Профессия дефектолог. Кто такой дефектолог?
статья
Статья-интервью написана для газеты. В ней содержатся ответы на основные вопросы родителей, которые впервые встречаются с учителем-дефектологом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 389.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессия дефектолог. Кто такой дефектолог?
Сегодня во всем мире растет число детей с различными нарушениями в развитии, которые нуждаются в помощи специалистов различного профиля. Родители часто задают вопрос: “К кому обратиться в случае наличия у ребенка тяжелого нарушения речи, к логопеду или дефектологу?” Подобные вопросы могут возникать из-за того, что родители не совсем правильно представляют себе работу этих специалистов. И сегодня мы об этом поговорим с практикующим дефектологом МБУ г. Мценска «ППМСП – Центр» - Дианой Манкулиевой.
1. Диана, расскажите, пожалуйста, кто такой дефектолог?
За многие годы своей трудовой деятельности я часто сталкиваюсь с подобными вопросами родителей. Прежде всего, хочу пояснить, что дефектология – это наука о психофизических особенностях детей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их воспитания и обучения.
Соответственно, дефектолог (коррекционный педагог, специальный педагог) – это специалист, в компетенцию которого входит работа с детьми, обладающими теми или иными психическими или физическими недостатками. Сразу хочу отметить, что дефектолог не является врачом, но эта специальность находится на пересечении медицины и педагогики.
2. Зачастую родители путают логопеда с дефектологом и наоборот. В чем разница между этими двумя профессиями?
Основное отличие – это сфера компетенции специалиста.
Учитель - логопед – это специалист, занимающийся профилактикой, диагностикой и коррекцией нарушений речи у ребенка. Также логопед должен уметь устранять речевые нарушения у детей с сочетанными патологиями, например, нарушения речи у детей с ДЦП, умственной отсталостью, задержкой психического развития (ЗПР).
Активизация речи у неговорящего ребенка – это прерогатива логопеда. Дефектолог в данном случае может помочь лишь с адаптацией и с формированием начальных навыков учебной деятельности, но не ликвидирует проблему отсутствия речи. В случае отсутствия речи нельзя ждать наступления 4-5-летнего возраста, а следует начинать логопедические занятия как можно раньше.
Основной же задачей в работе учителя - дефектолога является коррекция (исправление проблемы) и компенсация (возмещение) недостатков развития, которые существуют у ребенка.
Дефектолог в узком значении – это чаще всего олигофренопедагог, который работает с детьми, имеющими задержку психического развития, олигофрению (умственную отсталость), ДЦП, аутизм, а также сложную структуру дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно). Простому обывателю кажется, что дефектолог работает только с детьми, у которых наблюдаются физические и психоэмоциональные отклонения. Это не совсем так. В обязанности специалиста входит и подбор методик для детей с проблемами успеваемости, понимания предметов в школе.
Таким образом, в первую очередь учитель - дефектолог работает над развитием психических процессов (мышления, разных видов восприятия, внимания, памяти), формированием навыков игровой, учебной деятельности и социально-бытовой ориентировки.
Еще раз повторю, что в обязанности дефектолога не входит коррекция тяжелых нарушений речи.
3. Диана, когда нужны занятия логопеда, а когда - дефектолога?
Занятия логопеда нужны в тех случаях, когда у ребенка имеется нарушение речи. Занятия дефектолога необходимы в случае, если у ребенка имеется первичное (ЗПР, умственная отсталость) либо вторичное (как следствие тяжелого нарушения речи) отставание в развитии познавательной деятельности (мышления, внимания, памяти и т.д.). Занятия с дефектологом также рекомендуются детям, у которых есть стойкие затруднения в овладении математикой (дискалькулия).
Детям, не имеющим нарушений познавательной деятельности, в занятиях с дефектологом необходимости нет.
И в завершение хочется сказать:
Уважаемые родители! Помните, что ваш ребенок нуждается в вашей вере в его маленькие на первый взгляд победы, в вашей бесконечной любви к нему. Не забывайте поощрять его за самые «незначительные» (для вас) успехи, учите преодолевать трудности. А мы, специалисты МБУ г.Мценска «ППМСП-Центр», всегда готовы прийти вам на помощь. Ждем вас по адресу: г. Мценск, ул. Ленина, д. 15. , тел.2-89-12
Желаю удачи вам и вашим детям!
Д. Манкулиева, учитель-дефектолог
МБУ г.Мценска «ППМСП-Центр»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/07/picture-13372.jpg)
Что такое профессия. Какие бывают профессии. (игровой час)
Выявить уровень знаний учащихся о профессиях; развить интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда. Используя загадки, пословицы, иллюстрации расширить знания детей о профессиях. При пом...
Классный час по теме:"Что такое профессия.Какие бывают профессии" 1 класс
Классный час предназначен для обобщения знаний обучающихся о профессиях,содержит игры "Закончи пословицу","Аукцион", "Отгадай загадку"...
Внеклассное занятие по теме: «Профессия. Что это такое?»
Профессия-это труд, которому человек посвящает свою жизнь. О некоторых, самых распространенных, мы с вами поговорим. Поговорим о том, как возникли профессии. Профессии возникли тогда, когда появ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/23/picture-1307790-1611405923.jpg)
Консультация учителя - дефектолога "Что такое познавательная деятельность"
Консультация учителя - дефектолога...
КРЗ с дефектологом 1 класс "Мир профессий"
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися 1 класса с ЗПР...
Консультация "Удивительная профессия учитель-дефектолог"
Консультация "Удивительная профессия учитель-дефектолог"...