Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по теме
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 74 КБ |
psihologo.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
медико-психолого-педагогического сопровождения
учащихся начальной школы
в условиях реализации
ФГОС
Подготовила
учитель
начальных классов
МБОУ «СОШ №34»
Афанасьева И.В.
Я являюсь руководителем проблемно-творческой группы, которая работала над составлением коррекционно-развивающей программы, входящей в структуру общей образовательной программы начальной школы. В нашу творческую группу вошли все участники психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в УВП (психолог, логопед, дефектолог, соц. , педагог, учитель физ-ры, врач, 2 учителя нач. школы). Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие всех участников образовательного процесса, обеспечивающее системное сопровождение детей специалистами различного профиля.
Взаимодействие усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Именно при организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения можно выровнить стартовые возможности учащихся, создать условия для получения универсальных учебных действий в соответствии ФГОС
Наиболее эффективной и действенной формой организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – можно назвать медико-психолого-педагогический консилиум, который предоставляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям).
Целью организации ПМПК является разработка и планирование системы комплексного сопровождения учащихся в рамках образовательного процесса в соответствии со специальными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся – во имя сохранения здоровья всех детей.
В этом учебном году я являюсь классным руководителем 1-го класса и на примере психолого-педагогического сопровождения детей данного класса хотелось бы представить работу школьного консилиума. Главные задачи, которые были поставлены передо мной на этот год:
Задачи ПМПК:
- Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в адаптации, обучении и поведении.
- Профилактика физических, интеллектуальных, эмоционально – личностных перегрузок ребенка.
- Выявление резервных и актуальных возможностей развития обучающегося.
- Определение характера, продолжительности и эффективности специальной помощи.
- Разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей.
- Консультирование в ходе разрешения сложных педагогических ситуаций.
- Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния.
- Организация взаимодействия между педагогами и специалистами школы, участвующими в деятельности ПМПК, формирование целостных представлений о причинах , характере, возможных путях трудностей ребенка.
Исходя из поставленных целей, мы выбрали различные виды консилиумов. Один из видов - это первичный консилиум, заседание которого состоялось в мае прошлого учебного года. Основная цель этого консилиума – формирование 1-х классов. Решение этого консилиума помогло мне как учителю определить уровень развития будущих первоклассников, осветить проблемные места и определить основные направления урочной и внеурочной деятельности будущих первоклассников.
В школе отработана система входной диагностики, которая помогает учителю увидеть реальные возможности будущих учеников.
Второй вид консилиума –это плановый консилиум. Этот консилиум очень важен для педагога, т.к. помогает решить следующие задачи:
- определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;
- выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута;
- динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;
- решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года).
Этот консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика – с учетом его состояния и динамики предыдущего развития – разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития. Мы предлагаем рассматривать консилиум как более сложное, многоэтапное действие. В деятельности консилиума мы выделяем 3 важных этапа: этап подготовки (диагностика), этап совместного обсуждения и этап реализации решений. Как правило, изучение ребенка специалистами ПМПк начинается с запроса педагогов или родителей. Для этого существует договор между образовательным учреждением и родителями, который является нормативным документом. Благодаря консилиуму специалисты службы сопровождения на первом этапе получают возможность передать имеющиеся у них знания о ребенке или классе непосредственно тем взрослым, которые обладают значительно большими возможностями влияния и взаимодействия с ним.
Какие же данные получаю я как педагог от службы сопровождения:
Психолог предоставляет данные об уровне:
- познавательной сферы ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
- мотивационная сфера и динамика ее развития;
- эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
- личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития
Логопед освещает результаты речевого развития на момент консилиума, разрабатывает программу коррекционно-развивающих занятий с учащимися группы учебного риска.
Дефектолог предоставляет диагностические исследования об уровне основных мыслительных процессах, а также программу коррекционно-развивающих занятий с учащимися группы учебного риска.
Медицинский работник представляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностей школьников:
Выделяются три основных показателя:
1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
- соответствие физического развития возрастным нормам;
- состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;
- переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).
2. Факторы риска нарушения развития:
- наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка;
- факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.
3. Характеристика заболеваний за последний год.
Социальный педагог дает информацию о социальном статусе ребенка:
- сведения о родителях, тип семьи
- стиль воспитания в семье
- взаимоотношения родителей и детей в семье
- обеспеченность семьи
Я как классный руководитель, опираясь на результаты своих собственных наблюдений и бесед, даю педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и классов в целом. Предоставляемая информация должна касаться анализа причин проявляющихся трудностей, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях, и особенностей, индивидуальных черт его обучения, общения и самочувствия. Характеристика школьника может складываться из следующих показателей:
Качественные характеристики проблем учебной деятельности:
- трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий;
- трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски;
- трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и рутинной трудоемкой работы;
- трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного;
- виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности; предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей.
Количественные показатели учебной деятельности:
- успеваемость по основным предметам;
- предполагаемые причины низкой или неровной успеваемости.
Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:
- описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности;
- описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общепринятых правил;
- индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками.
Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:
- описание “типичного” для школьника эмоционального состояния на уроке;
- описание ситуаций, вызывающих у учащегося различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг и др.).
Давая характеристику конкретному школьнику, педагог останавливается только на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию. Опросом педагогов-предметников и подготовкой педагогических характеристик занимается непосредственно классный руководитель при организационной и административной поддержке завуча и содержательной помощи психолога. По мере того, как консилиум утверждает себя в школе в качестве неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса, такая подготовка становится все менее затруднительной. Педагоги накапливают опыт и формируют навыки наблюдения за школьниками, формулирования своих мнений и выводов.
Второй этап работы консилиума - этап совместного обсуждения содержания работы. На основе данных, полученных специалистами, на заседаниях ПМПк обсуждаются результаты и составляется коллегиальное заключение с рекомендациями об образовательном маршруте в соответствии с возможностями ребенка, а также о медицинской помощи, если таковая требуется
Нами была разработана стратегия помощи конкретному ученику.
Участники консилиума оговаривают :
- какого рода помощь требуется школьнику;
- какую развивающую работу желательно осуществлять с ним;
- какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения;
- какую работу могут взять на себя участники консилиума;
- что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы.
Третий этап – реализация рекомендаций консилиума.
На этом этапе происходит реализация решений консилиума. Составляется план коррекционно-развивающих мероприятий. Они могут быть как внеурочными, так и включенными в процесс обучения. Коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и спецификой образовательного учреждения определяются интенсивность и продолжительность циклов занятий.
Кроме того, определяются показатели наполняемости групп и продолжительность цикла занятий и отдельных занятий. Все эти характеристики должны быть обоснованы в программе коррекционной работы.
На каждого ребенка заводятся соответствующие документы, в которых отражается ход коррекционной работы.
В этом учебном году реализуются следующие программы в рамках внеурочной деятельности:
- «Умники и умницы», «Профилактика школьных трудностей» - проводит учитель-дефектолог. Данные программы направлены на развитие универсальных познавательных и регулятивных действий.
- «Учимся общаться» - занятия проводит педагог психолог. Программа направлена на развитие личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
- «Развитие фонетико-фонематического слуха», «Развитие звукопроизношения» - проводит учитель логопед. Программа направлена на совершенствование звукопроизношения и развитие фонетико-фонематического слуха.
На заключительном этапе производится письменное оформление рекомендаций в виде заключения и рекомендаций родителям (законным представителям).
Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа - заключения консилиума.
Коллегиальное обсуждение на таком заседании позволяет:
- выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка;
- определить общий прогноз его развития;
- определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий;
- выбрать образовательный маршрут.
Хотелось бы остановиться еще на одном виде консилиума – это внеплановый консилиум. Заседание этого консилиума состоялось в конце первой четверти.
— решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
— внесение изменений в индивидуализированные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности.
Двое учащихся 1-х классов были направлены на районную ПМПК для определения вида программы дальнейшего обучения.
В тех случаях, когда образовательное учреждение, в котором находится ребенок, не может обеспечить необходимые условия или ребенок нуждается в дополнительной диагностике, его направляют (с согласия родителей) в психолого-медико-педагогическую комиссию.
При выведении ребенка в другой вид образовательных услуг (коррекционные классы (группы), надомное обучение и др.) оформляется его педагогическая характеристика, выписки из индивидуальной карты развития, из заключений специалистов ПМПк, итоговое заключение и рекомендации консилиума.
На сегодняшний день в нашей школе консилиум стал главным инструментом, который может определить для каждого ученика оптимальный вариант обучения и воспитания, выявить проблемы и пути их исправления.
Для того чтобы обеспечить качество образования, соответвующее новым стандартам, современному учителю необходимо овладеть образовательными технологиями, основанными на деятельностном подходе. В стандарте определены уже технологии для использования. Одно из них – портфолио. Сегодня мы чаще говорим о личностном портфолио, в котором отражены личностные достижения учащегося. На протяжении уже нескольких лет в нашей школе было разработано и активно использовалось говоря на современном языке – портфолио, а тогда называлось досье развития класса, в котором отслеживались личностные достижения учащихся класса, овладение ЗУН, уровень творческой активности, уровень адаптации. В связи с введением ФГОС нами были внесены дополнения. Карта развития учащихся, которая включает такие параметры развития, как познавательные УУД, регулятивные, личностные, коммуникативные, карта самооценки становится наиболее приближенным к реальному оцениванию т.к. включает в себя не только оценки педагогов, но и самооценку ребенка, т.о. получилось так что досье развития которое мы используем много лет, получило новое название, и осталось для нас актуальным и идущим в ногу со временем.
Содержание.
- Состояние здоровья:
- группа здоровья
- хронические заболевания
- заболеваемость в течение учебного дня
- жалобы со стороны родителей
- наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушению здоровья
- рекомендации врача
- Особенности учебной деятельности:
- отношение к учебной деятельности
- ведущие мотивы учебной деятельности
- уровень развития познавательной активности
- уровень развития самостоятельности при выполнении учебных задач
- темп деятельности
- уровень самооценки
- характерные трудности при обучении
- обобщенный показатель учебных итогов
- Уровень развития познавательных процессов:
- внимание
- память
- мышление
- речь
- доминирующая модальность восприятия
IV Проявление личностных качеств в поведении ребенка
IV.A Отношение к делу:
- активность
- трудолюбие
- ответственность
- инициативность
- организованность
- любознательность
- аккуратность
IV.Б Отношение к людям:
- коллективизм
- честность, правдивость
- справедливость
- бескорыстие
- общительность
- чувство товарищества
- отзывчивость
- вежливость, тактичность
IV.В Отношение к себе:
- скромность
- уверенность в себе
- самокритичность
- умеет рассчитывать свои силы
- стремление к успеху, первенству
- самоконтроль
IV.Г Волевые качества:
- смелость
- решительность
- настойчивость
- самообладание
V Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку.
VI. Приложение № 1
Социально-психологический профиль ребенка.
VII. Приложение № 2
Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста.
VII. Приложение № 3
Карта развития учащихся.
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
Афанасьева И.В.
Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. На первый план выходит:
- развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности и развития компетентностей;
− формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
− воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
− индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно - смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Чтобы достичь данные результаты, необходимо осуществлять системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию, который и предполагает:
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие этих качеств как никаких других нуждается в грамотной психолого-педагогической поддержке и участие в образовательном процессе, как педагогов, так и других специалистов (психологов, дефектологов, логопедов).
Выровнять стартовые возможности детей, создать условия для получения универсальных учебных действий в соответствии ФГОС реально при организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
В нашей школе на протяжении уже нескольких лет функционирует система ППМС сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе. Разработаны и апробированы целевые программы: «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития учащихся», «Здоровье – категория педагогическая», Адаптация и преемственность в учебно-воспитательном процессе», «Система работы с учащимися, имеющими трудности в обучении», «Одаренный ребенок».
Все изменения, происходящие в системе образования, требуют от современной школы новых подходов к организации психолого- педагогического сопровождения учащихся внутри образовательного учреждения. И как показала практика, оно позволяет успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед школой.
В целях обеспечения эффективности работы с детьми, имеющими определенные трудности в обучении и школьную дезадаптацию, в соответствии с концепцией коррекционно-развивающего обучения и на основании приказа был создан психолого-медико-педагогический консилиум, в состав которого вошли: логопед, психологи, дефектолог, социальный педагог, врач.
Целью организации ПМПК является разработка и планирование системы комплексного сопровождения учащихся в рамках образовательного процесса в соответствии со специальными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.
Задачи ПМПК:
- Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в адаптации, обучении и поведении.
- Профилактика физических, интеллектуальных, эмоционально – личностных перегрузок ребенка.
- Выявление резервных и актуальных возможностей развития обучающегося.
- Определение характера, продолжительности и эффективности специальной помощи.
- Разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей.
- Консультирование в ходе разрешения сложных педагогических ситуаций.
- Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния.
- Организация взаимодействия между педагогами и специалистами школы, участвующими в деятельности ПМПК, формирование целостных представлений о причинах , характере, возможных путях трудностей ребенка.
И здесь мы отмечаем, что задачи ПМПК тесно перекликаются с задачами начального образования в соответствии с введением ФГОС – это обеспечение «условий для индивидуального
развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья», с трудностями обучения и адаптации, «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья». Вместе с тем, в определенной коррекционной работе нуждаются и «сильные» дети. В этом случае главная забота учителя – не задержать развитие школьника, способствовать формированию инициативного и творческого подхода к учебной деятельности, способности к размышлению, рассуждению, самостоятельному поиску.
Образовательная программа начального общего образования в нашей школе создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. В основной образовательной программе начального общего образования, которая разработана в нашем учреждении в соответствии с ФГОС, мы постарались заложить все специфические особенности обучения детей с трудностями обучения и адаптации: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др. ООП НОО включает в себя и программу коррекционной работы.
Специфика контингента обучающихся определяется тем, что МОУ СОШ №34 – школа для всех детей данного микрорайона. Первоклассники, пришедшие в школу, имеют разную стартовую подготовку к обучению. Многие детей оказываются в сложной жизненной ситуации из-за занятости родителей на работе, малограмотности родителей, материального неблагополучия семьи, отсутствия одного из родителей.
Учителями начальной школы совместно с педагогом-психологом были выделены 5 направлений коррекционной работы, которые являются актуальными для младших школьников нашей школы:
- повышение учебной мотивации детей (по данным психологической диагностики за 2010-2011 учебный год низкий уровень учебной мотивации имеют 28% учеников начальной школы);
- работа с агрессивными детьми (в каждом классе имеются от 1 до 4 учеников с признаками агрессии);
- работа с гиперактивными детьми ( из года в год увеличивается количество первоклассников, имеющих признаки неусидчивости, дефицита внимания);
- работа со слабоуспевающими учащимися;
- работа с детьми с ОВЗ (в общеобразовательных классах начальной школы обучаются 4 инвалида и 12 учеников с протоколами ГПМПК VII вида).
С подобными проблемами сталкивается каждый учитель начальных классов в процессе своей педагогической деятельности. Но не каждый учитель имеет достаточный уровень психологических знаний и жизненного опыта, поэтому возникает потребность в разработке алгоритма действий педагога при работе с детьми «группы риска». Программа коррекционной работы поможет каждому учителю, в том числе и молодому специалисту, подойти к работе осознанно и системно.
Инновационной составляющей нашей программы является:
- необходимость существенной коррекции работы учителя с детьми «группы риска» (содержания, методов, форм, организация воспитательно-образовательного процесса) в условиях внедрения ФГОС;
- необходимость внедрения современных форм мониторинга достижения планируемых результатов и личностного развития детей «группы риска»
Цель данной программы – создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы детьми «группы риска».
Основные задачи программы коррекционной работы:
Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников.
Развитие способностей гиперактивных детей к самоконтролю и планированию своей деятельности.
Создание для ребенка зоны ближайшего развития для преодоления недостатков агрессивного поведения.
Помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы.
Осуществление индивидуального подхода ко всем категориям детей, в том числе к детям с ОВЗ.
Решая поставленные задачи, важно создать о каждом ребенке полную картину его развития, соотнести ее с семейной и школьной ситуацией, с особенностями личности и характера. Это в свою очередь возможно при условии осуществления совместных усилий в деятельности учителя начальных классов, школьного психолога, логопеда и родителей.
Механизм реализации программы.
Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей «группы риска» специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля на разных возрастных этапах (начиная с дошкольного возраста) (
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Материалы и оборудование.
Создана система широкого доступа детей, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, включающим методические пособия и рекомендации по всем направлениям и видам деятельности, наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы (установлены 2 интерактивные доски, 2 проектора, 2 ноутбука, имеется методический кабинет).
В арсенале специалистов ПМПК имеется психодиагностический инструментарий, развивающие игры, наглядные пособия, материалы для проведения арт-терапии.
Содержание программы
Коррекционная работа должна строиться не как отдельные упражнения по совершенствованию каких-либо личностных качеств или норм поведения ребенка, а как целостная система мер, направленных на создание комфортности в обучении младших школьников.
Проблемно-творческими группами учителей начальных классов совместно с психологом школы были разработаны подпрограммы по 5 направлениям коррекционной работы. Каждая программа включает ряд основных этапов: диагностический, коррекционно-развивающий, консультативный, информационно – просветительский.
Основные этапы реализации программы коррекционной работы.
Реализация программы осуществляется в четыре этапа.
1 этап (апрель - май) подготовительный или вводный.
Диагностика на 1 этапе определит уровень развития будущих первоклассников, высветит их проблемные места, что поможет учителю выделить основные направления урочной и внеурочной деятельности с будущими первоклассниками. Форма диагностики - скрининг-тестирование, обследование ПМПК (по заявке родителей или ОУ).
Родителям необходимо знать требования и условия обучения по стандартам нового поколения, выявить уровень подготовленности ребенка к школе. Для этого проводятся родительские собрания в ДОУ «Ваш ребенок к школе готов?».
Внедрение стандартов нового поколения есть инновационный процесс. С целью преодоления психологических барьеров у педагогов мы предлагаем тренинг «Снятие тревожности» и семинар-практикум «Путь к ученику лежит через учителя».
2 этап (сентябрь - октябрь) адаптационный.
Проводится диагностика на определение уровня познавательной деятельности, ведущего канала восприятия информации, темперамента, школьной мотивации. На основе диагностик учитель составляет полный психологический портрет класса, что поможет определить соответствующие педагогические технологии для работы с данным классом.
Для родителей предлагаются практикумы специалистов: психолога, детского врача. Программа «Внимание! Первоклассник!», предложенная психологами ППМС-центра для детей с целью развития способности к самоорганизации, поможет создать благоприятный психологический микроклимат в классе, что приведет к успешной адаптации к школе.
3 этап (ноябрь - май) формирующий.
Проводится диагностика степени социально-психологической адаптации детей к школе, определяется эмоциональное отношение к учебным предметам, проводится социометрия. Выявленные структуры межличностных отношений дополнят психологический портрет класса.
По результатам диагностики проводится психолого-педагогический консилиум, цель которого - выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
Специалисты ППМС-центра на данном этапе работают в рамках внеурочной деятельности с детьми, испытывающими трудности в формировании универсальных учебных действий. Реализуются следующие образовательные программы:
«Умники и умницы» (36 часов).
«Профилактика школьных трудностей» (30 часов).
«Психолого-педагогическая программа по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности младшего школьника» (10 часов). Занятия проводит учитель-дефектолог.
Данные программы направлены на развитие универсальных познавательных и регулятивных действий.
«Учимся общаться» (25 часов). Занятия проводит педагог-психолог. Программа развивает личностные и коммуникативные универсальные учебные действия, которые учитель в дальнейшем развивает у детей в процессе урочной деятельности.
«Работа с гиперактивными детьми»
В данной программе представлено теоретическое обоснование проблемы гиперактивности (ее медицинские, психологические и педагогические аспекты). Прописаны этапы реализации программы. Программа включает в себя календарно-тематичекий план и разработку занятий на 1 год обучения.
«Коррекция агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста»
В программе обоснована множественность причин проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста.
Рассмотрены и проанализированы наиболее часто встречающиеся в настоящее время формы проявления агрессивности в поведении детей дошкольного возраста.
Разработана программа коррекции и профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Представлен учебно-тематический план занятий.
«Программа по сопровождению слабоуспевающих учащихся»
Программа включает в себя план индивидуальной работы по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков.
Даны рекомендации по коррекции отклонений в развитии познавательной сферы, логопедических нарушений речи, и поведенческих отклонений слабоуспевающего ребенка.
«Работа с детьми с ОВЗ»
В программе описаны характерные особенности детей с ОВЗ, простроены этапы сопровождения детей с ОВЗ. Представлена система комплексной работы с детьми с ОВЗ, включающая обеспечение дифференцированных, психолого-педагогических, специализированных условий.
«Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников»
Программа направлена на формирование учебно - познавательных мотивов, повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование адекватной самооценки.
В программе представлены методические приемы, направленные на создание атмосферы эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.
В приложениях отражены разные направления работы педагога по повышению учебной мотивации обучающихся.
Предлагаемые тренинги-практикумы по проблемам детей (агрессивность, тревожность и неуверенность, гиперактивность) помогут устранить проблемы ребенка, что окажет влияние на сплочение учебного коллектива, сохранение мотивации к обучению.
Для педагогов предлагается практикум «Индивидуализация как условие качественного обучения».
Для родителей - практикум «Учимся слышать и понимать друг друга». В течение всего учебного года идет консультирование специалистами ППМС-центра всех участников образовательного процесса по заявленным проблемам.
4 этап (май) итоговый или аналитический.
Итоговая диагностика познавательной деятельности, учебной мотивации и социально-психологической адаптации покажет уровень сформированности универсальных учебных действий по окончании первого класса.
Для родителей проводится собрание по результатам полученных данных и выстраиванию дальнейшего сотрудничества, для педагогов - круглый стол по результатам всей проделанной работы.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Построение образовательного процесса первоклассников на основе комплексной диагностики.
2. Снижение уровня стрессового состояния педагогов.
3. Создание положительной информационной среды для родителей и выстраивание эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений.
4. Своевременное выявление обучающихся «группы риска».
5. Положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы с ними (повышение учебной мотивации, снижение уровня агрессивности, принятие социальных норм поведения гиперактивными детьми);
6. Снижение количества обучающихся «группы риска»;
7.Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с ООП НОО
Результаты внедрения программы коррекционной работы отслеживаются через систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, которая предполагает комплексный подход к оценке результатов образования. Ведется оценка достижений обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Поиск новых образовательных технологий продолжает волновать учителей. Цели, содержание образования, а также требования к контролю результатов обучения претерпели существенные изменения и соотносятся с принципами личностно-ориентированного обучения. Технология портфолио успешно «прижилась» в рамках школьной предпрофильной и профильной подготовки, а также и в начальном звене школы, являясь примером технологии безотметочного обучения.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к обучению.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи.
Творческой группой нашей школы был разработан пакет документов, который учитель собирает в портфолио класса.
Сегодня мы представляем портфолио класса.
Отдельно хотелось бы сказать о создании системы методического сопровождения педагогов начальной школы в области коррекционной работы как важнейшего условия, обеспечивающего эффективность перехода на ФГОС нового поколения
ЦЕЛЬ – совершенствование уровня профессиональной компетентности учителей начальной школы в области коррекционной работы с категориями обучающихся, требующих особенное внимание, посредством детальной разработки механизма перехода на новые ФГОС и оказания им действенной методической помощи.
ЗАДАЧИ: | ИНДИКАТОРЫ РЕАЛИЗАЦИ И ЦЕЛИ |
1.Создать пакет диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности УУД у обучающихся с ОВЗ 2.Провести диагностику сформированности УУД у обучающихся с ОВЗ 3.Провести проблемно-ориентированный анализ состояния работы с обучающимися с ОВЗ 4. Создать Программу «Коррекционная работа». 5.Разработать Положение о рабочих программах по отдельным учебным предметам для обучающихся с ОВЗ. 6.Внести изменения в рабочие программы для обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями Программы формирования УУД. 7.Провести внешнюю экспертизу Программы «Коррекционная работа», внутреннюю экспертизу рабочих программ учителей начальной школы для обучающихся. | 1. Пакет диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности УУД у обучающихся с ОВЗ. 2.Аналитическая справка о результатах диагностики. 3.Карта проблем. 4.Раздел ООП НОО - Программа «Коррекционная работа»: - цели и задачи; - направления работы; - характеристика содержания; - этапы реализации программы; - механизм реализации программы; - требования к условиям реализации программы 6.Рабочие программы по учебным предметам для обучающихся с ОВЗ. 7.Экспертные заключения, рецензии на составленные программные материалы. |
СОДЕРЖАНИЕ
Этапы | Направления | Виды работ | Ожидаемые результаты | Сроки |
Первый этап | Осуществление проблемно-ориентированного анализа деятельности начальной школы по направлению коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ | Сбор диагностического инструментария для проведения диагностики обучающихся с ОВЗ. | Банк методик. | Декабрь январь |
|
| Проведение комплексной диагностики уровня сформированности УУД у детей с ОВЗ. | Аналитическая справка об уровне сформированности УУД у детей с ОВЗ. | Февраль март |
|
| Изучение раздела «Коррекционная работа» Примерной основной образовательной программы начального общего образования. | Определение изменений для проектирования коррекционной работы в ОУ. | Ноябрь март |
|
| Диагностика профессиональных затруднений учителей, специалистов учителей надомников в области коррекционной работы. | Аналитическая справка «О профессиональных затруднениях учителей, специалистов». | Ноябрь январь |
|
| Круглый стол по теме «Проблемно-ориентированный анализ состояния работы с обучающимися с ОВЗ. | Карта проблем. | Февраль март |
|
| Создание раздела ООП НОО «Планируемые результаты освоения ООП НОО» для обучающихся с ОВЗ | Раздел ООП НОО «Планируемые результаты освоения ООП НОО» для обучающихся с ОВЗ. | Январь Февраль |
Второй этап | Создание нормативно-правовой базы для перехода начальной школы на ФГОС в области коррекционной работы. | Создание составной части ООП НОО - «Коррекционная работа». Определение структуры Программы «Коррекционная работа». | Раздел ООП НОО «Коррекционная работа в соответствии со следующей структурой: - цели и задачи; - направления работы; - характеристика содержания; - этапы реализации программы; - механизм реализации программы; - требования к условиям реализации программы | Февраль - апрель |
|
| Разработка примерного учебного плана и примерного индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ, отвечающего требованиям ФГОС. | Пояснительная записка к учебному плану. Пояснительная записка к примерному индивидуальному учебному плану для детей с ОВЗ, обучающимися на дому. | Март - апрель |
Третий этап | Корректировка содержания рабочих программ по учебным предметам и программ внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Программы «Коррекционная работа». | Практико-ориентированный семинар «Формирование УУД у обучающихся с ОВЗ». | Рабочие программы по обучению грамоте, русскому языку, математике, трудовому обучению и др. | Декабрь февраль |
|
| Практикум по конструированию учителем рабочих программ по учебным предметам и программ внеурочной деятельности. | Банк диагностических материалов, оценивающих уровень сформированности УУД обучающихся с ОВЗ. | Декабрь |
|
| Работа творческих групп по корректировке содержания рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями Программы формирования УУД. | Программа круглого стола | Февраль, март |
|
| Разработка диагностического инструментария для оценки качества формирования УУД у обучающихся с ОВЗ. | Набор методик | Март, апрель |
|
| Круглый стол с творческой группой педагогов школы, разрабатывающих систему оценивания планируемых результатов деятельности обучающихся начальной школы. | Программа круглого стола | Апрель |
Четвёртый этап | Экспертиза составленных программных материалов | Внешняя экспертиза Программы «Коррекционная работа». | Рецензия Экспертное заключение | Апрель |
|
| Внешняя экспертиза учебного плана обучающихся с ОВЗ. | Приказ об утверждении. | Апрель |
|
| Внутренняя экспертиза рабочих программ учителей. | Экспертное заключение Приказ об утверждении рабочих программ. | Май |
|
| Публикация материалов по теме проекта в СМИ (школьный сайт) | Отзывы (комментарии) | Май |
Пятый этап | Повышение уровня профессиональной компетентности в области формирования УУД у обучающихся с ОВЗ. | Педагогическая гостиная. Реализация деятельностного подхода в обучении детей с ОВЗ. | Программа педагогической гостиной. | Апрель |
|
| Семинар «Технология проектирования личностно ориентированного урока» | Программа семинара. | Апрель |
|
| Семинар «Гуманитарная экспертиза личностно ориентированного урока» | Презентации уроков, выстроенных в системе личностно ориентированного урока. | Май |
|
| Методическая неделя Обучающий семинар «ИКТ как средство повышения учебной мотивации обучающихся».
| Программа методической недели. |
Поиск новых образовательных технологий продолжает волновать учителей. Цели, содержание образования, а также требования к контролю результатов обучения претерпели существенные изменения и соотносятся с принципами личностно-ориентированного обучения. Технология портфолио успешно «прижилась» в рамках школьной предпрофильной и профильной подготовки, а также и в начальном звене школы, являясь примером технологии безотметочного обучения.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к обучению.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи.
Творческой группой нашей школы был разработан пакет документов, который учитель собирает в портфолио класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на РМО учителей начальных классов: Реализация программы по комплекту учебников «Начальная школа 21 века»
В материале представлен опыт работы по программе "Начальная школа 21 века" в контексте вопроса реализации стандартов второго поколения....
Рабочая программа по математике по программе Виноградовой Н.Ф. "Начальная школа 21 века" (для 1 класса)
Рабочая программа по математике по программе Виноградовой Н.Ф. "Начальная школа 21 века" для 1 класса...
Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.
В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...
Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс
Составлены с учётом требований по ФГОС в июле 2013г....
Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс
Составлены с учётом требований по ФГОС в июле 2013г....
Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....