Профилактика деструктивного поведения 3-11 класс (тревожность, суицидальные намерения)
статья
Рекомендации родителям 3-6 классов по снижению тревожности. Памятки родителям 7-11 классов по профилактике суицидальных намерений у подростков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Повышенная тревожность – что это такое?»
Тема нашего собрания посвящена проблеме, наличие которой, может быть, вы даже не подозреваете у своего ребенка. Тревожность – это понятие несколько иного рода, чем всем знакомое слово – тревога. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, то тревожность психологи определяют как индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в повышенной склонности испытывать беспокойства, в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые к этому не предрасполагают. То есть состояние это устойчивое и проявляется в разные моменты, а например, не только при ответе у доски или общении с незнакомыми взрослыми.
Не следует путать тревожность с понятием «страх». Только если ребёнок боится высоты, темноты, одиночества, то есть чего-то конкретного, мы можем говорить о страхах. Тревожность же проявляется почти всегда и не связана с какой-либо определённой ситуацией.
До настоящего времени ещё не выбрано определённой точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство учёных считает, что в дошкольном и младшем возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Внутренний конфликт, вследствие которого и развивается тревожность, чаще всего бывает вызван:
- противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителям и школой;
- неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, когда родители хотят видеть ребёнка непременно отличником , и никак не могут смириться , что ребёнок получает не только «пятёрки»
- негативными требованиями , унижающими ребёнка и ставящими его в зависимое положение
Специалисты считают , что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики , а после 12 лет – девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.
Но главное, надо помнить, что тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Если родители не удовлетворены своей работой, материальным положением, жилищными условиями, семейными отношениями – тревожность детей во всех этих случаях неизменно возрастёт . Конечно тревожность иногда может быть иногда сопряжена с неврозом или даже психическим расстройством, но эти случаи не так часты и находятся и находятся в компетенции медицинских специалистов.
Как же узнать, тревожен ли ваш ребенок?
Замечали ли вы?
- постоянное беспокойство
- невозможность или значительная трудность на чем-либо сконцентрироваться
- мышечное напряжение(особенно в области лица, шеи)
- раздражительность
- нарушение сна
Именно эти пять признаков психологи считают основным критерием определения тревожности у детей.
Но есть и более подробные опросники.
Чтобы помочь ребенку специалисты рекомендуют проводить работу в трех направлениях:
- повышение самооценки
- обучение ребенка умению владеть собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях
- снятие мышечного напряжения
Упражнение «Похвала»
Конечно, повысить самооценку за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно хвалить ребенка даже за незначительные успехи. Причем делать это искренне!
Упражнение «Комплименты»
Играть можно всей семьей. Можно оформить «Цветик-семицветик» - в центре которого разместить фотографию ребенка, а на лепестках – результаты, которыми он гордится.
Упражнение «Камушек в ботинке»
Тревожные дети не сообщают открыто о своих проблемах, а иногда тщательно их скрывают. Привлечь ребенка к обсуждению того, что его волнует можно с помощью простого приема. «Помнишь, как однажды тебе попал камушек в ботинок? Как сильно он мешал? А когда мы его вытряхнули, оказалось что он такой маленький! Когда мы чем-то взволнованы, озабочены, у нас в душе происходит то же самое. Если мы сразу вытащим этот вредный маленький камушек, то неудобство тут же исчезнет. А если его оставишь – то возникнут проблемы и немалые. Поэтому всем людям – и взрослым и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Давай договоримся, если кто-то из нас скажет «У меня камушек в ботинке», мы сразу поймем друг друга и сможем об этом поговорить. Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, половину проблемы можно будет считать решенной.
Чтобы научить детей да и взрослых умению расслабляться предлагаю выполнить упражнение «Водопад».
Расслабьтесь, сядьте устойчиво на стул, ноги полной стопой на полу, спина касается спинки стула, руки расположите, как Вам удобно, закройте глаза. Под спокойную музыку ведется рассказ о путешествии к водопаду, как он освежает, успокаивает и расслабляет.
Памятка родителям.
• Даже если Вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказывать ему в любви и поддержке пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
• Не сравнивайте ребенка с окружающими.
• Чаще используйте телесный контакт.
• Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
• Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
• Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
• Не предъявляйте к ребенку повышенных требований.
• Будьте последовательны в воспитании ребенка.
• Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
• Используйте наказание лишь в крайних случаях.
• Не унижайте ребенка, наказывая его.
Предварительный просмотр:
Экспресс-анкета
Отметьте утверждения, с которыми вы согласны.
- Не может работать долго, не уставая
- Ему трудно сосредоточиться на чем-то
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство
- Во время выполнения заданий он слишком напряжен, скован
- Смущается чаще других
- Часто говорит о напряженных ситуациях
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
- Жалуется, что ему снятся страшные сны
- Руки у него обычно холодные и влажные
- У него нередко бывает расстройство стула
- Сильно потеет, когда волнуется
- Не обладает хорошим аппетитом
- Спит беспокойно, засыпает с трудом
- Пуглив, многое вызывает у него страх
- Обычно беспокоен, легко расстраивается
- Часто не может сдержать слезы
- Плохо переносит ожидание
- Не любит браться за новое дело
- Не уверен в себе, в своих силах
- Боится сталкиваться с трудностями
Интерпретация результатов: за каждый отмеченный пункт начислите 1 балл. Если сумма баллов составляет от 15 до 20 – у ребенка высокий уровень тревожности, от 7 до 14 баллов – средний, и если сумма не превышает 6 баллов – низкий.
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителю и родителям по профилактике школьной тревожности |
Оглавление
Введение..................................................................................................3
Что такое тревожность?.........................................................................3
Как выглядит тревожный ребенок........................................................4
Почему возникает тревожность............................................................6
Как выявить тревожных детей в классе...............................................7
Различия в проявлении тревожности и страхов
у мальчиков и девочек .........................................................................10
Рекомендации для педагогов по работе
с тревожными детьми...........................................................................16
Рекомендации учителям – предметникам по работе
с тревожными детьми...........................................................................17
Работа классного руководителя с родителями тревожного
Ребенка...................................................................................................18
Заключение............................................................................................22
Введение
Любому учителю в течение своей педагогической практики приходилось сталкиваться с таким феноменом как «школьная тревожность». Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
Такие дети теряются во время экзаменов, конкурсов, контрольных, отлично подготовленный ученик отвратительно отвечает (выступает). Достаточно вспомнить учеников, которые бледнеют и запинаются при ответе у доски, плачут и грызут ручки перед контрольной, постоянно переспрашивают учителя и трепетно ожидают его ответа. Вроде особых проблем они не доставляют – порой можно услышать и такое мнение: «Все бы дети были такими, не было бы с ними никаких хлопот!» Конечно, на первый взгляд, с тревожными детьми гораздо проще, чем, например, с гиперактивными, однако они только кажутся «удобными»: в школе таким детям зачастую бывает крайне сложно.
Практически каждый школьный учитель в своей практике встречается с тревожными детьми. Тревожные ученики крайне ранимы и уязвимы, их успеваемость напрямую зависит от педагогического такта преподавателя. Поэтому, заботясь о здоровье школьников, с целью создания психологически благоприятного климата на уроках, особое внимание желательно уделять профилактике и коррекции «школьной тревожности».
Что такое тревожность?
Говоря простым языком, тревожность – это склонность к излишнему волнению, к восприятию жизненных ситуаций как потенциально опасных или трудных, даже если особых поводов для этого нет. Тревога отличается от страха: у страха всегда есть объект (например, можно бояться темноты, крови, плохих оценок), а тревога беспредметна – это ощущение беспокойства, не связанное с конкретной опасностью.
Тревожность в той или иной степени свойственна всем людям. Более того, определенный уровень тревожности необходим для успешной деятельности. Однако излишне высокий уровень тревожности не мобилизует, а дезорганизует, все психические ресурсы уходят на тревогу, и результаты падают. То же самое происходит и в учении: высокая тревожность приводит к тому, что ребенок хуже справляется с заданиями, делает больше ошибок, работает медленнее.
Отметим, что сами дети, как правило, слово «тревога» не знают и описывают свое состояние словами: «Я боюсь», «Мне страшно». Если начать расспрашивать ребенка, чего же он боится, можно получить такие ответы: «Я не знаю», «Просто боюсь», «Вдруг что-то случится». Он не притворяется, просто не может найти более точные слова для обозначения волнения и беспокойства, свойственного тревожным детям.
Как выглядит тревожный ребенок
Повышенная школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность. Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).
Как распознать тревожного ребенка педагогу? Рассмотрим косвенные признаки, которые могут указывать на повышенную школьную тревожность.
Тревожность проявляется в привычных действиях: ребенок постоянно крутит что-то в руках, теребит одежду, волосы, потирает руки, крутит пальцы, сосет пальцы, ручку, волосы, грызет ручки и карандаши. Такие признаки могут иметь временный характер, если ребенок оказывается в новой ситуации или переживает стресс. Например, многие первоклассники грызут ручки в период адаптации к школе. В большинстве случаев через некоторые время эти признаки проходят. Если же они сохраняются долгое время, это может говорить о высокой тревожности ребенка.
Тревожность связана с мышечным напряжением, поэтому тревожный ребенок часто напряжен, скован, не может расслабиться или, напротив, повышенно суетлив, у него может быть сбивчивая, неровная речь, он может вздрагивать при неожиданных звуках или обращении. Иногда тревожность сопровождается тем, что ребенок легко краснеет, бледнеет или потеет в трудных для него ситуациях. Тревожность ярко проявляется в учебной деятельности: такой ребенок теряется, когда к нему обращаются внезапно, постоянно исправляет ответ, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы, часто извиняется, перепроверяет уже сделанное.
Тревожные дети напряженно следят за реакцией учителя, настойчиво ищут подтверждения правильности своих действий, переспрашивают: «Так?», – и не продолжают работу, не получив одобрения. Они задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли. При выполнении индивидуального задания они обычно просят учителя посмотреть, правильно ли они сделали.
Характерные черты тревожных детей:
- после нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу;
- ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового;
- ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности;
- если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких;
- ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения;
- быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность;
- если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения;
- склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.
Почему возникает тревожность
Прежде всего, большое влияние на формирование тревожности у ребенка оказывает эмоциональная обстановка в семье. Если сам родитель склонен к излишнему волнению по любому поводу, он тем самым способствует повышению тревожности у ребенка.
Большое значение при возникновении тревожности имеют ожидания и требования, которые родители предъявляют к ребенку. Тревожности могут способствовать излишне жесткая реакция родителей на неудачи ребенка: физические наказания, эмоциональный шантаж («Когда я узнала, что ты получил тройку, у меня заболело сердце»), излишне суровые последствия («За одну четверку – никакого телевизора на месяц!»). Подчеркнем, что для впечатлительных и ранимых детей неадекватно жесткими могут быть и просто комментарии типа: «Что ж ты у меня бестолковый такой!»
Хотя корни детской тревожности, как правило, уходят в семью, детский сад и школа также могут способствовать ее усилению. Тревожные дети очень болезненно переносят негативный эмоциональный опыт, связанный с неуспешностью: если педагоги ругали или высмеивали их за то, что у них не получилось, у них может надолго сохраниться страх перед общением с учителем или ответом у доски.
Часто можно встретить такую ситуацию: самого ребенка никто не ругал, но он стал свидетелем того, как учитель отреагировал на неудачу или плохое поведение другого ученика. Этого оказывается достаточно для того, чтобы ребенок начал испытывать тревогу.
Как выявить тревожных детей в классе
Учителю, работающему в школе, необходимо знать возрастные и индивидуальные закономерности формирования личности тревожного ребенка, объективные и субъективные проблемы, трудности, возникающие на каждом этапе его развития .
Для оценки тревожности приемлемы способы наблюдения и применение специальных психодиагностических методик. Школьников обычно проверяют на уровень тревожности при помощи популярного теста (опросника) Филлипса. Он относится к стандартизированным психодиагностическим методикам, достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований. Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности — эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. Различают 8 показателей (факторов) школьной тревожности:
1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Высокий уровень тревожности – может порождаться реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.
Помощь: повышение самооценки (взрослыми) и развитием способности справляться с повышенной тревогой с помощью определенных упражнений. Особое внимание со стороны взрослого (учителя или родителя) следует уделять поддержке, похвале, отмечать успехи, и поддерживать при неудаче. Избегать оценочного суждения, сравнения с результатами более успешных учеников, если сравнивать, то его собственные результаты. Избегать критики в присутствии других. Помогать анализировать не только неудачи, но и успехи, чтобы те, в свою очередь, не воспринимались такими детьми как случайные, как результат каких-то внешних воздействий (например, как хорошее настроение учителя, или мне сегодня просто повезло).
Низкий уровень тревожности – «скрытая тревожность» - защитное поведение часто говорят, что они не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Выбирает для выполнения чаще простые задачи, чтобы всячески избежать волнующих ситуаций (т.к. уверен, что успешно справиться с проблемой).
Помощь: в работе с такими школьниками необходимо обращать внимание на развитие умения анализировать свои переживания и находить их причины (самоанализ). С помощью разбиения на простые задачи достигать более сложных и обращать внимание на это, чтобы не было избегания.
Может сложиться впечатление, что тревожные дети нуждаются своего рода в тепличных условиях, создать которые в школе довольно тяжело. Это не совсем так: с одной стороны, тревожному ребенку действительно важен эмоциональный комфорт, с другой – необходимо учить его справляться со своим состоянием.
Тревожные дети очень чувствительны к эмоциональной обстановке в классе. Наблюдая за тем, как педагог спокойно реагирует на ошибки других учеников, поддерживая их, тревожный ребенок понимает, что в этом классе ошибиться не страшно.
Конечно, в ряде случаев к тревожному ребенку нужен особый подход. Иногда, возможно, стоит предупреждать ребенка заранее о том, что вы собираетесь его спросить. Во время контрольной работы или диктанта очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Можно ободряюще улыбнуться такому ребенку, немного постоять с ним рядом, посмотреть на него, кивнуть или слегка коснуться рукой. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» – лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, ты можешь сам проверить свою работу».
Ни в коем случае не следует ругать ребенка за проявления тревожности, подшучивать над ним или вообще как-то комментировать. Лучше в тактичной форме обращать внимание на то, что у него получается справиться со своим состоянием. Например, после диктанта учитель может сказать: «Я заметила, что ты сегодня очень спокойно писала диктант, мне было очень приятно это видеть».
Различия в проявлении тревожности и страхов у мальчиков и девочек
Тревожность мальчиков и девочек различается по содержанию и сферам проявления. Девочек больше волнует взаимоотношения с другими людьми (ссора, разлука и др.) и тревожность у них проявляется в ситуациях, моделирующих отношения в системе «ребенок - ребенок». Мальчиков же волнует насилие во всех его аспектах и тревожность проявляется в ситуациях, моделирующих отношения в системе «ребенок – взрослый» и повседневные действия. Это важно учитывать при воспитании и коррекции ребенка, так как то, что действует на девочку, совершенно не произведет впечатления на мальчика. Например, стремясь уберечь ребенка от плохого, необходимо работать на подъем тревоги. И, наоборот, перед важным событием – экзаменом, контрольной, выступлением, соревнованиями необходимо работать на снижение тревоги. Для девочки: « Мое отношение к тебе не изменится, даже если ты не получишь «отлично»…» Для мальчиков (напр. в случае с контрольной): «Оценка будет учитываться в четверти».
Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения.
Поскольку личность имеет половую принадлежность, учебно-воспитательный процесс необходимо рассматривать так же в контексте гендерного подхода. Основная идея – учёт особенностей мальчиков и девочек в учебном процессе. Рассмотрим несколько параметров:
Параметр | Особенности | |
юноши | девушки | |
Внимание | - высокая скорость концентрации внимания, особенно в критической ситуации; - при работе обращают внимание на точность ее исполнения. | - теряется концентрация внимания в критических ситуациях; - при выполнении заданий внимание ориентировано на быстроту выполнения. |
Мышление | - образное мышление имеет более высокий уровень развития; - концентрация только на одной задаче в отдельный промежуток времени, так как правое и левое полушарие мозга соединены малым количеством нервных окончаний (могут либо слушать, либо писать) | - образное мышление развито слабее. Мозг запрограммирован на одновременное управление сразу несколькими делами, не связанными между собой (могут слушать речь и выполнять письменное задание) |
Параметр | Особенности | |
юноши | девушки | |
Память | - небольшой объем кратковременной памяти: преимущества при запоминании цифр; - лучше запоминают описания технических процессов. | - долговременная память; - преимущества при запоминании слов; - лучше запоминают имена людей, описание предметов туалета. |
Моторика | Развита лучше крупная моторика. | Развита лучше мелкая моторика. |
Восприятие цвета | - хуже различают цвета; предпочтение синему, коричневому, оранжевому. | - лучше различают цвета; предпочтения сиреневому, бежевому, салатовому, желтому. |
Словарный запас | Меньший словарный запас. | Большой словарный запас, высокая беглость и ясность речи. |
Устная речь | Превосходство юношей по артикуляции, словарю устных распоряжений, скорости и пониманию прочитанного. | Превосходство по уровню развития, декорированию речи, богатство и правильность ассоциаций, смысловое понимание речи, имитирование необычных слов. |
Письменная речь | - письменная речь изобилует числительными, предлогами, вопросительными знаками и местоимениями, особенно местоимением «я»; - пишут главным образом о спорте, телевидении, деньгах. | - в письменной речи обращают внимание на изобразительные средства (подчеркивание, выделение текста другим цветом), предпочитают тексты, связанные с душевными переживаниями. |
Параметр | Особенности | |
юноши | девушки | |
Почерк | - почерк более неравномерный, размашистый, индивидуально-оригинальный, иногда с элементами недописанных букв, менее похожий на принятые стандарты. | - почерк обычно более «правильный», красивый, стандартный, симметричный, элементы букв ближе к тем, что даются школьными прописями. |
Подход к изучению материала | Качественный | Количественный |
Восприятие информации | - доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали, хорошо воспринимают информацию, расположенную на классной доске столбцами; - труднее воспринимают и запоминают словесную информацию. | - визуальное восприятие информации происходит по горизонтали, что позволяет им легко воспринимать длинные строчки текста во всю ширину классной доски; - труднее воспринимают и запоминают числовую и музыкальную информацию. |
Интересы к деятельности | Предпочитают деятельность исследовательского характера. | Нравится выполнять то, что хорошо знакомо, т.е. стереотипную деятельность |
Предпочтение в формах работы | Хорошо работают в парах, в одиночку. | Хорошо работают в коллективе. |
Самооценка | - более объективна, так как юноши анализируют реальные события и явления; - зависит от успеха в делах. | Более субъективна, так как упор делается девушками в основном на испытанные чувства, переживания, мечты и конфликты. |
Параметр | Особенности | |
юноши | девушки | |
Стиль общения | Авторитарный | Демократичный |
Доминирующий тип мотивации | Ориентация на успех | Ориентация на избегание неудачи |
Отношение к оценке и похвале | - мальчик убежден в том, что любовь окружающих надо заслужить; - эмоции, высказываемые учительницей, для него не имеют притягательной силы, для него важно материальное поощрение успеха, т.к. это есть доказательство его силы, авторитета, власти. Эмоции учителя через краткий промежуток времени уже не будут восприниматься им. Можно сказать, что он ожидает смысла, текста в оценке его успехов. Фраза «Тобой недовольна» для мальчика не несет никакой смысловой нагрузки, ему важно знать, чем именно. | - среднестатистическая девочка ждет безусловной симпатии со стороны окружающих, эмоциональной поддержки и внимания; - она ориентирована на межличностные отношения, в оценке учителя слышит не столько текст, сколько то, как она выглядит со стороны, как к ней теперь будут относиться; - для девочки важно эмоциональное поощрение успеха, его подтверждение через слова, прикосновения, жесты, взгляд; - для девочки важно быть хорошей в глазах учителя и подруг. |
Опираясь на все вышесказанное, можно сформулировать некоторые принципы работы учителя с мальчиками и девочками.
Для мальчиков:
- высокий темп подачи материала; широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации;
- большое количество нестандартных, логических заданий;
- использование групповых форм работы с элементами соревнования, обязательной сменой лидера;
- дозированная эмоциональность подачи материала;
- игры проводить со строгими правилами; для удержания внимания требуется продумать большое число разнообразных стимулов. Как только становится скучно, они не только перестают воспринимать учебный материал, но начинают нарушать порядок в классе;
- при ответе с места требуется дополнительное время для выражения мыслей;
- подбор творческих заданий;
- при похвале сделать акцент на то, что оценивается в их деятельности.
Для девочек:
- неспешный, размеренный темп урока, подача нового материала;
- достаточное количество повторений для лучшего усвоения;
- большое количество типовых заданий;
- использование на уроке групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь;
- использование большого количества наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память;
- предпочтительны игры-импровизации;
- эмоционально-окрашенная оценка любой выполненной
работы с обозначением перспектив;
- чаще хвалить, похвала для девочек – движущая сила.
Таким образом, учитывая особенности мальчиков и девочек в учебном процессе, мы помогаем им стать счастливыми людьми, наиболее полно реализующими свои способности и особенности, получающими удовлетворение от своей жизни, уверенных в себе и своем будущем.
Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми
- Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
- Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
- Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”). Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.
- Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”.
- Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
- Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.
- Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его одноклассников.
- По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Хвалите ребенка даже за незначительный успех.
Рекомендации учителям-предметникам при работе с тревожными детьми
1. Не выделяйте таких детей при обсуждении неудач класса.
2. При объяснении домашнего задания или перед контрольной работой старайтесь говорить спокойным голосом, не запугивайте их предстоящей работой.
3. Также напоминайте таким детям, что этот материал они проходили и хорошо в нем ориентируются.
4. Побуждайте таких учеников к концентрации внимания. «Сосредоточьтесь», «Мы это проходили, главное просто быть внимательным».
5. Когда ребенок уже выполнил задание и приступил к его проверке, перед тем, как сдать, тревожный ученик зачастую может переправить правильный ответ на неверный. Предложите им просто записать это предложение (слово, пример) на черновике, не задумываясь и полагаясь на интуицию. Таким образом, срабатывает механическая память и сомнения могут рассеяться..
6. Не используйте таких словосочетаний как «не бойся», «не волнуйся». Замените их словами «Подумай хорошо», «будь смелее», «сохраняй спокойствие». При этом следует применять доброжелательный тон.
7. Если ребенок уже получил низкий балл, ему нужно в индивидуальном порядке спокойно сказать «Если ты будешь стараться, то сможешь исправить и достичь хорошего результата». 8. При выставлении отметок, уточняйте, что это оценка их знаний, а не личности в целом «Сегодня твой ответ на 7».
9. Не стоит критиковать за плохие отметки. Их лучше приободрить «В этот раз ты был невнимателен, в следующий раз, если будешь стараться, все получиться».
10. Если вы заметили, что ребенок боится именно Вас, как учителя: отвечает хуже, чем при самостоятельной работе – то при обращении к нему спокойно улыбнитесь.
11. Не сравнивайте такого ученика с другими детьми. Он не сможет стать Катей или Васей. Лучше сравнить Петю сегодняшнего и вчерашнего»
12. Создание ситуации успеха, частое позитивное одобрение, похвала. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
13. Обучение самоконтролю за своим поведением, состоянием, умению трезво относиться к возникающим проблемам, находить занятие по душе.
14. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
15. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
16. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.
17. Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
Работа классного руководителя с родителями тревожного ребенка
В работе с родителями тревожного ребенка классному руководителю необходимо проводить разъяснительные беседы, рекомендовать для чтения специальную литературу и привлекать их к взаимодействию с педагогом или психологом.
Учитель может поговорить с родителями о том, как они хвалят ребенка, как обсуждают с ним школу и его успехи. Для преодоления тревожности ребенку важно поверить в свои силы, поэтому необходимо обсудить с родителями, какую позитивную реакцию и как часто ребенок от них получает.
Как правило, формирование детской тревожности является свидетельством неправильного воспитания ребенка. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью родителей собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке.
Либо, добившись высокого положения в обществе, или материального благополучия, родители не желают видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать сверх меры.
Нередки случаи. Когда родители сами являются высокотревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.
Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх, не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.
Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют у него тем самым ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способствует нормальному развитию ребенка.
Большинство родителей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Так, иногда "неподготовленные" родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха. Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Таким родителям можно посоветовать хотя бы в течение дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели бы сделать ребенку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улучшению, а даже ухудшению взаимоотношений с сыном или дочерью. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обдумывать то, что они говорят ребенку.
Родителям так же следует быть последовательными в своих действиях, поощрениях и наказаниях. Не менее важно выработать единодушный подход к ребенку педагогов и родителей.
Для снятия мышечного напряжения родителям тревожного ребенка рекомендуется чаще использовать тактильный контакт с ребенком: поглаживать его, обнимать...
Родители также должны знать, что тревогу ребенка могут вызвать любые резкие перемены в его жизни: переезды, смена педагогов, даже перестановка мебели.
Классный руководитель может рекомендовать родителям придерживаться следующих нехитрых правил в воспитании:
- Создавайте для ребёнка ситуации, в которых он мог бы проявить свои таланты. Устраивайте дома праздники для детей и приглашайте на них одноклассников, а также организуйте совместные с друзьями ребенка выезды на природу, ходите в походы. Здесь, в комфортной для себя обстановке, когда рядом мама и папа, застенчивый ребенок будет чувствовать себя более уверенно и это даст ему возможность изменить мнение приятелей о нем.
- Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому.
- Не заставляйте ребёнка быть смелым. Поверьте, указания и нотации вряд ли принесут должного результата.
- Не кричите на ребёнка в присутствии других людей, как взрослых, так и детей, это как минимум понизит его самооценку.
- При обращении к тревожному ребёнку, старайтесь установить с ним визуальный контакт, это вселит ему доверия.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, подмечайте все его малейшие достижения и хвалите за успехи. Главная задача - верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы и малыш поверил в себя, "заразившись" вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь всем известно: добиться чего-то в жизни можно только веря в себя и свои силы.
- Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»).
- Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
- Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребёнку с трудом даётся какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
- Если по каким-либо объективным причинам ребёнку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемлённым.
Нередко родители предъявляют ребёнку требования, соответствовать которым он не в силах. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребёнок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребёнок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Родители тревожного ребёнка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).
Родителям необходимо помнить, что благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности.
Заключение
Итак, школьная тревожность – явление разрушительное и пагубное не только для нервной системы ребенка, для его успехов в обучении – но и для его организма, для его личности в целом. Избавление от тревожности – это забота о психологическом, соматическом и нравственном здоровье наших детей. Если дети – наше Будущее, хотелось бы, чтоб оно было счастливым и полным гармонии. Может быть, данные рекомендации немного помогут нам, взрослым, проявить свою любовь в заботе и бережной помощи ребенку учиться и жить творчески и смело, радостно и без страха.
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Знания, полученные родителями, о его признаках могут спасти жизнь ребенка, разрушить мифы и заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды.
Основными признаками возможной суицидальной опасности являются:
–угрозы самоубийства, предшествующие попытки самоубийства;
–значительные изменения поведения или личности ребенка/подростка; – приготовления к последнему волеизъявлению;
– проявления беспомощности и безнадежности, одиночество и изолированность.
Памятка для родителей по оценке суицидального риска и предотвращению суицида
Уважаемые Родители!
Задумайтесь, часто ли вы улыбаетесь своему ребёнку, говорите с ним о его делах, искренне интересуетесь делами в школе, взаимоотношениями с друзьями, одноклассниками…
Ваше внимательное отношение к ребёнку может помочь предотвратить беду!
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- Повод для суицида может быть с точки зрения взрослых пустяковый. - У детей недостаточно опыта переживания страдания, им кажется, что их ситуация исключительная, а душевная боль никогда не кончится.
-Дети не осознают факта необратимости смерти, им кажется, что они смогут воспользоваться плодами своего поступка.
- Многие подростки считают суицид проявлением силы характера.
- Чаще всего дети совершают суицидальные попытки, чтобы изменить мир вокруг себя.
-Ребёнку трудно просчитать ситуацию, поэтому часто демонстративные суициды заканчиваются смертью.
СУИЦИД ВОЗМОЖНО ПРЕДОТВРАТИТЬ.
Важно вовремя увидеть знаки эмоционального неблагополучия:
- Высказывания о нежелании жить: «скоро все закончится..», «у вас больше не будет проблем со мной…», « все надоело, я никому не нужен…» и т.д.
- Частые смены настроения.
- Изменения в привычном режиме питания, сна. - Рассеянность, невозможность сосредоточиться - Стремление к уединению.
- Потеря интереса к любимым занятиям.
- Раздача значимых (ценных) для ребёнка вещей.
- Пессимистические высказывания: «у меня ничего не получится…», «я не смогу…» и т.д.
- Резкое снижение успеваемости, пропуски уроков. - Употребление психоактивных веществ.
- Чрезмерный интерес к теме смерти.
ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПРИЗНАКИ ОПАСНОСТИ НУЖНО:
- Попытаться выяснить причины кризисного состояния ребёнка - Окружить ребёнка вниманием и заботой
- Обратиться за помощью к психологу
- В случае длительно сохраняющихся признаков, таких как отсутствие интереса к деятельности, плохое настроение, изменение сна, аппетита, необходимо обратиться за помощью к психиатру, психотерапевту.
Памятка для родителей по профилактике суицида
Суицид – намеренное, умышленное лишение себя жизни. Суицид может иметь место, если проблема, конфликт остаётся актуальной и нерешенной в течение длительного времени, и при этом ребёнок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.
Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.
Ребёнок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа: «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.
Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с «врагами», «обидчиками», раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Также следует обратить особое внимание на:
- утрату интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
- появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
- резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слёзы;
- плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
- склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
- потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
- стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
- самообвинения или наоборот- признание в зависимости от других;
- шутки и иронические высказывания, либо философские размышления на тему смерти.
Что могут рассказать педагоги-психологи, социальные педагоги родителям, чтобы суицидальные риск «свести на нет»?
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, одноклассников и т.п….» СПРОСИТЕ: «Что происходит У НАС, из-за чего ты себя так чувствуешь?…» НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным…» СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!…» СКАЖИТЕ: «Ты очень много значишь для нас и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!…» СКАЖИТЕ: «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок…» СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?…» СКАЖИТЕ: «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится — значит ты недостаточно постарался!» [5]
ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
- Экстренная психологическая помощь в России для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122
- Телефон доверия города Магнитогорска
41-55-41
- Почта Доверия сайт https://почта-доверия.рф/
Адреса муниципальных городских центров психологической помощи
Детско-подростковый психоневрологический диспансер (ул.Грязнова д.30)
часы работы: пн-пт 8.00-17.30
тел.8(3519) 40-45-74
Центр психотерапевтической помощи и первичной психопрофилактики детей и подростков "Лучик"
ул.Грязнова д.30 (вход со стороны двора)
тел. 8(3519) 40-42-00 часы работы: пн-чт 8.00-16.30 пт 8.00-15.30
На базе ЦППиППДП "Лучик" работает "Школа для родителей детей, страдающих нервно-психическими, пограничными и поведенческими расстройствами". Занятия проводятся каждую пятницу по предварительной записи по телефону 8(3519) 40-42-00
Телефон Доверия ГБУЗ «ОПНБ№5»
8(3519) 27-20-55
Часы работы: 17.00 - 7.00, пн-пт
Муниципальное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Магнитогорска, ул. Суворова 110
тел.8(3519) 20-31-28; 20-36-20
часы работы: пн - пт 8.30-17.00
На базе центра работают квалифицированные специалисты. Прием ведется по предварительной записи по телефону тел.8(3519) 20-31-28; 20-36-20
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ И РЕСУРСЫ
⮚Телефон доверия для детей, подростков и родителей http://telefon-doveria.ru/
⮚Дети России ОНЛАЙН http://detionline.com/
⮚Я — родитель http://www.ya-roditel.ru/
⮚Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации http://fond-detyam.ru/
⮚Информационный портал о всех видах зависимостей, связанных с компьютерными и мобильными устройствами. URL: http://netaddiction.ru
⮚Всероссийский семинар «Профилактика суицидального поведения детей и подростков, связанного с влиянием сети Интернет». URL: http://www.fcprc.ru/training/webinars/12-17/program
⮚Типовые сценарии педагогического совета и родительского собрания: «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков», Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей» URL: http://fcprc.ru/news/profilaktika-internet-riskov-i-ugroz-zhizni-detej-i-podrostkov
⮚Информационно-аналитический журнал «Дети в информационном обществе» (в рамках Года безопасного Интернета в России) http://www.fid.su/projects/journal
⮚Специализированные страницы сайта ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»: «ПОДДЕРЖКА ДЕТСТВА», «ТВОЕ ПРАВО», «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ», «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ»: http://www.fcprc.ru
⮚Научно-методический журнал «Образование личности»: http://www.ol-journal.ru
⮚Учебно-методический журнал «Профилактика зависимостей»: http://профилактика-зависимостей.рф
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Помощь детям и подросткам с суицидальными тенденциями или отчаявшимся
- Вы должны оставаться самим собой. Остальное воспринимается как обман, пусть и непреднамеренный, звучит фальшиво и не является искренним для вас или вашего ребенка
- В вашу задачу входит вступить с сыном или дочерью в доверительные отношения, чтобы он смог рассказать вам правду о том, что у него на уме. Нужно, чтобы он чувствовал себя на равных с вами, как с другом.
- Что именно вы говорите (или не говорите) – не столь важно. Важно, КАК вы это говорите. Если вы не можете найти нужных слов, но переживаете искреннюю заботу, ваш голос, интонация передаст ее.
- Имейте дело с человеком, а не «Проблемой». Говорите как равный; а не как старший. Если вы попытаетесь действовать как учитель или эксперт, или прямолинейно разрешать проблемы (что обычно и делают родители), это может оттолкнуть вашего ребенка.
- Сосредоточьте свое внимание. Вслушивайтесь в чувства, а не только в факты, и в то, о чем умалчивается, наряду с тем, о чем говорится. Позвольте человеку, не перебивая, излить душу.
- Не думайте, что вам следует что-то говорить каждый раз, когда возникает пауза. Молчание дает каждому из вас время подумать.
- Проявите искренне участие и интерес, не применяйте допроса с пристрастием. Простые, прямые вопросы («Что случилось?», «Что произошло?») для собеседника будут менее угрожающими, чем сложные, «расследующие» вопросы.
- Направляйте разговор в сторону душевной боли, а не от нее. Ваш сын или дочь хотят рассказать вам о личных и болезненных вещах, которые трудно услышать большинству людей.
- Постарайтесь увидеть и почувствовать ситуацию глазами вашего ребенка. Будьте на его стороне, не принимайте сторону людей, которым он может причинять боль или которые причиняют боль ему.
- Дайте возможность сыну или дочери найти свои собственные ответы, даже если вы считаете, что знаете очевидное решение или выход.
- Во многих случаях решения просто не существует, и ваша роль заключается в том, чтобы оказать дружескую поддержку, выслушать, быть со своим ребенком, который страдает. Предоставление времени, внимания и заботы может показаться недостаточным. Люди в состоянии горя, находящиеся в ситуации, кажущейся безвыходной, могут заставить вас чувствовать себя беспомощными и глупыми. К счастью, вы не должны обязательно выработать какое-то определенное решение, немедленно изменить жизнь или даже спасать ее. Ваш сын или дочь спасутся сами и изменят свою жизнь. Доверяйте им.
- И последнее. Когда вы не знаете, что сказать, не говорите ничего. Но будьте рядом!
Памятка для родителей по профилактике суицида среди подростков
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комментарий
Если Вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что Вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, – ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за Вашего невмешательства.
Установите заботливые взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Вместо того чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами.
Будьте внимательным слушателем. Подростки особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. У вас может появиться растерянность, обида или гнев, если человек не ответит немедленно на ваши мысли и потребности. Понимание, что у того, о ком вы заботитесь, существует суицидальная настроенность, обычно вызывает у подростка боязнь отвержения, нежеланности, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю твою откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от тебя требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого молодого
человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения. Нужно развивать в себе искусство «слушать третьим ухом». Под этим подразумевается проникновение в то, что «высказывается» невербально: поведением, аппетитом, настроением и мимикой, движениями, нарушениями сна, готовностью к импульсивным поступкам в острой кризисной ситуации. Несмотря на то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы, тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.
Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники подростка часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того молодого человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту. Можно часто встретить и другое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?». Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.
Задавайте вопросы. Если Вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который Вам бы хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса. Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства. Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою жизнь столь безнадежной?», «Kaк ты думаешь, почему у тебя появились эти чувства?», «Есть ли у тебя конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой?», «Если ты раньше размышлял о самоубийстве, что тебя останавливало?».
Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, ты говоришь...» и т.п. Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося ребенка, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.
Не предлагайте неоправданных утешений. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация. После того, что вы услышали от кого-то о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, ты так на самом деле не думаешь!». Для этих умозаключений зачастую нет никаких оснований за исключением Вашей личной тревоги. Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то депрессивный подросток может посчитать суждение типа: «Ты на самом деле так не думаешь», - как проявление отвержения и недоверия. Если вести с ребенком беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе. Суицидальные подростки с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», - и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.
Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить молодому человеку, склонному к суициду: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время?», «Когда ты почувствовал себя хуже?», «Что произошло в твоей жизни с тех пор, как возникли эти перемены?», «К кому из окружающих они имели отношение?». Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет. Отчаявшегося подростка необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если ребенок все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, ты очень расстроен?» или «По моему мнению, ты сейчас заплачешь …». Имеет смысл также сказать: «Ты все-таки взволнован. Может, если ты поделишься своими проблемами со мной, я постараюсь понять тебя?».
Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.
Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с проблемным ребенком как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность. Для того, чтобы показать ребенку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт – попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные 26 действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.
Обратитесь за помощью к специалистам. Лица, склонные к суициду, имеют суженное поле зрения, своеобразное «туннельное сознание». Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Для испытывающих суицидальные тенденции возможным помощником может оказаться священник. Многие священнослужители являются превосходными консультантами – понимающими, чуткими и достойными доверия. Но есть среди них и такие, которые не подготовлены к кризисному вмешательству. Морализированием и поучающими банальностями они могут подтолкнуть прихожанина к большей изоляции и самообвинениям. Необходимо предложить подростку обратиться за помощью к священнослужителю, но ни в коем случае не настаивать, если подросток откажется. Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. В противоположность общепринятому мнению психиатрическая помощь не является роскошью богатых. В настоящее время существуют как частные, так и государственные учреждения, которые предоставляют различные виды помощи. Благодаря своим знаниям, умениям и психотерапевтическому влиянию эти специалисты обладают уникальными способностями понимать сокровенные чувства, потребности и ожидания человека. Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свое страдание и тревоги. Если депрессивный подросток не склонен к сотрудничеству и не ищет помощи специалистов, то еще одним методом лечения является семейная терапия. В этом случае об отчаявшемся не говорят «пациент». Все члены семьи получают поддержку, высказывают свои намерения и огорчения, конструктивно вырабатывая более комфортный стиль совместной жизни. Наряду с конструктивным снятием эмоционального дискомфорта при семейной терапии могут быть произведены персональные изменения в окружении.
Сохраняйте заботу и поддержку по миновании «острого кризиса».
Если критическая ситуация и миновала, то члены семьи не могут позволить себе расслабиться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности ребенка. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные подростки бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И, действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже, чем через три месяца после начала психологического кризиса. Иногда в суматохе жизни окружающие забывают о подростках, совершивших суицидальные попытки. По иронии судьбы к ним многие относятся, как к неумехам и неудачникам. Часто они сталкиваются с двойным презрением: с одной стороны, они «ненормальные», так как хотят умереть, а с другой – они столь «некомпетентны», что и этого не могут сделать качественно. Они испытывают большие трудности в поисках принятия и сочувствия семьи и общества. Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко разрешаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади. Поэтому никогда не следует обещать полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное молчание. Как правило, подавая сигналы возможного самоубийства, отчаявшийся подросток просит о помощи [4].
Если у вас возникают опасения относительно состояния Вашего ребенка или если в семье уже имела место суицидальная попытка, следует предпринять меры по предупреждению суицидального кризиса. Эти действия включают две основных стратегии – постоянную работу по улучшению взаимоотношений в семье повышению самооценки, самоуважения у ребенка, а также меры по улучшению коммуникации (общения) в семье при выявлении признаков суицидальной угрозы.
Повышение самооценки
Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие подходы:
• Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще вашему ребенку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
• Не следует оказывать постоянное давление на подростка или молодого человека или предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.)
• Родителям недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует их действительно любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что «тебя любят».
• Детей важно принимать такими, какие они есть. Более того, их нужно любить такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они дети своих родителей.
• Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать. Самостоятельность и собственные умения – эти строительный материал для повышения самооценки.
• Самооценка во многом зависит от физического развития, навыков общения среди сверстников. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей. В конце концов, рано или поздно подросток или молодой человек должен стать независимым от своей семьи и окружающих сверстников, наладить отношения с противоположным полом, подготовить себя к самостоятельной жизни, выработать собственную осмысленную жизненную позицию. В этих начинаниях ему необходима тактичная и умная поддержка.
Педагог-психолог МОУ «СШИ № 2» г. Магнитогорска для родителей 7-11 классов. для общешкольного собрания 18.12.24 г.
// материал взят из Методических рекомендаций для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций. М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. — 38 с. Авторы: Калинина Н.В., Игумнов С.А., Ефимова О.И., Коренский Н.В. «Работа с родителями обучающихся образовательных организаций по проведению профилактической деятельности с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению». https://multiurok.ru/files/rabota-s-roditeliami-obuchaiushchikhsia-obrazova-2.html (полный текст здесь).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Причины противоречивыми требованиями , предъявляемыми родителями , либо родителям и школой; неадекватными требованиями, негативными требованиями, унижающими ребёнка и ставящими его в зависимое положение
Диагностика постоянное беспокойство невозможность или значительная трудность на чем-либо сконцентрироваться мышечное напряжение (особенно в области лица, шеи) раздражительность нарушение сна
Помощь повышение самооценки обучение ребенка умению владеть собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях снятие мышечного напряжения
Экспресс-анкета Не может работать долго, не уставая Ему трудно сосредоточиться на чем-то Любое задание вызывает излишнее беспокойство Во время выполнения заданий он слишком напряжен, скован Смущается чаще других Часто говорит о напряженных ситуациях Как правило, краснеет в незнакомой обстановке Жалуется, что ему снятся страшные сны Руки у него обычно холодные и влажные У него нередко бывает расстройство стула Сильно потеет, когда волнуется Не обладает хорошим аппетитом Спит беспокойно, засыпает с трудом Пуглив, многое вызывает у него страх Обычно беспокоен, легко расстраивается Часто не может сдержать слезы Плохо переносит ожидание Не любит браться за новое дело Не уверен в себе, в своих силах Боится сталкиваться с трудностями Интерпретация результатов: за каждый отмеченный пункт начислите 1 балл. Если сумма баллов составляет от 15 до 20 – у ребенка высокий уровень тревожности, от 7 до 14 баллов – средний, и если сумма не превышает 6 баллов – низкий.
Упражнения «Похвала» «Комплименты» «Камушек в ботинке» «Водопад»
Памятка для родителей Даже если Вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказывать ему в любви и поддержке пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
Памятка для родителей Не сравнивайте ребенка с окружающими. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
Памятка для родителей Чаще обращайтесь к ребенку по имени. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований.
Памятка для родителей Будьте последовательны в воспитании ребенка. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его.
Спасибо за внимание. Успехов!
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по снижению школьной тревожности (3-6 класс)
Рекомендации родителям: 1. Наладьте взаимоотношение со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно: - слушайте своего ребенка, проводите вместе с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: игры (подвижные, настольные, компьютерные); совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музей, совместные покупки; совместные прогулки; совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи; - делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях; - если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно. 2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены: - скажите себе «Стоп!» и посчитайте до 10; - не прикасайтесь к ребенку; - лучше уйдите в другую комнату; - отложите совместные дела с ребенком (если это возможно); - в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее; - дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью. 3. Если Вы расстроены, то дети должны знать о Вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях, используя «Я-сообщения» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях: - «Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»; - «Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате»; - «Извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе». 4. В те минуты, когда Вы расстроены или разгневаны: - сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы Вас успокоить; - примите теплую ванну, душ; - выпейте чаю; - послушайте любимую музыку; - просто расслабьтесь, лежа на диване; - используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка; - напрягайте и расслабляйте кисти рук. |
Предварительный просмотр:
Рекомендации классным руководителям:
1. Взять группу высокотревожных детей под особый контроль, избегая в общении, по возможности, критических замечаний и негативного оценивания их личности, которые имеют психотравмирующее действие на них. Осуществлять индивидуальный подход в обучении и межличностном взаимодействии.
2. Организовать на внеклассных мероприятиях работу, направленную на снятие эмоционального напряжения, сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков.
3. Во избежание переутомления создать щадящие условия: использовать на уроке элементы двигательной и эмоциональной разгрузки, дозировать учебную нагрузку и объем домашнего задания, производить частую смену деятельности.
4. Помнить, что в приспособлении детей с высоким уровнем тревожности большую роль играют эмоции. Такие дети могут хорошо учиться в условиях спокойной и доброжелательной атмосферы и, напротив, эти дети наименее успешны в ситуациях повышенного напряжения: в условиях ограниченного времени выполнения задания, при выполнении контрольных работ, при опросе, требующем немедленной ответной реакции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика деструктивного поведения
Буклет "Я выбираю жизнь". Творческая работа учеников под руководством классного руководителя. Пропаганда ЗОЖ...
«Выявление и профилактика деструктивного поведения учащихся общеобразовательных организаций»
Деструктивное поведение в психологии рассматривается как дезадаптивно направленный процесс взаимодействия личности со средой, характеризующийся отклоняющимися от конвенциональных (общепринятых) норм с...
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Коррекция деструктивного поведения детей с ТМНР...
Реализация модульного тренинга: "Профилактика деструктивного поведения"
16 апреля 2024 года, в рамках Межведомственного взаимодействия с муниципальными образовательными учреждениями, реализован тренинг для учащихся 4 класса «Профилактика деструктивного поведения&raq...
Презентация "Профилактика деструктивного поведения"
В презентации рассматриваются причины деструктивного поведения среди подростающего поколения.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30890377","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}...
Памятка для родителей и законных представителей ребёнка по профилактике деструктивного поведения
Беседа с родителями «Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей»....
Сообщение "Профилактика проблемного поведения обучающихся 1 класса"
В сообщении раскрыты типичные трудности в поведении обучающихся1 класса с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). Раскрыты типичные нарушения поведения обучающихся класса, пути коррекции....