Презентация "Профилактика деструктивного поведения"
презентация к уроку
В презентации рассматриваются причины деструктивного поведения среди подростающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
destruktivnoe_povedenie3_.pptx | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема деструктивного поведения среди подрастающего поколения активно исследуется учёными с начала ХХ века. Анализ специализированной литературы показывает, что условия становления личности современного человека изменились кардинально, у подрастающего поколения формируются своеобразные личностные отношения к себе, к миру, к окружающим людям. Именно в периоды подросткового и юношеского возрастов такая форма отклоняющегося поведения встречается наиболее часто ввиду своего переходного возраста, отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, влияния улицы, подмены настоящих ценностей, приоритетов и ряда других причин.
Деструктивное поведение – действия (словесные или практические), направленные на разрушение и (или) уничтожение чего-либо, самоповреждающие действия, в том числе суицидальные проявления, социально-психологические проявления, связанные с «культурой насилия», радикальными субкультурами, не соответствующие официально установленным или фактически признанным в обществе нормам и ожиданиям (алкоголизм, наркомания, табакокурение, употребление психоактивных веществ, интернет-зависимость, бродяжничество, воровство, драки, побеги из дома, нанесение ущерба чужому имуществу, попытки суицида и т.п.).
Деструктивное поведение является специфическим видом девиантного поведения и имеет ряд схожих черт и феноменологических характеристик. Часто наука использует определение «девиантное поведение» в широком смысле, подразумевая отклонения от норм как в «негативную» сторону (патологичные отклонения), так и в «позитивную» (сверхразвитые способности, чрезмерный альтруизм, аскетизм и др .). В узком смысле девиантными считают те формы поведения, которые обществом воспринимаются как нежелательные, требующие пресечения и предупреждения. Такое поведение называют деструктивным, так как оно угрожает возможностям выживания этого общества.
Психологические причины деструктивного поведения Не поддаются изменению Конституционально-биологический уровень (темперамент, зададки): ригидность, возбудимость, импульсивность; низкая выносливость и работоспособность; чрезмерная или недостаточная активность; органические и функциональные нарушения ЦНС; расстройства психики Поддаются некоторому изменению Социоиндивидный уровень (характер, способности): эгоцентрическая фиксация, коммуникативные дефициты, аутичность; акцентуации характера, внутриличностные конфликты, эмоциональные нарушения; дезадаптивные копинг-стратегии, неэффективная саморегуляция, внешний локус контроля Поддаются изменению Личностно-рефлексивный уровень (мотивационно-потребностная, ценностно-смысловая сферы): девиантные ценности, нарушения нормативно-правового и морального сознания; несформированность позитивных интересов, учебной мотивации; неразвитость временной перспективы; нарушение идентичности и поляризация самооценки
В современном обществе активно нарастают тенденции вовлечения молодёжи в деструктивные движения, используются механизмы рассогласования ценностно-смысловой сферы личности с традиционными общественно значимыми нормами поведения, внедряются технологии манипуляции на фоне снижения психологической устойчивости к деструктивному воздействию. Современные тенденции развития общества, значительное воздействие интернета на сознание и поведение молодёжи открывают новые формы деструктивного поведения молодёжи. Одной из таких форм является организация АУЕ, запрещенная на территории РФ.
Криминальная субкультура АУЕ является особой формой делинквентного поведения несовершеннолетних, которая имеет свои специфические проявления. Это молодёжное сообщество пропагандирует среди несовершеннолетних «тюремную романтику», «воровские понятия», требует соблюдения «воровского кодекса» со сбором денег на «общак», в замен обещая поддержку и защиту в настоящем и будущем. Основные правонарушения, совершаемые участниками банд АУЕ: вымогательство денег, физическое насилие, грабежи, убийства. Основными маркерами причастности к криминальной субкультуре выступают воровской (блатной, уголовный) жаргон, «блатная» музыка, воровские татуировки, подписки на криминальные группы в виртуальных соцсетях.
«Скулшутеры» («колумбайнеры») – субкультура подростков экстремистской направленности, называющих себя так в честь старшеклассников школы «Колумбайн» городка Литтлтон американского штата Колорадо Эрика Харриса и Дилана Клиболда, которые 20 апреля 1999 г. расстреляли 13 своих соучеников, после чего застрелились в школьной библиотеке. Их современные фанаты, поклонники стремятся быть похожими на них, надевая, например, кепки и футболки с надписью на английском языке «Натуральный отбор» и «Гнев». «Скулшутеры» характеризуются следующими личностными особенностями: – деструктивная, злокачественная агрессивность; – предрасположенность идти навстречу любым жизненным вызовам с непреклонной решимостью «победить»; – вспыльчивый и нетерпимый характер и склад ума, снижающий адаптивность; – слабость тормозящих механизмов; – стойкое желание занимать доминирующее положение; – презрение и пренебрежение по отношению к тем, кто воспринимается как слабый; – нарциссические черты, самоуверенность и эгоцентричность.
Фу́рри (от англ. F urry ) покрытый мехом ) — это люди, интересующиеся антропоморфными животными и причисляющие себя к фурри-фэндому. На эту тему фурри потребляют и создают художественные и литературные материалы, собираются вместе на интернет-ресурсах и конференциях ( конвентах ). Е. и О. Белобрыкины считают увлечение подростков фурри разновидностью девиантного поведения, которое хоть и не противоречит правовым и моральным нормам, но всё же нарушает целостность личности и осложняет межличностное общение. Исследования фурри-фэндома (сообщества) в США показали, что фурри-поклонники демонстрируют непредосудительное и терпимое отношение к некоторым аспектам сексуальности человека в частности, гомосексуальная и бисексуальная самоидентификации непропорционально широко представлены в фурри-фэндоме. Часть представителей фурри-фэндома имеют сексуальную заинтересованность в зоофилии.
Офники – это молодые люди, которые всегда ищут повод для драки, чтобы помериться силой с другой группой людей. Изначально офники или оффники (распространены оба варианта написания) – это околофутбольные фанаты, которые устраивают «забивы», то есть драки в стиле «толпа на толпу», чтобы узнать фанаты какого футбольного клуба сильнее. В подобных драках есть свои правила и условия, поэтому они частично носят в себе и спортивный характер, хотя, по сути, являются хулиганством. Со временем понятие «офник» приобрело массовость, и так стали называть любых людей, которые ищут конфликта и драки.
Одной из форм деструктивного поведения, характеризующаяся формированием стремления к уходу от реальности через искусственное изменение своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ (химические аддикции, зависимости) или чрезмерной фиксации на определенных видах активности (нехимические аддикции, зависимости) является аддиктивное поведение . Выделяют ряд особенностей, свойственных для аддиктов в целом: – потеря аддиктом контроля над своим организмом, деятельностью, общением («синдром рабства»), но при этом аддикт уверен в полной самоконтролируемости поведения («синдром иллюзии самоконтроля»); – нарастание вовлеченности в аддикцию; – потеря ранее значимых систем ценностей и нравственных ориентиров; – эгоцентризм, лживость, внутренняя хаотичность мотивов и суетливая активность; – спутанность мышления, навязчивость мыслей об аддикции; – абстинентные проявления: страдания при невозможности реализовать аддиктивное поведение; непреодолимое, болезненное и ненасыщаемое желание осуществить аддиктивное поведение.
Поведенческие маркеры аддикта: - агрессивное противостояние лицам, пытающимся избавить или отвлечь от зависимости; - нежелание прервать аддиктивную реализацию даже на некоторое время; - пренебрежение домашними делами, учебой или обязанностями; - пренебрежение собственным здоровьем; - дестабилизация отношений с близкими, потеря прежнего круга общения из-за поглощенности аддикцией.
Профилактика деструктивного поведения традиционно подразделяется на три уровня: – первичная (или «превенция»; подразумевает работу с условно здоровой массовой аудиторией, нацелена на недопущение формирования деструктивных убеждений, мировоззрения и опыта деструктивного поведения); – вторичная (или «интервенция»; предполагает вмешательство специалистов при начальных стадиях формирования деструктивного поведения, нацелена на недопущение усугубления личностных, социальных деформаций); – третичная (или «поственция»; подразумевает работу узкопрофильных специалистов с лицами, группами, проявившими стойкие деструктивные убеждения, получившими опасный опыт деструктивного поведения; нацелена на недопущение рецидива и максимально возможный возврат деформированной личности, деструктивной группы к социальной норме, на их ресоциализацию).
Российские учѐные выделяют три основных направления профилактики деструктивного поведения детей и молодежи в образовательной организации. Первое направление – создание в образовательной организации поддерживающе-компенсаторной среды. В рамках этого направления реализуются: формирование нравственно-правового пространства в учебном заведении; создание психологически комфортной среды, основанной на доброжелательных взаимоотношениях, доверии, сотрудничестве и положительном эмоциональном фоне; организация пространства, поддерживающего психофизиологическое здоровье; создание «полей выброса энергии» и содействие самореализации учащихся, воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей и т. д. Второе направление – минимизация негативного влияния факторов социальной среды. Представляет собой сочетание социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности, направленных на выявление семейного неблагополучия; консультирование родителей в случае затрудненных воспитательных усилий; психолого-педагогическое сопровождение внутрисемейной профилактики деструктивного поведения детей и молодежи; налаживание комплексного и регулярного взаимодействия с различными субъектами профилактики деструктивного поведения детей и молодежи (из сферы дополнительного образования, культуры и искусства, правоохранительных органов, физической культуры и спорта, социальной защиты и защиты детства, СМИ и т. д.)
Третье направление – формирование, развитие личностных характеристик, предупреждающих деструктивное поведение; коррекция личностных особенностей, выступающих персональными факторами деструктивного поведения. Представляет собой совокупность воспитательной и психолого-педагогической работы (с группой учащихся/воспитанников и индивидуально) в образовательной организации. Данное направление нацелено на воспитание, формирование качеств личности, повышающих устойчивость к влиянию неблагоприятных факторов социализации (нравственное воспитание, правовое воспитание, эстетическое воспитание; гражданское воспитание; развитие ассертивности, критического мышления, социальной компетентности, жизнестойкости и т. д.), а также на коррекцию дезадаптивных личностных характеристик, провоцирующих деструктивное поведение (нарушения нормативно-правового сознания; оппозиционная направленность; девиантные ценности и установки; эгоцентрическая фиксация; неблагополучие коммуникативной сферы; эмоциональные нарушения; неэффективная саморегуляция; нарушения идентичности и поляризация самооценки; когнитивные искажения и др.).
Также с целью профилактики деструктивного поведения , развития духовно-нравственного воспитания , привития духовных ценностей ведут полезную работу такие сайты как сайт «Общее дело»;
сайт «Научи хорошему», целью которого является создание лучших условий для возрождения нравственности в массовой культуре и защите детей и взрослых от вредного влияния современных СМИ.
С целью воспитания детей в условиях современной, агрессивной медиа и интернет среды ведёт свою деятельность сайт «На распутье».
С целью получения психологической помощи кризисных психологов ведет свою деятельность сайт «Ветка ивы».
Сайт «Грозные дни». На нём можно получить консультацию кризисных психологов Михаила Хасьминского и Дмитрия Семеника, как выжить в ужасных трагических и опасных обстоятельствах войны, адаптироваться, какие могут понадобиться дополнительные ресурсы.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коррекция деструктивного поведения
Дополнение к занятиям...
коррекция деструктивного поведения
Дополнение к занятию...
Деструктивное поведение детей и методы коррекции.
Почему же дети требуют внимания неадекватным образом?Им не хватает внимания и дома, и в школе.Взрослые приучили детей к негативному вниманию, например, «Я обращу на тебя внимание и сделаю замечание, к...
Профилактика деструктивного поведения
Буклет "Я выбираю жизнь". Творческая работа учеников под руководством классного руководителя. Пропаганда ЗОЖ...
Использование МАК в работе педагога-психолога с педагогами, работающими с детьми с деструктивным поведением.
Статья. Метафорические ассоциативные карты в работе психолога....
«Выявление и профилактика деструктивного поведения учащихся общеобразовательных организаций»
Деструктивное поведение в психологии рассматривается как дезадаптивно направленный процесс взаимодействия личности со средой, характеризующийся отклоняющимися от конвенциональных (общепринятых) норм с...
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Коррекция деструктивного поведения детей с ТМНР...