Дефектология
консультация

Юлия Владимировна Шорохова учитель-дефектолог

Задания, способствующие формированию фонематического анализа и синтеза

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания, способствующие формированию

фонематического анализа и синтеза.

Картинка 163 из 29588

В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове.

1. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук» (среди звуков, слогов, слов).

2. «Определи место звука». Вычленение звуков из слова начинается с гласных [а], [о], [ы], [у], находящихся в ударном положении, и с согласных – взрывных и сонорных [м], [н], [к], находящихся в конце или начале слова (например, дом, сын, мак и т.д.). Далее дети учатся выделять изучаемый звук из любой части слова.

3. «Назови слова со звуком (?)».

4. «Скажи наоборот»: ан – на, па – ап.

5. «Составь слово» - по первому слогу (со – сок, соль, соты, сон, совы).

6. «Добавь звук» (последний звук (н), (нь): стака…, де…, карма….)

7. «Добавь последний слог»: . Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:

ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...;

ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...

8. «Веселый мяч». Научить ребенка делить слова на слоги (ребенок проговаривает слово по слогам и на каждый слог ударяет мячом о пол):

бу-сы, ба-на-ны, бо-ты, за-бо-ры, бы-ки...

9. «Измени слово». Взрослый предлагает ребенку заменить первый звук в словах на звук [В]. Какие новые слова получились?

Газы — вазы, полк — ..., дата — ..., грач — ...,

пышка — ..., голос — ..., корона — ...

10. Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В] и [B'].):

ветер, весы, ваза, весло; ворона, ворота, велосипед, вода.

11. Назвать первый и последний звук в словах:

кошелек, парашют, танк, кот, кубик, торт,

потолок, топот, капот, котенок, тростник.

12. «Назови все звуки в слове». Взрослый произносит слово, а ребенок раздельно называет звуки этого слова в должной последовательности:

шум [ш у м]; шут [ш у т]; Маша [м а ш а].

13. Угадай-ка

Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.

Ребёнку дается карточка с написанной на ней цифрой. Он, не показывая ее, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ребёнок произносит слово и просит определить количество звуков.

14. Узнай, кто ты

Из первых звуков сложи слово.

Утка, муха, нитки, игры, цирк, Аня. (Умница).

15. Последний звук

Вычленить последний звук в слове, записать, составить слово.

Кенгуру, дом. (Ум)

16. Внимание, на старт!

Взрослый показывает картинку. Нужно выделить первый звук в ее названии, затем подобрать у себя изображения предметов, начинающихся с этого же звука (можно устно). Определить сколько звуков в каждом слове, сколько слогов в слове.

17. Кто быстрей!

В течение двух минут:

а) составить как можно больше слов на определенный звук;

б) составить предложение с большим количеством слов;

в) составить слова из 1,2, 3 и более слогов.

18. Игра в кубик

Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из такого же количества звуков, сколько выпало на кубике.

19. Цепочка слов

На доске записано слово, каждое следующее должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. (Дом —мак — кот и т. д.)

20. Составь слово

Детям предлагается слово, например, картинка. За определенный отрезок времени нужно составить как можно больше слов, состоящих из данных букв: карта, ракита, рана, тина, тара, рак, кит, нитка, танк.

Желаем Вам успехов, терпения и творческого поиска
в развитии Ваших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация учителя-дефектолога

Виды документации, пояснения по заполнению...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

План ШМО учителей-дефектологов

План работы школьного методического обьединения учителей коррекционных классов VIII вида...

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-дефектолога (воспитателя) с детьми с задержкой психо-речевого развития

Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самосто...