Особенности организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Мартехина Татьяна Анатольевна

В статье представлен материал об организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в рамках деятельности структурного подразделения образовтельного коррекционного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл martehina_statya.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Т.А. Мартехина

В настоящее время большое внимание уделяется психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с данным направлением реформирования системы образования в нашей области на базе нашего Центра создана Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Организация  работы с такой категорией детей решается путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий по  созданиюусловий для развития, обучения и социализации личности каждого ребенка через следующие задачи:

  • квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка;
  • организация коррекционной работы с детьми, учитывая их индивидуальные особенности;
  • включение инновационных педагогических и здоровьесберегающих технологий в организацию ППМС сопровождения специального (коррекционного) образовательного процесса
  • создание максимально благоприятных условий для активизации адаптационных механизмов детей с ОВЗ и их успешной социализации
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
  • совершенствование системы оказания коррекционно-педагогической и психологической поддержки семьям в вопросах воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ.

В Службе работают  высококвалифицированные специалисты: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, инструктор по адаптивной физической культуре, социальные педагоги, медицинская сестра по массажу, врач-педиатр, педагог дополнительного образования, юрисконсульт.

Первой ступенью ознакомления детей и родителей с центром является отделение первичной диагностики. Здесь специалисты осуществляют сбор данных, внесение в электронную базу данных, выявляют  причины обращения. Родители заполняют анкеты и получают направление к специалистам, маршрутную книжку. За последний  учебный  годв отделении первичной диагностики принято   323ребенка, из них 205 детей-инвалидов, 118 детей с ОВЗ.

Специалистпроводит обследование, дает заключение и заполняет необходимую документацию, составляет план реабилитации ребенка, семьи.

В случае необходимости проводятся коррекционно-развивающие занятия, родителям для занятий с ребенком выдаются рекомендации.

Специалисты работают не только с детьми, но и с их родителями.

В Центре оказываются такие услуги, как:

  • «Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Коррекционно-развивающие занятия с  детьми с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Лечебно-профилактическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Реабилитационная досуговая  деятельность ребенка в образовательном  пространстве»;
  • «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с целью профилактики зависимости от психоактивных веществ»;
  • «Школа для родителей»;
  • «Консультирование родителей   по психолого-педагогическим  и медико-социальным проблемам  детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Информационно-методическое обеспечение деятельности специалистов и педагогов по выявлению и сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Профессиональная поддержка деятельности специалистов, работающих по CBR- технологии».

Для коррекционно-развивающей работы с детьми оборудована сенсорная комната. Работая в сенсорной комнате с детьми, специалисты помогают снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды, которая создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность.  Используются приемы арттерапии, музыкатерапии, ароматерапии, дыхательной гимнастики. В кабинетах психологов и дефектологов для занятий  используется оборудование с элементами Монтессори. Занятия направлены на развитие познавательной сферы и формирование учебных навыков. Благодаря материалу Монтессори достаточно быстро удается достичь положительных результатов, которые являются основой обучения ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. В результате проведенной работы у детей появились изменения в развитии познавательных способностей: улучшились память, внимание, мышление, речь и воображение, снизился уровень повышенной тревожности

Физкультурная работа и занятия по адаптивной физкультуре  осуществляются под медико-педагогическим контролем. Специалисты используют  общеразвивающие и корригирующие упражнения, подвижные игры, элементы ЛФК, ритмики. Особое место отводится упражнениям на развитие координации движений и двигательной активности, коррекцию физических отклонений у детей.

Таким образом, Служба ППМС сопровождения оказывает детям и подросткам разнообразную квалифицированную помощь, рассчитанную на детей разного возраста, с различными нарушениями развития, поведенческими и личностными проблемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обуче...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Для успешного освоения знаний необходимо, чтобы все органы чувств функционировали нормально. Практика показывает, ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети  с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ– это дети, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии.  Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние...

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу в условиях ФГОС НОО....

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Выступление на районном методическом объединении учителей логопедов и педагогов-психологов Инсарского района...

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...

Статья «Особенности обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Если вы удачно выберите труд и вложите в неговсю свою душу, то счастье само отыщет вас»К. Д. Ушинский....