Консультация "Игры на развитие фонематического восприятия" (начальный этап)
консультация (1 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале отражены  упражнения на начальном  этапе развития   фонематического восприятия по  обучению грамоте у первоклассников с ТНР..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons-igry_na_razv_fvos-nach.etap_.docx495.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Игры на развитие фонематического восприятия для первоклассника с ТНР

(начальный этап)

   Дети   с  тяжелым нарушением речи,   идущие   в первый класс,  имеют  свои особенности.  Кто-то уже научился читать до школы, прошел путь коррекционной работы, а кто-то не понимает,  что звуки можно слушать, выделять их из слов, обозначать их буквами и составлять слова.  В этом случае  родителям  необходимо  вооружиться знаниями о звуковой системе русского языка, быть помощником учителя-логопеда на всех этапах коррекционной работы. Потому что этот путь непростой.  Он требует усилий, энергии, внимательности, последовательности,  как  от ученика, так и  от взрослого.

     Фонематическое восприятие - это способность различать отдельные звуки речи на слух и определять звуковой состав любого слова

Picture background

Можно  себе  представить этот процесс в виде такой картинки. Мы постоянно, незаметно для себя слышим, анализируем звучащую речь. От этого  будет зависеть понимание звучащей речи собеседника,  подбора соответствующих слов  для ответа на вопрос собеседника, для составления предложений ( прозвучавшей или прочитанной мысли), для рифмовки в стихотворении, и наконец, правильное  произнесение слова  в соответствии с его звуковым составом (без искажения).

Пример из жизни: ученик с трудностями в фонематическом восприятии совершенно не различает слова  ПИТОН  и БЕТОН. Если еще проанализировать и смысловое значение слов, то однозначно мы видим и слышим разные слова. ПИТОН - огромная змея, живущая в джунглях. БЕТОН- жидкий раствор для строительства или ремонта дома. А для ребенка с трудностями в фонематическом восприятии эти слова звучат, представьте себе, ОЧЕНЬ ПОХОЖЕ, даже одинаково!

     Такое искаженное слуховое восприятие неизбежно потянет за собой трудности в овладении письмом: путаницы с буквами, в употреблении этих слов во фразовой речи. Это только один из ярких примеров. А если  у ученика нарушено несколько групп  звуков (замены, искажения в восприятии и произнесении и т.п), то становится понятно, что перед нами необъятное « поле»  для специальной коррекционной работы.

   Рассмотрим несколько вариантов упражнений для  развития фонематического восприятия на начальном этапе. Выбираем  упражнения и выполняем их постепенно,  от простого задания   к более  сложному.

1.Фотография звука

Взрослый произносит звуки, а ребенок показывает карточку символ. Начинаем с гласных: а,о,у,и,э,ы.

  Picture background

Звуки произносятся в любом порядке, главное  -научиться слушать звук, который звучит.

Можно называть целые цепочки из гласных, начиная с 2-х звуков, постепенно увеличивая их до 4-5, развивая слухоречевую память школьника.

Например: Повтори и выложи  в ряд (схемы) какие звуки ты услышал – АО,   УИ,   АОУ,   ИОА,   АИУА,   УИАО   и т.д.

2. Определи гласный в слове

Взрослый называет слова, а ребенок называет первый (последний, в середине слова) гласный.  Начинаем с позиции – звук в начале слова, и постепенно, от занятия к занятию рассматриваем их в конце, в середине слова.

Можно показать картинку, для связи звукового ряда слова с образом.

Например:   Астра ,   аист,   Аня .

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=3c209fde40ae665e5178091c2f79fcd6f25fa1de-4589529-images-thumbs&n=13           Picture background            Picture background

3. Подбери картинки на заданный звук.

   В данном упражнении взрослый может заранее подобрать картинки в интернете, чтобы те начинались с заданного звука. А ребенок просто проанализирует названия картинок  и выберет нужную, назвав ее.

Например:   Аист, ослик, абрикос, утка. Найди картинки для Ани, которые начинаются на звук А.

Picture backgroundhttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=4385245308c2afa9df7f6bc47584c8bf4851eef1-5849607-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=cfb852473389f4516c575a5f43fe5a49fd2a43d4-5297283-images-thumbs&n=13Picture background

4. Подбери схемы к картинкам.

Берем  схему каждого звука, который слышится в слове (в данном случае гласные звуки) и выставляем  под  картинкой, в том порядке,  в котором они звучат. Схемы можно нарисовать и использовать их многократно, до полного усвоения ребенком.

А) Простые звуковые сочетания (звукоподражания)

 Picture background   Picture backgroundhttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=4385245308c2afa9df7f6bc47584c8bf4851eef1-5849607-images-thumbs&n=13

УА   Picture backgroundPicture background            АУ  Picture backgroundPicture background                 ИА  Picture background   Picture background

Б)  Кто живет в домике?

Здесь вариант, когда мы начинаем анализировать простые односложные слова. Можем использовать согласные буквы (если ребенок знает их), или пустые кружочки (камушки, монетки и т.п),  а вместо гласных оставить схемы звуков.

Задание: Положи столько кружочков (камушков, монеток и т.п), сколько звуков «живет» как в домике,  в  слове МАК. Рядом выкладывается нужное количество кружков.

Picture backgroundPicture background

Далее можно найти, какой гласный встретился в слове, обозначить его схематичным изображением:                 Picture background

Всего  3 звука:  М,   А,  К.  (обратите, пожалуйста, внимание – это  неправильное звучание согласных!!!! МЭ,  МА,  ЭМ,   КЭ,  КА). Звук произносится так же как и слышится!!! (без любых призвуков). Если ребенок знает буквы, попросите его найти соответствующие звукам буквы и положить их рядом со звуками. Здесь можно уточнить с ребенком правило: Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем.

     Мы рассмотрели самый первый и простой этап овладения звуковым анализом слова. Выделяя звуки, ученик каждый раз будет фокусироваться на отдельном звучании каждого звука, что позволит ему из раза в раз закреплять  произношение,  восприятие,  и образ звука в виде буквы. Так постепенно начнется этап обучения грамоте.

УДАЧИ ВАМ И ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!

Материал подготовлен учителем –логопедом высшей категории  Ойцевой Л.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система дидактических игр, способствующих развитию фонематического восприятия

В работе озвучены этапы формирования фонематьического восприятия, раскрыты упражнения , способствующие формированию фонематического восприятия у младших школьников с нарушением интеллекта, в качестве ...

Развитие фонематического восприятия у младших школьников

Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи в начальной школе актуальна всегда.Предлагается подборка игр и упражнений для развития фонематического восприятия и профилактики дисграф...

Презентация на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Презентация на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей с умеренной умственной отсталостью"...

Игры на развитие фонематического восприятия

Материал пособия предназначен для занятий родителей с детьми.Чаще всего низкие оценки по родному языку родители объясняют либо невниманием и рассеянностью ребенка,либо недобросовестным отношением к уч...

Методическое пособие по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза у учеников начальных классов.

Методическая разработка содержит материал для практичкской работы по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза. Материал может быть полезен учителям-логопедам и учителям начальных классов...