Дефектология
консультация
Задания, способствующие формированию фонематического анализа и синтеза
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_sposobstvuyushchie_formirovaniyu_fonematicheskogo_analiza_i_sinteza.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания, способствующие формированию
фонематического анализа и синтеза.
В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове.
1. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук» (среди звуков, слогов, слов).
2. «Определи место звука». Вычленение звуков из слова начинается с гласных [а], [о], [ы], [у], находящихся в ударном положении, и с согласных – взрывных и сонорных [м], [н], [к], находящихся в конце или начале слова (например, дом, сын, мак и т.д.). Далее дети учатся выделять изучаемый звук из любой части слова.
3. «Назови слова со звуком (?)».
4. «Скажи наоборот»: ан – на, па – ап.
5. «Составь слово» - по первому слогу (со – сок, соль, соты, сон, совы).
6. «Добавь звук» (последний звук (н), (нь): стака…, де…, карма….)
7. «Добавь последний слог»: . Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:
ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...;
ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...
8. «Веселый мяч». Научить ребенка делить слова на слоги (ребенок проговаривает слово по слогам и на каждый слог ударяет мячом о пол):
бу-сы, ба-на-ны, бо-ты, за-бо-ры, бы-ки...
9. «Измени слово». Взрослый предлагает ребенку заменить первый звук в словах на звук [В]. Какие новые слова получились?
Газы — вазы, полк — ..., дата — ..., грач — ...,
пышка — ..., голос — ..., корона — ...
10. Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В] и [B'].):
ветер, весы, ваза, весло; ворона, ворота, велосипед, вода.
11. Назвать первый и последний звук в словах:
кошелек, парашют, танк, кот, кубик, торт,
потолок, топот, капот, котенок, тростник.
12. «Назови все звуки в слове». Взрослый произносит слово, а ребенок раздельно называет звуки этого слова в должной последовательности:
шум [ш у м]; шут [ш у т]; Маша [м а ш а].
13. Угадай-ка
Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.
Ребёнку дается карточка с написанной на ней цифрой. Он, не показывая ее, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ребёнок произносит слово и просит определить количество звуков.
14. Узнай, кто ты
Из первых звуков сложи слово.
Утка, муха, нитки, игры, цирк, Аня. (Умница).
15. Последний звук
Вычленить последний звук в слове, записать, составить слово.
Кенгуру, дом. (Ум)
16. Внимание, на старт!
Взрослый показывает картинку. Нужно выделить первый звук в ее названии, затем подобрать у себя изображения предметов, начинающихся с этого же звука (можно устно). Определить сколько звуков в каждом слове, сколько слогов в слове.
17. Кто быстрей!
В течение двух минут:
а) составить как можно больше слов на определенный звук;
б) составить предложение с большим количеством слов;
в) составить слова из 1,2, 3 и более слогов.
18. Игра в кубик
Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из такого же количества звуков, сколько выпало на кубике.
19. Цепочка слов
На доске записано слово, каждое следующее должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. (Дом —мак — кот и т. д.)
20. Составь слово
Детям предлагается слово, например, картинка. За определенный отрезок времени нужно составить как можно больше слов, состоящих из данных букв: карта, ракита, рана, тина, тара, рак, кит, нитка, танк.
Желаем Вам успехов, терпения и творческого поиска
в развитии Ваших детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Документация учителя-дефектолога
Виды документации, пояснения по заполнению...
Сетевой семинар ГМО учителей-дефектологов г. Энгельса. Тема семинара "Формирование универсальных учебных действий".
Понятие УУД, виды универсальных действий....
Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй
Представляю систему работы учителя – дефектолога с семьёй по развитию коммуникативных умений...
План ШМО учителей-дефектологов
План работы школьного методического обьединения учителей коррекционных классов VIII вида...
Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-дефектолога (воспитателя) с детьми с задержкой психо-речевого развития
Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самосто...
дефектология
......
дефектология
......