Упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза слов.
материал (русский язык) по теме
Эти упражнения использую на каждом уроке русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_2.docx | 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза слов.
1. Игра «Слово в слове»
Смех – мех, крот – рот, краны – раны, ласточка - …, зубр - …, коса - …, волк - ….
2. Игра «Исправь ошибки»
Лото.
В полу было жарко. Мы охали долго – долго, пока увидели лис и сало. Нас ждали в соле. Тетя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду. Кувыркались в сани. А потом поохали в город.
(К рассказу прилагается набор карточек с буквами Е, которые нужно вставить в прорези и прочитать получившийся рассказ).
3. Игра «Любопытный»
Все ответы детей должны быть на заданную букву (например В).
- Где фрукты? - Где ты был?
(В вазе.) (Во Владивостоке.)
- Где шляпа? - На чем ездил?
(На вешалке.) (…)
- Где птица? - С кем ты учишься?
(На ветке.) (…)
4. Игра «Буква потерялась»
Са-, -енис, -ерево, -ыни, -ети, са-овник, у-арник, -иван (буква Д)
5. Игра «Сквозная буква»
- - з -
- - з -
- - з -
- - з -
(например, коза, роза, ваза, лоза)
6. Игра «Слова рассыпались»
А Л Р Б И Н А (балерина)
Ф О Ш Р Е (шофер)
Ч Т У Л Ь Е И (учитель)
Ч Р А В (врач)
7. Игра «Волшебные цепочки»
Преврати ЛИСУ в БАРСА, меняя одну букву.
(Лиса – липа – лапа – папа – пара – фара – фарс – барс)
Преврати ЛЕД в ПАР
(Лед – лад – лак – лик – пик – пир – пар)
ЛУНУ в МАРС
МАМУ в ПАПУ
РОЖЬ в МУКУ и др.
8. Игра «Девять котов»
Этот кот из фланели сшит. Этот кот в рукаве живет.
КО - Т - - - КОТ -
Этот кот на Луну спешит. Этот кот на руках идет.
КО - - - - - - Т - К - О - - Т
Этот кот из подземных мест. Этот кот вызывает смех.
К - ОТ - - КОТ - -
Этот кот хворостинки ест. Этот кот проглотил письмо,
КО - Т - - А на боку у него клеймо.
КО - - - - - Т
(Ответы: кофта, космонавт, крот, костер, локоть, акробат, щекотка, красота, конверт)
9. Из каждого слова возьмите только первые слоги, составьте новое слово.
а) автомобиль, тормоз – ав-тор
б) колос, рота, ваза – ко-ро-ва
в) кора, лото, боксер – ко-ло-бок
Возьмите только вторые слоги.
а) змея, рама – я-ма
б) пуговица, молоток, лава – го-ло-ва
в) укор, бузина, тина – кор-зи-на
10. Игра «Внимание и счет»
Игра проводится письменно. Логопед читает предложение, дети запоминают его и выписывают все слова, состоящие из трех слогов.
Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной береза оживает.
Если задание выполнено правильно, то в тетради получится предложение: Около нашего домика стаяла белая береза.
11. Игра «Узнай кто ты»
Прослушав пару слов, определить, какой звук есть в том и другом слове пары, записать его в транскрипционных скобках. Далее из звуков собрать слово и записать его по правилам орфографии.
Муха – мост, мак – сад, лужа – лом, астры – шкаф, день – диск, эхо – лес, цирк – отец.
Решение [малад’эц] молодец.
12. Игра «Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает»
На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог. Нужно «расколдовать» слова.
Слова: сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, пинарожки, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, балиранки.
13. Преобразовать слова путем наращения звуков и букв, перестановки звуков:
а) в начале слова: рот – крот, мех – смех, Оля – Коля, дочка – удочка и т.д.
б) в конце слова: шар – шарф, бок – бокс, стол – столб, лис – лист, лиф – лифт;
в) цепочка слов: жи – ежи – ужи – лужи – ложи – ножи – моржи;
г) перестановка звуков:
пила – липа палка – лапка | карп – парк гора – рога | кот – кто дар – рад |
д) перестановка звуков при помощи четверостиший:
С ч над морем я летаю, | С г в машинах я бываю. (Чайка – гайка.) |
И по реке, и по пруду
Плыву я в тихую погоду,
Но вставь лишь и – и поведу –
Стальную птицу к небосводу. (Плот - пилот);
14. Преобразовать слова путем замены одних звуков и букв другими:
а) замена гласного звука в середине слова (ДОМ - ДЫМ, СОН – СЫН);
б) замена начального согласного звука (КОТ – РОТ, КОРА – НОРА);
в) замена конечного начального звука (СЫР – СЫН, СОН – СОК);
15. Преобразовать слова путем изменения последовательности звуков и букв:
а) звуки располагаются в обратном порядке (КОТ – ТОК, ЛЕС – СЕЛ, СОН – НОС…)
б) два звука меняются местами в слове (РЫБАК – РЫБК;
16. Образовать из звуков данного слова возможно большего количества новых слов (РАКЕТА – РАК, РЕКА, КАТЕР, МАШИНКА – МАК, МАНКА, МАША, КАША, ШИНА, КАМА);
17. Прохлопай слова:
МАК, ДУБ, КОТ, МАКИ, ДУБЫ, КОТЫ, КОТИКИ, ДУБИКИ.
Порисуй квадратики: □, □□, □□□.
Прохлопай слова и начерти столько квадратов, сколько хлопков: Я, МЫ, РУКИ, РЕБЯТА, ДОРОГА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация-игра "Звуковой анализ и синтез слов. Домашние птицы"
Данная презентация предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети в игровой форме определяют первый и последний звук в названии домашних птиц, выбирают картинки с заданным зву...
Презентация к ЦОР: "Формирование навыков звукового анализа и синтеза."
Цель: предупреждение и коррекция специфических ошибок, связанных с нарушением оптико – пространственных дифференцировок, пространственно – временных представлений, через включение в систему...
Коррекционная работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза в период обучения грамоте на уроках литературного чтения с применением ИКТ
материал для учителей начальных классов...
Звуковой анализ и синтез слов
Презентация "Звуковой анализ и синтез"....
Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у младших и старших дошкольников.
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте, можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонема...
Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия
К сожалению, в течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспо...
«Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у учащихся начальной школы»
Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом - основным компонентом речи - понимается способность че...
Комментарии
Подборка упражнений подобрана
Подборка упражнений подобрана очень хорошо. Благодаря этому фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза развиваются и закрепляются.