Мероприятие для родителей «Креативность как ресурс преодоления трудностей»
консультация
Современный мир меняется стремительно. И на учебе, и на работе, и в быту человек раз за разом сталкивается с новыми ситуациями, в которых велика степень неопределенности, нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к успеху. Сегодня мы попробуем научиться справляться с такими ситуациями, опираясь на творческие способности.
Главных проявлений креативности два:
- возможность продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации,
- возможность создавать что-либо, обладающее новизной и оригинальностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mepropriyatie_dlya_roditeley.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект мероприятия по оптимизации детско-родительских отношений»
Выполнила: учитель-логопед
Бессольнова А.С.
Тема мероприятия: «Креативность как ресурс преодоления трудностей».
Целевая аудитория: родители обучающихся разных классов.
Цель мероприятия: научить родителей (детей) находить решения возникающих трудностей посредством креативности.
Задачи мероприятия:
- показать, что взаимопонимание в семье – главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи;
- осознание понятий «сотрудничество», «согласованность», «семейная атмосфера» и др.;
- развитие умений и навыков ведения диалога в семье, цивилизованных способов убеждения другого, нахождение решения в разных ситуация, с помощью креативных способов;
- формирование у членов семьи позитивной и креативной позиций при решении проблемных ситуаций;
Принципы:
- Принцип активности;
- Принцип исследовательской (творческой) позиции;
- Принцип постоянной обратной связи;
- Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения;
- Принцип добровольного участия.
Актуальность, целесообразность выбранного направления:
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития креативности и креативной деятельности. Жизнь современного человека становиться более разнообразной и сложной. Она требует от него не шаблонных, привычных действий и подходов, а гибкости, беглости, оригинальности и разработанности мышления (т.е. креативности) при решении актуальных задач, возникающих в процессе жизнедеятельности.
Творческому человеку легче адаптироваться в новых условиях, находить подход к любой насущной проблеме и достигать более высокой производительности труда.
Поэтому одна из основных задач современного образования в целом и общеобразовательной школы в частности заключается в воспитании и развитии творческой личности и способностей учащихся, в формировании у них инициативности, самостоятельности, развитии фантазии, а также универсального умения ставить и решать задачи. Все это определяет объективную актуальность темы представленного мероприятия.
Формат проведения: отработка практических упражнений, дискуссия, рефлексия.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Время проведения: 15-20 минут.
Раздаточный и вспомогательный материал: бумага, карандаши, ручки.
Содержание мероприятия
Вступление
Уважаемые родители, современный мир меняется стремительно. И на учебе, и на работе, и в быту человек раз за разом сталкивается с новыми ситуациями, в которых велика степень неопределенности, нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к успеху. Сегодня мы попробуем научиться справляться с такими ситуациями, опираясь на творческие способности.
Поле для проявления креативности – это не только виды деятельности, традиционно относимые к творческим (рисование, игра на сцене и т. п.), но любые жизненные ситуации, в которых присутствуют новизна и неопределенность.
Креативность в той или иной степени свойственна всем людям, а не является уникальным психологическим качеством. Конечно, степень ее выраженности может существенно различаться, однако у большинства людей она вполне достаточна для того, чтобы творчески подходить к решению жизненных проблем. Если этого не происходит, то проблема обычно не в отсутствии творческих способностей, а в их недостаточной «настройке», неумении ими пользоваться.
Креативность управляема и развиваема – ее можно активизировать и тренировать, в том числе и посредством специально смоделированных игровых ситуаций. Предлагаемые упражнения как раз и являются способом такой тренировки.
Упражнение «Смятый лист»
Описание упражнения. Участников просят вспомнить о какой-либо проблеме, решение которой они хотят найти, подумать о ней 2–3 минуты, после чего кратко, в 1–2 предложениях, описать ее суть. Когда эта часть работы завершена, каждый участник берет лист бумаги, сильно сминает его, а потом опять разглаживает. После этого участников просят внимательно рассмотреть этот лист, сконцентрировавшись на узоре, образованном линиями, по которым он был смят, и разглядеть в этом узоре какой-либо рисунок (2–3 минуты). Потом участники обводят карандашом тот рисунок, который им удалось разглядеть в узоре (5–7 минут).
Когда изображение готово, просят внимательно присмотреться к нему, еще раз перечитать выполненное ранее описание проблемы, а потом выдвинуть и записать как можно больше идей, ассоциаций о том, как сделанный рисунок может быть связан с поставленной проблемой и возможными способами ее решения. Необязательно это должны быть логически обоснованные идеи, тесно связанные по смыслу с изображением, – фиксируется все, что приходит в голову (4–6 минут).
Описанные выше этапы работы выполняются индивидуально. Далее участники объединяются в подгруппы по 4–5 человек, где поочередно демонстрируют свои рисунки, комментируют, что именно на них изображено, кратко рассказывают суть поставленной проблемы и делятся возникшими идеями о том, как изображение может быть связано с этой проблемой и способами ее решения. Если у участников, выступающих в роли слушателей, возникают еще какие-то идеи по этому поводу, они тоже делятся ими. Время работы – 4–6 минут на человека.
Психологический смысл упражнения. Техника имеет проективный характер: как правило, после размышления о проблеме и описания ее сути человек «видит» в хаотичном наборе линий, возникших при сминании листа, нечто связанное с этой проблемой и возможными способами ее решения. Осознание этой связи может позволить разглядеть проблему в новом, нетривиальном ракурсе, обнаружить неожиданный способ ее решения.
Обсуждение. Каждого из участников просят высказаться, что дала эта техника лично ему и в каких реальных жизненных ситуациях ее целесообразно применять. По желанию, несколько участников могут более подробно рассказать, в чем суть поставленной ими проблемы, продемонстрировать группе свой рисунок и поделиться идеями, возникшими благодаря ему.
Упражнение «Шаг к цели»
Описание упражнения. Упражнение направлено на конкретизацию действий, которые можно и нужно совершить для достижения поставленной цели. Участников просят нарисовать горизонтальный отрезок, отметить на нем 11 точек на равном расстоянии друг от друга и обозначить их цифрами от 0 до 10. Отрезок символизирует путь к достижению цели. Крайняя левая точка (0) обозначает ситуацию, когда цель не достигнута совершенно, крайняя правая (10) – ситуацию, когда цель достигнута полностью и наилучшим образом. Участников просят написать рядом с каждой из этих двух точек по нескольку слов, которые бы описывали, соответственно, наихудшее и наилучшее положение дел.
После этого участников просят оценить с помощью получившейся шкалы собственное положение дел – то, насколько они близки к цели. Участники отмечают соответствующую цифру и записывают рядом с ней несколько слов, описывающих текущее положение дел. А потом их просят нарисовать стрелочку от той точки, которая характеризует их теперешнее положение, к следующей. «Вот ближайший шаг на пути к вашей цели. Даже если цель пока достижима не полностью, хотя бы этот-то шаг совершить можно и нужно. Подумайте и запишите, что конкретно вы можете сделать, чтобы он совершился. И когда именно вы это сделаете».
Психологический смысл упражнения. Упражнение позволяет развивать умение конкретизировать цель в задачах, с пониманием шагов на пути к ее достижению, и переходить от размышлений к действиям. Часто человек не достигает желаемого не потому, что не обладает необходимыми предпосылками для этого, а потому, что цель кажется ему слишком глобальной, не «раскладывается» в его сознании на конкретные действия, которые можно и нужно совершить уже сейчас. Упражнения, подобные описанному, позволяют хотя бы частично преодолеть подобное ограничение.
Обсуждение. Каждый из участников озвучивает, что конкретно и когда он в результате выполнения этого упражнения решил сделать (стоит напомнить, что, как свидетельствуют психологические исследования, если о намерении заявлено публично, то резко возрастают шансы его реализации). После этого обсуждается, для чего и как подобные техники могут применяться при решении жизненных и профессиональных проблем.
Обсуждение результатов
- Что вам это(-и) упражнение(-ия) дало(-и)?
- Что вы получили полезного?
- Будете ли вы использовать это(-и) упражнение(-ия) для решения возникающих трудностей в дальнейшем?
Обратная связь
Мы с вами рассмотрели несколько вариантов упражнений, которые нацелены на обучение пользоваться собственной креативностью при решении реальных жизненных проблем, постановке и достижении целей. Упражнения демонстрируют, что креативность – это не просто «вещь в себе», а эффективный инструмент, который можно и нужно использовать в различных жизненных ситуациях.
Нахождение решения какой-либо задачи и проблемы может произойти неожиданно, через установление связей (ассоциаций). Попробуйте сказать детям, что трудности – это естественная ситуация, можно (нужно) не сосредотачиваться на них, а попробовать творческие способы их разрешения (например, посредством образного рисования). Продемонстрируйте им это все в виде игры.
Литература
- Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008 – 208 с.
- Грецов А. Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – Москва: Питер, 2011. – 414 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с родителями преодоления трудности чтения
Беседа с родителями преодоления трудности чтения...
Преодоление трудностей в процессе обучения первоклассников: рекомендации родителям.
Преодоление трудностей в процессе обучения первоклассников: рекомендации родителям....
План мероприятий (на учебный год) по взаимодействию семьи и образовательной организации в целях преодоления трудностей в обучении у детей с ОВЗ (дети с ЗПР и ОНР).
План мероприятий по взаимодействию семьи и образовательной организации в целях преодоления трудностей в обучении у детей с ОВЗ...
Три главных праздника в 1 классе, как помощь в преодолении трудностей адаптационного периода обучющихся и их родителей.
Дополнительный материал для более успешной адаптации....
Доклад «Трудности при взаимоотношении с родителями и пути их преодоления».
Взаимоотношение родителей и воспитателя.Формулирование общих с родителями целей и ценностей, касающиеся ребенка....
Психологические аспекты преодоления трудностей в обучении учащихся начальной школы в союзе с их родителями
В помощь родителям учащихся с трудностями в обучении....
Творчество как ресурс преодоления трудностей.
Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с постоянным обновлением т...