Методическое пособие по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза у учеников начальных классов.
методическая разработка по логопедии на тему

Каменко Людмила Николаевна

Методическая разработка содержит материал для практичкской работы по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза. Материал может быть полезен учителям-логопедам и учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._4.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза у младших школьников

Составила: учитель-логопед Каменко Л.Н.

I. Развитие фонематического восприятия:

            Коррекционная работа начинается с привлечения внимания ребёнка к рассмотрению артикуляции звуков, к различию в положении органов артикуляции при произнесении разных звуков.

1. Упражнение в различении изолированного звука.

            Сначала учитель имитирует жужжание жука: [ж-ж-ж-ж-ж-ж], потом звук комара: [з-з-з-з-з-з]. Повторяет несколько раз. Запомнить фразу:

            Ж-ж-жук  ж-ж-жуж-ж-жит со звуком ж-ж-ж,

           Комар з-з-звенит со з-з-звуком з-з-з.

            Игра «Комар и жук».

Инструкция: « Угадай, кто издаёт звук, жук или комар?»

            Учитель, закрыв рот листочком бумаги, имитирует то жужжание жука, то писк комара. Ребёнок определяет, кто издавал звук.

            Аналогичная работа со звуками [c] и [ш].

            Камыш-ш-ш ш-ш-шумит со звуком ш-ш-ш,

            А в с-с-свисте с-с-слышим мы звук с-с-с.

            Далее проводится игра на различение «шума камышей» и «свиста» (при исключении зрительного восприятия артикуляции звуков).

2.Упражнения, направленные на выработку умения определять наличие или отсутствие звука в слове.

- Инструкция: «Подними руку, если в каком-нибудь из слов услышишь звук [ш]».

Материал для занятия: кошка, каша, лампа, трактор, шарф, луна, ромашка, рак, крыша, канава, марка, рамка, Маша, малина, школа, шапка, репа, кора и т.д. (Слова должны быть подобраны так, чтобы смешиваемые звуки, например, [c], а также другие свистящие и шипящие звуки в них не встречались).

- Инструкция: «Подними руку, если в каком-нибудь из слов услышишь звук [c]».

Материал для занятия: бусы, стол, слон, пальто, корма, воск, картина, сумка, окно, свет, носки, ворота, капля, роса, рис, лимон, карамель, насос, суп и т.д. (Принцип подбора слов тот же самый – отсутствие в них акустически близких к звуку [c] звуков).

- Инструкция: «Подними карточку с буквой «С» (или «Ш»), если услышишь в слове звук [c]».

Материал для занятия: роса, шатёр, сабля, шум, сушка, шило, мышка, весы, нос, машина, сосна, шишка, сова, спешка, шланг, страшный, шалаш, сосулька, калоша. (Слова подобраны так, чтобы в них не было других шипящих и свистящих звуков, кроме [c] и [ш]).

-Инструкция: «Подними карточку с буквой «С», если услышишь в слове звук [c] и карточку с буквой «Ш», если услышишь в слове звук [ш]».

Материал для занятия: шапка, школа, сабля, шум, сокол, душ, мешок, собака, крыша, шар, маска, лес, шарф, санки, носки, Маша, крышка и т.д. (В словах не должно быть других шипящих и свистящих).

-Инструкция: «Подними карточку с буквой «С» или «Ш», если услышишь в слове соответствующий звук – [c] или [ш]».

Материал для занятия: капуста, свеча, кольцо, щенок, жаворонок, зонтик, защёлка, редисочка, одуванчик, кошка, слон, сушка, ваза, ларчик, Захар, расчёска, жираф, шина, солома, богач, мочёный, ширина, каша, лист, сахар, чулок, помещение, борщ, красота.

- Инструкция: «Покажи называемый предмет» (Предъявлять картинки и называть слова парами в разной последовательности).

Материал для занятия: мишка – миска, крыша – крыса, кашка – каска, касса – каша, свет – цвет, кочка – кошка, пешка – печка, шайка – чайка, чаша – чаща, плющ – плюш.

- Инструкция: «Составь предложение с каждым из слов представленной пары».

Материал для занятия: басня – башня, сутки – шутки, споры – шпоры, сумел – шумел. (Можно использовать пары слов из предыдущего задания).

3. Упражнения, направленные на формирование умения не слыша звук, мысленно представлять себе его звучание:

- Инструкция: «Показать те картинки, в названиях которых есть звук [c]”. (Картинки подбираются так, чтобы в названиях не было слов с артикуляторно близкими звуками).

Картинки: сапоги, маки, краски, малина, платье, карман, маска, корова.

- Инструкция: «Показать те картинки, в названиях которых есть звук [c]”. (Картинки подбираются так, что в названиях есть слова с артикуляторно близкими звуками – [ш], [щ ], [ж],[з ]).

Картинки: слон, машина, чайка, весы, крыша, щётка, сумка, одуванчик, капуста, свеча, мышка, зонтик.

- Инструкция: «Назови 5 слов со звуком [c]».

            Далее проводятся аналогичные упражнения на все группы смешиваемых звуков. (То же со звуком [ш]).

   II.Развитие фонематического анализа и синтеза:

                             I. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:

            Проводятся предварительные артикуляционные упражнения  для закрепления артикуляции гласных звуков.

а). Узнавание гласного звука (на слух):

           - В ряду других гласных.

Инструкция: «Если услышишь звук [a], то подними карточку со знаком +, если нет – со знаком –.»

Материал для занятия: уа, ау, аэо, иоу, уао, оаы, иыо, оиа, ауы и т.д. ( можно использовать для всех гласных звуков).

            - В начале слова.

Инструкция: «Если услышишь звук [a](о, ы, и, у и т.д.), то подними карточку со знаком +, если нет – со знаком –.»

Материал для занятия:(начальный гласный в ударной позиции) – окунь, узел, иглы, адрес, ожил, ужин, охнул, отпуск, улей, утки, окна, эхо, август, умный, иней, изредка, утренник, аист, остров, игры, устный, ослик, атлас, орден, угол, издали, этот; (начальный гласный в безударной позиции) – аптека, изюм, идут, ушли, альбом, актёр, этаж, узоры, увяли, экзамен, учёба, арбуз, акула, уборка, учитель, алмазы, экран, экскурсия, услышу, апельсин, эстрада, иногда, инструмент, упал, асфальт, издалека, изолтор, ударник, эмблема, ужасный, изложение.

            - В середине слова.

Инструкция: Та же, что и в предыдущем задании.

Материал для занятия: [o] – куст, сок, шкаф, сон, пол, лук, рос, мох, сад, март, рот, рис, кот, сор. [a] – сын, наш, мал, мышь, бык, мак, лось, пар, гусь, бак, шаг, шар, пыл, гарь. [ы] – дым, нёс, сел, был, сыр, соль, мел, мыл, бык, пыль, боль, рыть, пел, мышь. [y] – лес, зуб, лук, пил, ток, суп, пусть, дуб, шил, сом, внук, гном, жук.

б). Вычленение гласного звука (на слух):

            - Из ряда гласных.

Инструкция: «Подними букву, соответствующую первому гласному звуку».

Материал для занятия: уиа, аио, эоы, оиу, иоа, ауэ и т.д.

            - Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком.

Инструкция: «Подними букву, соответствующую согласному звуку в слогах».

Материал для занятия: ул – ус – ук        ом – он – ор

                                          ар – аш – ан      ах – ал – ас

                                          ил – ит – ис        эх – эк – эт

                                          па – ка – на       ха – ра – ва

                                          то – со – ло        ты – мы – лы

                                          ру – ну – ту        ти – ки – ни

            - Из слова (в начальной позиции, под ударением).

Инструкция: Та же, что и в предыдущем задании.

Материал для занятия: искра, армия, обувь, астры, узкий, улица, остров, игры, очередь, аист, этакий, ужинать, огненный, изгородь, утренник, иволга, очень, изредка, область, адрес, умный, издали, удочка, атомный, эхо, окунь, этот, узел, оптика, иней.

            - Из слова (гласный в середине слова под ударением).

Инструкция: Та же.

Материал для занятия: рис, пух, нож, вот, там, кит, сам, сом, мышь, гусь, рос, жук, дочь, сад, лил, пол, мыл, пил, рыл, шум, мор, лес, лук, пол, боль, ток, суп, дым, зуб.

                        II.     СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:

            Проводятся предварительные артикуляционные упражнения с отдельными согласными звуками с целью выделения существенных артикуляторных признаков для формирования слухопроизносительных группировок.

а). Узнавание согласного звука (на слух):

            - Начального звука в слове.

Инструкция: «Если услышишь в начале слова звук [м] ([п], [ф], [н] и др.), подними карточку со знаком +, если нет – со знаком –.»

Материал для занятия: [м] – парус, молоко, морковь, капуста, молоток, балкон, мука, заноза, соловей, монета, букет, журавли, мороз, книга, майка, муравей, караван, мужество; [п] – крошки, пакет, колесо, палатка, нарядный, зерно, панама, папоротник, знамя, пламя, ножницы, паркет, камни, пастух, паук, номер, плавал, пенал, карандаш; [ф] – груша, фуражка, плоды, колосья, фасоль, флакон, природа, фонтан, картон, форточки, фабрика, корабли, футбол, кабина, фонари, фартук; [н] – ноты, заботы, награда, назад, газеты, приборы, начало, полоска, ветер, новость, берёзы, напёрсток, народный, ноябрь, ромашки, напиток и т.д.

            - Последнего согласного в слове.

Инструкция: Та же, что и в предыдущем задании.

Материал для занятия: [к] – дом, стук, звон, звук, петушок, солдат, спутник, страна, восток, овёс, паук, воротник, портфель, фартук, помидор, парад, порошок, сарай; [т] – кот, совет, сахар, пример, привет, самокат,     акробат, пламя, салют, винегрет, компот, рассвет, крокодил, бегемот, сверчок, компас, торт; [ф] – трудный, крепость, шкаф, торф, шахта, шарф, жираф, плащ, костёр, старик, телеграф, прибор, параграф, ракета и т.д.

            - Согласного в середине слова.

Инструкция: Та же, что и в предыдущем задании.

Материал для занятия: [п] – слива, липа, крупа, топор, четверг, лопата, компот, хомяк, часы, черепаха, рапорт, кисель, салат, капля, трава, репа, цветы, крупный, спал, самокат, медведь, копна, копал, слепок; [ м] – рябина, комната, синица, смотри, омлет, среда, костёр, костюмы, громко, труба, лапа, лампа, трава, трамвай, клумбы, вымпел, лопата, командир, килограмм, стенка; [ф] – корка, кофта, зонтик, муфта, портфель, звонок, телефон, профессия, просьба, строчки, лифт, таблетка, салфетка, кофейник, самовар, сарафан.

б). Вычленение согласного звука на слух в начальной позиции:

            - Из серии слогов.

Инструкция: «Подними карточку с согласной буквой, которая соответствует согласному звуку, выделенному из слогов».

Материал для занятия:  то – та – ту           оп – ап – уп

                                           на – ну – но         ас – ос – ис

                                           са – со – су         ум – ам – ем

                                           фа – фи – фе        шо – ша – шу и т.д.

            - Из слова ( в начальной позиции).

Инструкция: «Подними карточку с буквой, соответствующей первому звуку в слове». (перед детьми 3-4 карточки с буквами, например – к, т, н, р)

Материал для занятия: рассвет, кастрюля, коридор, носорог, топор, рамка, рука,  народ, напиток, калитка, таблица, тренер, ромашка, комод,  табуретка, носки, сырок, коробка, ковёр, роса, ноты, напёрсток, карета, корова, тарелка, трава, качели, карандаш, новость, тайга, кошка, ракета, тайна, сарай, кладовка, кофейник, рояль, настой. (На практическом материале этого задания можно провести выборочный диктант слов – устный или письменный).

в). Вычленение последнего согласного в слове:

Инструкция: «Назови последний звук в слове».

Материал для занятия: куст, пел, сон, спор, суп, сыт, вес, стул, квас, парк, хвост, писк, грамм, торт, волк, гром, слон, стоп, кран, спорт, крик, март, мел, старт, лифт, звук, дом, стук.

Инструкция: «Добавь недостающую согласную букву (одну из данных х, т, к). С каждым полученным словом составь предложение».

Материал для занятия: ко-, пу-, ра-, лу-, ро-, ма-, ки-, мо-, жу-, ме-, со-, не-.

Инструкция: «Запиши букву, обозначающую недостающий звук». (При диктовке отсутствующий согласный обозначается лёгким стуком карандаша).

Материал для занятия: самолё-, каранда-, самосва-, воротни-, чайни-, Саха-, шала-, футбо-, замо-, вете-, чуло-, пена-, солда-, сиро-, омле-, сверчо-, бегемо-

порошо-, приве-, овё-, табуре-, воротни-.

            Игра «Цепочка слов»

Инструкция: «Подбери слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего».

Примерная цепочка слов: мост – телефон – носки – иголка – автобус – сарафан – напёрсток – крокодил  и т.д.

            После того, как дети усвоили эти простые формы звукового анализа, можно перейти к более сложным.

Инструкция: «Прочитай слово.  Замени в нём гласную так, чтобы получилось новое слово. Придумай устно предложение с каждым словом».

Материал для занятия: Дом, сон, бак, сок, пил, вол, мел,  лак, сыр, кот.

Инструкция: «Из данных слов получи другие путём замены»:

            а) начальной согласной буквы:

Материал для занятия: точка, балка, лук, лак, ком, день, педаль, макет, тёлка, чайка, сом, шар, зайка, дачка, крот.

            б) конечной согласной буквы:

Материал для занятия: сыр, сон, кот, сук, мак, стоп, уголь, бор, стул, гусь, гриф, нож, ключ.

Инструкция: (Перед ребёнком числовой ряд). «Определи количество звуков в слове. Для этого, услышав слово, веди пальцем от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. На какой цифре остановится палец – столько звуков в слове».

Материал для занятия: уха, палка, сто, машина, стук, утро, звон, трава, ужин, играл, соки, гром, кошка, груши, звук, крот, чашка, голуби, малыш, грузовик, киоск, лента, фонарь, зонтик, шляпа, бочка, чайник, картина, ракета, костёр, волна, факел, карандаш, сапоги, ученик.

Инструкция: «Определи, какой по счёту звук [к] в слове. Назови звук, который стоит перед ним и после него».

Материал для занятия: укроп, сокровище, окрошка, майка, танк, макраме, морковь, санки, удочка, кость, тачка, акварель, скорпион, зайка, пакет, секрет, точка, самокат,фиалка.

Инструкция: «Выпиши букву, которая обозначает третий звук в названном слове».

Материл для занятия: Используются любые из ранее приведённых слов, написание которых не расходится с произношением.

            Для совершенствования языкового синтеза используется упражнение, которое использовалось при исследовании этой функции. Подбор слов для этого упражнения строится по принципу постепенного усложнения языкового материала.

Инструкция: «Произнеси слово слитно».

Материл для занятия: [с], [т], [о], [л];    [к], [p], [a], [н];     [т], [o], [p], [т];    [з], [o], [н], [т];    [a], [и], [c], [т];     [c], [и], [т], [o];      [н], [o], [г], [a];     [к], [o], [p], [м];     [к], [p], [ы], [ш], [a];     [м], [a], [p], [к], [a];     [к], [a], [p], [т], [a];    [c], [т], [a], [p], [т];    [к], [p], [o], [ш], [к], [a];    [к], [a], [p], [е], [т], [a];    [c], [т], [p], [a], [н], [a];    [л], [a], [д], [o], [н], [и];    [к], [л], [y], [м], [б], [ы];    [т], [a], [л], [a], [н], [т];     [c], [п], [y], [т], [н], [и], [к];    [п], [p], [и], [p], [o], [д], [a];    [п], [a], [л], [a], [т], [к], [a];    [н], [o], [ж], [н], [и], [ц], [ы] и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по развитию зрительного восприятия образа буквы.

Учебно-методическое пособие «Развитие зрительного восприятия образа буквы Б» направлено на формирование у детей первичного образа буквы «Б». Пособие направлено на развитие зрительного восприятия, зрит...

Конспект урока (с презентацией) по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза с учениками 3 класса

Конспект урока по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза с учениками 3 класса общеобразовательной школы....

«Использование программно-методических комплексов для развития фонематического восприятия младших школьников»

Недостатки произношения и письма отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замк...

В помощь учителю и родителям. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза.

Практические приёмы по развитию зрительного восприятия , анализа и синтеза....

ПРОГРАММА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Известно, что требования к поступающим в 1 класс детям сегодня возросли. Программа обучения усложнена и насыщена разнообразным материалом. Для первоклассников с ЗПР время, отведенное для полноценного ...

Программа по коррекции нарушений фонематического восприятия, анализа и синтеза у младших школьников с ОВЗ (ЗПР) для 1 класса

Программа по коррекции нарушений фонематического восприятия, анализа и синтеза у младших школьников с ОВЗ (ЗПР) разработана для 1 дополнительного класса. Для первоклассников с ОВЗ (ЗПР) характерно: ог...