Консультация "Удивительная профессия учитель-дефектолог"
консультация
Консультация "Удивительная профессия учитель-дефектолог"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Удивительная профессия учитель-дефектолог" | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
"Удивительная профессия – дефектолог!" (из опыта работы)
Разделы: Коррекционная педагогика
Дефектология – наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах и формах организации их воспитания и обучения.
Дефектология тесно связана с такими науками как: психология, медицина, педагогика и др.
Учитель-дефектолог проводит занятия по ФЭМП, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, обучению грамоте, чтению, игре, конструированию.
Основные цели занятий с учителем-дефектологом:
- создание положительной мотивации к обучению;
- восполнение дефицита общих знаний, знаний по ФЭМП, развитию речи, обучению грамоте, чтению, игре, конструированию;
- осуществление начального этапа коррекции.
Основные направления моей работы
Должностные обязанности
Учитель-дефектолог:
- Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся.
- Обследует обучающихся, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.
- Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся.
- Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
- Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки.
- Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
- Ведет необходимую документацию.
- Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
- Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
- Реализует образовательные программы.
- Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.
- Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о правах ребенка.
- Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
- Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
- Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
- Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
- Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
Организация работы
Основная деятельность учителя-дефектолога в нашей школе направлена на детей с задержкой психического развития, которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и в специализированных условиях обучения. Этим учащимся обеспечивается дефектологическое сопровождение, которое подразумевает включение работы специалиста во все сферы учебно-воспитательного процесса.
Содержание работы специального педагога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, учителям, администрации школы в форме рекомендаций.
В качестве основных организационных принципов работы следует выделить следующие:
1) Использование комплексного подхода к диагностике, коррекции и реабилитации, основанного на соблюдении принципа единства диагностики и коррекции. Диагностическая работа специального педагога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Очень важна процедура проведения обследования. Обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, при отсутствии шума и посторонних людей, общение – легкое, голос негромкий. Если ребенок не сразу выполнил тест, следует повторить его, дать инструкцию другими словами, если опять не получается – дать образец выполнения.
При обследовании обязательны перерывы для активного или пассивного отдыха. При активном отдыхе возможны: двигательные упражнения, рисование, игра. При пассивном – ребенку можно сказать: «Отдохни», – и понаблюдать за его отдыхом (незаметно). Необходимы также:
- Создание интереса у ребенка к обследованию и материалу. (Отсутствие интереса может привести к неправильным выводам о возможностях ребенка);
- Создание атмосферы сотрудничества и контакта с ребенком;
- Создание нормальной речевой среды: исследование должно идти на фоне «немногословия» педагога.
Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, логопедическими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях специалистов школы.
Обследование проводится в начале и в конце года, для обследования детей и наблюдения за динамикой развития используется протокол обследования.
Для данного протокола были разработаны критерии оценки, к каждому из параметров обследования, чтобы прослеживать динамику отдельных компонентов развития в «бальном» соотношении. Баллы подсчитываются и создается шкала динамики развития ребёнка.
2) Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений.
Мозаичность поражения центральной нервной системы при задержке психического развития приводит к значительной неоднородности нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ребенка, к выраженной неравномерности формирования разных ее сторон и определяет необходимость дифференцированного подхода в работе специального педагога по преодолению школьных трудностей учащихся.
В коррекционной работе дефектолога выделяются приоритетные направления (одно или несколько), которые в первую очередь необходимы для компенсации состояния. По этому основанию происходит комплектование групп учащихся для проведения индивидуальных занятий.
3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». Содержание занятий строится в рамках ведущей деятельности младшего школьного возраста, на материале, соответствующем требованиям школьной программы.
Коррекционно-развивающие упражнения подбираются таким образом, чтобы, с одной стороны, они были бы доступны для выполнения учащимися, а с другой – уровень их сложности позволял бы активизировать потенциальные возможности ребенка. На занятиях должны широко использоваться различные виды помощи – от минимальной до максимальной и как можно больше наглядного материала. Наглядный материал можно создавать совместно с учащимися, например на занятиях по развитие мелкой моторики.
4) Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов, характер которого определяется структурой нарушения и первоочередными задачами коррекционного воздействия. В процессе комплексной диагностики (психолога, дефектолога, логопеда, врача) выявляются учащиеся, нуждающиеся в помощи специалистов, в том числе учителя-дефектолога. В случаях, когда ребенок нуждается в помощи двух и более специалистов, составляются комплексные программы его развития, которые должны предусматривать приоритетные направления коррекционной работы каждого специалиста, суммарную нагрузку на учащегося, рекомендации педагогу и родителям.
5) Организация динамического наблюдения за развитием учащегося, которое проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решаются задачи дифференциации сходных состояний нарушений развития, выявляются дети, не подлежащие обучению в системе ККО.
6) Систематическое проведение соотносительного анализа состояния сформированности учебных знаний, умений, навыков и психофизического развития ребенка. Сопоставление реальных учебных достижений ребенка с развитием познавательной сферы позволяет корригировать коррекционные программы, намечать «обходные пути» (по терминологии Л.С. Выготского) в обучении, варьировать приемы работы педагога, выбирать адекватные формы обучения в каждом отдельном случае.
Содержание деятельности специального педагога обеспечивает решение следующих задач:
- выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка;
- составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМПк;
- составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка;
- выявление детей, имеющих проблемы в обучении для осуществления специального коррекционного воздействия специалистов: дефектолога (учебная и познавательная деятельность); логопеда (речевая деятельность); психолога (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие);
- выявление детей, не подлежащих обучению в системе ККО;
- динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
- отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся;
- консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, имеющих трудности в обучении, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя-дефектолога: диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно-просветительское и профилактическое, организационно-методическое.
Помимо традиционных направлений дополнительно выделено аналитическое, которое определяет междисциплинарное взаимодействие специалистов и позволяет корригировать программы занятий учителя-дефектолога в соответствии с достижениями учащихся. Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах составляет 5 человек в зависимости от степени выраженности нарушения.
Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, а индивидуальные занятия длятся 20 минут. Занятия с каждой группой проводятся 2 раза в неделю, а индивидуальные занятия 2 раза в неделю. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражается в журнале учителя-дефектолога, разработанном в свободной форме, так как пока официального журнала не существует.
Учёт посещаемости | Фамилия, имя | Класс | Дата | Тема занятия | Примечание |
Данный журнал разработан в процессе работы, чтобы в нём была возможность отразить все нюансы, необходимые для специалиста.
Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста. Однако занятия могут проводиться и с учащимися 5-9 классов – с теми школьниками, которые уже посещали занятия дефектолога, но в связи со стойкостью нарушения нуждаются в продолжении коррекционной работы. Предпочтение в коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер. К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др.
Примеры заданий вызывающих наибольший интерес в процессе занятий.
В своей работе я делаю большой акцент на наглядный материал и практическую деятельность в варианте зарисовок.
- Например: при изучении с детьми темы «Времена года» детям предлагается в напечатанном варианте наклеить в тетрадь общую тему и затем подтемы, которые будут изучаться на протяжении нескольких занятий (Времена года, осень, зима, весна, лето). А признаки каждого времени года обговариваются с детьми после прослушанного материала и предлагается зарисовать их в тетради. И уже на следующих занятиям детям очень просто вспомнить тему, очерёдность времён года и признаки по своим тетрадям. Так как учащиеся первых классов практически не владеют навыками письма и чтения.
- При тренировках решения примеров, предлагаю следующий вариант работы, который широко используется в практической деятельности. Детям на уроках итак надоедает простое решение примеров, а ещё их нужно решать у специального педагога и дома. Это тяжело. Поэтому можно выполнение математических операции обыграть следующим образом. Предлагается нарисованный персонаж, во все части рисунка вписываются необходимые примеры. А ответ, который получается, служит определённым цветом, чтобы персонаж «ожил». Детям очень нравится данный вид работы, и решение примеров не приносит такую тягость.
- Также работает следующий вид упражнения. Предлагается «КРОССВОРД» в картинках, для детей постарше можно сделать словесный. Ребёнок заполняет его, опять же тут отрабатывается внимание, мышление, грамота. Затем предлагается сделать паузу и дать ребёнку разукрасить картинки. После чего предложить отработку состава числа.
- Для коррекции письменной речи широко использую работу с различными видами диктантов : зрительный предупредительный диктант, слуховой предупредительный диктант, объяснительный диктант, выборочный диктант, творческий диктант с широким спектром различных видов работ, диктант «проверяю себя», диктанты-молчанки по картинкам с различными видами работ.
Данный вид работы обладает широким спектром развития не только письменной речи, но и всех высших психических функций.
- Большой интерес в проведении занятий вызывают у детей выполнения учебных заданий в процессе ролевых игр. Например, игра – «Универсам». Ребёнок получает определённую роль, в данном случае это роль продавца, он входит в эту роль как настоящий артист и соответственно приобретает и запоминает больший объём информации и знаний +получает огромное удовлетворение от занятия.
Также к этому же виду работ относится моё любимое занятие, где дети выступают в роли автора-оформителя своих собственных рабочих тетрадей с, которыми они будут встречаться в течении всего учебного года. Я обклеиваю детям белой бумагой, обычную тетрадь, это вызывает у них безумное удивление. И только при получении инструкции и объяснения задания наступает кульминация. Дети испытывают безумную гордость за себя и, приходя на занятия, начинаю рыться в тетрадях, ища свою собственную авторскую рабочую тетрадь.
В проведении своих занятий я приветствую использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Применение ИКТ на уроках усиливает – положительную мотивацию обучения – активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Различные тесты, задания на развитие высших психических функций позволяют более эффективно заложить в ребёнка необходимую информацию. Использование ИКТ повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе, а самое важное вносит радость в жизнь ребенка, чем позволяет более осознанно воспринять материал.
И в конце хочу добавить, что с удовольствием стараюсь использовать поощрительный момент на занятиях. Так как кабинет оснащён различными видами специального оборудования, вызывающего большой интерес у малышей.
Дети с первого занятия просят поиграть в сухом бассейне, побегать по дорожке и др. Поэтому изначально ставится установка, что наличие свободного времени будет зависеть от эффективности занятия. Благодаря чему дети стараются, с большой охотой идут на занятия получают от них, как мне кажется, удовольствия и приобретаю с каждым разом новые знания, умения и навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй
Представляю систему работы учителя – дефектолога с семьёй по развитию коммуникативных умений...
Cохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках учителя-логопеда и учителя-дефектолога
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе – неотъемлемая часть педагогического процесса, а особенно коррекционной работы. Каков психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или п...
Консультация учителя-дефектолога для родителей на тему- "Мелкая моторика это интересно"
Консультация учителя-дефектолога для родителей в начальной школе....
Консультация учителя-дефектолога для учителей на тему - "Что такое познавательная сфера или почему ребенок медленно думает".
Консультация дефектолога для учителей....
Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната
Выступление на педсовете: «Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната»....
Консультации учителя-дефектолога для педагогов и родителей
Консультация учителя-дефектолога для педагогов и родителей...
Консультация учителя - дефектолога "Что такое познавательная деятельность"
Консультация учителя - дефектолога...