Контрольно-оценочные действия, как важнейший компонент учебной деятельности младших школьников»
презентация к уроку на тему
Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки, поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой – это ученик способный к самореализации, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самосовершенству, способный быть субъектом учебной деятельности.
Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Контрольно-оценочные действия в младшем школьном возрасте осуществляются в своих простых формах – в виде итогового контроля по результату сделанной работы. Но в процессе работы уже начинается становление действия контроля по способу решения, что является основой формирования внимания, корректирования работы в ходе ее выполнения. Ряд исполнительных и контрольно-оценочных учебных действий в младшем школьном возрасте при правильном формировании может превратиться в умения и навыки, выполняться как бы «автоматически». Контроль – наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков».
Функции контроля Контролирующая Обучающая Воспитывающая Диагностическая Мотивирующая Развивающая Прогностическая
Виды контроля Контроль по конечному результату Пошаговый контроль Контроль по известным условиям или параметрам деятельности
Оценивание –объемное понятие: включает в себя и процесс, и результат работы . – определение позитивных и негативных моментов деятельности. – контроль качества образования. – инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности. – способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика. – взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.
Оценивание осуществляется В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации): -отметка; -результаты теста в баллах. В виде качественного показателя: -словесные высказывания о процессе и результате работы; -эмоциональная реакция.
Самооценка – важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.
Приемы формирования самооценки : письменные (дневник или журнал добрых дел ); комплексные (игры); вербальные (игры).
В первом классе рекомендуется использовать следующие приемы формирования контрольно-оценочной деятельности при помощи веселых смайликов Отлично!
Хорошо!
Подтянись!
Подумай!
Со второго класса рекомендуется использовать приемы формирования контрольно-оценочной деятельности: В начале урока сообщается детям, какие важные дела предстоит выполнить; При подведении итогов урока задаются следующие вопросы: - Как, по-вашему, проходил сегодняшний урок? -Насколько он увлек вас? -Какие задания вам понравились, а какие – нет? -Что вы хотите посоветовать учителю? -К чему каждый из вас стремился? Чего достиг? -Насколько успешно мы выполнили намеченный план? -Какие возникли проблемы?
Впоследствии для повышения уровня каллиграфии в тетрадях по русскому языку, ежеурочно проводится минутка чистописания.
При устном самооценивании и взаимооценивании , например, для пересказа у доски перед всем классом выбираются совместно с учащимися следующие критерии: -громкость, последовательность, выразительность, темп. Для чтения наизусть – точность, громкость, темп, интонация, обязательное называние автора и заголовка. -При чтении художественного текста к предыдущим критериям добавляется умение читать целыми словами, соблюдение знаков препинания, умение читать без ошибок.
Заключение Сформулируем наиболее важные принципы приемов обучения детей самооцениванию и взаимооцениванию . 1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка. 2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника. 3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика. 4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства. В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Описаны педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
МАСТЕР-КЛАСС для учителей города «Контрольно-оценочная деятельность младших школьников»
Создание «Паспорта класса» - документа, в котором собраны основные данные класса по каждому году обучения, дающие учителю богатую информацию, как об индивидуальном развитии ребенка, так и всего ...
Организация контрольно-оценочной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках окружающего мира - довольно непростое дело. Сложность заключается в том, что спектр формируемых умений на уроке окружающего мира очень широк. Им...
Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку.
Инновационный педагогический проект "Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку".В настоящее время на...
Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности младших школьников
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом определено формирован...
Формирование универсальных учебных действий при организации проектной деятельности младших школьников
Актуальность: Важнейшей задачей современной школы является формирование системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться» Проектная деятельность, организ...
«Организация контрольно – оценочной деятельности младших школьников как основы формирования самостоятельной учебной деятельности».
Формы контроля при безотметочном обучении...