Саморегуляция - важная составляющая учебной деятельности
статья
Саморегуляция – важная составляющая учебной деятельности
Что такое саморегуляция? Саморегуляция – это спланированное и разумное поведение, отслеживание и контроль собственных действий.
За контроль собственных действий отвечают префронтальные отделы (лобные структуры), так называемые управляющие функции. В эти управляющие функции входит несколько компонентов, такие как:
- постановка, формирование целей;
- сопротивление импульсивному поведению;
- контроль за протеканием собственной деятельности (возможность избирательного внимания, длительное поддержание внимания, подавление реакций, отслеживание и разрешение конфликтов собственной деятельности);
- нахождение решений в ситуации неопределенности; нахождение ошибок в мыслительной и поведенческой деятельности.
Если у ребенка наблюдаются: «гиперактивность», неусидчивость, несдержанность, импульсивность, необдуманность действий, неумение следовать правилам - можно говорить о признаках нарушений в работе управляющих функций. У детей с нарушением контроля своей внутренней и внешней деятельности в процессе учебы наблюдаются трудности понимания и усвоения инструкций, трудности составления плана своих действий и умения следовать этому плану, трудности контроля результата своей деятельности. При чтении ребенок не всегда понимает, что он прочитал, не может выделить суть текста, с трудом пересказывает прочитанное или вовсе не может этого сделать. Могут возникать трудности со счетными операциями и трудности при решении задач. Ребенок может выучить наизусть правила, но не может их применить.
В последнее время мы всё чаще наблюдаем такие проявления у детей как в процессе школьного, так и дошкольного образования. В связи с чем возникает вопрос как же мы можем повлиять на развитие управляющих функций и помочь своим детям? Во первых – отрегулировать режим дня, который важно не просто держать в своей голове и соблюдать, но и написать (нарисовать) на листе и повесить на доступное место, часто обращаясь к этому алгоритму действий. Обсудить и прописать правила семьи, в том числе обязанности ребенка дома и четко следовать им. Можно использовать различные игры в свободное время (главное – регулярность), например: любые игры по правилам (шашки, шахматы, карты, ходилки и др.); игры по типу: «да» и «нет» не говори, съедобное – несъедобное; муха, морской бой; выполнение действий по речевой инструкции; игры на внимание и память; любые стратегические игры; проговаривание действий вслух; игры – корректоры (исправление ошибок в словах, текстах, рисунках и т.д.); рефлексия (для более старшего возраста) и т.п.. Также развитию саморегуляции способствуют такие виды спорта как: ушу, йога, цигун, тайцзи, капуэйро.
В реализации возможностей управляющих функций участвует еще одна структура - это подкорковые образования, обеспечивающие энергетический тонус психической деятельности. Детей с функциональной недостаточностью подкорковых образований характеризует быстрая утомляемость и истощаемость психических процессов, у них проявляются нарушения внимания и памяти, нарушения мышечного тонуса, низкий эмоциональный фон, колебания внимания, сниженная работоспособность, недостаточная сформированность речи, эмоциональная лабильность и т.д. Таким образом подкорковые образования участвуют в организации: внимания, памяти, регуляции эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний. Для оптимизации работы подкорковых структур можно использовать дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, растяжки, релаксации. Важно обеспечить отдых, смену видов деятельности, смену произвольной и эмоциональной регуляции. И, разумеется, важен режим дня!
Из всего этого можно сделать вывод о том, что, если мы вовремя (с раннего детства) обеспечим детям сбалансированный режим дня, будем играть с ними в разнообразные игры (именно играть, а не заставлять, сидя за столом, делать какие-то упражнения), будем обсуждать и соблюдать правила, мы тем самым обеспечим детскому мозгу условия для нормативного формирования и, соответственно, избежим серьёзных проблем на этапах обучения.
А если на коком-то этапе развития вы заметили достаточно серьезные признаки нарушений в работе каких-либо функций лучше обратиться за консультацией к специалисту.
Педагог-психолог, нейропсихолог Липницкая И.Л.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoregulyatsiya_v_uchebnoy_deyatelnosti.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Саморегуляция – важная составляющая учебной деятельности
Что такое саморегуляция? Саморегуляция – это спланированное и разумное поведение, отслеживание и контроль собственных действий.
За контроль собственных действий отвечают префронтальные отделы (лобные структуры), так называемые управляющие функции. В эти управляющие функции входит несколько компонентов, такие как:
- постановка, формирование целей;
- сопротивление импульсивному поведению;
- контроль за протеканием собственной деятельности (возможность избирательного внимания, длительное поддержание внимания, подавление реакций, отслеживание и разрешение конфликтов собственной деятельности);
- нахождение решений в ситуации неопределенности; нахождение ошибок в мыслительной и поведенческой деятельности.
Если у ребенка наблюдаются: «гиперактивность», неусидчивость, несдержанность, импульсивность, необдуманность действий, неумение следовать правилам - можно говорить о признаках нарушений в работе управляющих функций. У детей с нарушением контроля своей внутренней и внешней деятельности в процессе учебы наблюдаются трудности понимания и усвоения инструкций, трудности составления плана своих действий и умения следовать этому плану, трудности контроля результата своей деятельности. При чтении ребенок не всегда понимает, что он прочитал, не может выделить суть текста, с трудом пересказывает прочитанное или вовсе не может этого сделать. Могут возникать трудности со счетными операциями и трудности при решении задач. Ребенок может выучить наизусть правила, но не может их применить.
В последнее время мы всё чаще наблюдаем такие проявления у детей как в процессе школьного, так и дошкольного образования. В связи с чем возникает вопрос как же мы можем повлиять на развитие управляющих функций и помочь своим детям? Во первых – отрегулировать режим дня, который важно не просто держать в своей голове и соблюдать, но и написать (нарисовать) на листе и повесить на доступное место, часто обращаясь к этому алгоритму действий. Обсудить и прописать правила семьи, в том числе обязанности ребенка дома и четко следовать им. Можно использовать различные игры в свободное время (главное – регулярность), например: любые игры по правилам (шашки, шахматы, карты, ходилки и др.); игры по типу: «да» и «нет» не говори, съедобное – несъедобное; муха, морской бой; выполнение действий по речевой инструкции; игры на внимание и память; любые стратегические игры; проговаривание действий вслух; игры – корректоры (исправление ошибок в словах, текстах, рисунках и т.д.); рефлексия (для более старшего возраста) и т.п.. Также развитию саморегуляции способствуют такие виды спорта как: ушу, йога, цигун, тайцзи, капуэйро.
В реализации возможностей управляющих функций участвует еще одна структура - это подкорковые образования, обеспечивающие энергетический тонус психической деятельности. Детей с функциональной недостаточностью подкорковых образований характеризует быстрая утомляемость и истощаемость психических процессов, у них проявляются нарушения внимания и памяти, нарушения мышечного тонуса, низкий эмоциональный фон, колебания внимания, сниженная работоспособность, недостаточная сформированность речи, эмоциональная лабильность и т.д. Таким образом подкорковые образования участвуют в организации: внимания, памяти, регуляции эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний. Для оптимизации работы подкорковых структур можно использовать дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, растяжки, релаксации. Важно обеспечить отдых, смену видов деятельности, смену произвольной и эмоциональной регуляции. И, разумеется, важен режим дня!
Из всего этого можно сделать вывод о том, что, если мы вовремя (с раннего детства) обеспечим детям сбалансированный режим дня, будем играть с ними в разнообразные игры (именно играть, а не заставлять, сидя за столом, делать какие-то упражнения), будем обсуждать и соблюдать правила, мы тем самым обеспечим детскому мозгу условия для нормативного формирования и, соответственно, избежим серьёзных проблем на этапах обучения.
А если на коком-то этапе развития вы заметили достаточно серьезные признаки нарушений в работе каких-либо функций лучше обратиться за консультацией к специалисту.
Педагог-психолог, нейропсихолог Липницкая И.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рациональная организация учебного процесса первоклассников-важная составляющая часть здоровьесбережения.
В статье помещены материалы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с первоклассниками....
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе – одна из важных составляющих развития способностей и таланта
Исследовательская деятельность – это возможность наиболее полно реализовать собственные таланты и способности. Учитель должен организовать такую учебную и внеучебную деятельность, пр...
Внеурочная деятельность как важная составляющая формирования УУД младшего школьника.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения и очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже на этом этапе, так как в младшем школьном возрас...
Внеурочная деятельность как важная составляющая формирования УУД младшего школьника.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимуществе...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ОДНИ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ В КОНТЕКСТЕ ФГОС
Главная цель современного образования – сформировать у ребенка способность к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека, умения учитьс...
Формирование волевой саморегуляции как составляющая педагогического контроля и оценки образовательных достижений в начальной школе
Введение ФГОС ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария. Система оценивания занимает особое место в ФГОС. акт...
Контрольно-оценочные действия, как важнейший компонент учебной деятельности младших школьников»
Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки, поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой – это ученик...