Памятка по написанию сочинения для учащихся младшего школьного возраста
методическая разработка
Тема: «Весна идет…»
Цели:
Обучающие:
- Научить составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений).
- Показать роль деталей в художественном описании.
- Продолжить формирование умения воплощать музыкальное содержание в слове и находить адекватные ему изобразительно-выразительные средства языка.
- Подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой.
воспитывающие:
– воспитывать самостоятельность;
– творческую активность;
– эстетическое восприятие произведений искусства;
– любовь к природе;
– воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.
- развивающие:
– развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
– развивать чувство прекрасного.
Оборудование: картины И. Левитана “Март”, “Весна. Большая вода” и аудиозапись пьесы П. И. Чайковского “Времена года. Апрель”, фонограмма «Голоса птиц», рисунки.
Ход урока.
- Орг. Момент
Здравствуйте, ребята! Я проведу урок русского языка. Урок будет творческий, а результатом нашей деятельности будет сочинение-миниатюра. Посмотрите, как ярко светит солнышко, как ласково оно нам улыбается! Улыбнитесь солнышку, друг другу. Садитесь.
- АОЗ
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Одновременно идет показ слайдов картин художников по теме «Весна».
Есть просто храм
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь.
-Какое настроение вызвали у вас музыка и эти картины?
-Хочется грустить или радоваться? Почему?
- Почему весна - одним из самых любимых времен года? (Весна – это символ пробуждения новой жизни. Много радости и веселья приносит людям эта чудесная пора).
- С помощью чего художники передают красоту природы весной? (разнообразием «теплых» красок)
- С помощью чего воспевают красоту весеннего пробуждения музыканты? (с помощью нот. В их композициях слышится светлая музыка, полная тепла и ласки)
- Назовите изменения в живой и неживой природе весной.
(по ходу ответов детей на доску вывешиваются рисунки деревьев, снега, реки, птичек, неба)
- Что получилось у нас? (Весенний пейзаж)
Фонограмма «Голоса птиц»
-Эти изменения мы видим в природе, а что мы слышим? (ответы детей)
- Работа над новым материалом.
- А как мы с вами можем описать красоту весенней природы?
Урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебником? Правда, здорово быть волшебником! Но для этого нам необходимо что? Правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться.
Итак, ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение П. И Чайковского, знакомились с содержанием картин художников, но все это писали мастера. Они настоящие волшебники. Однако волшебниками не рождаются, ими становятся. Давайте и мы с вами попробуем написать красивое сочинение. Для этого нужно лишь только очень постараться.
-Мы уже назвали несколько предметов (рисунки на доске), но они пока еще не звучащие, нам нужно попробовать оживить их.
Попробуем подобрать прилагательные (красочные определения) к записанным существительным, используя свой жизненный опыт, своё воображение. Помните, что вы волшебники, и слова должны быть волшебными, (работа в карточках). Это пригодится вам в конце урока.
Предметы | прилагательные | глаголы |
небо |
|
|
солнце |
|
|
река |
|
|
деревья |
|
|
день |
|
|
снег |
|
|
Физминутка!
Проверка по цепочке.
- Говорят, что весна, это утро года. Почему? (пробуждение природы)
- Вспомните: отчего вы сами просыпаетесь утром? (будильник зазвенел, мама разбудила, солнце в окно заглянуло...) а как вас мама будит? (дотрагивается до плеча, целует...) С помощью, какой части речи можно описать движение? (глагол) Подберите глаголы к словосочетаниям (вернуться к карточке)
- Сейчас мы создаем свой художественный мир. Как мы захотим, так все и будет. Захотим, чтобы день был веселый, яркий, прозрачный, - он будет таким. Захотим, чтобы снег был последним и лежал, съежившись, на солнце, - и произойдет чудо! Нужно только это написать. (Вы не забыли, что в ваших руках волшебная палочка?) Пока чудо не произошло, но все в ваших силах.
- Живописец рисует красками, а мы вместо красок используем слова.
- Итак, наша с вами задача - описать весенний день.
Перед вами листы - клише.
- Запишите предложения, используя слова в скобках, заполните пропуски.
Клише
(фраза, выражение, воспроизводимое по образцу)
1. С земли еще не сошел снег, а в душу уже___________________ (проситься, стучаться, заглядывать) весна. Земля мерзлая, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё чудесно!
2. Воздух прозрачен и свеж. Солнце____________ (светить, сиять, сверкать), и лучи его, играя и улыбаясь, ________________ (купаться, переливаться, играть) в лужах вместе с воробьями.
3. Река уже проснулась и не сегодня – завтра_______________ (зареветь, зашуметь, забурлить, тронуться).
4. Деревья еще не распустились, но уже живут и _______________ (дышать, качаться, проснуться).
5. Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ (ценить, любить, уважать) природу.
Проверка: Прочитайте предложения, которые вы написали.
- Какие красивые предложения у вас получились! А к какому стилю можно отнести ваши предложения?
- Вот и получилась у вас основная часть вашего сочинения.
- Какие части еще должны быть в сочинении? (вступление и заключение) - подсказка
- О чем будем говорить во вступлении? В заключении?
-Каждая часть пишется с красной строки.
IV. Письменная работа.
Стаи птиц под облаками кружат в синей вышине.
Вся природа пишет с нами сочиненье о весне.
Итак, задача нашего сегодняшнего урока - написать сочинение - миниатюру (4-6 предложений). А как вы понимаете значение этого слова? Если сомневаетесь, загляните в подсказку. Перед тем, как вы начнете работать, я хотела бы, чтобы вы послушали стихи великих мастеров слова.
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Белоснежные тучи толпами
В синеве на просторе плывут.
По груди у тебя полосами
Друг за дружкою тени бегут.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют-посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.
Еще в полях белеет снег, напечатать каждому на парту
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”
Ф.И. Тютчев
V.Самостоятельная работа.
VI.Проверка работ
А теперь (по желанию) прочитаем несколько сочинений целиком.
Заслушивание одной - двух работ. 2 ученика читают сами.
VII. Итог.
Вот какие замечательные сочинения у нас получились! Нелегкое это дело — быть волшебником, но если постараться, то у нас все получится. Понравилось вам держать в руках волшебную палочку?
VIII. Рефлексия.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Все нарисуем – были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в земле и на земле.
- Нарисуйте красками ваше настроение после нашего урока, (на шаблоне бабочки)
IX. Домашнее задание: (на доску)
1 группа – творческое задание для тех, кто справился с работой: написать заметку в школьную газету о весне.
2 группа - дописать сочинение и подобрать стихотворения поэтов или произведения писателей на весеннюю тему (5-6 предложений записать в тетрадь).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка по написанию сочинения для учащихся младшего школьного возраста | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка по написанию сочинения для учащихся младшего школьного возраста
Подготовила:
учитель начальных классов
Корсакова Анастасия Васильевна
Курск, 2024
Тема: «Весна идет…»
Цели:
Обучающие:
- Научить составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений).
- Показать роль деталей в художественном описании.
- Продолжить формирование умения воплощать музыкальное содержание в слове и находить адекватные ему изобразительно-выразительные средства языка.
- Подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой.
воспитывающие:
– воспитывать самостоятельность;
– творческую активность;
– эстетическое восприятие произведений искусства;
– любовь к природе;
– воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.
- развивающие:
– развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
– развивать чувство прекрасного.
Оборудование: картины И. Левитана “Март”, “Весна. Большая вода” и аудиозапись пьесы П. И. Чайковского “Времена года. Апрель”, фонограмма «Голоса птиц», рисунки.
Ход урока.
- Орг. Момент
Здравствуйте, ребята! Я проведу урок русского языка. Урок будет творческий, а результатом нашей деятельности будет сочинение-миниатюра. Посмотрите, как ярко светит солнышко, как ласково оно нам улыбается! Улыбнитесь солнышку, друг другу. Садитесь.
- АОЗ
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Одновременно идет показ слайдов картин художников по теме «Весна».
Есть просто храм
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь.
-Какое настроение вызвали у вас музыка и эти картины?
-Хочется грустить или радоваться? Почему?
- Почему весна - одним из самых любимых времен года? (Весна – это символ пробуждения новой жизни. Много радости и веселья приносит людям эта чудесная пора).
- С помощью чего художники передают красоту природы весной? (разнообразием «теплых» красок)
- С помощью чего воспевают красоту весеннего пробуждения музыканты? (с помощью нот. В их композициях слышится светлая музыка, полная тепла и ласки)
- Назовите изменения в живой и неживой природе весной.
(по ходу ответов детей на доску вывешиваются рисунки деревьев, снега, реки, птичек, неба)
- Что получилось у нас? (Весенний пейзаж)
Фонограмма «Голоса птиц»
-Эти изменения мы видим в природе, а что мы слышим? (ответы детей)
- Работа над новым материалом.
- А как мы с вами можем описать красоту весенней природы?
Урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебником? Правда, здорово быть волшебником! Но для этого нам необходимо что? Правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться.
Итак, ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение П. И Чайковского, знакомились с содержанием картин художников, но все это писали мастера. Они настоящие волшебники. Однако волшебниками не рождаются, ими становятся. Давайте и мы с вами попробуем написать красивое сочинение. Для этого нужно лишь только очень постараться.
-Мы уже назвали несколько предметов (рисунки на доске), но они пока еще не звучащие, нам нужно попробовать оживить их.
Попробуем подобрать прилагательные (красочные определения) к записанным существительным, используя свой жизненный опыт, своё воображение. Помните, что вы волшебники, и слова должны быть волшебными, (работа в карточках). Это пригодится вам в конце урока.
Предметы | прилагательные | глаголы |
небо | ||
солнце | ||
река | ||
деревья | ||
день | ||
снег |
Физминутка!
Проверка по цепочке.
- Говорят, что весна, это утро года. Почему? (пробуждение природы)
- Вспомните: отчего вы сами просыпаетесь утром? (будильник зазвенел, мама разбудила, солнце в окно заглянуло...) а как вас мама будит? (дотрагивается до плеча, целует...) С помощью, какой части речи можно описать движение? (глагол) Подберите глаголы к словосочетаниям (вернуться к карточке)
- Сейчас мы создаем свой художественный мир. Как мы захотим, так все и будет. Захотим, чтобы день был веселый, яркий, прозрачный, - он будет таким. Захотим, чтобы снег был последним и лежал, съежившись, на солнце, - и произойдет чудо! Нужно только это написать. (Вы не забыли, что в ваших руках волшебная палочка?) Пока чудо не произошло, но все в ваших силах.
- Живописец рисует красками, а мы вместо красок используем слова.
- Итак, наша с вами задача - описать весенний день.
Перед вами листы - клише.
- Запишите предложения, используя слова в скобках, заполните пропуски.
Клише
(фраза, выражение, воспроизводимое по образцу)
1. С земли еще не сошел снег, а в душу уже___________________ (проситься, стучаться, заглядывать) весна. Земля мерзлая, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё чудесно!
2. Воздух прозрачен и свеж. Солнце____________ (светить, сиять, сверкать), и лучи его, играя и улыбаясь, ________________ (купаться, переливаться, играть) в лужах вместе с воробьями.
3. Река уже проснулась и не сегодня – завтра_______________ (зареветь, зашуметь, забурлить, тронуться).
4. Деревья еще не распустились, но уже живут и _______________ (дышать, качаться, проснуться).
5. Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ (ценить, любить, уважать) природу.
Проверка: Прочитайте предложения, которые вы написали.
- Какие красивые предложения у вас получились! А к какому стилю можно отнести ваши предложения?
- Вот и получилась у вас основная часть вашего сочинения.
- Какие части еще должны быть в сочинении? (вступление и заключение) - подсказка
- О чем будем говорить во вступлении? В заключении?
-Каждая часть пишется с красной строки.
IV. Письменная работа.
Стаи птиц под облаками кружат в синей вышине.
Вся природа пишет с нами сочиненье о весне.
Итак, задача нашего сегодняшнего урока - написать сочинение - миниатюру (4-6 предложений). А как вы понимаете значение этого слова? Если сомневаетесь, загляните в подсказку. Перед тем, как вы начнете работать, я хотела бы, чтобы вы послушали стихи великих мастеров слова.
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Белоснежные тучи толпами
В синеве на просторе плывут.
По груди у тебя полосами
Друг за дружкою тени бегут.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют-посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.
Еще в полях белеет снег, напечатать каждому на парту
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”
Ф.И. Тютчев
#1057;амостоятельная работа.
#1055;роверка работ
А теперь (по желанию) прочитаем несколько сочинений целиком.
Заслушивание одной - двух работ. 2 ученика читают сами.
VII. Итог.
Вот какие замечательные сочинения у нас получились! Нелегкое это дело — быть волшебником, но если постараться, то у нас все получится. Понравилось вам держать в руках волшебную палочку?
VIII. Рефлексия.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Все нарисуем – были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в земле и на земле.
- Нарисуйте красками ваше настроение после нашего урока, (на шаблоне бабочки)
IX. Домашнее задание: (на доску)
1 группа – творческое задание для тех, кто справился с работой: написать заметку в школьную газету о весне.
2 группа - дописать сочинение и подобрать стихотворения поэтов или произведения писателей на весеннюю тему (5-6 предложений записать в тетрадь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?» (Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста.)
Программа«Банкир, фермер иль портной…Кто же я буду такой?»(Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста.)...
Формирование самооценки у учащихся младшего школьного возраста
Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности - главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ шко...
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Развитие позитивной самооценки учащихся."
Данное занятие используется в работе с тревожными учащимися младшего школьного возраста и выполняет следующие задачи: снятие эмоционального и физического напряжения, повышение самооценки учащихся, пов...
Школьная перемена как одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста
•Школьная переменакак одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста•...
Инструкция "Как работать с памяткой" для учащихся младшего школьного возраста
Нe всегда на уроке у учителя найдётся время познакомить Вас с содержанием очередной памятки. Со многими из них Вы впервые встретитесь дома. От того, насколько правильно Вы научитесь работать с памятко...
Памятка по развитию внимания у детей младшего школьного возраста
Памятка по развитию внимания у детей...
Памятка " Развитие компьютерной аддикции у детей младшего школьного возраста"
Памятка для родителей....