План психолого-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО
материал
Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личностных особенностей учащихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования в условиях введения ФГОС НОО второго поколения.
Задачи:
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
- формировать у школьников способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План психолого-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО
Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личностных особенностей учащихся и их успешного освоения основной
образовательной программы начального общего образования в условиях введения ФГОС НОО второго поколения.
Задачи:
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
- формировать у школьников способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
№
| Задачи
| Содержание работы
| Класс
|
Используемые методики
| Сроки проведения | Ответственные
|
Диагностические мероприятия | ||||||
| Определение психологической |
|
|
|
|
|
1 | готовности к школьному обучению и выявление | Комплексная диагностика |
1 | Методика «Определение готовности к обучению в школе» Л.А. Ясюковой | Сентябрь - Октябрь
|
психолог |
| учащихся потенциальной группы риска | учащихся
|
|
|
|
|
2
|
Определение уровня развития личностных УУД
|
Диагностика уровня сформированности мотивации, внутренней позиции
| 1
| «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина) | апрель
| учитель психолог |
3
| 2
| «Опросник мотивации» (по Н.Г.Лускановой)
| Сентябрь - ноябрь | психолог учитель | ||
4
| 3
| «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой) | Сентябрь - ноябрь | психолог учитель | ||
5
| 4
| Методика самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко) «Опросник мотивации» (по Н.Г.Лускановой) | Сентябрь - ноябрь
| психолог учитель
| ||
6 | Диагностика уровня сформированности нравственно-этической позиции
| 1 | Задание на норму справедливого распределения
| апрель
| психолог учитель | |
7
| 2
| Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи | Сентябрь - ноябрь | психолог учитель | ||
8 | 3 | Анкета «Оцени поступок» | Сентябрь - | психолог |
|
|
|
| (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004) | ноябрь
| учитель
|
9
| 4
| «Что такое хорошо и что такое плохо»
| Ноябрь
| психолог учитель | ||
10
|
Определение уровня развития метапредметных УУД
|
Диагностика уровня сформированности регулятивных УУД
| 1
| Методика «Изучение саморегуляции» (по У.В.Ульенковой) | апрель
| психолог учитель |
11 | 2 | «Проба на внимание (буквы)» (П.Я.Гальперин)
| октябрь
| психолог учитель | ||
12
| 3
|
«Проба на внимание (текст)» (П.Я.Гальперин)
|
октябрь
| психолог учитель | ||
13
| 4
| «Анкетирование учащихся» (сост. Н.Ю.Яшина)
| октябрь
| психолог учитель | ||
14
|
Диагностика уровня сформированности познавательных УУД
|
1
| Методика «Кодирование» (11-й субтест Д.Векслера в версии А.Ю.Панасюка)
|
апрель
| психолог учитель
| |
15
| 2
| Методика «Выделение существенных признаков» | октябрь
| психолог учитель | ||
16
| 3
| Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой) |
октябрь
| психолог учитель
| ||
17
|
4
| Исследование способности к умозаключению Методика " Простые аналогии" Прогноз и профилактика проблем обучения в 3- 6 классах (Методика Л.А.Ясюковой) | октябрь
апрель
| учитель
психолог
| ||
18
|
Диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД
| 1
| Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман)
| апрель
| психолог учитель | |
19
| 2
| Методика «Дорога к дому»
| сентябрь
| психолог учитель | ||
20
| 3
| Методика «Кто прав?»
| октябрь
| психолог учитель | ||
21
| 4
| Методика «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже) | октябрь
| психолог учитель | ||
Психопрофилактические мероприятия и психологическое просвещение | ||||||
1
| Оказание помощи первоклассникам в | Адаптационные часы сказкотерапии «Лесная | 1
| Коррекционные сказки из пособия «Лесная школа» (М.А. Панфилова) | I – II триместры | психолог учитель |
| адаптации к школьной жизни | школа»
|
|
|
|
|
2
|
Поддержка одаренных учащихся
| Совместная с учащимися проектно- исследовательская деятельность | 1 2 3 4 |
Методика «Я – исследователь» (В.И Савенков)
| В течение учебного года
| учителя начальных классов
|
3
| Психолого- педагогическая поддержка учащихся в ситуации школьного обучения |
Занятия в рамках курса «Умники и умницы»
| 1 2 3 4 |
Пособие «Юным умникам и умницам» (О.А.Холодова)
|
В течение учебного года
|
учителя начальных классов
|
4
| Общее ознакомление учителей 1-х классов с результатами психодиагностики первоклассников
| Групповое консультирование педагогов по результатам психодиагностики первоклассников |
1
|
Рекомендации Л.А Ясюковой по подготовке аналитического материала результатов психодиагностики учащихся
|
- Ноябрь декабрь
| завуч по УВР начальной школы, психолог, учителя 1-х классов |
5
| Повышение психологической культуры родителей, предупреждение проблем школьной дезадаптации учащихся | Групповое консультирование родителей учащихся (родительские собрания)
|
1 2 3 4
| Рекомендации ЛОИРО по тематике и проведению родительских собраний Анкета «Отношение родителей к введению ФГОС НОО. Наличие условий для качественной
реализации новых стандартов»
|
В течение учебного года
|
психолог
|
6
| Повышение психологической культуры родителей, предупреждение проблем школьной дезадаптации учащихся | Тренинг для родителей учащихся начальных классов «Эффективное взаимодействие родителей и детей»
|
1 2 3 4
|
Программа «Эффективное взаимодействие родителей и детей» (составитель Н.В. Варламова)
|
В течение учебного года
|
психолог
|
| Повышение | Семинар «Детская
|
|
|
| завуч по |
7
| психологической культуры педагогов | агрессивность: причины, проблемы и пути профилактики». |
|
| 2016г.
| учебной работе психолог |
Индивидуальное консультирование | ||||||
1
| Организация учебной и воспитательной работы в соответствии с | Индивидуальные консультации учителей начальной школы | 1 2 3 |
Методика «Диагностика стилей педагогического общения»
| В течение учебного года |
психолог
|
| индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики |
| 4
|
|
|
|
2
|
Оптимизация семейных взаимоотношений
| Индивидуальные консультации родителей учащихся начальных классов |
| Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер) Проективные методики в зависимости от выявленной проблемы | В течение учебного года
|
психолог
|
3
| Предупреждение проблем школьной дезадаптации
| Индивидуальные консультации учащихся начальных классов | 1 2 3 4 |
Проективные методики в зависимости от выявленной проблемы
| В течение учебного года
|
психолог
|
Коррекционные мероприятия | ||||||
|
|
| 1 |
|
|
|
1
| Коррекция трудностей в обучении и поведении
| Групповые занятия с детьми «группы риска»
| 2 3 4 | тесты Д. Векслера, Р. Амтхауэра, Р.Кеттелла
| ноябрь - апрель
| психолог
|
2
|
Коррекция трудностей в обучении и поведении
| Индивидуальные занятия с детьми «группы риска»
| 1 2 3 4 | тесты Д. Векслера, Р. Амтхауэра, Р.Кеттелла
|
ноябрь - апрель
|
психолог
|
Организационно-методические мероприятия | ||||||
|
| Составление плана |
|
|
|
|
1
| Планирование деятельности
| психологического сопровождения учащихся начальных классов |
| «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» (А.Г.Асмолов)
|
сентябрь
|
психолог
|
2
| Планирование деятельности
| Подготовка диагностического инструментария |
| «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» (А.Г.Асмолов)
| в течение учебного года |
психолог
|
|
| Планирование и |
|
|
|
|
3
| Планирование деятельности
| разработка программ коррекционных занятий с учащимися |
|
| ноябрь
| психолог
|
4 | Повышение | Разработка |
| На основе рекомендаций И.В.Дубровиной, | в течение | психолог |
| психологической | рекомендаций для |
| А.М.Прихожан, А.Г.Шмелева | учебного |
|
| компетентности | родителей, учащихся и |
|
| года |
|
| участников образовательного процесса | педагогов
|
|
|
|
|
|
| Обработка результатов |
|
|
|
|
5
| Отслеживание динамики развития личностных, интеллектуальных особенностей учащихся
| диагностики, подготовка заключений по итогам психодиагностики учащихся |
|
| в течение учебного года
|
психолог
|
| Осмысление | Подготовка |
|
| в течение |
|
6 | результатов работы в | аналитических |
|
| учебного | психолог |
| течение года | справок, отчетов |
|
| года |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система и результативность психолого- педагогического сопровождения учащихся начальных классов в развитии познавательных процессов
Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созрет...
Справка о результатах психолого-педагогической диагностики обследования учащихся 3 класса "В" (классный руководитель: Миронова Инна Александровна)
Справка о результатах психолого-педагогической диагностики обследования учащихся 3 класса "В" (классный руководитель: Миронова Инна Александровна)...
Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС.
Проектная деятельность школьников является одной из современных образовательных технологий, направленных на развитие и формирование предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действ...
Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС
Основной тезис современного понимания метода проектов, заключается в осознании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни....
Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальной школы в рамках ФГОС НОО.
Одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возник...
"Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО"
Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. ...
Статья "Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в рамках реализации нового ФГОС НОО"
Статья отражает понятие "функциональная грамотность" в рамках нового ФГОС НОО, а таже способах и методах формирования этого понятия....