Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы"
методическая разработка на тему
Краткий анализ психолого-педагогического сопровождения учащихся в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» г.о. Саранск Республики Мордовия
Выступление на заседании педагогического совета учреждения
Психолого-педагогическое сопровождение
учащихся начальной школы
Составила:
Биксалиева А. Ш.
учитель начальных классов
Введение
Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения, любой образовательной системы. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связывается с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение. Современные тенденции модернизации образования, проявляющие себя, в том числе, в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе. Психолого-педагогическая помощь представляет собой ответ науки и практики на требования общества гарантировать сопровождение и поддержку любому ребенку, в том числе, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью.
В современной социальной ситуации констатируется необходимость в психолого-педагогическом сопровождении учащихся, которое призвано гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.
Психолого-педагогическое сопровождение – это система совместной деятельности педагога и психолога, предполагающая разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, индивидуальное развитие через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика.
Принципы сопровождения:
1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе. Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка, а не искусственно задает ему цели и задачи. Таким образом, главным приоритетом становится безусловная ценность внутреннего мира каждого ученика, его потребностей, целей, и ценностей его развития.
2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. Однако учитель не должен делать выбор за ребенка, тем самым, снимая с него ответственность за принятое решение. В процессе сопровождения учитель, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических) побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.
3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
В идее сопровождения последовательно осуществляется принцип вторичности его форм и содержания по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое учителем, не ставит своей целью активное направленное воздействие на те социальные условия, в которых живет ребенок и ту систему воспитания, которую выбрали для него родители.
Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального в конкретной ситуации личностного развития и обучения.
Основные направления деятельности:
Психолого-педагогическая диагностика
Психолого-педагогическая коррекционная и развивающая работа
Консультирование и просвещение родителей.
Содержание работы:
В процессе обучения учащихся выстраивается индивидуальная траектория развития каждого ребенка, по которой осуществляется его психолого-педагогическое сопровождение.
Траектория развития ребенка отслеживается на трех этапах:
I этап – начальный (подготовка к школе и 1 класс)
II этап – основной (2-3 классы)
III этап – заключительный (4 класс)
На каждом из этих этапов проводятся мониторинги:
- учебных достижений по дисциплинам учебного плана;
- уровня развития общеучебных интеллектуальных умений и навыков;
- уровня развития психических процессов;
- уровня воспитанности;
- уровня учебной мотивации;
- социометрия.
I этап сопровождения - начальный
Сопровождение на этапе подготовки к школе
Цель: повышение уровня готовности детей к школе.
Задачи:
1. Осуществление плана предшкольной подготовки.
2. Формирование мотивации к обучению.
3. Формирование адекватной самооценки.
4. Развитие познавательных процессов.
5. Формирование произвольной сферы.
6. Развитие тонкой моторики пальцев рук.
В сентябре, когда дети приходят в первый класс, проводится стартовая диагностика, включающая:
а) Общую экспресс-диагностику, позволяющую судить об уровне психологической готовности и сформированности учебных навыков на основе изучения: показателя самооценки, особенностей общения, мотивации обучения, уровня сформированности умения учиться, личностных качеств
б) Диагностический тур, направленный на выявление причин низких результатов.
Все данные, полученные с помощью диагностики, заносятся в индивидуальные карты развития. Такие карты заводятся на каждого ребенка при поступлении его в школу. С помощью этих карт прослеживается и выстраивается индивидуальная траектория развития каждого ребенка.
Сопровождение адаптационного периода
Цель: создание необходимых условий для быстрого и безболезненного вхождения ребенка в школьную жизнь.
Задачи:
1. Помочь ребенку принять позицию школьника.
2. Помочь осознать появление нового сообщества – класса; ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии.
3. Обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
4. Адаптировать учебный процесс к индивидуальным возможностям каждого ученика.
Для успешной адаптации необходимо выполнение следующих этапов её реализации:
1 этап: создание программы деятельности в адаптационный период с учётом специфики класса и особенностей родительского коллектива.
2 этап: выполнение адаптационной программы.
- Проведение консультативной и просветительской работы, направленной на ознакомление родителей с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям, результатами диагностики.
- Построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями учащихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдения.
- Организация педагогической и психологической поддержки учащихся во внеурочное время: групповые и индивидуальные консультации, тренинг, классные часы, беседы. Подобные мероприятия помогают настроиться на предъявленную школой систему требований, снять чрезмерное психологическое напряжение.
3 этап: диагностика уровня адаптации детей к школе, оформление «Индивидуальных траекторий развития», психолого-педагогическая работа с учащимися, испытывающими особые трудности в период адаптации.
Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1класса и предполагает следующее:
- Выявление характера и природы синдрома дезадаптации в каждом конкретном случае, определение путей оказания помощи этим учащимся.
- Оказание родителям данных учащихся психолого-педагогической помощи в форме индивидуальных консультаций (по их просьбе).
- Привлечение специалистов разных профилей (медики, невропатолог, логопед и др.)
- Организация педагогической помощи учащимся, испытывающим различные трудности в обучении с учетом результатов их психодиагностики; методическая работа учителя, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, провоцирующие различные трудности.
- Проведение с учащимися, испытывающими особые трудности в адаптации, социально-психологических и педагогических тренингов.
4 этап: Проведение итогового психолого-педагогического консилиума с целью осмысления результатов адаптационного периода и выработки дальнейшей стратегии обучения и воспитания.
II этап сопровождения – основной
Адаптирование учебного процесса к личностным особенностям каждого ребенка путем введения в учебно-познавательный процесс элементов новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения новых знаний, умений, навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для раскрытия творческого потенциала и развития личности учащихся.
Цель: выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.
На данном этапе диагностический комплекс включает:
1. Изучение скорости реакции (темп, работоспособность)
2. Изучение темперамента
3. Изучение развития мелкой моторики
4. Развитие психических процессов
5. Сформированность приемов учебной деятельности (интеллектуальных, коммуникативных, организационных)
6. Изучение уровня мотивации
7. Самооценка
III этап – заключительный
Цель: Подготовка учащихся к переходу в среднее звено школы.
Задачи:
1. Выявить изменения в умственном и психическом развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития.
2. Спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе.
3. Определить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного и психического развития, провести работу над повышением интеллектуального уровня учащихся в ходе развивающих занятий.
4. Выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена.
5. Дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения.
Большое внимание уделяется мониторингу личностного развития учащихся.
Заключение
Работая над идеей психолого-педагогического сопровождения, делаю вывод:
каждый учитель должен хорошо знать возрастные особенности детей и уметь определять личностные особенности и способности каждого своего ученика, обязан подбирать методы и приемы работы с учетом этих особенностей. Необходимо включение и сотрудничество всех взрослых, окружающих ребенка в процессе обучения и воспитания (учителя, школьного психолога, родителей). Только тогда учебно-воспитательный процесс может быть эффективным.
Анализ результатов диагностик показывает эффективность психолого-педагогического сопровождения:
- повышение уровня готовности к школе;
- уменьшение дезадаптированных учащихся;
- повышение уровня развития психических процессов;
- повышение учебной мотивации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья
Отчет психолога...
Система работы учителя по теме "Диагностическое сопровождение учащихся начальной школы"
Основной педагогической идеей моего опыта является организация педагогического процесса, личностно значимого для каждого ученика обучающихся, как субъектов образовательного процесса через диагно...
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Взаимодействие усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровожд...
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы
Выступление на заседании педагогического совета учреждения...
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы
Представлена система психолого-педагогического сопровождения учащихся, обучающихся по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в условиях внедрения ФГОС ООО: направления работы, задачи на каждом этапе обу...
Программа психолого - педагогического сопровождения учащихся начальной школы с высоким риском школьной неуспешности
Актуальность. Программа направлена на решение задач психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе, имеющих риск школьной неспешности. Программа включает в себ...