Творчество как ресурс преодоления трудностей.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с постоянным обновлением технологических процессов, появлением новых устройств и услуг, с разнообразием материалов, но главное с постоянным расширением процесса коммуникации между людьми. Освоение нового требует от человека творческого начала в преобразовании личного опыта, социальной мобильности. Требование креативности работника возникает в различных сферах профессиональной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_kak_resurs_preodoleniya_trudnostey.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Творчество как ресурс преодоления трудностей.
Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с постоянным обновлением технологических процессов, появлением новых устройств и услуг, с разнообразием материалов, но главное с постоянным расширением процесса коммуникации между людьми. Освоение нового требует от человека творческого начала в преобразовании личного опыта, социальной мобильности. Требование креативности работника возникает в различных сферах профессиональной жизни.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования нацеливают нас на формирование у обучающегося универсальных учебных действий, которые понадобятся для решения учебно – познавательных и практических задач. При этом ученик должен быть не только знаком с перечнем разнообразных алгоритмов выполнения заданий, но и уметь преобразовывать их, проявляя творчество.
Современных школьников мы часто называем - другое поколение. Они мыслят все быстрее, живут во все более расширяющемся потоке информации о событиях и фактах. Вот только удивляются все меньше. Меньше восхищаются, негодуют. Спокойны в однообразном круге интересов: компьютерные игры, общение в социальных сетях. Да и педагоги не спешат «погружать» детей в проблему, а значит, в мир творчества, а ведь «творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, способность человека созидать новую реальность».
В природе нет одинаковых цветов, животных, людей. Каждый человек индивидуален по-своему. Как мы отличаемся по внешнему виду, так и по своим способностям, памяти, восприятию, вниманию, развитию мышления. Задача учителя — увидеть даже в самом маленьком человеке индивидуальность, найти свой особый подход к каждому ученику.
Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает нас на решение ключевой педагогической задачи «научить учиться». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Одна из основных задач состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.
Рассуждая о творчестве в учебной деятельности, важно принять идею неадаптивной активности человека. Эта идея в свое время была высказана профессором Львом Моисеевичем Фридманом:
Развитие человека происходит только если на его пути встречаются препятствия и возникает дезадаптация, т.е. привычные способы выполнения заданий не работают. Эмоциональное проживание этой ситуации (если она не затягивается) толкает человека к поиску нового способа действия. Возможно методом проб и ошибок, возможно через научение… Найденный способ позволяет осуществлять деятельность на новом, более высоком уровне. Поиск нового способа – способа преодоления трудности и есть творчество.
Главной целью учебного процесса Л.М. Фридман считает воспитание всесторонне развитой и социально зрелой личности. Для реализации этой цели учебный процесс должен строиться в соответствии с рядом принципов.
Принцип самостоятельности в учебном процессе предполагает его организацию таким образом, чтобы учащиеся принимали непосредственное участие в целеполагании своей деятельности, а цели обучения, задаваемые извне, становились бы их собственными, личными целями. В этом случае учащиеся чувствуют себя полноправными субъектами этого процесса, свободными в творческом достижении принятых ими целей деятельности, которая при этом приобретает характер самодеятельности, становится потребностью. Принцип самостоятельности определяет мотивационно-потребностную сферу учения.
Принцип самоорганизации характеризует операционную сторону учебного процесса. Исходя из этого принципа, учитель не учит, а помогает учиться. Он создает необходимые условия для формирования умений и навыков рационального учения, самостоятельного выполнения не только учебно-тренировочных действий, но и творческой самостоятельной учебной деятельности.
Принцип развития определяет ряд требований к организации учебного процесса: опираться на возрастные и индивидуальные типологические особенности учащихся, учитывать их; развивать потребность в преодолении посильных трудностей, в овладении новыми способами действий, новыми умениями и навыками; ориентироваться на зону ближайшего развития с учетом достигнутого уровня актуального развития; направлять учебный процесс на формирование социальной зрелости каждого ученика.
Принцип коллективизма устанавливает, что центральной, ведущей формой организации учебного процесса является коллективная (групповая, парная) форма.
Принцип психологического обеспечения предполагает эмоциональное удовлетворение каждого ученика и создание тем самым мотивации учения.
Основной целью моей педагогической деятельности является формирование у детей умения учиться, применение сформированных УУД, развитие интеллектуальных, логических и творческих способностей у детей на уроках и во внеурочной деятельности. Особенно эффективно такие условия создает содержание учебного предмета «Технология».
Специфика предмета «Технология» и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлены:
• ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности;
• возможностями формирования действий моделирования и планирования;
• специальной организацией процесса отработки предметно-преобразовательной деятельности обучающихся, которые основаны на умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане, осознать содержание выполняемой деятельности;
• широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы;
• формированием первоначальных элементов ИКТ-компетентности обучающихся.
Изучение технологии обеспечивает реализацию следующих целей:
• формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
• развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности обучающегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
• развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия); контроль, коррекция и оценка;
• развитие планирующей и регулирующей функций речи;
• развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
• развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;
• формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации;
• ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением;
• формирование ИКТ-компетентности обучающихся, включая ознакомление с правилами жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу познания учения, к состоянию неполного знания и другим аспектам.
Таким образом, Уроки технологии – это важнейшая возможность ведения систематической работы по формированию у школьников универсальных учебных действий, нравственных качеств личности, развитию творческих способностей, воспитанию трудолюбия.
Уроки технологии в первом классе показывают, что дети еще недостаточно хорошо владеют рабочими инструментами, не все имеют достаточный уровень развития моторики, пространственного восприятия. Из этого я сделала вывод: необходимо свои уроки технологии выстроить так, чтобы каждый ребенок получил возможность самостоятельно осуществлять свою деятельность на доступном уровне и при помощи учителя осваивать новые способы работы. В процессе обучения стараюсь создать для детей такую обстановку, чтобы каждый почувствовал себя первооткрывателем, гением, смог реализоваться как личность, создав своё, непохожее на другие творение. Многие дети практически не умеют фантазировать или боятся этого, хотя, по моему мнению, творческого потенциала достаточно в каждом ребенке. Пытаюсь натолкнуть их на творческие идеи, но ни в коем случае не подсказываю.
В классе всегда есть дети, которым нужна помощь. Если у ребенка нет собственной идеи, разрешаю пройти и посмотреть работы других, всё равно он не сделает точную копию.
К каждому уроку технологии ставлю задачи:
- развивать у детей творческое воображение, умение в обычном видеть необычное;
- пробуждать интерес к современным инструментам логических и творческих задач.
Уроки технологии и занятия во внеурочной деятельности провожу в различных формах (мастер-классы, творческие мастерские, КТД, проекты, инсценировки, выставки работ). Это может быть коллективное создание работы, когда обучающиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант.
Несколько уроков объединяю в серию: на первых уроках – это мое творчество и логика, т. е. я учу, что и как делать по принципу «делай, как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, где учащиеся проявляют свою самодеятельность, применяя сформированные универсальные действия.
Стараюсь подбирать интересные и понятные для ребят темы для творчества. От выбора содержания учебного материала зависит успех всего урока, его возможности заинтересовать обучающихся новизной и оригинальностью. Это позволяет сформировать у младших школьников положительную учебную мотивацию. Создать мотивацию успешности в работе помогают советы сделать сюрприз своим близким: подарить к празднику изготовленную своими руками вещь. При этом обращаю особое внимание на трудоемкость того или иного изделия.
Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся. При работе над будущим изделием ученику следует выбрать оптимальный для него способ достижения цели. Если хочет, пусть осваивает новый вид рукоделия и достигает в нём необходимого мастерства, не хочет – выполняет изделие в другой, знакомой технике.
Решая любую проблему, ученик может идти двумя путями:
- применять типовые решения, общепринятые схемы (базовый уровень);
- изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы выполнить по-новому своеобразно (повышенный уровень).
Каждый ученик вправе выбирать свой путь работы. И радостно, когда второй путь выбирает большее количество детей.
Чтобы уроки технологии были уроками творчества, на них стараюсь воссоздать такие условия, как атмосфера поиска, отсутствия боязни быть непонятым или осмеянным. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предлагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения, поскольку в каждом образце так или иначе проявится индивидуальность исполнения.
Дети сами придумывают декор, выбирают материал, расцветку и составляют композиции для оформления изделия. А мне остается только помочь ребятам воплотить их необычные замыслы. Творческий, самостоятельный поиск решений увлекает ребят, и это надо активно поддерживать. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда яркая и броская, но может быть скромной и неброской.
Работа с бумагой, будь то рисование, оригами, создание аппликации или объёмных фигур, является превосходным средством для развития у детей творческой смекалки и фантазии. Чаще всего дети пытаются отразить на бумаге то, что им интересно, поэтому ограничивать их в проявлении творчества не нужно. Если ребенку нравится рисовать или клеить из бумаги одно и то же, это не говорит о том, что у него неразвитая фантазия. Возможно через множество версий одного и того же ребенок просто пытается выразить свое настроение, свое отношение к понравившейся теме или даже подсознательно ищет идеальную форму.
Конечно, не у всех детей получаются идеальные работы, но похвалить за смекалку, выдумку, творчество нужно каждого. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Пусть каждый ребёнок чувствует себя автором, творцом, созидателем. Только при таком подходе ребёнок вновь захочет выполнять другую работу, похожую или непохожую на эту.
Вопросы детей «У меня красиво получилось?» часто слышит каждый взрослый, который старается понять ребенка, ввести его в мир творчества, фантазии. Дети очень любят рассматривать свои рисунки, аппликации, поделки. Они могут возвращаться к своим творениям неоднократно и находят в них все новые и новые привлекательные подробности. Ребенка интересуют не только созданные им изображения, но и то, как к ним относятся взрослые. Не правы те, кто считает, что дети рисуют и конструируют для себя, а мнение окружающих их не интересует. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского творчества. В начальной школе просмотр и анализ детских работ необходимо проводить после каждого занятия. Во – первых, им это нравится, а во – вторых позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задумываться над тем, что у него получилось, как работа выглядит среди работ других детей, как оценивается.
Даже изображая один и тот же предмет, каждый передает его по – своему. Если дети вырезали и наклеивали цветы, они обязательно получатся разными по цвету, по величине, по форме. Иногда причиной различий может быть всего лишь недостаточно сформированное умение пользоваться ножницами. Но не стоит упрекать ребенка за неудачу, ведь навыки вырабатываются постепенно, а замечания и недовольство взрослых лишь усугубят неумение. Гораздо полезнее расценить это как непохожесть изображений, а для себя сделать вывод о необходимости поупражнять детей в работе ножницами.
Собранные вместе аппликации по декоративному художеству выглядят эффектно, красиво. Учитель вместе с детьми рассматривает их работы, побуждая их к рассказам и оценкам. Таким образом, ребята продолжают учиться решению изобразительных задач. Очень важно, чтобы дети могли полюбоваться созданными изображениями, порадоваться общему результату. Для того чтобы научить детей оценивать свои работы и работы своих товарищей, все творения нужно помещать на доску, на специальный выставочный стенд. Не допустима такая практика, когда учитель сам отбирает несколько хороших и несколько плохих неудачных работ и показывает их. В этом случае дети ничего выбирать не могут, выбор сделан за них. Продумывая, что сказать о выбранном им изображении, ребенок выделяет и осознает понравившиеся ему качества рисунка, аппликации, лучше запоминает их и может по – своему использовать в дальнейшем. При этом разговор должен быть свободным, непринужденным, живым; учитель мягко способствует непосредственному общению детей.
Просмотр и анализ детских работ проходят более живо, эмоционально, приподнято, интересно, если начинаются с чтения соответствующего теме стихотворения или пения песенки.
Одним из важных средств поощрения и развития детского творчества являются разнообразные выставки детских работ. Их следует систематически организовывать на выставках в школе, дворцах творчества: зале, классе, вестибюле, в коридорах и переходах. При этом необходимо выставлять произведения всех детей, а не только тех, кто хорошо владеет навыками творческой деятельности. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, является украшение зала к различным праздникам. И досугам. Такие выставки радуют и детей, и родителей.
Каждой поделке необходимо придавать практическое назначение: она должна стать либо наглядным пособием, выставочным экспонатом, подарком к празднику или любимой игрушкой. Зная о практическом применении своих поделок, дети работают особенно увлеченно и старательно и получают хороший результат, а это создаёт положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение ребенку.
Одним из этапов творческой деятельности является демонстрация результата. Это создает положительную мотивацию для завершения работы, для достижения качественного результата, формирует самооценку.
Творческие работы обучающихся индивидуальны, в каждой виден характер ребенка, его отношение к миру. Успешность выполненной работы вызывает гордость за свой труд и формирует уверенность в собственных силах. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, оценивать и сравнивать свое творчество с творчеством одноклассников, поэтому каждую неделю обновляем выставку лучших работ в классе. Это стимулирует к дальнейшей деятельности, а стимулирование также является неотъемлемой частью формирования УУД, так как правильные стимулы рождают положительные мотивы. Мотивация ребенка значительно влияет на успешность и становление личности в целом.
Ребенку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания. Я стараюсь научить детей закономерностям изготовления поделки, ведь тогда они смогут самостоятельно изготовить её ещё не раз.
Проводимая мною работа позволила достичь следующих результатов: эстетично-оформленный чистый кабинет, регулярно обновляемые выставки детских работ, красивые и оригинальные подарки родным и близким, сделанные своими руками, а также сформировать умение детей следить за собой, контролировать свой внешний вид, состояние учебных принадлежностей, рабочего места. Я вижу результат своей работы в заинтересованности детей к творчеству и труду, в стремлении узнать новое о незнакомом материале или инструменте, в преодолении своего нежелания, неуверенности, лени, в умении заставить себя работать не потому что легко, а потому что хочется создать самому что-то красивое и необычно своими руками.
Результаты участия в выставках и конкурсах позволяют сформировать у детей адекватную самооценку, устойчивый интерес к труду и способность к их дальнейшей социальной адаптации.
Творчество – это, прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, только в этом случае можно создать что-то новое. Бесталанных детей нет. Важно только научить их раскрывать свои способности, верить в себя. Это задача каждого учителя.
Представленный опыт интересен тем, что позволяет рассмотреть особенности активных форм и методов работы на уроках и во внеурочной деятельности. А активными являются такие методы и формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход, развиваются творческие способности каждого ученика.
Дети не боятся ошибиться, экспериментирует, активно ищут пути и способы реализации своих возможностей. Поэтому и я стараюсь постоянно самообразовываться, нахожусь в активном творческом поиске и постоянно убеждаюсь: сколько нового, интересного можно сделать своими руками.
Я – Учитель, который ценит возможность детей создавать свой творческий мир - мир радости открытий.
Из года в год, из часа в час,
Я вижу много детских глаз,
Всегда надеясь на взаимность.
Своей профессией горжусь!
Уходят дети – это минус,
Всё остальное – это плюс!
И ради них вся жизнь моя,
Забыто все: враги, друзья…
Без колебаний в бездну ринусь!
К вершинам мастерства стремлюсь,
Не хватит жизни – это минус,
Но я учитель – это плюс!
«Креативность (творческость) – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» (Е.П.Торранс).
Приложение1
Пути решения проблем | Год обучения | ||
2019- 2020 | 2020-2021 | 2021-2022 | |
Всего обучающихся | 24чел. | ||
| 21 | 17 | 15 |
| 3 | 7 | 9 |
Участие в выставках конкурсах
год | Внутри класса | школьные | городские | Онлайн, всероссийские |
2019 - 2020 | 13 | 5 | 5 | 2 |
2020-2021 | 18 | 9 | 7 | 6 |
2021-2022 | 21 | 15 | 12 | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление трудностей обучения письму и чтению в начальной школе
Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей необходимо понять, как помочь ученику, а для этого нужно знать, что представляет собой процесс письма...
Беседа с родителями преодоления трудности чтения
Беседа с родителями преодоления трудности чтения...
Преодоление трудностей в процессе обучения первоклассников: рекомендации родителям.
Преодоление трудностей в процессе обучения первоклассников: рекомендации родителям....
"Преодоление трудностей в овладении чтением как средство развития положительной мотивации"
За годы работы я не раз сталкивалась с проблемой низкой техники чтения у учащихся, а ведь чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребенка....
Система работы по предупреждению и преодолению трудностей учения ( с использованием нейропсихологических методов)
Система работы по предупреждению и преодолению трудностей учения....
Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и сохраняются позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов – коррекционная работа должна быть построена
Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и сохраняются позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их ...
Мероприятие для родителей «Креативность как ресурс преодоления трудностей»
Современный мир меняется стремительно. И на учебе, и на работе, и в быту человек раз за разом сталкивается с новыми ситуациями, в которых велика степень неопределенности, нет заранее известных способо...
- Мне нравится (1)