Последовательность игровых занятий с детьми 2-3 лет по обучению рисованию
консультация
Последовательность игровых занятий с детьми 2-3 лет по обучению рисованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Последовательность игровых занятий с детьми 2-3 лет по обучению рисованию | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Последовательность игровых занятий с детьми 2-3 лет по обучению рисованию
Если Ваш малыш достаточно рано получил в руки карандаш и кисть, то он уже прошел к 2 годам стадию каракуль и готов рисовать, отображать мир в рисунке.
Ребенку двух – двух с половиной лет в рисовании очень важно прочувствовать осязательные и двигательные ощущения от материалов и действий с ними (сенсорное развитие малыша), зрительное восприятие цвета и формы, радость познания свойств и качеств материалов и формы предметов окружающего мира! Ему важно самому пальчиками почувствовать шар, линию, угол, длинное и короткое, толстое и тонкое, шершавое и гладкое, яркое и бледное.
Есть определенная последовательность усложнения заданий для ребенка от простого к сложному. Рассмотрим ее по этапам.
ЭТАП 1. УЧИМ МАЛЫША 2-3 ЛЕТ РИСОВАТЬ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ЛИНИИ КИСТОЧКОЙ И КАРАНДАШОМ
Рисование вертикальных линий карандашом и кистью — это то умение, с которого лучше всего начать обучать ребенка владению карандашом и кистью. Напоминаю, что это мы начинаем делать в возрасте примерно с 2 лет.
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ И УЧИТЫВАТЬ: Вертикальные линии – это самый простой вид изображения для малыша. Это объясняется тем, что рука ребенка с кистью или карандашом без особого зрительного контроля легко может опускаться вниз. Горизонтальные и кругообразные линии намного сложнее даются ребенку. Именно поэтому мы начинаем с вертикальных линий.
- Нарисуем травку, чтобы накормить козленка
- Дождик, дождик лей, напои наши цветы!
Какие темы и сюжеты по рисованию вертикальных линий карандашом и кистью мы можем предложить ребенку:
Рисуем заборчик для петушка (спрячем петушка от лисички),
Рисуем, как растет на лужке зеленая травка движениями сверху вниз,
Дождик капает из тучки на лужок и на цветочки: кап-кап-кап-кап,
Рисуем железную дорогу для поезда, на котором к нам в гости приедет зайка, можно рисовать с группой детей и соединить все рисунки в длинную общую железную дорогу по комнате или по залу,
Падают капли — сосулька весной растаяла: кап-кап-кап.
Нарисуем к воздушным шарикам ниточки,
Осенью падают, падают листья на землю – Оп! Упал! Оп! Упал! (рисуем вертикальной линией траекторию падения листочка вниз)
Рисуем колючки у ежика.
У зайчика сломалась щетка для уборки. Помогаем ее починить
- Дорисовываем щетку для уборки.
Одновременно мы учим малыша правильно держать кисточку и пользоваться красками.
Как правильно держать кисточку:
Кисточку держим сразу за металлическим наконечником (ребенку объясняем, что это такая красивая блестящая юбочка у Волшебницы Кисточки, и мы ее не трогаем).
Захватывается кисточка тремя пальчиками. Она находится между большим и средним пальцем, а сверху дополнительно удерживается указательным пальчиком.
Рука при проведении линий не лежит на рисунке, а находится на весу (иначе рукой мы можем размазать краску по бумаге и испортить и рисунок, и одежду).
ЭТАП 2. УЧИМСЯ РИСОВАТЬ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЛИНИИ КАРАНДАШОМ И КИСТОЧКОЙ
Горизонтальные движения кисточкой могут быть предложены ребенку 2-3 лет в таких сюжетах:
нитка от клубочка,
дорожки и тропинки,
машина едет по дороге,
ленточки,
горизонтальные ступеньки лесенки в саду,
бегут весенние ручейки,
много цветных карандашей лежит в коробке
дощечки и бревнышки мостика через речку.
аэродром с взлетными полосами – горизонтальными линиями.
разноцветный коврик для кошки (изображение кошки заранее вырезает взрослый и наклеивает на полосатый коврик, который получился у малыша).
платочек (ребенок раскрашивает горизонтальными линиями лист бумаги или кусочек ткани, натянутый на рамку).
щетка (рисуется линиями щетина щетки, но уже в горизонтальном направлении)
ЭТАП 3. РИСУЕМ С МАЛЫШАМИ 2- 3 ЛЕТ
КРУГИ И ОВАЛЫ
- Делаем запасы на зиму. Учимся рисовать круги и овалы
Кругообразные движения рукой — это самый сложный для ребенка вид линий и движения рукой.
Идеи для игровых занятий по обучению рисованию кругов и овалов:
клубочки для котят («намотаем нитки на клубок»),
рисуем солнышко и лучики к нему,
цветочки (взрослый рисует стебли, а ребенок на них рисует цветки),
идет дым из трубы в деревне,
вкусные сушки или баранки для бабушки или другого персонажа,
«помешиваем кашку» (Сорока – ворона),
снежный ком,
снеговик,
мячики,
часы,
колеса для машин, для игрушечной тележки,
неваляшка,
цыпленок,
жуки в траве.
ЭТО ВАЖНО: Когда ребенок закрашивает круглую форму, то можно ему напоминать, как это правильно делать. Мы как будто «наматываем ниточку на клубочек». Это нужно чтобы малыш научился закрашивать изображение движениями согласно формы предмета – кругообразными.
- Помогаем маме варить компот на зиму. Учимся рисовать круги и овалы.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ КИСТОЧКУ И КАРАНДАШ ПРИ РИСОВАНИИ
Кисточку и карандаш нужно держать тремя пальчиками, не сжимать слишком сильно. При этом кисточка или карандаш удерживаются между большим и средним пальцами, а указательный пальчик находится сверху.
Обхватывают карандаш не слишком близко к его грифелю (расстояние от грифеля до пальчиков примерно 2 см).
Кисточку держать пальчиками чуть выше железного наконечника.
Кистью водят по листу бумаги легко, свободно, ритмично. Этому учится малыш на третьем году жизни.
Конечно, не нужно объяснять это ребенку словесно – нужно просто показать, как надо держать и помочь, если у него что-то не получается.
Этим правильным захватом карандаша и кисточки любой ребенок овладевает не сразу. Давайте посмотрим, как можно ему помочь.
- Что делать, если ребенок ставит средний пальчик вверх кисточки или карандаша?
Ответ: С помощью приема «рука в руке» (возьмите – обхватите руку ребенка в свою руку) и уберите легонько его пальчик вбок.
- Что делать, если ребенок не дает Вам взять его руку в свою? И держит кисточку только в кулаке, отказываясь держать ее иначе?
Ответ: Попробуйте ласково обнять кисть ребенка с кисточкой и порисовать его рукой яркими красками интересные узоры.
- Что делать, если ребенок 2- 3 лет никак не может научиться правильно держать кисточку в руке?
Ответ: Хорошо помогает развитию умения правильно держать карандаш или кисточку для рисования техника «Рисование тычком». Из названия этого способа уже понятно, что при таком рисовании движения руки вертикальные сверху вниз. А отпечаток получается мгновенно одним быстрым действием руки.
Сделайте для малыша палочку – «тычок». Для этого на обычную палочку (можно использовать не заточенный карандаш, плоский с обоих сторон, старый фломастер) намотайте кусок тонкого поролона. Закрепите прочной синтетической ниткой, обмотав ее несколько раз вокруг тычка и закрепив узлами.
Покажите, как держать палочку – тычок правильно (тремя пальчиками, которых обхватывают палочку). Малыш обмакивает палочку в краску и, ставя ее вертикально на лист бумаги, получает отпечатки. Так можно нарисовать одуванчики, бусы, салют, полянку с цветами и многое другое.
Объясните малышу, что чтобы отпечаток получился красивым, надо чуть-чуть подержать тычок на бумаге, а не сразу же его отрывать от нее, чуть прижать. Тогда получатся ровные круглые «шарики».
Когда малыш научится легко рисовать палочкой – «тычком», дайте ему ватные палочки. Пусть порисует ими цветки, ягодки, узоры.
Так постепенно малыш усвоит правильный захват и после правильного захвата пальчиками ватной палочки перейдет и к правильному захвату карандаша и кисточки.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА 2 ЛЕТ ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КРАСКАМИ
Очень часто маленькие дети забывают правила пользования красками. Например, забывают ее набрать из баночки и трут кистью без краски бумагу, удивляясь тому, что следов не остается. Или забывают убрать лишнюю краску с ворса кисточки или набирают ее слишком много и в результате получают кляксы на листе. Поэтому взрослый постоянно помогает малышу и напоминает, что дальше делать:
сначала нужно смочить кисточку в баночке с водой,
затем обмакиваем всю кисть осторожно в банку с краской,
после этого отжимаем ворс кисточки о край банки с краской,
а вот теперь можно и начать рисовать!
КАКИЕ КИСТОЧКИ И КАРАНДАШИ ДАВАТЬ ДЕТЯМ 2 ЛЕТ ДЛЯ РИСОВАНИЯ?
Первая кисточка малыша должна быть короткая, но при этом с толстой ручкой. А также это должна быть кисточка, которой рисуют толстые явные линии. И только когда ребенок овладеет рисованием такой кисточкой, ему можно дать кисточку более тонкую.
Лучше всего для рисования малышей подходят кисточки большого размера (№10-14). Они могут быть натуральными (например, пони, белка) или мягкими синтетическими.
Для закрашивания большой поверхности (фон неба, фон травы) используют широкие плоские флейцевые кисточки или губки.
Тычком можно рисовать жетскими щетинными кисточками. Как сделать палочку- тычок Вы уже знаете.
Первый карандаш ребенка может быть трехгранным, но это не обязательно. Главное, что он должен быть достаточно крупным.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА
ПО РИСОВАНИЮ С ДЕТЬМИ 2 ЛЕТ
Совет 1. Если Вы собираетесь дарить рисунок ребенка, то обязательно переговорите с ним об этом и возьмите на это разрешение: «Ты хочешь, чтобы мы твой рисунок подарили бабушке?» и примите с уважением мнение ребенка. Если он не хочет дарить этот рисунок, то лучше нарисовать другой в подарок. А так полюбившийся малышу рисунок сохранить дома.
Совет 2. Если Вы что-то хотите еще раз показать ребенку в процессе рисования, то показывайте — демонстрируйте этот элемент или способ рисования на своем листочке бумаги, а не на листе ребенка. Тогда на детском листе будет именно работа ребенка без Вашего вмешательства. Да, не такая красивая, как Ваш образец. Но ребенок ведь учится! И сразу не может научиться делать всё «на пять», да это и не нужно.
Совет 3. Очень важно, чтобы во время обучающих игровых занятий по рисованию рядом с малышом не было никаких отвлекающих предметов. Например, если для рисования Вам нужны только 4 краски – мы только их и готовим и ставим на стол, другие краски убираем так, чтобы ребенок их и не видел, и не мог дотянуться до них. Если нам нужна только одна краска — то достаем именно этот цвет краски, остальные не ставим на стол.
Обилие предметов только отвлекает маленького ребенка от его задачи.
Удобный вариант для шустрых детишек – если Вам что-то уже не нужно, то после использования мы кладем этот предмет (например, губку) в непрозрачный закрытый пластмассовый контейнер чтобы ребенок на него не дальше отвлекался.
Ведь все, кто когда-нибудь рисовал с маленьким ребенком знают, как неустойчиво его внимание – увидел посторонний предмет, отвлекся и… забыл о рисовании!
Совет 4. Не спешите уже с 2 лет учить ребенка преднамеренному изображению и «штампам – образцам» в нем — «вот так надо рисовать зайчика, а вот так – лошадку! Делай как я. Вот это правильно, а так как ты нарисовал – это неправильно». У этого возраста – другая более важная задача! Да и почему мы вдруг решили, что у нас единственно правильный способ изображения? Ребенок может изобрести свой способ, и это замечательно!
Совет 5. Не стремитесь, чтобы нарисованные Вашим малышом линии были одинаковые и абсолютно ровные. Мы ведь рисуем, а не чертим. Посмотрите вокруг на мир природы — в нем нет одинаковых линий. Наоборот, линия живая в природе и в рисунке. Она передает настроение художника, его способ восприятия мира. Линия в рисунке может быть спокойной или напряженной, веселой или испуганной, грустной или смелой. Обыгрывайте эти моменты и разный характер получившихся у ребенка линий и форм. Например, скажите ребенку: «Какой смелый твой шарик! Так и рвется в небо полететь, еле-еле его ниточка удерживает. А вот этот шарик робкий, боится в небо полететь. А третий шарик какой?»
Опубликовано 30.11.2020. Подготовила Тузовская О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»
Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам для организации и проведения занятия по математике с детьми от 4 до 5 лет в...
Учебно-методическое пособие для творческого рисования. Игровое занятие в группах продленного дня «Варежка»
Художественные способности — это возможности человека к деятельности в области искусства, среди которых выделяются: эстетическая восприимчивость, наблюдательность, отзывчивость на форму, ц...
Конспект игрового занятия по сенсорному развитию (с детьми третьего года жизни)
Цели:-Различать понятия «лёгкий», «тяжёлый», «мокрый», «холодный», «тёплый», «большой», «маленький», «много», «один», «два», называть их.-Различать и называть цвета красный, желтый, синий,...
Конспект занятия с детьми второй младшей группы в детском саду нетрадиционным способом рисования "Шубка для зайчика"
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.Задачи: формировать образные представления, учить пр...
Презентация «Использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ»
В презентации перечислены игровые технологии коррекционно-развивающей направленности, которые можно использовать на логопедических занятиях на протяжении всего периода коррекционно-логопедической рабо...
Использование нетрадиционной техники рисования "мятая бумага" на коррекционно-развивающих занятиях с детьми
Про неоценимую роль развития у детей творческих способностей высказывались многие выдающиеся деятели. В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования де...
Методическая разработка "Упражнения игрового стретчинга на уроках на занятиях с детьми хореографии младшего школьного возраста"
dash;В последнее время в системе дополнительного образования детей: стали применять нетрадиционные методы развития стретчинг, игропластика, танцевально- ритмическая гимнастика.–Многократ...