Упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза слов.
материал (русский язык) по теме

Эти упражнения использую на каждом уроке русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_2.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза слов.

1. Игра «Слово в слове»

         Смех – мех, крот – рот, краны – раны, ласточка - …, зубр - …, коса - …, волк - ….

2. Игра «Исправь ошибки»

Лото.

В полу было жарко. Мы охали долго – долго, пока увидели лис и сало. Нас ждали в соле. Тетя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду. Кувыркались в сани. А потом поохали в город.

(К рассказу прилагается набор карточек с буквами Е, которые нужно вставить в прорези и прочитать получившийся рассказ).

        

3. Игра «Любопытный»

Все ответы детей должны быть на заданную букву (например В).

- Где фрукты?                                        - Где ты был?

(В вазе.)                                                (Во Владивостоке.)

- Где шляпа?                                        - На чем ездил?

(На вешалке.)                                        (…)

- Где птица?                                        - С кем ты учишься?

(На ветке.)                                                (…)

4. Игра «Буква потерялась»

Са-, -енис, -ерево, -ыни, -ети, са-овник, у-арник, -иван (буква Д)

5. Игра «Сквозная буква»

-    - з -

-    - з -

-    - з -

-    - з -

(например, коза, роза, ваза, лоза)

6. Игра «Слова рассыпались»

А Л Р Б И Н А  (балерина)        

Ф О Ш Р Е  (шофер)

Ч Т У Л Ь Е И  (учитель)

Ч Р А В  (врач)

7. Игра «Волшебные цепочки»

Преврати ЛИСУ в БАРСА, меняя одну букву.

(Лиса – липа – лапа – папа – пара – фара – фарс – барс)

Преврати ЛЕД в ПАР

(Лед – лад – лак – лик – пик – пир – пар)

ЛУНУ в МАРС

МАМУ в ПАПУ

РОЖЬ в МУКУ и др.

8. Игра «Девять котов»

Этот кот из фланели сшит.                                Этот кот в рукаве живет.

КО - Т -                                                        - - КОТ -  

Этот кот на Луну спешит.                                Этот кот на руках идет.

КО - - - - - - Т                                                - К - О - - Т

Этот кот из подземных мест.                                Этот кот вызывает смех.

К - ОТ                                                        - - КОТ - -  

Этот кот хворостинки ест.                                 Этот кот проглотил письмо,

КО - Т - -                                                        А на боку у него клеймо.

КО - - - - - Т

(Ответы: кофта, космонавт, крот, костер, локоть, акробат, щекотка, красота, конверт)

9. Из каждого слова возьмите только первые слоги, составьте новое слово.

а) автомобиль, тормоз – ав-тор

б) колос, рота, ваза – ко-ро-ва

в) кора, лото, боксер – ко-ло-бок

Возьмите только вторые слоги.

а) змея, рама – я-ма

б) пуговица, молоток, лава – го-ло-ва

в) укор, бузина, тина – кор-зи-на

10. Игра «Внимание и счет»

Игра  проводится письменно. Логопед читает предложение, дети запоминают его и выписывают все слова, состоящие из трех слогов.

Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной береза оживает.

Если задание выполнено правильно, то в тетради получится предложение: Около нашего домика стаяла белая береза.

11. Игра «Узнай кто ты»

Прослушав пару слов, определить, какой звук есть в том и другом слове пары, записать его в транскрипционных скобках. Далее из звуков собрать слово и записать его по правилам орфографии.

Муха – мост, мак – сад, лужа – лом, астры – шкаф, день – диск, эхо – лес, цирк – отец.

Решение [малад’эц] молодец.

12. Игра «Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает»

На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог. Нужно «расколдовать» слова.

Слова: сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, пинарожки, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, балиранки.

13. Преобразовать слова путем наращения звуков и букв, перестановки звуков:

а) в начале слова: рот – крот, мех – смех, Оля – Коля, дочка – удочка и т.д.
б) в конце слова: шар – шарф, бок – бокс, стол – столб, лис – лист, лиф –
 лифт;
в) цепочка слов: жи – ежи – ужи – лужи – ложи – ножи – моржи;
г)  перестановка звуков:

пила – липа

палка – лапка

карп – парк

гора – рога

кот – кто

дар – рад

д) перестановка звуков при помощи четверостиший:

С ч над морем я летаю,
С м меня ты надеваешь,

С г в машинах я бываю.   (Чайка – гайка.)
С л собаку называешь.   (
Майка – лайка.)

И по реке, и по пруду
Плыву я в тихую погоду,
Но вставь лишь и – и поведу –
Стальную птицу к небосводу. (
Плот -  пилот);

14. Преобразовать слова путем замены одних звуков и букв другими:

а) замена гласного звука в середине слова (ДОМ - ДЫМ, СОН – СЫН);
б) замена начального согласного звука (КОТ – РОТ,  КОРА – НОРА);
в) замена конечного начального звука (СЫР – СЫН,  СОН – СОК);

15. Преобразовать слова путем изменения последовательности звуков и букв:

а) звуки располагаются в обратном порядке (КОТ – ТОК, ЛЕС – СЕЛ, СОН – НОС…)
б) два звука меняются местами в слове (РЫБАК – РЫБК;

16. Образовать из звуков данного слова возможно большего количества новых слов (РАКЕТА – РАК, РЕКА, КАТЕР, МАШИНКА – МАК, МАНКА, МАША, КАША, ШИНА, КАМА);

17. Прохлопай слова:
МАК, ДУБ, КОТ, МАКИ, ДУБЫ, КОТЫ, КОТИКИ, ДУБИКИ.
Порисуй квадратики: □, □□, □□□.
Прохлопай слова и начерти столько квадратов, сколько хлопков: Я, МЫ, РУКИ, РЕБЯТА, ДОРОГА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация-игра "Звуковой анализ и синтез слов. Домашние птицы"

Данная презентация предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети в игровой форме определяют первый и последний звук в названии домашних птиц, выбирают картинки с заданным зву...

Презентация к ЦОР: "Формирование навыков звукового анализа и синтеза."

Цель:  предупреждение и коррекция специфических ошибок, связанных с нарушением оптико – пространственных дифференцировок, пространственно – временных представлений, через включение в систему...

Звуковой анализ и синтез слов

Презентация "Звуковой анализ и синтез"....

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у младших и старших дошкольников.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте, можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонема...

Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия

К сожалению, в течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспо...

«Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у учащихся начальной школы»

         Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом - основным компонентом речи - понимается способность че...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Подборка упражнений подобрана очень хорошо. Благодаря этому фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза развиваются и закрепляются.