Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10
статья на тему
Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сопровождение детей с овз | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шульгина Евгения Владимировна
Муниципальное казенное специальное
(коррекционное) образовательное учреждение
для воспитанников, обучающихся с отклонениями
в развитии «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа № 10
г. Краснокаменска
педагог – психолог
« Психолого-педагогическое сопровождение
детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10»
Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.
Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное.
На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи.
Согласно «Словарю русского языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.
Целью психологического сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).
Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.
Основными сферами деятельности педагога-психолога в системе медико – социально – психолого – педагогического сопровождения специальной (коррекционной) школы являются:
– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.
Остановлюсь подробнее на особенностях психолого-педагогического сопровождения и психологического просвещения обучающихся младших классов с ЗПР (задержка психического развития) и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) и их родитетелей.
По инициативе родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений дети и подростки с ОВЗ города Краснокаменска обследуются на районной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которая систематически проходит на базе ЦЛП и ДО (центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения). Специалистами районной ПМПК проводится экспертиза уровня развития ребенка, предполагающая систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включающая прогноз развития.
На основании результатов экспертизы уровня развития обучающегося осуществляется проектирование условий обучения детей с ОВЗ в образовательном пространстве города. Специалисты ПМПК выносят коллегиальное заключение и рекомендуют, по какой образовательной программе ребенку обучаться дальше. Отмечу, что в специальной (коррекционной) школе дети обучаются по программе VII и VIII вида с основным диагнозом: задержка психического развития и умственная отсталость, а также дети со сложной структурой дефекта.
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).
Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
- создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
- создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента).
К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:
- диагностическая деятельность;
- консультативная деятельность;
- коррекционно-развивающая работа;
- экспертная работа;
- организационно-методическая деятельность;
- просветительская работа;
- психопрофилактика.
Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:
- определение наиболее адекватных путей и средств развивающе - коррекционной работы с ребёнком;
- прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;
- реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.
Психологическое сопровождение детей в период адаптации:
- создание системы психолого-педагогической поддержки всех учащихся в период их школьной адаптации;
- выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;
- определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;
- разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;
- создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими адаптационные трудности.
Направления работы педагога-психолога в начальной школе:
- комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;
- выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;
- реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытывающим трудности адаптации, поведения и др.;
- Контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;
- проведение дифференцированной диагностики учащихся с рекомендациями ПМПК о диагностическом обучении по программе специального (коррекционного) учреждения;
- участие в ПМПк по сопровождению учащихся с личностными и поведенческими проблемами;
- составление индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ по выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк;
- взаимодействие с учителями, воспитателями, учителем-логопедом, дефектологами, социальным педагогом по сопровождению обучающихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, участие в МО, семинарах, педсоветах и др.);
- знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ребёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;
- проведение диагностики учащихся по выявлению взаимоотношений в семье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи;
- осуществление работы с родителями (лицами их заменяющими) по диагностике психологического климата в семье, взаимоотношению родителей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей;
- консультирование родителей по их запросам;
- осуществление просветительской работы по вопросам психофизиологических особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индивидуальной психолого-медико-педагогической программе сопровождения;
- проведение диагностики готовности к обучению в среднем звене школы,
- осуществление прогноза социальной дезадаптации.
Задачи сопроводительной деятельности второй половины 4-го класса:
- выявление уровня психологической готовности четвероклассников к обучению в среднем звене школы;
- способствование созданию психологических условий для формирования социально-личностных предпосылок успешного обучения в среднем звене.
Познакомлю с некоторыми диагностическими исследованиями, которые проходят в начальной школе.
При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу педагогом – психологом подробно изучаются данные его анамнеза и особенностей раннего развития.
В течение первых двух, а иногда и трех месяцев обучения психолог сопровождает процесс адаптации вновь поступивших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать). У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.
В 1-4 классах проводятся психокоррекционные занятия с детьми, особо нуждающимися в психокоррекционной помощи (1 раз в неделю), программой которых предусматривается ряд занятий на сплочение детского коллектива, коррекцию адаптивных возможностей, ну и, конечно, формирование привычки ЗОЖ. Дети, адаптация которых осложнена, получают дополнительную психологическую поддержку в форме «Кругов общения».
Далее отслеживается мониторинг развития всех обучающихся и на школьной ПМПк доводятся результаты обследования до каждого педагога школы.
Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.
Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.
В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно. Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.
Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.
С диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся все участники образовательно-воспитательного процесса для координации совместных усилий.
Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.
Для того чтобы можно было отследить эффективность психолого-педагогического и медико - социального сопровождения и анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами психологической службы сопровождения была разработана карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика специальной (коррекционной) школы, в которой фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из учреждения.
Практическое психолого-педагогическое и медико - социальное сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты психологической службы сопровождения специальной (коррекционной) школы находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.
Литература:
- Психологическая служба школы. Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995
- Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005
- Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу в условиях ФГОС НОО....
статья "Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья , обучающихся в условиях общеобразовательной школы"
В статье рассказывается о системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе. На примере МБОУ "СОШ№2" города Лесосибирска показано ка...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
Выступление на районном методическом объединении учителей логопедов и педагогов-психологов Инсарского района...
Рабочая программа по речевой практике составлена для учащегося 1 дополнительного класса общеобразовательного учреждения “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья “Злагода”
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторской про...
Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»
Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида (из опыта работы)
Идея разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение УКП возникла вследствие осознания необходимости объединить работу тех, кто призван создавать коррекционно - развивающее ...
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения детей сограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях общеобразовательнойшколы, автором представлен алгоритм работы с...