Система дидактических игр, способствующих развитию фонематического восприятия
рабочая программа по логопедии по теме
В работе озвучены этапы формирования фонематьического восприятия, раскрыты упражнения , способствующие формированию фонематического восприятия у младших школьников с нарушением интеллекта, в качестве примера дана система индивидуальных занятий по формированию фонематического восприятия при постановке звука Л у мальчика подготовительного класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionno-razvivayushchie_materialy.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГОУ « Демидовская специальная ( коррекционная ) школа – интернат 8 вида для детей – сирот и детей , оставшихся без попечения родителей. |
Коррекционно – развивающие материалы. |
Система дидактических игр, способствующих развитию фонематического восприятия. |
|
Оглавление.
- Пояснительная записка……………………………………………………2
- Содержание работы ………………………………………………………5
- Литература ……………………………………………………………….19
- Приложение .
- Обследование фонематических процессов………………………….20
- Конспект логопедического занятия « звук и буква Ч»…………….22
- Конспект индивидуального логопедического занятия « Автоматизация звука (Л)»……………………………………………31
- Фонематическое занятие « Звуки (Т), (Т*) в подготовительном классе»…………………………………………………………………34
Пояснительная записка.
В процессе логопедических занятий ребёнок развивается, развивает познавательные процессы, мыслительные процессы, развивает речь и формирует правильное произношение. Формирование произносительной стороны речи – сложный процесс, в ходе которого ребёнок учится воспринимать обращённую к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для её воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребёнка в процессе коммуникации, поэтому ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется с задержками, что наблюдается у детей с нарушением интеллекта.
В процессе речевого развития у ребёнка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н.И.Жинкина, невозможна генерация речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребёнка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонетический слух, который осуществляет « слежение за непрерывным потоком слогов». Поскольку фонемы реализуются в произносительных вариантах – звуках, важно, чтобы эти звуки произносились нормировано, т.е. в общепринятых, привычных реализациях, иначе их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное. Фонематический и фонетический слух( они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.
Многие дети в нашей школе помимо неправильного произношения допускают специфические ошибки при чтении и на письме. При чтении:
- трудности слияния звуков в слоги и слова;
- взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных
звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)
- побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)
- искажение слоговой структуры слов;
- недочитывание окончаний слов;
- слишком медленный темп чтения;
- добавление лишних букв, слогов;
- нарушения понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:
- пропуски гласных ( день – днь);
- пропуски согласных в их стечении ( между – межу, парта – пара);
- слияние слов на письме;
- раздельное написание частей одного слова ( покрасил – по красил);
- пропуски, наращения или перестановки слогов;
- замена гласных в ударном положении ( травка – тровка, задача – задоча);
- замена йотированных гласных ( идёт – идют);
- замена согласных:
Свистящих – шипящих (золотистый –жолотистый);
Парных по звонкости – глухости (пироги- пироки, травка – трафка);
Аффрикатов (птицы – птичи, цветы – чветы);
- обозначение твёрдости – мягкости согласных на письме гласными ( люди – луди); при помощи Ь ( васильки – василки);
- орфографические ошибки.
Все рассмотренные выше ошибки являются показателем недостаточной сформированности у школьников фонетико – фонематических процессов: фонематического восприятия, фонематического слуха. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от спо собности ребёнка к анализу и синтезу речевых зву ков, т.е. от определённого уровня развития фонематиче ского слуха, обеспе чивающего восприятие фонем дан ного языка. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумановой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
Целью своей работы я поставила : развитие фонематического слуха и восприятия младших школьников с нарушением интеллекта, постановка правильного произношения.
Задачи:
- обследование фонематических процессов у младших школьников,
- расширение рамок слухового восприятия,
- исправление того или иного вида неправильного произношения звуков речи,
- развитие звукового анализа и синтеза;
- развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Я во все логопедические занятия включаю упражнения по развитию фонематического восприятия. Думается, что это позволит значительно сократить количество вышеперечисленных ошибок, а в некоторых случаях и полностью предотвратить их появление. А чтобы работа эта имела системный характер и не « приедалась» детям , я провожу такие упражнения в виде дидактических игр. Дидактическая игра является одним из эффектных средств для обучения детей с нарушением интеллекта. В игре возникают положительные эмоции, которые активизируют мыслительную деятельность ребёнка, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, стимулируют речь. Ведь о том, что игра – это часть учебного процесса, знает только учитель, ребёнок же только играет. Игру можно применять в различных вариантах, иногда использовать только фрагменты игры, обновляя при этом речевой материал и включая в неё разноуровневый материал. Также использую упражнения творческого характера, где предполагается использование усвоенных знаний в новых условиях, на новом материале. Например, ребёнок самостоятельно придумывает слова с определённым звуком, отбирает картинки, в названии которых имеются или даются звуки.
Содержание работы.
Для обследования фонематических процессов я использую игру « Путешествие по станциям», предложенную Кудровой Т. ( 8)
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение. Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса,
вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап – узнавание неречевых звуков. У детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти ( без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых
звуков, слов, фраз;
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов. Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки.
V этап – дифференциация фонем. Сначала дифференцируем гласные, затем согласные.
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа, затем – сложного ( умение определять последовательность звуков, их количество и место по отношению к другим звукам).
Упражнения для первого этапа.
- Послушайте звуки за окном и опишите их. ( Какая именно машина проехала, чьи голоса слышны и т.д.)
- Прислушайтесь в тишине к различным звукам ( скрип стула, шаги, шорох тетради, скрип мела). Расскажите , какие звуки услышали, чем они издавались.
- Ведущий закрывает глаза, логопед прячет игрушку. Ведущий ищет её , ориентируясь на силу ударов в бубен.
- На стульях сидят две игрушки: большой медведь и маленький. Они играют на барабане с разной громкостью, так как у них разная сила. Логопед показывает. Затем закрывает игрушки ширмой и издаёт разные по силе звуки , дети отгадывают, какая игрушка их издала.
- Логопед показывает звучание разных предметов: погремушка, карандаш по столу, ложка по стакану. Дудочка и др. Затем закрывает предметы ширмой и издаёт разные звуки, дети отгадывают, что звучало.
- В коробочки из одинакового материала помещают разные сыпучие продукты: рис, манка, сахар, горох, бусинки. Логопед показывает звучание, затем закрывает предметы ширмой. Дети отгадывают. Что звучало.
- Звуки различных музыкальных инструментов. Усложняем задание: повторить ритмический рисунок.
Упражнения для второго этапа.
- Детям предлагается по очереди назвать имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен сказать. Кто его назвал.
- Вариант предыдущего задания. Определить далеко или близко кричат в лесу : «Ау!»
- Различные животные ( игрушки) издают звуки далеко( громко) и близко ( тихо). Дети повторяют звук.
- Котёнок испугался собаки и мяукает жалобно.
- Логопед предлагает детям, опираясь на высоту голоса, определить, какая дудочка играет: большая ( ду-ду-ду низким голосом) или маленькая ( ду-ду-ду высоким), кто мяукает : большой кот или маленький, кто плачет: мальчик или девочка.
- Три медведя. Кто из медведей говорил сейчас.
- Логопед показывает и предлагает детям воспроизвести изменение характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука. А-а-а – плачет девочка, поёт певица, мама качает ребёнка, кто-то вскрикнул от боли. У-У- У – гудок паровоза, плач мальчика, игра на дудочке и др.
Упражнения для третьего этапа.
- Логопед показывает картинку и называет её. Затем объясняет: « я буду называть этот предмет то правильно, то неправильно, а вы хлопните в ладоши. Если я ошибусь.
- вагон, вакон ,факон, вагон, фагон, кавон, вагон, гафон.
- бумага, пумага, тумага, бумага, пумака, бумака, бумага и т.д.
2) логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка. Каток. Каждому выходящему к наборному полотну предлагается по одной картинке, которую он должен положить под той картинкой , название которой наиболее близко по звучанию.
Например: ком бак сук ветка каток будка
Дом рак лук клетка платок дудка
Сом мак жук пятка листок утка
3)Логопед произносит слова, дети должны назвать слоо, которое отличается. – ком- ком- кот- ком
- утёнок – котёнок – утёнок –утёнок
- бинт – винт – винт – винт
- Логопед произносит 4 слова, дети должны назвать слово, которое отличается.
– лимон- вагон – кот- бутон
- совок – гном – венок – каток
- пятка – ватка – латка – забор
- Логопед произносит три слова, затем предлагает детям послушать четвёртое и сказать на какое слово оно похоже.
– мак- дом – ветка ( сетка, ком, бак, метка, клетка);
совок – вагон – гном ( дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон)
- Выбрать одно из предложенных слов, добиваясь рифмы в стихотворной строке.
Шепчет ночью мне на ушко
сказки разные ( перина, подушка, рубашка).
Ой, ребята, верь ,не верь-
от меня сбежала ( кошка, стенка, дверь)
- Подберите самостоятельно слово в рифму.
Портфель я выронил из рук,
такой большой на ветке ( жук).
Шёл по лесу шустрый мишка,
на него свалилась ( шишка)
- Логопед читает стихотворение. Дети должны выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.
Я тебе задачу дам – всё расставить по местам:
что скатали мы зимой? ( ком)
Что построили с тобой? (дом)
На крючок в реке попал? ( сом)
Может всё, хоть ростом мал? (гном)
Упражнения для четвёртого этапа.
- На- на –на- па . Какой слог в ряду лишний?
На- но- на – на
КА- га – кА –ка
Па- ба- па- па
- Логопед говорит водящему на ухо слог, а вслух называет оппозиционный слог. Дети должны казать, одинаковые слоги были произнесены или нет.
- Воспроизвести слоговые ряды со сменой ударного слога.
Да- да- ДА НА- на- на
Да- ДА – да на- на- НА
ДА- да – да на- НА- на
- Слоговые ряды с одним согласным, но разными гласными.
Та- то- ты
ты- та- то
- Слоговые ряды с общим гласным , но разным согласными.
Та- кА –па
кА- на –па
фо –ко –хо
- С согласными звуками. Отличающимися по глухости –звонкости па- ба по –бо, пу –бу, па – ба –па
- С согласными звуками , отличающимися по твёрдости – мягкости
Па – пя, фа- фя, по –пё.
- Слоговые ряды с наращиванием стечения согласных.
Па –тпа, мА –кма, та – пта.
- Слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разных гласных.
Пта –пто- пту –пты
кта – кто – кту - кты
- Слоговые пары со сменой позиции согласных звуков и их стечения пта – тпа , пка –кпа,фпа – пфа
Упражнения для пятого этапа.
- Логопед раздаёт картинки – символы с изображением волка, малыша и птички и объясняет: « Волк воет: У-У-У, малыш плачет: А-а-а, птичка поёт: И-и-и» Услышав звук, дети поднимают соответствующую картинку.
- Логопед произносит ряд гласных звуков: а, о, и, у, о,а, э, ы, у, ы, о, а, и . дети должны показать картинки – символы или букву.
- Предлагают прослушать слоги различной структуры: ах, ус, мА, да, гул, кра, пра, аст, олт и т.д. и выделить определённый гласный звук, хлопнув в ладоши, подняв соответствующую букву. Аналогично с односложными словами.
- Логопед произносит 1, 2 или 3 гласных звука. Дети определяют, сколько звуков они услышали.
Упражнения для шестого этапа.
- Определение наличия звука в слове.
Хлопнуть в ладоши, если в слове есть заданный звук.
Выбрать из картинок те, в названии которых есть заданный звук.
По сюжетной картине назвать, в названии которых есть заданный звук. Придумай слова с заданным звуком.
Добавить слог с заданным звуком.
Дополнить предложение словом с заданным звуком.
- Определение места звука в слове.
Определить первый ( последний ) звук .
найти среди предложенных букв букву, соответствующую первому (последнему) звуку.
Придумать слова , начинающиеся (заканчивающиеся) на заданный звук.
Выбрать из предложенных предметов, картинок предметы на заданный звук в позиции начала, середины, конца слова.
Заменить первый ( последний) звук в начале слова на другой.
Вписать букву, соответствующую первому звуку слова в схему слова под картинкой.
- Определение количества и последовательности звуков в слове.
Выложить количество звуков в слове при помощи фишек.
Выбрать из предложенных схем звукового состава ту, которая соответствует названию картинки или слова.
Составить слова различной слоговой структуры.
Подобрать слова на каждый звук исходного слова.
Преобразовать слово, добавляя звук в определённую позицию.
Составить слова из букв предложенного слова.
От предложенного слова образовать цепочку слов: кот –топор- рак –крот –тетрадь- дерево и т.д.
Назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке: рад –др, лес- сел…
Назвать общий звук в словах.
Определить , каким звуком слова различаются: гости –кости, шапки – тапки.
Отгадать слово, полученное из первых звуков в названии предметных картинок.
Система индивидуальных занятий по формированию фонематического восприятия при постановке звуков Л, Р в подготовительном классе.
Задачи: 1) развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
- Развитие артикуляторной моторики.
- Исправление звука Л , Р.
- Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.
№ | № раздела | Этап занятия | Цель | оборудование | время | ||||
1 |
Дыхание. | « Чашечка», « качели», «Лопаточка», « Иголочка», « Загони мяч в ворота» | Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука Л | зеркало | 5 мин | ||||
« отгадай, какой это инструмент» | Развитие фонематического слуха | Музыкальные инструменты, звучащие предметы. | 5 мин | ||||||
« Послушай и повтори» повторить ритмичный звуковой рисунок. | Развитие слухового внимания и памяти | 5 мин | |||||||
2 |
Постановка звука Л. | « Улыбка, чашечка, хоботок, качели, лошадка». Задуй свечу, загони мяч в ворота» | Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука Л Сформировать правильное произношение . | Зеркало. Зонды, спирт. | 5 мин 4 мин | ||||
. | 2. | « послушай и повтори» Ребёнок повторяет мяуканье кошки и котёнка, собаки и щенка и др. | Развитие фонематического слуха | 2 мин | |||||
3. | « мы рисуем» Ребёнок рисует цветными карандашами то, что просит логопед. – нарисуй слева два красных квадрата, а слева один зелёный кружок и т.д. | Развитие слухового внимания и памяти | Тетрадь, цветные карандаши | 3 мин | |||||
«Отгадай, кто пришёл». звери с разными музыкальными инструментами | Развитие слухового внимания и памяти | Муз. Инструменты и игрушки | 5 мин | ||||||
3 | 1. | « Улыбка, чашечка, хоботок, Лошадка, змейка» « задуй свечу» Постановка звука Л. | Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука Л Сформировать правильное произношение . | Зеркало. | 3 мин 4 мин | ||||
2. | «Поймай звук ». Логопед произносит ряд звуков, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово с этим звуком. | Развитие фонематического слуха. | 2 мин | ||||||
3. | « Раз, два, три! Картинку подними!» на столе разложены картинки с изображением овощей. Логопед называет овощи, а ребёнок поднимает соответствующую картинку. | Развитие слухового восприятия и слухового внимания | Предметные картинки с изображением овощей | 3 мин | |||||
4. | « Угадай, кто кричит!» логопед имитирует крик утки, жужжание жука, звон комара ит.д. Ребёнок называет, кто так кричит. Повторяет. | Развитие слухового внимания, восприятия. | 3 мин | ||||||
4 | 1.Артикуляционные упражнения. | Аналогичны предыдущему занятию. | Подготовка артикуляционного аппарата. | Зеркало. | 3 мин | ||||
2.Автоматизация звука Л в Слогах. | « Волшебная песенка феи хорошего настроения» Ла-ла-ла Ло-ло-ло Лу-лу-лу и т. д. | Закрепление правильного произношения звука Л в прямых слогах | Картинка феи | 3 мин | |||||
3.Поймай звук | Аналогично предыдущей игре. | Развитие фонематического слуха | Набор слов или картинок | 4 мин | |||||
4.Разложи картинки птиц. | Я буду читать стихотворение, а ты должен разложить картинки с изображением птиц в том порядке, в котором они упоминаются. | Развитие слухового внимания и слуховой памяти. | Предметные картинки с изображением птиц. Стихотворение: Наши курочки с утра- Кря- кря- кря! Наши гуси у пруда- « га- га –га! А индюк среди двора- Бал –бал- бал! | 5 мин | |||||
5 | 1.Артикуляционная разминка. | Упражнения аналогичны. | Подготовка артикуляционного аппарата. | Зеркало. | 3 мин | ||||
2.Автоматизаця звукаЛ в словах типа « лапы»и предложениях « Мила пьёт молоко» | « Соберём слова в Волшебный сундучок. Мила, Лапы, лимон, молоко, лама, лампа, лыжи, лоб и т.д. | Закрепление правильного произношения звука Л в словах. | Предметные картинки. | З мин | |||||
3.Отгадай –ка. | Логопед загадывает загадки, ребёнок отгадывает. Есть картинки –подсказки (со звуком Л) | Закрепление правильного произношения в словах. Развитие слухового восприятия. | Предметные картинки. Загадки: белые, душистые в лесу растут, весной рано цветут. Сидит на ложке, свесив ножки. Нагнут меня ребятки и дождь пойдёт на грядки. И т.д. | 3 мин | |||||
4.Где какой звук. | Хлопни, если услышишь звук Л, топни, если его не услышишь. | Развитие фонематического восприятия. | Ряд слогов и слов со звуком Л и без него. | 1 мин | |||||
5.Повтори не ошибись. | Лапа, лиса, лилия; молоко, солома, поле. Лоб, лак, лужа. И т.д. | Развитие слухового внимания и памяти. | 2 мин | ||||||
6. Что потерялось? | Логопед называет ряд слов, потом ещё раз, но без одного. Дети называют ,что потерялось. | Развитие слухового внимания и памяти. | 3 мин | ||||||
6. | 1.Артикуляционные упражнения. | Аналогичные предыдущим. | Подготовка речевого аппарата. | Зеркало. | З мин | ||||
2.Песенка феи хорошего настроения | Сла- сло- сла Кла- кло – кло Пла- плу- плы Тло- тлу - тлы | Закрепление правильного произношения звука Л в слогах со стечением согласных | 2 мин | ||||||
3.Волшебный мешочек. | В нём картинки со звуком Л ( Слог закрытый) | Закрепление правильного произношения звука Л в закрытых слогах | Предметные картинки: Булка, мочалка, волк, стул, бутылка, ёлка, осёл, козёл и др. | 3 мин | |||||
4.Подскажи словечко | Загадки :ног от радости не чуя, С горки снежной вниз лечу я. Стал мне спорт родней и ближе. Кто помог мне в этом? (лыжи) и др. | Закрепление правильного произношения в словах | Картинки -подсказки | 3 мин | |||||
5.Поймай слог СЛА | Логопед называет слова, дети хлопают, если услышат слог СЛА: | Развитие фонематического восприятия. | Слова: Слава. Слово, слива, сладко, слева, случай, услада идр. | 2 мин | |||||
6.Кто больше? | Придумай слова со слогом СЛО | Развитие фонематического и слогового синтеза | 2 мин | ||||||
7 | 1.Артикуляционная разминка. | Аналогично. | Подготовка речевого аппарата. | зеркало | 3 мин | ||||
2.Эхо. | Логопед называет слог, а ребёнок его повторяет: ОЛА, УЛА, ЕЛА, ИЛА, АЛА, АЛ, ОЛ, ИЛ, ЕЛ и т.д | Закрепление правильного произношения закрытых слогах. | 2 мин | ||||||
3.Ромашка. | Волшебная ромашка исполнит одно желание- делает речь красивой. Отрывай лепестки и называй картинки. | Закрепление правильного произношения в словах с закрытым слогом. | Предметные картинки: мел, ил, стол, стул, пенал, волна, колбаса, бутылка, угол и др. | 3 мин | |||||
4.Где звучит колокольчик. | Ребёнок закрывает глаза, логопед звенит колокольчиком. Ребёнок должен сказать, где звенит колокольчик. | Развитие слухового восприятия. | Колокольчик. | 2 мин | |||||
5.Запомни и повтори. | Чистоговорки: Ол-ол-ол – мы забили гол, Ул-ул-ул – у нас красивый стул, Ил – ил – ил – ребёнок очень мил. | Развитие слухового вимания и памяти | 2 мин | ||||||
6.заштрихуй картинку. | Ребёнок должен заштриховать картинку, в названии которой есть звук Л. | Развитие мелкой моторики и фонематического восприятия. | Контурные картинки, карандаши. | 3 мин. | |||||
8 | 1.Артикуляционная гимнастика и дыхание. | Аналогичные упражнения. | Тренировка артикуляционного аппарата. | Зеркало. | 2 мин | ||||
2.Волшебные превращения. | Сейчас мы будем превращаться в разных животных и птиц. Если я скажу « лошадь», ты должен изобразить, как лошадь бьёт копытом. Если я скажу «заяц», ты должен прыгать. | Развитие умения переключать слуховое внимание, развитие слухоречевой памяти. | 2 мин | ||||||
3.Что это? | У меня есть красивые картинки. Я их покажу. А ты назовёшь. Скажи в какой позиции находится звук Л. | Закрепление правильного произношения звука Л в словах со стечением согласных. | Предметные картинки: глаза, лад, плащ, клоун, слон. Плот, блузка, клубок и др. | 2 мин | |||||
4.Закончи предложение. | Логопед называет начало предложения, ребёнок произносит последнее слово, затем повторяет полностью. В цирке выступал … Я одела красивую голубую… | Закрепление правильного произношения звука в словах и предложениях. | Предметные картинки из предыдущего упражнения. | 3 мин | |||||
5.Исправь ошибки Незнайки. | Незнайка сделал много ошибок . Я прочитаю тебе, что написал Незнайка, а ты исправь. | Развитие фонематического восприятия. | Я полол Люк. На дороге открытый лук. Наши пола засеяны пшеницей. У меня оторвалась поля пальто. | 3 мин | |||||
6.Четвёртый лишний. | Логопед называет четыре слова, ребёнок – лишнее. Помидор, огурец, свёкла, малина. Ласточка, соловей, ворона, тигр. И т.д. | Развитие слухового внимания и слуховой памяти. | 3 мин | ||||||
9 | 1.Артикуляционные упражнения. | Аналогичны. | Тренировка артикуляционного аппарата. | зеркало | 2 мин | ||||
2.кто в домике живёт? | В домике живут только звери, птицы, домашние животные, в названии которых есть звук Л. Надо поместить этих животных в домик | Развитие умения определять наличие звука в слове, фонематического восприятия. | Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок, предметные картинки: еж, волк, медведь, лиса, слон, петух, собака и т.д. | 5 мин | |||||
3.повтори не торопись и смотри не ошибись. | Разучивание скороговорок. У ёлки иголки колки. Кот молоко лакал, а Боря булку в молоко макал. Игла, иголка, ты остра и колка. | Закрепление правильного произношения звука в предложениях. | 5 мин | ||||||
4.Отгадай загадки. | Загадки с отгадками, в которых есть звук Л. | Развитие слухового внимания. | 3 мин | ||||||
1 | 1.артикуляционная гимнастика. | Аналогичные упражнения. | Тренировка артикуляторного аппарата. | 2 мин | |||||
2.Поймай звук. | Я буду читать стихотворение, а ты хлопни, когда услышишь звук Л. | Развитие фонематического восприятия. | Стихотворение. Всё бело, бело, бело, Много снегу намело. Вот весёлые деньки! Все на лыжи и коньки! | 2 мин | |||||
3.Учим стихотворение. | Теперь мы это стихотворение разучим. | Закрепление правильного произношения в связной стихотворной речи, развитие слухового внимания и памяти. | 5 мин | ||||||
4.Волшебные превращения. | Сначала превратись в лошадку, затем в птичку. Запомнил? Кем будешь сначала? Потом? | Развитие умения переключать слуховое внимание, развитие слухоречевой памяти. | 2 мин | ||||||
5.Заштрихуй картинку. | Заштрихуй картинку, в названии которой звук Л находится на конце слова. | Развитие мелкой моторики, фонематического восприятия. | Контурные картинки. | 4 мин | |||||
Далее мы работали по закреплению правильного произношения звука Л в связных текстах и речи на групповых занятиях.
Литература.
- Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка В 1 -4 классе вспомогательной школы. –м. : Просвещение, 1991. – 176 с.
- Аманатова М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях // Логопедия ,№1 (15), 2007. – с. 20- 27.
- Асташина И.В. логопедические игры и упражнения для детей. –М.:ООО Группа компаний «РИПОЛ классик»,2008. – 189 с.
- Гаврилюк Н. П., Картавенко Н. П. Страна Буквария. – Смоленск: СОИУУ, -1994.142 с.
- Жовницкая О.Н. фонетико –фонематическое восприятие у млдших школьников // Начальная школа. -№ 11, 2001. – с. 41 -46.
- Кириллова Е. В. Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой. // практическая психология и логопедия. - №2 (19), 2006. –с. 5 -9.
- Кошнова Е. М. Развитие произвольного слухового внимания, слухоречевой памяти и фонематического восприятия у дошкольников. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -№ 5, 2009. – Страничка для занятий с детьми « Мы вместе».
- Кудрова Т. к вопросу обследования фонематических процессов у старших дошкольников. // Дошкольное воспитание, №1, 2009 –с. 47 -49.
- Логопедия: практическое пособие для логопедов, студентов и родителей/ авт.- сост. В.И.Руденко.- Изд. 7-е.- Ростов н/Д: Феникс,2008.- 287 с.
- Сивенкова М.Ю., Микфельд Я.О. Программа по коррекции предпосылок артикуляторно – акустической дисграфии у детей от 5 до 7 лет // Логопедия №1(15), 2007. – с. 48 – 71.
Приложение 1.
Обследование фонематических процессов.
1 станция « Музыкальная».
Цель: определить степень сформированности различения неречевых звуков.
За ширмой музыкальные инструменты: бубен, барабан, погремушка, дудочка и др. Более сложно: баночки с камешками, крупой, пуговицами и др.
2 станция « Театральная».
Цель: определить степень сформированности восприятия просодической стороны речи.
Перед детьми раскладывают картинки с изображением разных людей. Логопед говорит: « Я буду произносить звуки, а вы постарайтесь подобрать нужную картинку». ( «А!» -кричит девочка; « А-а-а»- поёт певица; « А-А-а» - качает мама малыша; « О» - удивилась мама; « О-о-о» - стонет больной; « О-о-о» - кричат дети.
3 станция « Ораторы».
- Задание.
Цель: определить степень сформировнности восприятия слов.
У каждого ребёнка кружки - красный и зелёный. Логопед: если я произнесу слово с ошибкой, вы покажете красный кружок, а если правильно – зелёный. ( ваман- кветка – митанин, наман – къепка –фитамин, банан – тлетка –витамин, даван – клетка – виталим).
- Задание.
Цель: определить степень сформированности умения различать слоговую структуру слов.
В каждой группе выделить лишнее слово, проговорить его, отхлопать каждую часть ( мак – бак – так – банан, со – ком – индюк – дом, лимон – вагон – кот – бутон, мак – бак – веник – рак)
4 станция « Спортивная».
Цель: определить умение опознавать гласные звуки ( например звук (А) изолированно, в начале и конце слова).
Приседайте, когда услышите звук ( А) : а, о, м, п, а, и, а, у. подпрыгните, если услышите звук (А) в начале слова: аист, усы, иглы, апельсин, осень, азбука.
Хлопните в ладоши, услышав звук (А) в конце слова:гора, мука, сон, уп, киса, уха.
5 станция « Шифровальщики»
Цель: определить степень сформированности умения опознавать согласные звуки, порядок их положения в слове.
Детям раздают счётные палочки. « Давайте поработаем шифровальщиками. Выкладывайте счётные палочки, услышав слово со звуком (П): пачка – тачка, почка – бочка, суп – сук, лук – лупа. Покажите последнюю ( первую) букву в словах сын, мак, мох, дом, так. Составьте слово из звуков: б-а-к, з-а-л, с- у-п, м-а-к, д-о-м.
6 станция « Кривое зеркало».
Цель: определить степень сформированности фонематического синтеза.
Здесь мы все слова произносим наоборот. Ваша задача произнести слово правильно: ток, кыб, мод, амам, ныс.
Фонематический экран.
]
Различение неречевых звуков | Фонематическое восприятие ( слова, цепочки слогов) | Фонематический анализ | Фонематический синтез | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Фамилия, имя ребёнка |
- Не смог выполнить задание. – справился самостоятельно.
- справился с незначительной помощью взрослого.
Приложение 2.
СОГОУ « Демидовская специальная ( коррекционная) школа – интернат 8 вида для детей – сирот и детей , оставшихся без попечения родителей» |
Конспект логопедического занятия во 2 классе «Звук и буква Ч». |
[Введите подзаголовок документа] |
Учитель- логопед : Ковалёва Марина Алексеевна |
[Выберите дату] |
Цель: автоматизация звука ( Ч).
Задачи:
- обучающие: активизация словарного запаса по лексической теме « Перелётные птицы», закрепление знания о механизмах образования звука Ч изолированно, в слогах, словах, предложениях и тексте, формирование понятий «звук, слог, слово», закрепление названий перелётных птиц.
- Развивающие: совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата, развитие кинестетических ощущений при произношении звука (Ч), развитие фонематических процессов, развитие слуховой памяти, процессов мыслительной деятельности, зрительного восприятия ( профилактика оптической дисграфии), совершенствование навыков дифференциации гласных и согласных букв.
- Коррекционные: устранение неправильного артикуляционного уклада звука ( Ч), преодоление речевого негативизма.
- Воспитывающие: воспитывать интерес к занятиям, внимательное и уважительное отношение друг к другу, аккуратность, умение внимательно выслушивать педагога.
Оборудование: картинный план для описания артикуляции звуков, индивидуальные зеркала, предметные картинки перелётных птиц, сюжетные картинки, буквенное изображение птицы на каждого ребёнка, карточки для игры в « Морской бой», предметные картинки, в названии которых есть звук (ч), сундучок.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Ребята, посмотрите на улицу в окно. Какая погода? Светит ласковое солнышко. Давайте и мы улыбнемся также ласково друг другу и начнём занятие.
- Артикуляционная и дыхательная гимнастика .
Ребята, разомнем наш язычок. Бросайте кубик, какая картинка выпадет, такое упражнение и делаем.
- Сообщение темы занятия.
Игра « Морской бой». По заданию расшифруйте названия птиц. ( Это птицы: ласточка, соловей, грач, чайка)
Цель: развитие слогового синтеза.
– Какие это птицы? Что у них общего?
– Правильно! А каких птиц называют перелётными? (Перелётными птицами называют тех птиц, которые на зиму улетают в тёплые края).
– А кто определил, какой новый звук есть в названиях этих птиц?( Это звук (Ч))
– Правильно. Какая же птица здесь будет лишней? Почему?( Лишняя птица – соловей. В её названии нет звука Ч)
4. Анализ артикуляции звука (Ч).
– А сейчас, ребята, возьмите зеркала, для того, чтобы определить, как получается звук (ч). Смотрим в зеркало, произносим звук Ч-Ч-Ч и правильно полными ответами отвечаем на мои вопросы. В конце этого задания вы получите фишки за правильные ответы. (На доске вывешен картинный план описания артикуляции звука (ч).
– При произнесении звука Ч, губы принимают положение “улыбки” или “трубочки”;(При произнесении Звука (Ч), губы принимают положение “трубочки”.)
зубы сомкнуты или разомкнуты;( При произнесении звука (ч), зубы разомкнуты. (Повторить 2 раза.)
кончик языка поднят или опущен;( При произнесении звука (ч), кончик языка поднят. (Повторить 2 раза.)
воздушная струя тёплая или холодная; (При произнесении звука (ч), воздушная струя тёплая. (Повторить 2 раза.)
воздушная струя широкая или узкая, плавная или прерывистая, сильная или слабая?( При произнесении звука (Ч), воздушная струя широкая. (Повторить 2 раза.)
– При произнесении звука (Ч), воздушная струя прерывистая. (Повторить 2–3 р.)
– При произнесении звука (Ч), воздушная струя сильная. (Повторить 2 раза.)
Молодцы, ребята. Мы выполнили это задание. Возьмите фишки только те, кто отвечал правильно.
5. Характеристика звука [ч].
– Ребята, мы с вами уже познакомились со многими звуками русского языка и все эти звуки разные. Теперь нам нужно определить характеристику этого звука (Ч). За правильные и полные ответы вы снова получите фишки.
– Звук (Ч) согласный или гласный? Почему? ( Звук (Ч) согласный, потому что воздушная струя встречает преграду – кончик языка и нёбо. (Каждый ответ повторяют несколько человек.)
– Звук (Ч) глухой или звонкий? Почему? ( Звук (Ч) глухой, потому что голосовые связки не вибрируют)
– Звук (Ч) мягкий или твёрдый? Произнесите за мной ЧА, ЧУ, ЧО, ЧА, ЧО, ЧУ. ( Звук (Ч) мягкий. Звук (Ч) обозначается фишкой зелёного цвета.)
– Звук (Ч) обозначается фишкой синего или зелёного цвета?
– Правильно, ребята! Сейчас вы сообщили новое правило про звук (Ч) Это правило нужно запомнить: Звук(Ч) всегда только мягкий и обозначается всегда только фишкой зелёного цвета. Повторите его вместе со мной.
– А теперь, ребята, нужно повторить всю характеристику звука (Ч) .
– Теперь фишки берут только те, кто правильно ответил на мои вопросы (или правильно смог повторить его).
6.Развитие фонематического восприятия. Закрепление правильного произношения звука.
Дидактическая игра “Поймай звук”.Игру проводим стоя, чтобы дети сменили позу, отдохнули.
Ребята, птицы прилетели с подарком. Они принесли Волшебный сундучок. Давайте произнесём волшебные слова и откроем его. « Сундучок, сундучок, приоткрой – кА свой бочок!» Не открывается сундучок. Давайте скажем, в каких словах волшебного заклинания есть звук (Ч). А теперь ещё раз произнесём заклинание. Открылся сундучок. Что же в нём? Заданиядля нас.
- – Сейчас мы поиграем в игру “Поймай звук”. Вам нужно будет хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите звук (Ч).
– Плач, дочь, мыть, щётка, течь, шайка, топать, ласточка, цапля, птенчик, соловей, часы…
– Ребята, вы молодцы! Вы научились слышать новый звук (Ч). Возьмите все ещё по одной фишке.
- В сундучке картинки. Назовите их и скажите в какой позиции находится звук Ч.
- Ещё одно задание в сундучке. Назовите картинку. ( Почка) придумайте рифму к этому слову. ( Бочка, кочка, дочка, точка, ночка)
Например, - « распустилась эта почка,
Рассказала маме дочка»
- «на берёзе росла почка,
А под ней стояла бочка»
- «Мы нашли на ветке почку
И теперь поставим точку»
7. Связь буквы ч со звуком [ч].
Дифференциация гласных и согласных звуков. (На доску вывесить печатное начертание новой буквы.)
– А теперь нам нужно сказать, чем отличается звук (Ч) от буквы ч. Что Мы можем делать со звуком (Ч)?
–– А что мы будем делать с буквой ч?
– Правильно, ребята!
– Чтобы написать эту букву, нужно сначала сказать из каких частей состоит буква ч. Сколько в ней частей?( Буква Ч состоит из 2 частей: палочки и крючочка.)
– Правильно. А с какой стороны расположены эти элементы? Куда завёрнут крючочек? (– Вертикальная палочка с правой стороны, а крючочек с левой стороны. Крючок завёрнут в правую сторону.)
– Молодец! Всё правильно. А сейчас постройте букву ч из элементов.
– Теперь возьмите листочки, зачеркните все буквы Ч.
Цель: развитие внимания, зрительного восприятия.
8.Дидактическая игра “Забавная птичка”.
Активизация словарного запаса по лексической теме. (На доске закрепить буквенное начертание птицы и раздать детям индивидуальные образцы этой птицы.)
– Ребята, посмотрите на эту картинку. Кто на ней изображён? (На ней изображена птица.)
– Правильно. Это необычная птичка! Что вы заметили? Что в ней необычного? –(Эта птичка нарисована из букв.
– Какие буквы вы видите в этой забавной птичке? И какие части тела в ней эти буквы обозначают? После завершения анализа изображения птицы, детям предлагается обвести в изображении красным цветом все гласные буквы, а чёрным цветом – все согласные буквы. И затем выписать их рядом с птицей на строчку теми же цветами в два ряда. (Я вижу букву А. Это клюв забавной птички.
– Я заметил букву О. Это голова и туловище этой птички. И т. д.
Дети обводят буквы на рисунке.
Дети сортируют и выписывают буквы рядом с птицей на строчку.)
– Назовите все гласные буквы, которые вы заметили. Сколько их всего?
– Назовите все согласные буквы у нашей забавной птички. Сколько их?
– Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, возьмите фишки.
9. Развитие слухового внимания. Просодической стороны речи.
Птички щебечут: Ач- оч – уч?
Оч- уч- еч.
Пча- пчи- пче!
Повторите за мной. Вы поняли, что хотели сказать птицы? Они говорили, что прилетела ещё одна птица. Посмотрите на картинку. Кто это? Журавль.
10 . Динамическая пауза.
Все вместе изображаем журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек (2–3 раза).
Журавль.
По болоту я хожу, во все стороны гляжу.
часто нагибаюсь, клюковкой питаюсь.
Я схожу на ручеёк, заварю себе чаёк,
буду пить попивать,
Красно лето вспоминать.
– Молодцы! Из вас хорошие журавлята получились. Возьмите все по фишке.
11.Автоматизация звука [ч] в словах.
Чтение двусложных слов с закрытым слогом на конце. Дидактическая игра “Прочитай слова, договаривая слог -чок”: (На доске написать первые слоги слов): БЫ…, ПУ…, ЗНА…, СКА…, КАБА…
– Что значит слово “СКАЧОК”?
– Что обозначает слово “ПУЧОК”?
– Дидактическая игра “Исправьте путаницу”.
В лесу бежит от волка…чайка.
Парит над океаном…зайка.
– Назовите слово со звуком (Ч)
12. Фонематический анализ слова чайка.
– Составим слоговую и звуковую схему слова ЧАЙКА. ЧАЙКА – это слог или слово? Почему? Обозначьте его нужной фишкой.
– Покажите цифрами количество слогов в этом слове.
– Как вы определили? Что нужно сделать?
– Правильно. Ещё можно посчитать все гласные звуки в слове. Сколько гласных столько и слогов в слове.
– Назовите первый слог в слове ЧАЙКА.
– Назовите второй слог в слове ЧАЙКА.
– Какой же из этих слогов будет ударным ЧАЙ или КА: ЧАЙКА или ЧАЙКА? Обозначьте ударение фишкой над нужным слогом.
– Теперь разберём на звуки оба слога и обозначим их фишками и буквами. (Разбираем каждый звук по очереди так как они стоят в слове, так же как и слог ча)
– Сколько звуков в слове ЧАЙКА получилось?
– Посмотрите, а сколько букв получилось?
– Назовите все звуки слова ЧАЙКА последовательно.
– Молодцы. Возьмите фишки, кто отвечал правильными и полными ответами.
Посмотрите, какая у меня на рисунке чайка. Она подогрела Чайник и пригласила в гости девять чаек. Сколько всего чаек? Десять. Посчитаем до десяти чаек: одна чайка, две чайки , три чайки и т.д. ( Закрепление правильного согласования существительного и числительного)
Какую посуду чайка поставит на стол для чая? ( чайник, чашки, чайные ложки) запишем эти слова и сделаем фонематический анализ.
Чем чайка будет угощать гостей? ( печенье, куличи, калачи) что ещё нарисовано на картинке? ( сушка, конфета). Изменим слова сушка , конфета так, чтобы появился звук (Ч) ( сушечка, конфеточка)
13.Автоматизация звука [ч] в предложениях.
Разбор предложения ведётся параллельно и на доске кем-нибудь из ребят, и на партах каждым ребёнком.
– Ребята, составьте предложение со словом ЧАЙКА.( У чайки чай. Подогрела чайка чайник.)
– Молодцы! Возьмите фишки за предложения.
– Давайте рассмотрим самое первое предложение: У ЧАЙКИ ЧАЙ. Сколько слов слышим в предложении (интонацией выделяем каждое слово)? Покажите цифрой.
– Какое первое слово в нашем предложении?
– Обозначьте его на схеме (рядом со схемой слова ЧАЙКА). Как мы обозначаем начало предложения?
– Какое второе слово в предложении? Обозначьте его на схеме большим прямоугольником.
– Назовите третье слово в предложении.
– Правильно, обозначьте его в схеме предложения. Сколько всего фишек должно получиться в схеме?
– Что обозначает последняя фишка?
– Умницы и умники. Вы всё делаете правильно. Возьмите фишки, ребята.
14. Автоматизация звука [ч] в тексте. (На доску вывешиваются картинки к тексту.)
– Ребята, послушайте внимательно рассказ, вам нужно услышать слова с новым звуком.
Наступила весна. Стали прилетать грачи, скворцы, ласточки. Девочки и мальчики каждую весну мастерят для них скворечники. Они закрепляют свои скворечники на деревьях. Сначала птицы устраивают свои гнёзда. Затем откладывают яйца и выводят птенцов.
– Скажите кратко о ком и о чём этот рассказ.
– А теперь я буду называть предложения, а вы будете называть слова с новым звуком.
– Ребята, покажите цифрой, сколько предложений в рассказе было. Расположите картинки последовательно. Перескажем текст.
– Назовите слово из рассказа, в котором новый звук находится в конце слова.
– Молодцы, ребята! Возьмите ещё по фишке, потому что и это задание мы вы 15 .Итог занятия.
-о ком мы говорили на занятии? Что нового вы узнали? Какие правила вспомнили?
Какое задание вам понравилось больше всего?
Давайте соберём все слова, которые вы запомнили , со звуком (Ч) в сундучок. Пусть их птицы отнесут дальше к другим детям, чтобы и они познакомились с ними.
Приложение 3.
СОГОУ « Демидовская специальная ( коррекционная ) школа – интернат 8 вида для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» |
«Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях ». |
Конспект индивидуального занятия. |
Учитель – логопед: Ковалёва Марина Алексеевна |
[Выберите дату] |
Цель : Закрепление правильного произношения звука (Л) в слогах, словах, предложениях.
Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа ( простой формы), развитие артикуляторного аппарата, мелкой моторики.
Оборудование: фигура феи, предметные картинки, в названии которых есть звук (Л), контурные рисунки, модель ромашки.
Ход занятия.
- Оргмомент.
Дима, посмотри, сегодня к нам на занятие пришла фея. Рассмотри её внимательно. Что на ней надето? Белая шляпа, голубой сарафан, белые туфли, в руках волшебная палочка. Какое лицо у феи? Доброе, ласковое.
- Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения.
Фея приглашает нас на прогулку. Поскачем на лошадке, попробуем достать язычком до облака , покачаемся на качелях, вышли на поляну. Посмотри, Дима, какой большой гриб вырос, сделай такой же. Молодец! Посмотри, сколько цветов! Давай вдохнём их аромат через нос. А вот одуванчики. Сдуем все парашютики. Молодец! Фея очень довольна прогулкой.
- Автоматизация звука в чистоговорках.
Она села на травку и запела свою любимую песенку. Споём вместе.
Ла – ла- ла – Мила в лодочке плыла.
Пло –пло – пло – светит солнышко тепло.
Лы – лы –лы- песни Милочки слышны.
Лола в лодочке сидела , вместе с Милой песни пела.
- Поймай слог.
На поляну прилетели пчёлки. Посмотри, вот они на цветочках. Фея предлагает поиграть, поймай пчёлку со слогом, в котором есть звук (Л). Я называю слог, а ты хлопни, если услышишь звук (Л).
Ла, ра, лу, лы, ры, вы , ул, ур, ел, ил, пло, фло, вро, бро, кро, тло, мло, лом, ром, тор, тул, тыл мол, дов, тов, сол, гво и др.
- Автоматизация звука в словах.
Посмотри, сколько цветов на поляне! Какие ты знаешь? Назови. Посмотри, какая большая ромашка! Эта ромашка волшебная, но исполняет она одно желание: помогает правильно и четко говорить. На её лепестках нарисованы различные картинки . фея предлагает нам брать лепесток , называть картинку и говорить, в какой позиции находится звук (Л).
Картинки: слон, лампа, луна, плот, клад, лак, лыжи, лук, блузка, платье клубок, клубника, игла, пенал.
- Автоматизация в предложениях. Выбери верное слово.
Фее очень понравилось, как ты называешь слова. Она просит тебя помочь ей закончить предложения и повторить их. Фея будет называть несколько слов, а ты выбери верное.
Клава надела белую …(блузку, глузку, платок).
Мила умылась душистым … (мылом, сылом, былом).
По небу плывут белоснежные …( облака, лабока, калоба).
На яблоне поспело много …( яблок, болок, вяблок) .
- Закрась картинку.
- Чёрная туча закрыла солнышко и некоторые цветы на поляне поблекли. Фея просит тебя помочь разукрасить цветы. Но будь внимателен, Нужно разукрасить только те цветы, в названии которых есть звук (Л).
- Итог.
Чем мы сегодня занимались. Фея была тобой очень довольна. Обещала еще придти. А что тебе сегодня понравилось?
Приложение 4.
Фонематическое занятие ( подготовительный класс).
Тема. Звуки Т, Т`,артикуляция, выделение в слогах, словах.
Лексическая тема: Транспорт.
Грамматическая : Образование сложных слов, согласование существительных и прилагательных в роде, числе.
Цели:
- Закреплять правильную артикуляцию звуков Т, Т*.
- Формирование фонематического анализа.
- Активизировать словарь по теме « транспорт».
- Учить согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе практически.
- Коррекция слухового восприятия, внимания, мышления.
Оборудование: предметные картинки на звуки Т, Т*, картинки с изображением транспорта, изображения двух мальчиков, зеркала, карточки для лото.
- Оргмомент.
- Сообщение темы.
Л. Сегодня на урок к нам пришли гости: 2 мальчика – Тим и Том. Выделите 1- й звук в слове Том, в слове Тим. Сегодня мы будем говорить о звуках Т, Т*
3. Подготовка артикуляционного аппарата для произнесения звука т.
Л. Прежде, чем произнести их, посмотрите, что принесли мальчики. Они принесли нам в подарок варенье. Хотите его попробовать? Вкусное варенье. Оно осталось на губах. Слижем его.
Методические указания.
Дети делают движение широким языком по верхней губе вверх и вниз (а не из стороны в сторону). Верхнюю губу не втягивать внутрь рта. Работает только язык, губы и нижняя челюсть неподвижны.
- Уточнение произношения звуков Т и Т*.
Игра « поезд».
Л. Посмотрите на картинку. Что это? Как вагончики едут друг за другом, как колёса стучат? Та- та- та. Водитель даёт гудок: Ту- ту.
Методические указания.
Следить, чтобы язык во время произношения звука Т не высовывался между зубов.
- губы находятся в положении следующего за Т гласного;
- зубы на расстоянии 2-3 мм;
- передний край языка при твёрдом Т прижат к верхним зубам, образуя смычку, взрываемую выдыхаемой струёй воздуха;
- при мягком Т* кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этом случае образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжён.
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
- голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
Л. Произнесём теперь звуки Т, Т*, Тим, Том. Мальчики любят сочинять стихи. Послушайте и повторите.
Тя – тя- тя – моем мы полы шутя. Выложим слог тя фишками.
Та – та –та - нас дома чистота.
Тё –тё –тё – отложим мы шитьё.
То – то- то – стали мы играть в лото.
Ты – ты –ты- сметану съели всю коты.
Ти – ти –ти- съели кашу всю почти.
Ать –ать –ать -мы идём гулять.
Ат –ат –ат –возьми с собою самокат.
4.Выделение звуков Т, Т* в словах.
Л. Что возьмут с собой мальчики? В слове самокат есть звук Т ? Где стоит? Мальчики очень любят играть с машинками. Какие машины вы знаете? Отгадайте загадки и покажите отгадку.
* богатырь идёт железный
На работе он полезный.
Тащит плуг за собой,
Разговор идёт с весной.
( трактор)
- По асфальту едет дом,
И народу много в нём.
А над крышей дома вожжи,
Ехать он без них не может.
( троллейбус)
- Из края города в другой
Ходит домик под дугой.
(трамвай)
- Дом по улице,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
( автобус)
- Вот так чудо. Чудеса!
Подо мной два колеса.
Я ногами их верчу,
Я качу, качу, качу,
Не догонишь, ветер, нет.
Мчит меня (велосипед).
- По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое? (пароход)
- Не машет крылом, а летает,
Не птица, а птиц обгоняет.
( самолёт)
Л. Что может ездить? Летать? Плавать?
Назови машину одним словом.
- возит молоко- молоковоз
- мешает бетон – бетономешалка
- возит воду – водовоз
- черпает землю – землечерпалка
5. Развитие пространственной ориентации.
Л. Поиграем и мы с машинками. Посмотрите на картинку и скажите, какие машины едут влево? Сколько их? Какие едут вправо? Сколько их? Какие по цвету?
Д. одна белая машина едет вправо. Три синие машины едут влево.
6. Развитие мышления, восприятия.
Игра « Что лишнее и почему».
Карточки: 1) автобус, троллейбус, колесо
2) велосипед, мотоцикл, автомобиль.
Сравните автомобиль и троллейбус, троллейбус и трамвай, автобус и автомобиль.
- Физкультминутка.
Би –би- би –
Гудит машина.
Тук –тук –тук –
Мотор стучит.
-едем, едем, едем, едем, -
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу – шу –шу –
Они шуршат.
Быстро крутятся колёса.
Та-та-та-
Вперёд спешат.
- Выделение звуков Т, Т* в словах.
Л. Напомните мне, ребята, как зовут наших мальчиков? Правильно, Тим и Том. С какого звука начинаются их имена? Значит, из всех машинок они выберут те, которые начинаются с этого звука.
Д. автобус, троллейбус, трамвай, самолёт, вертолёт, катер, ракета, мотоцикл.
Л. Где находится звук Т?
Кто водит самолёт? Пилот. Где звук Т?
Откуда улетают самолёты? Из аэропорта. Есть звук Т? где?
Кто водит пароход, катер, корабль? Штурман.
Кто водит автобус, автомобиль? Шофёр? Есть звук Т?
Где едут автомобили? По трассе. Где звук Т?
Игра « Доскажи словечко».
Тим и Том любят отгадывать загадки и досказывать предложения. Поиграем с ними в игру.
- По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой ( тучи).
- Почему корова эта маленького роста?
Отвечает Вове Света:
- Очень даже просто,
Это же - ребёнок,
Это же (телёнок).
- Быть должны всегда в порядке
Твои школьные ( тетрадки).
- В конце предложения ставится (точка).
- Торт лежал на (тарелке).
- Таня выключила (телевизор).
- В зоопарке в клетке сидел (тигр).
- Пассажир ехал в (трамвае, троллейбусе).
- Телефон стоял на ( тумбочке).
- Прополем грядки с помощью ( тяпки).
- Дифференциация Т, Т*.
Игра « магазин».
Используется лексический материал предыдущего задания.
Том покупает картинки со звуком Т, Тим – со звуком Т*. Дети им помогают.
Игра « лото».
1 карточка: телефон, торт, тяпка, туфли.
2 карточка: трамвай. Тетрадь, тапки, тигр.
- Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.
Наши мальчики заигрались и все машинки перепутались. Нужно разобрать машинки, обвести по три машинки и раскрасить их. ( используются наложенные фигуры).
- Итог.
Наше занятие подходит к концу. Кто к нам приходил в гости? С каким звуком мы работали? В какие игры играли? Какие машинки называли? Покажите своё настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза слов.
Эти упражнения использую на каждом уроке русского языка....
Развитие фонематического восприятия у младших школьников
Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи в начальной школе актуальна всегда.Предлагается подборка игр и упражнений для развития фонематического восприятия и профилактики дисграф...
Презентация на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Презентация на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей с умеренной умственной отсталостью"...
Особенности и система логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В презентации представлены материалы по развитию фонематического восприятия у детей на логопедических занятиях....
Методическая разработка: "Дидактические игры на развитие фонематического слуха и восприятия"
методическая разработка по логопедии...
"Дидактические игры на развитие фонематического слуха и восприятия".
Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способн...