обогащается речь детей. Загадки способствуют формированию интеллектуальных качеств, побуждают к творчеству. Дети упражняют свой ум, рассуждают, доказывают.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. Е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Предмет, о котором идёт речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, её сложность, а, следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.
Решение логических задач основано на анализе ( выделении всех признаков) и синтезе (объединении их в одно целое). Логическая задача облачена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому загадка особенно привлекательна.
Несколько лет я работаю по системе Л.В.Занкова. На уроках математики большую помощь в развитии мыслительных операций оказывают тетради Е. Бененсон и Л.Итиной. Они дают богатый дополнительный материал для организации учебного процесса, позволяют разнообразить формы работы с учащимися. Тетради способствуют продвижению детей в общем развитии, требуя постоянной работы мысли, преодоления трудностей, благодаря необычному построению большой части заданий. Они вызывают у школьников яркий эмоциональный отклик, окрашивают уроки в радостные тона. Тетради несут и большую нагрузку в решении многих задач обучения. В первую очередь это: а) развитие логического мышления б) формирования ЗУН в) развитие моторики. При этом подавляющее большинство заданий являются комплексными, т. е. способствуют решению сразу нескольких задач.
Заключение.
Из курса дидактики известно, что деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Лишь продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение.
Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то основное место все еще продолжает занимать репродуктивная деятельность. На уроках по двум основным учебным дисциплинам - язык и математика - дети почти все время решают учебно-тренировочные типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и, в конечном счете, совсем исчезла.
В связи с такой системой преподавания дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовые решения, причем, как правило, только одно решение. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или, наоборот, имеет несколько решений. Кроме того, школьники привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не в состоянии действовать самостоятельно, чтобы найти какой - то новый способ.
Развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старших классов, не овладевают начальными приемами логического мышления, а этим приемам необходимо начинать учить с начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Взаимодействие усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровожд...
Содержание психолого - педагогического сопровождения учащихся начального звена коррекционной школы VIII вида
Каким образом я как педагог могу самостоятельно оценить и измерить степень продвижения каждого из своих воспитанников? Какие методы, методики, количественные или качественные, следует использова...
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы
Выступление на заседании педагогического совета учреждения...
Система психолого-педагогического сопровождения учащихся выпускных классов в подготовке к осознанному выбору профессии
В данном опыте показана система профориентационной работы с учащимися выпускных классов. Подобран материал для создания портфолио выпускника. Есть материалы к страничке для родителей....
Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы"
Краткий анализ психолого-педагогического сопровождения учащихся в начальной школе....
План психолого-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО
Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личностных особенностей учащихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования...