Методическая разработка "Упражнения игрового стретчинга на уроках на занятиях с детьми хореографии младшего школьного возраста"
учебно-методический материал (3, 4 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оглавление
Введение 4
Стретчинг и его особенности использования в детском хореографическом коллективе 7
Структура занятий с использованием элементов игрового стретчинга 8
Основные принципы организации занятий на основе игрового стретчинга 10
Образно-игровые действия на основе упражнений стретчинга 10
Упражнения игрового стретчинга 12
Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса:
- путём прогиба корпуса назад 12
Образно-игровое действие «Кораблик»
- путём прогиба корпуса вперёд 15
Образно-игровое действие «Осьминог»
Упражнения на развитие гибкости 16
Образно-игровое действие «Морские фигуры»
Упражнения на укрепление ягодичных мышц, бёдер и ног 18
Образно-игровое действие «Велосипед»
. Упражнения на развитие равновесия 20
Образно-игровое действие «Петя – петушок», «Цапля»
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием игрового стретчинга 23
Список литературы 25
Введение
Методическая разработка «Упражнения игрового стретчинга на занятиях хореографии с детьми младшего школьного возраста» состоит из упражнений игрового стретчинга на разные группы мышц, а также образных этюдов, игр, образно игровых действий на основе упражнений стретчинга.
Цель данной методической разработки – методическая помощь педагогам-хореографам в организации занятий хореографии с использованием упражнений игрового стретчинга.
В разработке предлагаются доступные упражнения игрового стретчинга, эффективность которых заключается в разностороннем воздействии и развитии опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста.
Эмоциональность исполнения упражнений достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными, сюжетными композициями, которые соответствуют возрастным особенностям младших школьников, склонных к подражанию, и копированию действий человека, животных, литературных образов.
Данные упражнения подобраны так, чтобы ребёнку было проще выполнять их, когда они представлены образно-игрового действия. Данные игра или этюд имеют определённый сюжет, персонажи которого близки и понятны ребёнку.
В методической разработке представлены элементарные упражнения игрового стретчинга для разучивания с детьми младшего школьного возраста. Проучивание упражнений происходит на первом этапе знакомства с элементами стретчинга.
Далее, на основе упражнений игрового стретчинга, дети учатся осмысленно, артистично исполнять образно - игровые действия. Ведь играя, ребёнок вживается в предложенный ему образ, что помогает педагогу при разучивании упражнений, а ребёнку при их исполнении.
В разработке приводится подробное описание упражнений игрового стретчинга, а так же краткое пояснение к каждому образно - игровому действию.
Методическая разработка предназначена начинающим педагогам дополнительного образования детей, а так же руководителям детских хореографических ансамблей, работающих с детьми младшего школьного возраста.
Стретчинг и его особенности использования в детском хореографическом коллективе.
Стретчинг (от англ. «stretching» - растягивание) – это комплекс упражнений и поз для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий туловища и конечностей.
Методика стретчинга основана на упражнениях лечебно – физической культуры, корригирующей гимнастики и статичного растягивания мышц тела. Повышает эластичность суставно-связочного аппарата, увеличивает их подвижность, оказывает глубокое оздоровительное воздействие на весь организм, укрепляет позвоночник, позволяет предотвращать и корректировать нарушения осанки.
Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма и являются лучшим методом выработки силы, выносливости, координации движений. Упражнения выполняются без воздействия со стороны, само тело регулирует уровень нагрузки.
Упражнения стретчинга, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных (змея, ящерица и т.д.) или имитационных действий, выполняются по ходу образно-игрового действия и не имеют возрастных ограничений, можно начинать заниматься с 4-х лет.
Выполняя упражнения стретчинга в такой нестандартной форме, сложные элементы становятся легче для восприятия, а сами занятия более интересными.
Программа работы со школьниками имеет свою специфику, в зависимости от возраста, но везде учитывается объём необходимой физической нагрузки для нормального протекания физиологических процессов. Упражнения каждого занятия подбираются с учётом пропорциональной занятости всех групп мышц. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоционально-психические напряжения.
Помимо общего оздоровительного эффекта, упражнения стретчинга дают возможность ребёнку научиться управлять своим телом, позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создаёт чувство внутренней свободы.
Структура занятий с использованием элементов игрового стретчинга
Занятия с использованием игрового стретчинга в детском хореографическом коллективе состоят из трех частей. Структура занятий разработана в соответствии с требованиями физиологии и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.
В вводной части занятия (разминка) ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части. Разминка длится 4-6 минут, в неё входят музыкально-ритмические и танцевальные элементы, упражнения на координацию движений и внимание.
В основной части занятия дети разучивают новые упражнения и повторяют ранние изученные. В этой части большое внимание уделяется партерной гимнастики и упражнениям стретчинга, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребенка. Её длительность составляет 20 минут.
На каждом занятии дети делают 9-10 упражнений на различные группы мышц. Упражнения чередуются так, чтобы нагрузка распределялась равномерно на все мышцы суставно-связочного и опорно-двигательного аппарата. В одно занятие могут быть включены:
- 1-2 упражнения для развития и укрепление стоп ("Ходьба», «Гусеница», «Медвежонок» и т.д.);
- 2-3 упражнения для укрепления мышц спины, путем прогиба корпуса назад («Змея», «Кобра», «Ящерица», «Лодочка»);
- 2-3 упражнения для мышц спины, путем наклона корпуса вперед («Книжка», «Горка», «Слоник»);
- 2-3 упражнения для укрепления ягодичных мышц, мышц бедер и ног («Паучок», «Бег»);
- 1-2 упражнение для укрепления мышц позвоночника путем его поворотов («Маятник», «Орешек», «Тростинка»);
- 1-2 упражнение для укрепления и развития мышц плечевого пояса и равновесия («Ласточка», «Аист», «Цапля»).
Все упражнения выполняются под соответствующую музыку, время выполнения 9-10 минут. Каждое упражнение повторяется от 2 до 4 раз.
При подборе музыкального сопровождения к упражнениям игрового стретчинга необходимо учитывать характеры, повадки героев и ситуации, в которых они находятся.
В заключительной части занятия (длительность 4-6 минут) решаются задачи постепенного перехода к другим видам деятельности. В этой части проводятся игры, образные этюды под знакомую детям музыку («Паровозик», «Утята», «Кузнечик» и т.д.). Выполнение простых образных этюдов развивают: двигательные навыки, координацию движений, музыкальные способности, создавая позитивный эмоциональный настрой ребенка.
Заканчиваются занятия подведением итога урока, после чего дети прощаются с преподавателем (поклон) и организованно (не обязательно в строгом построении) уходят из зала.
Основные принципы организации занятий на основе игрового стретчинга
I. Наглядность – показ гимнастических упражнений через образный рассказ, подражание, имитацию известных детям движений.
II. Доступность - разучивание упражнений от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.
III. Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.
IV. Индивидуально-дифференцированный подход – учет возрастных особенностей, состояние здоровья и уровень хореографической подготовленности каждого ребенка.
V. Сознательность – понимание пользы упражнений и желание их выполнять
Все упражнения выполняются ритмично, без рывков и чрезмерных усилий. Нагрузка регулируется количеством повторения упражнений и амплитудой движения. Эффективность занятий определяется показателем общего состояния ребенка, его адаптацией к нагрузке.
Образно-игровые действия на основе упражнений стретчинга.
Упражнения – это многократное повторение учеником практических заданных действий.
Обучающий результат упражнений проявляется в системе приёмов, способов практического действия.
Развивающий эффект выражается в расширении возможностей творческого самовыражения детской личности и формирования способностей.
Воспитательное значение – систематическое выполнение упражнений укрепляет волю учащихся, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание.
Необходимо включать такие упражнения, которые органично сочетали бы в себе пантомимические и танцевальные движения.
Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или образно-игровым действием дольше 2-4 занятий подряд. Даже если за это время не выполнены все поставленные задачи, лучше обратится к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.
На занятиях должна быть доброжелательная атмосфера: искренний и чуткий интерес педагога к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; поддержка и поощрение их самостоятельности и положительных проявлений; осторожность и мягкость в исправлении ошибок. Педагогу следует избегать оценок «плохо» или «неправильно», обращая внимание ребёнка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки, выполнению упражнения.
Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей. Всё это создаёт действительно творческую атмосферу на занятиях, без которой невозможно становление и развитие ребенка.
Упражнения игрового стретчинга
Выполнение упражнений начинается с исходных положений. Они могут быть вертикальными или горизонтальными. Приведённые ниже упражнения объединены в:
- упражнения для спины и брюшного пресса;
- упражнения для развития гибкости;
- упражнения на укрепление ягодичных мышц, мышц бёдер, ног;
- упражнения на развитие равновесия.
Время пребывания в статичном положении и количество выполнения упражнений зависит от уровня подготовленности детей.
Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса:
- путём прогиба корпуса назад.
Данные упражнения способствуют преодолению скованности мышц позвоночника и его деформации.
«Змея»
И.П. (исходное положение) лежа на животе, ноги вместе, ладони на полу на уровне плеч.
«1» - Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь.
«2» - Прогнуться, насколько возможно, не сильно закидывая голову назад.
«3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Кобра»
И..П. лежа на животе, руки сложить за спиной так, чтобы кисти рук тыльной стороной касались ягодиц. Пальцы рук переплетены.
«1» - Плавно, без рывков, поднять голову, затем грудь и верхнюю часть живота, как можно выше.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Ящерица»
И.П. лежа на животе, руки расположить вдоль тела, ладони положить на пол.
«1» - Поднять прямые ноги, насколько можно, вверх, опираясь о пол руками, грудью и подбородком.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Кораблик»
И.П. лежа на животе, руки расположить вдоль тела
«1» - Ухватить руками ноги выше щиколоток (колени должны касаться друг друга или слегка расходиться).
«2» - Прогнуться, поднимая без рывков голову, грудь, ноги, прогнувшись при этом, насколько можно выше над уровнем пола.
«3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Лодка»
И.П. лежа на животе, расположить руки за спиной, сложив кисти на крестце. Ноги вместе, носки вытянуты.
«1» - .Поднимать грудь, ноги, голову, прогнувшись при этом, насколько возможно.
«2-3» - Покачаться на животе.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Рыбка»
И.П. .лежа на животе, ноги вместе, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол, на уровне плеч.
«1» - Плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову, грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотронуться ступнями до головы.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Колечко»
И.П. встать на колени, руки на поясе.
«1» - Медленно наклоняться назад, пока голова не коснётся ног.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Медленно вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Мостик»
И.П. лежа на спине, ноги согнуть в коленях так, чтобы пятки касались ягодиц, ладони положить на пол около плеч, согнув руки в локтях.
«1» - Выпрямляя руки и ноги, поднять тело вверх, опираясь на ладони и ступни.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Медленно вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Кошечка»
И.П. встать на колени, прямые руки на пол перед коленями, пальцы вперёд. Голова поднята.
«1» - Как можно сильнее прогнуться (кошка мяукает).
«2» - Как можно сильнее выгнуться, спина - «дугой», голова опущена (кошка шипит). Повторить несколько раз.
Образно-игровое действие «Кораблик»
Плывёт, плывёт кораблик, Плывёт издалека. | упражнение «Кораблик» |
На кораблике четыре Отважных моряка. | И.П. Сесть на пятки, руки на пятки, руки перед грудью (показать лапки мышей). |
У них ушки на макушке, У них серые хвосты. | Показать уши, Покачать головой. |
И страшны им только кошки, Только кошки и коты. | Упражнение «Кошечка» |
- путём наклона корпуса вперёд
Растягиваются мышцы спины, улучшается гибкость, пластичность позвоночника, а так же улучшается осанка.
«Книжка»
И.П. Сесть в позу прямого угла. Руки на пояс.
«1» - руки через стороны поднять вверх, ладонями вперёд
«2» - не сгибая ног, нагнуться вперед, стараясь прямыми руками достать пальцы ног. Стараться грудью коснуться ног.
«3» - задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить 4 раза.
«Страус»
И.П. Встать прямо, ноги слегка расставлены, руки на пояс.
«1» - Не сгибая колени. Наклониться вперёд, стараясь лбом коснуться колен. Стараться наклониться до тех пор, пока голова не окажется между ног.
«2» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз
«Улитка»
И.П. лежа на спине, ноги вместе, носки оттянуты. Руки вдоль тела, ладонями вниз
«1» - Медленно поднять ноги, тело и попытаться коснуться ногами за головой.
«2» - Медленно вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Слон»
И.П. Встать прямо, ноги вместе, прямые руки в замке за спиной.
«1» - Наклон вперёд, стараться лоб прижать к коленям. Ноги не сгибать. Прямые руки поднимаются вверх, потом до положения параллельно полу.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Осьминог»
И.П.Лежа на спине, руки вдоль тела, ладонями вниз.
«1» - Медленно поднять ноги, таз и всё тело в вертикальное положение. Согнуть ноги в коленях, и прижав их к ушам коснуться коленями и пальцами ног пола.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
Образно-игровое действие «Осьминожка».
Палка, палка – | Дети показывают правую, затем левую руки. |
Огуречик! | Правой рукой рисуют овал лица. |
Получился человечек! | Пританцовывая, показывают человечка. |
А теперь добавим ножек - | Вытягивают правую, затем левую ноги. |
Получился, получился Осьминожек! | Выполняют упражнение «Осьминог». |
Упражнения на развитие гибкости
В данных упражнениях растягиваются мышцы спины, ног, улучшается гибкость позвоночника.
«Улитка»
И.П. лежа на спине, руки вдоль тела, носки вытянуты.
«1» - Медленно поднять ноги, тело и попытаться коснуться ногами за головой.
«2» - Медленно вернуться в ИП. Повторить нужное число раз.
«Морской лев»
И.п. Встать на колени (колени врозь), руки на поясе.
1. Медленно садиться между пятками. Задержаться нужное время. Медленно вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Медуза»
И.п. Сесть, ноги врозь, носки оттянуты, руки на поясе.
«1» - Медленно наклониться вперёд, коснуться руками стопы.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Морской уж»
Сесть с предельно разведёнными врозь ногами, руки на пояс.
«Морской червяк»
И. П. Стоя, ноги вместе, руки на пояс.
«1».Наклониться вперед, стараясь прижаться грудью к коленям.
«2» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
Образно-игровое действие «Морские фигуры».
-Море волнуется: «Раз!», | Дети раскачиваются |
-Море волнуется: «Два!», | из стороны |
. -Море волнуется: «Три!» - | в сторону |
Морская медуза (уж, червяк, улитка, лев) замри! | Показывают фигуру. |
Упражнения на укрепление ягодичных мышц, мышц бёдер и ног
Упражнения на развитие подвижности тазобедренного сустава, суставов ног, что способствует пластичности движения, улучшению осанки.
«Бабочка»
И.П. Сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. Колени развести. Руки на коленях, ладонями вниз.
«1» - Опустить развёрнутые колени до пола, надавливая на них руками.
«2-3» - Задержаться нужное время
«4» - Поднять колени с пола.
Усложнённый вариант.
И.П. Сесть в позу прямого угла. Соединив стопы согнутых в коленях ног. Ноги прижаты к полу. Взять руками сведённые стопы ног.
«1» - Медленно наклониться вперёд до касания головой пола. Ноги остаются на полу.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Велосипед»
И.П. Лежа на спине. Поднять согнутые в коленях ноги вертикально полу, голени параллельно полу. Носки оттянуты. Руки вдоль тела.
«1» - медленно выпрямить, не опуская на пол, правую ногу. Левая в И.П.
«2» - Вернуть правую ногу в И.П., одновременно выпрямляя левую. Движение динамичное. Повторить нужное число раз.
«Рак»
И.П. Лечь на бок, голова, грудь, ноги по прямой линии. Верхняя рука вдоль тела, нижняя заложена за голову.
«1» - Поднять голову, грудь. Одновременно поднять правую ногу с оттянутым носком в вертикальное положение.
«2» - Взять рукой за лодыжку поднятой ноги.
«3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Паучок»
И.П. Встать, расставив ноги как можно шире. Согнутые руки перед грудью, ладонями вперёд.
«1» - Согнуть правую ногу в колене, перенести на неё тяжесть тела. Левую ногу выпрямить.
«2» - Задержаться.
«3» - Не возвращаясь в и.п., перенести тяжесть тела на левую ногу, правую выпрямить.
«4» - Задержаться. Повторить нужное число раз.
«Зайчик»
И.П. - Встать прямо, ноги вместе. Наклониться, не сгибая колени, поставить руки на пол, пальцами вперёд. Голова опущена.
«1-2» - .Не сдвигая с места стопы ног, не отрывая пятки, не сгибая колени, передвигать поочерёдно, руки вперёд, насколько возможно.
«3-4» - Задержаться нужное время.
«5-6» Поочерёдным передвижением рук к ногам
«7-8» - вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
Образно - игровое действие «Велосипед»
- Речитатив: (его произносит педагог, вместе с детьми)
«Я сижу на велосипеде,
Только вверх ногами.
И кручу педали, весело ногами.
Эх, прокачу! Эх, прокачу!
Вот и Мишка примостился
Сзади на сиденье.
И Матрёшку посажу
Спереди на руль.
Эх, прокачу! Эх, прокачу!
Едем, едем – не спешим,
А устанем – отдохнём,
Вместе песенку споём.
Эх, прокачу! Эх, прокачу!
Выполняют упражнение «Велосипед», затем дети садятся и поют любую детскую песенку.
Упражнения на развитие равновесия
Упражнения регулируют работу вестибулярного аппарата, развивают координацию тела, грациозность, ловкость.
«Петушок»
И.П. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены.
«1» - Поднять левую ногу, согнув её в колене назад, и взять сзади левой рукой стопу левой ноги. Правую руку поднять вверх, ладонью вперёд. Голова поднята.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П.Повторить с правой ноги.
«Аист»
И.П. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены.
«1» - Стоя на одной прямой ноге, согнутую в колене вторую ногу разместить стопой на внутренней стороне колена прямой ноги. Руки развести в стороны или поставить на пояс.
«2» - Вернуться в И.П.
«3» - Выполнить упражнение с левой ноги.
«4» - Вернуться в И.П.
«Цапля»
И.П. Встать прямо, ноги вместе, руки на поясе.
«1» - Поднять согнутую в колене ногу, носок сильно вытянуть, прикоснуться им к колену. Бедро параллельно полу.
«2» - Вернуться в И.П.
«3» - всё выполнить с другой ноги.
«4» - Вернуться в И.П.
«Крыло»
И.П. Встать прямо, ноги вместе, руки свободно опущены.
«1» - Поднять прямую ногу вверх до горизонтального положения. Правой рукой взять за пальцы правой ноги. Левая нога не сгибается.
«2» - Вернуться в И.П.
«3» - всё выполнить с левой ноги.
«4» - Вернуться в И.П.
Образно-игровое действие «Петушок»
Петушок, петушок! | Упражнение «Петушок» |
Золотой гребешок! | выполняют с правой и левой ноги |
Масленна головушка, | Качают головой, руки на поясе. |
Шёлкова бородушка. | |
Что ты рано встаёшь | Сложить руки в ладоши под щеку |
Деткам спать не даёшь? | глаза закрыть |
Образно-игровое действие «Цапля»
Кто шагает по болоту? | Имитируют движение |
С кочки, на кочку. | ходьбы с высоким подниманием колена. |
С кочки, на кочку. | |
Ноги вымочить боится, | Показ (боятся намочить ноги). |
И ведь это не жар-птица! | Удивление. |
Догадались, кто – друзья? Цапля серая была!!! | Упражнение «Цапля». |
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием игрового стретчинга
На занятиях с использованием игрового стретчинга необходимо учитывать возрастные особенности детей. Поэтому группа должна быть, примерно, одного возраста. В каждой группе не более 15 детей.
- Время проведения занятия: в детском саду – 30 минут, в школе – 45минут.
- Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на ковриках. Девочки - в гимнастических купальниках, мальчики – в шортах и футболках, на ногах балетная обувь («балетки»).
- Особое требование предъявляется к показу педагога. Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к занятиям, улыбка, радость, делают их более эффективными.
- На каждом занятии обязательно сочетание динамических и статических упражнений.
- Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц. Позвоночник должен растягиваться в различных направлениях, чтобы не стать скованным.
- Растягивание должно быть не резким, без лишнего усилия, не приносящим беспокойства и неприятных ощущений. Движения мягкие, медленные, контролируемые педагогом.
- В одном занятии должны быть упражнения на все группы мышц, необходимо вводить сюжетно-ролевые игры, танцевальные этюды, образные действия, мимические упражнения.
- Все упражнения выполняются под соответствующую чёткую музыку, разнообразную и разноплановую, яркого игрового образного характера. Педагог добивается ритмизации двигательной деятельности.
- На занятиях должно присутствовать четкое руководство игровой драматизацией со стороны педагога, которое требует особого подхода, и стремления поддержать любое проявление творческого начала ребенка.
Список литературы
- Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании] / Б. В. Асафьев.- М.: 1975. – 254 с.
- Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет / С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. - М.: 1981. – 56 с.
- Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. - М.:1983. – 60 с.
- Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет / С. И. Бекина., Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. - М.: 1984. – 63 с.
- Ветлугина Н. Л., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н. Л. Ветлугина, А. В Кенеман. - М.: 1983. – 198 с.
- Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию творчества в танце у детей 5-7 лет: пособие для музыкальных руководителей детских садов] / Е. В. Горшкова - М.: ООО Гном и Д, 2004. – 120 с.
- Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет] / Г. Н. Добровольская - Л.: 1975. – 248 с.
- Дубянская Е. М. Нашим детям: игры, пляски и музыкально-двигательные упражнения для дошкольников] / Е. М. Дубянская. - Л.: изд. 5, 1985. – 118 с.
- Захаров Р. В. Сочинение танца] / Р. В. Захаров - М.: 1983. – 367 с.
- Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей] / Г. А. Колодницкий - М.: Просвещение, 2000. – 20 с.
- Константинова А. И. Игровой стретчинг: методика работы с детьми дошкольного возраста] / А. И. Константинова - СПб.: учебно-методический центр, 1993. – 76 с.
- Константинова А. И. Психогимнастика.] / А. И. Константинова - СПб.: учебно-методический центр, 1995. – 96 с.
- Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М. А Михайлова, Н. В. Воронина. – Ярославль: Академия Холдинг, 2000. – 113 с.
- Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши / Т. Н Сауко, А. И. Буренина. – СПб.: 2001. – 120 с.
- Фирилёва Ж. Е, Сайкина Е. Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж. Е Фирилёва, Е. Г. Сайкина. – СПб.: Детство-пресс, 2003. – 342 с.
Предварительный просмотр:
Оглавление
Введение 4
Стретчинг и его особенности использования в детском хореографическом коллективе 7
Структура занятий с использованием элементов игрового стретчинга 8
Основные принципы организации занятий на основе игрового стретчинга 10
Образно-игровые действия на основе упражнений стретчинга 10
Упражнения игрового стретчинга 12
Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса:
- путём прогиба корпуса назад 12
Образно-игровое действие «Кораблик»
- путём прогиба корпуса вперёд 15
Образно-игровое действие «Осьминог»
Упражнения на развитие гибкости 16
Образно-игровое действие «Морские фигуры»
Упражнения на укрепление ягодичных мышц, бёдер и ног 18
Образно-игровое действие «Велосипед»
. Упражнения на развитие равновесия 20
Образно-игровое действие «Петя – петушок», «Цапля»
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием игрового стретчинга 23
Список литературы 25
Введение
Методическая разработка «Упражнения игрового стретчинга на занятиях хореографии с детьми младшего школьного возраста» состоит из упражнений игрового стретчинга на разные группы мышц, а также образных этюдов, игр, образно игровых действий на основе упражнений стретчинга.
Цель данной методической разработки – методическая помощь педагогам-хореографам в организации занятий хореографии с использованием упражнений игрового стретчинга.
В разработке предлагаются доступные упражнения игрового стретчинга, эффективность которых заключается в разностороннем воздействии и развитии опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста.
Эмоциональность исполнения упражнений достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными, сюжетными композициями, которые соответствуют возрастным особенностям младших школьников, склонных к подражанию, и копированию действий человека, животных, литературных образов.
Данные упражнения подобраны так, чтобы ребёнку было проще выполнять их, когда они представлены образно-игрового действия. Данные игра или этюд имеют определённый сюжет, персонажи которого близки и понятны ребёнку.
В методической разработке представлены элементарные упражнения игрового стретчинга для разучивания с детьми младшего школьного возраста. Проучивание упражнений происходит на первом этапе знакомства с элементами стретчинга.
Далее, на основе упражнений игрового стретчинга, дети учатся осмысленно, артистично исполнять образно - игровые действия. Ведь играя, ребёнок вживается в предложенный ему образ, что помогает педагогу при разучивании упражнений, а ребёнку при их исполнении.
В разработке приводится подробное описание упражнений игрового стретчинга, а так же краткое пояснение к каждому образно - игровому действию.
Методическая разработка предназначена начинающим педагогам дополнительного образования детей, а так же руководителям детских хореографических ансамблей, работающих с детьми младшего школьного возраста.
Стретчинг и его особенности использования в детском хореографическом коллективе.
Стретчинг (от англ. «stretching» - растягивание) – это комплекс упражнений и поз для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий туловища и конечностей.
Методика стретчинга основана на упражнениях лечебно – физической культуры, корригирующей гимнастики и статичного растягивания мышц тела. Повышает эластичность суставно-связочного аппарата, увеличивает их подвижность, оказывает глубокое оздоровительное воздействие на весь организм, укрепляет позвоночник, позволяет предотвращать и корректировать нарушения осанки.
Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма и являются лучшим методом выработки силы, выносливости, координации движений. Упражнения выполняются без воздействия со стороны, само тело регулирует уровень нагрузки.
Упражнения стретчинга, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных (змея, ящерица и т.д.) или имитационных действий, выполняются по ходу образно-игрового действия и не имеют возрастных ограничений, можно начинать заниматься с 4-х лет.
Выполняя упражнения стретчинга в такой нестандартной форме, сложные элементы становятся легче для восприятия, а сами занятия более интересными.
Программа работы со школьниками имеет свою специфику, в зависимости от возраста, но везде учитывается объём необходимой физической нагрузки для нормального протекания физиологических процессов. Упражнения каждого занятия подбираются с учётом пропорциональной занятости всех групп мышц. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоционально-психические напряжения.
Помимо общего оздоровительного эффекта, упражнения стретчинга дают возможность ребёнку научиться управлять своим телом, позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создаёт чувство внутренней свободы.
Структура занятий с использованием элементов игрового стретчинга
Занятия с использованием игрового стретчинга в детском хореографическом коллективе состоят из трех частей. Структура занятий разработана в соответствии с требованиями физиологии и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.
В вводной части занятия (разминка) ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части. Разминка длится 4-6 минут, в неё входят музыкально-ритмические и танцевальные элементы, упражнения на координацию движений и внимание.
В основной части занятия дети разучивают новые упражнения и повторяют ранние изученные. В этой части большое внимание уделяется партерной гимнастики и упражнениям стретчинга, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребенка. Её длительность составляет 20 минут.
На каждом занятии дети делают 9-10 упражнений на различные группы мышц. Упражнения чередуются так, чтобы нагрузка распределялась равномерно на все мышцы суставно-связочного и опорно-двигательного аппарата. В одно занятие могут быть включены:
- 1-2 упражнения для развития и укрепление стоп ("Ходьба», «Гусеница», «Медвежонок» и т.д.);
- 2-3 упражнения для укрепления мышц спины, путем прогиба корпуса назад («Змея», «Кобра», «Ящерица», «Лодочка»);
- 2-3 упражнения для мышц спины, путем наклона корпуса вперед («Книжка», «Горка», «Слоник»);
- 2-3 упражнения для укрепления ягодичных мышц, мышц бедер и ног («Паучок», «Бег»);
- 1-2 упражнение для укрепления мышц позвоночника путем его поворотов («Маятник», «Орешек», «Тростинка»);
- 1-2 упражнение для укрепления и развития мышц плечевого пояса и равновесия («Ласточка», «Аист», «Цапля»).
Все упражнения выполняются под соответствующую музыку, время выполнения 9-10 минут. Каждое упражнение повторяется от 2 до 4 раз.
При подборе музыкального сопровождения к упражнениям игрового стретчинга необходимо учитывать характеры, повадки героев и ситуации, в которых они находятся.
В заключительной части занятия (длительность 4-6 минут) решаются задачи постепенного перехода к другим видам деятельности. В этой части проводятся игры, образные этюды под знакомую детям музыку («Паровозик», «Утята», «Кузнечик» и т.д.). Выполнение простых образных этюдов развивают: двигательные навыки, координацию движений, музыкальные способности, создавая позитивный эмоциональный настрой ребенка.
Заканчиваются занятия подведением итога урока, после чего дети прощаются с преподавателем (поклон) и организованно (не обязательно в строгом построении) уходят из зала.
Основные принципы организации занятий на основе игрового стретчинга
I. Наглядность – показ гимнастических упражнений через образный рассказ, подражание, имитацию известных детям движений.
II. Доступность - разучивание упражнений от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.
III. Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.
IV. Индивидуально-дифференцированный подход – учет возрастных особенностей, состояние здоровья и уровень хореографической подготовленности каждого ребенка.
V. Сознательность – понимание пользы упражнений и желание их выполнять
Все упражнения выполняются ритмично, без рывков и чрезмерных усилий. Нагрузка регулируется количеством повторения упражнений и амплитудой движения. Эффективность занятий определяется показателем общего состояния ребенка, его адаптацией к нагрузке.
Образно-игровые действия на основе упражнений стретчинга.
Упражнения – это многократное повторение учеником практических заданных действий.
Обучающий результат упражнений проявляется в системе приёмов, способов практического действия.
Развивающий эффект выражается в расширении возможностей творческого самовыражения детской личности и формирования способностей.
Воспитательное значение – систематическое выполнение упражнений укрепляет волю учащихся, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание.
Необходимо включать такие упражнения, которые органично сочетали бы в себе пантомимические и танцевальные движения.
Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или образно-игровым действием дольше 2-4 занятий подряд. Даже если за это время не выполнены все поставленные задачи, лучше обратится к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.
На занятиях должна быть доброжелательная атмосфера: искренний и чуткий интерес педагога к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; поддержка и поощрение их самостоятельности и положительных проявлений; осторожность и мягкость в исправлении ошибок. Педагогу следует избегать оценок «плохо» или «неправильно», обращая внимание ребёнка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки, выполнению упражнения.
Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей. Всё это создаёт действительно творческую атмосферу на занятиях, без которой невозможно становление и развитие ребенка.
Упражнения игрового стретчинга
Выполнение упражнений начинается с исходных положений. Они могут быть вертикальными или горизонтальными. Приведённые ниже упражнения объединены в:
- упражнения для спины и брюшного пресса;
- упражнения для развития гибкости;
- упражнения на укрепление ягодичных мышц, мышц бёдер, ног;
- упражнения на развитие равновесия.
Время пребывания в статичном положении и количество выполнения упражнений зависит от уровня подготовленности детей.
Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса:
- путём прогиба корпуса назад.
Данные упражнения способствуют преодолению скованности мышц позвоночника и его деформации.
«Змея»
И.П. (исходное положение) лежа на животе, ноги вместе, ладони на полу на уровне плеч.
«1» - Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь.
«2» - Прогнуться, насколько возможно, не сильно закидывая голову назад.
«3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Кобра»
И..П. лежа на животе, руки сложить за спиной так, чтобы кисти рук тыльной стороной касались ягодиц. Пальцы рук переплетены.
«1» - Плавно, без рывков, поднять голову, затем грудь и верхнюю часть живота, как можно выше.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Ящерица»
И.П. лежа на животе, руки расположить вдоль тела, ладони положить на пол.
«1» - Поднять прямые ноги, насколько можно, вверх, опираясь о пол руками, грудью и подбородком.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Кораблик»
И.П. лежа на животе, руки расположить вдоль тела
«1» - Ухватить руками ноги выше щиколоток (колени должны касаться друг друга или слегка расходиться).
«2» - Прогнуться, поднимая без рывков голову, грудь, ноги, прогнувшись при этом, насколько можно выше над уровнем пола.
«3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Лодка»
И.П. лежа на животе, расположить руки за спиной, сложив кисти на крестце. Ноги вместе, носки вытянуты.
«1» - .Поднимать грудь, ноги, голову, прогнувшись при этом, насколько возможно.
«2-3» - Покачаться на животе.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Рыбка»
И.П. .лежа на животе, ноги вместе, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол, на уровне плеч.
«1» - Плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову, грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотронуться ступнями до головы.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Колечко»
И.П. встать на колени, руки на поясе.
«1» - Медленно наклоняться назад, пока голова не коснётся ног.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Медленно вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Мостик»
И.П. лежа на спине, ноги согнуть в коленях так, чтобы пятки касались ягодиц, ладони положить на пол около плеч, согнув руки в локтях.
«1» - Выпрямляя руки и ноги, поднять тело вверх, опираясь на ладони и ступни.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Медленно вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Кошечка»
И.П. встать на колени, прямые руки на пол перед коленями, пальцы вперёд. Голова поднята.
«1» - Как можно сильнее прогнуться (кошка мяукает).
«2» - Как можно сильнее выгнуться, спина - «дугой», голова опущена (кошка шипит). Повторить несколько раз.
Образно-игровое действие «Кораблик»
Плывёт, плывёт кораблик, Плывёт издалека. | упражнение «Кораблик» |
На кораблике четыре Отважных моряка. | И.П. Сесть на пятки, руки на пятки, руки перед грудью (показать лапки мышей). |
У них ушки на макушке, У них серые хвосты. | Показать уши, Покачать головой. |
И страшны им только кошки, Только кошки и коты. | Упражнение «Кошечка» |
- путём наклона корпуса вперёд
Растягиваются мышцы спины, улучшается гибкость, пластичность позвоночника, а так же улучшается осанка.
«Книжка»
И.П. Сесть в позу прямого угла. Руки на пояс.
«1» - руки через стороны поднять вверх, ладонями вперёд
«2» - не сгибая ног, нагнуться вперед, стараясь прямыми руками достать пальцы ног. Стараться грудью коснуться ног.
«3» - задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить 4 раза.
«Страус»
И.П. Встать прямо, ноги слегка расставлены, руки на пояс.
«1» - Не сгибая колени. Наклониться вперёд, стараясь лбом коснуться колен. Стараться наклониться до тех пор, пока голова не окажется между ног.
«2» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз
«Улитка»
И.П. лежа на спине, ноги вместе, носки оттянуты. Руки вдоль тела, ладонями вниз
«1» - Медленно поднять ноги, тело и попытаться коснуться ногами за головой.
«2» - Медленно вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Слон»
И.П. Встать прямо, ноги вместе, прямые руки в замке за спиной.
«1» - Наклон вперёд, стараться лоб прижать к коленям. Ноги не сгибать. Прямые руки поднимаются вверх, потом до положения параллельно полу.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Осьминог»
И.П.Лежа на спине, руки вдоль тела, ладонями вниз.
«1» - Медленно поднять ноги, таз и всё тело в вертикальное положение. Согнуть ноги в коленях, и прижав их к ушам коснуться коленями и пальцами ног пола.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
Образно-игровое действие «Осьминожка».
Палка, палка – | Дети показывают правую, затем левую руки. |
Огуречик! | Правой рукой рисуют овал лица. |
Получился человечек! | Пританцовывая, показывают человечка. |
А теперь добавим ножек - | Вытягивают правую, затем левую ноги. |
Получился, получился Осьминожек! | Выполняют упражнение «Осьминог». |
Упражнения на развитие гибкости
В данных упражнениях растягиваются мышцы спины, ног, улучшается гибкость позвоночника.
«Улитка»
И.П. лежа на спине, руки вдоль тела, носки вытянуты.
«1» - Медленно поднять ноги, тело и попытаться коснуться ногами за головой.
«2» - Медленно вернуться в ИП. Повторить нужное число раз.
«Морской лев»
И.п. Встать на колени (колени врозь), руки на поясе.
1. Медленно садиться между пятками. Задержаться нужное время. Медленно вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Медуза»
И.п. Сесть, ноги врозь, носки оттянуты, руки на поясе.
«1» - Медленно наклониться вперёд, коснуться руками стопы.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Морской уж»
Сесть с предельно разведёнными врозь ногами, руки на пояс.
«Морской червяк»
И. П. Стоя, ноги вместе, руки на пояс.
«1».Наклониться вперед, стараясь прижаться грудью к коленям.
«2» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
Образно-игровое действие «Морские фигуры».
-Море волнуется: «Раз!», | Дети раскачиваются |
-Море волнуется: «Два!», | из стороны |
. -Море волнуется: «Три!» - | в сторону |
Морская медуза (уж, червяк, улитка, лев) замри! | Показывают фигуру. |
Упражнения на укрепление ягодичных мышц, мышц бёдер и ног
Упражнения на развитие подвижности тазобедренного сустава, суставов ног, что способствует пластичности движения, улучшению осанки.
«Бабочка»
И.П. Сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. Колени развести. Руки на коленях, ладонями вниз.
«1» - Опустить развёрнутые колени до пола, надавливая на них руками.
«2-3» - Задержаться нужное время
«4» - Поднять колени с пола.
Усложнённый вариант.
И.П. Сесть в позу прямого угла. Соединив стопы согнутых в коленях ног. Ноги прижаты к полу. Взять руками сведённые стопы ног.
«1» - Медленно наклониться вперёд до касания головой пола. Ноги остаются на полу.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Велосипед»
И.П. Лежа на спине. Поднять согнутые в коленях ноги вертикально полу, голени параллельно полу. Носки оттянуты. Руки вдоль тела.
«1» - медленно выпрямить, не опуская на пол, правую ногу. Левая в И.П.
«2» - Вернуть правую ногу в И.П., одновременно выпрямляя левую. Движение динамичное. Повторить нужное число раз.
«Рак»
И.П. Лечь на бок, голова, грудь, ноги по прямой линии. Верхняя рука вдоль тела, нижняя заложена за голову.
«1» - Поднять голову, грудь. Одновременно поднять правую ногу с оттянутым носком в вертикальное положение.
«2» - Взять рукой за лодыжку поднятой ноги.
«3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
«Паучок»
И.П. Встать, расставив ноги как можно шире. Согнутые руки перед грудью, ладонями вперёд.
«1» - Согнуть правую ногу в колене, перенести на неё тяжесть тела. Левую ногу выпрямить.
«2» - Задержаться.
«3» - Не возвращаясь в и.п., перенести тяжесть тела на левую ногу, правую выпрямить.
«4» - Задержаться. Повторить нужное число раз.
«Зайчик»
И.П. - Встать прямо, ноги вместе. Наклониться, не сгибая колени, поставить руки на пол, пальцами вперёд. Голова опущена.
«1-2» - .Не сдвигая с места стопы ног, не отрывая пятки, не сгибая колени, передвигать поочерёдно, руки вперёд, насколько возможно.
«3-4» - Задержаться нужное время.
«5-6» Поочерёдным передвижением рук к ногам
«7-8» - вернуться в И.П. Повторить нужное число раз.
Образно - игровое действие «Велосипед»
- Речитатив: (его произносит педагог, вместе с детьми)
«Я сижу на велосипеде,
Только вверх ногами.
И кручу педали, весело ногами.
Эх, прокачу! Эх, прокачу!
Вот и Мишка примостился
Сзади на сиденье.
И Матрёшку посажу
Спереди на руль.
Эх, прокачу! Эх, прокачу!
Едем, едем – не спешим,
А устанем – отдохнём,
Вместе песенку споём.
Эх, прокачу! Эх, прокачу!
Выполняют упражнение «Велосипед», затем дети садятся и поют любую детскую песенку.
Упражнения на развитие равновесия
Упражнения регулируют работу вестибулярного аппарата, развивают координацию тела, грациозность, ловкость.
«Петушок»
И.П. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены.
«1» - Поднять левую ногу, согнув её в колене назад, и взять сзади левой рукой стопу левой ноги. Правую руку поднять вверх, ладонью вперёд. Голова поднята.
«2-3» - Задержаться нужное время.
«4» - Вернуться в И.П.Повторить с правой ноги.
«Аист»
И.П. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены.
«1» - Стоя на одной прямой ноге, согнутую в колене вторую ногу разместить стопой на внутренней стороне колена прямой ноги. Руки развести в стороны или поставить на пояс.
«2» - Вернуться в И.П.
«3» - Выполнить упражнение с левой ноги.
«4» - Вернуться в И.П.
«Цапля»
И.П. Встать прямо, ноги вместе, руки на поясе.
«1» - Поднять согнутую в колене ногу, носок сильно вытянуть, прикоснуться им к колену. Бедро параллельно полу.
«2» - Вернуться в И.П.
«3» - всё выполнить с другой ноги.
«4» - Вернуться в И.П.
«Крыло»
И.П. Встать прямо, ноги вместе, руки свободно опущены.
«1» - Поднять прямую ногу вверх до горизонтального положения. Правой рукой взять за пальцы правой ноги. Левая нога не сгибается.
«2» - Вернуться в И.П.
«3» - всё выполнить с левой ноги.
«4» - Вернуться в И.П.
Образно-игровое действие «Петушок»
Петушок, петушок! | Упражнение «Петушок» |
Золотой гребешок! | выполняют с правой и левой ноги |
Масленна головушка, | Качают головой, руки на поясе. |
Шёлкова бородушка. | |
Что ты рано встаёшь | Сложить руки в ладоши под щеку |
Деткам спать не даёшь? | глаза закрыть |
Образно-игровое действие «Цапля»
Кто шагает по болоту? | Имитируют движение |
С кочки, на кочку. | ходьбы с высоким подниманием колена. |
С кочки, на кочку. | |
Ноги вымочить боится, | Показ (боятся намочить ноги). |
И ведь это не жар-птица! | Удивление. |
Догадались, кто – друзья? Цапля серая была!!! | Упражнение «Цапля». |
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием игрового стретчинга
На занятиях с использованием игрового стретчинга необходимо учитывать возрастные особенности детей. Поэтому группа должна быть, примерно, одного возраста. В каждой группе не более 15 детей.
- Время проведения занятия: в детском саду – 30 минут, в школе – 45минут.
- Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на ковриках. Девочки - в гимнастических купальниках, мальчики – в шортах и футболках, на ногах балетная обувь («балетки»).
- Особое требование предъявляется к показу педагога. Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к занятиям, улыбка, радость, делают их более эффективными.
- На каждом занятии обязательно сочетание динамических и статических упражнений.
- Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц. Позвоночник должен растягиваться в различных направлениях, чтобы не стать скованным.
- Растягивание должно быть не резким, без лишнего усилия, не приносящим беспокойства и неприятных ощущений. Движения мягкие, медленные, контролируемые педагогом.
- В одном занятии должны быть упражнения на все группы мышц, необходимо вводить сюжетно-ролевые игры, танцевальные этюды, образные действия, мимические упражнения.
- Все упражнения выполняются под соответствующую чёткую музыку, разнообразную и разноплановую, яркого игрового образного характера. Педагог добивается ритмизации двигательной деятельности.
- На занятиях должно присутствовать четкое руководство игровой драматизацией со стороны педагога, которое требует особого подхода, и стремления поддержать любое проявление творческого начала ребенка.
Список литературы
- Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании] / Б. В. Асафьев.- М.: 1975. – 254 с.
- Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет / С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. - М.: 1981. – 56 с.
- Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. - М.:1983. – 60 с.
- Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет / С. И. Бекина., Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. - М.: 1984. – 63 с.
- Ветлугина Н. Л., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н. Л. Ветлугина, А. В Кенеман. - М.: 1983. – 198 с.
- Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию творчества в танце у детей 5-7 лет: пособие для музыкальных руководителей детских садов] / Е. В. Горшкова - М.: ООО Гном и Д, 2004. – 120 с.
- Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет] / Г. Н. Добровольская - Л.: 1975. – 248 с.
- Дубянская Е. М. Нашим детям: игры, пляски и музыкально-двигательные упражнения для дошкольников] / Е. М. Дубянская. - Л.: изд. 5, 1985. – 118 с.
- Захаров Р. В. Сочинение танца] / Р. В. Захаров - М.: 1983. – 367 с.
- Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей] / Г. А. Колодницкий - М.: Просвещение, 2000. – 20 с.
- Константинова А. И. Игровой стретчинг: методика работы с детьми дошкольного возраста] / А. И. Константинова - СПб.: учебно-методический центр, 1993. – 76 с.
- Константинова А. И. Психогимнастика.] / А. И. Константинова - СПб.: учебно-методический центр, 1995. – 96 с.
- Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М. А Михайлова, Н. В. Воронина. – Ярославль: Академия Холдинг, 2000. – 113 с.
- Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши / Т. Н Сауко, А. И. Буренина. – СПб.: 2001. – 120 с.
- Фирилёва Ж. Е, Сайкина Е. Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж. Е Фирилёва, Е. Г. Сайкина. – СПб.: Детство-пресс, 2003. – 342 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение игровой деятельности как средство активизации, социализации и адаптации детей младшего школьного возраста
Данный материал можно использовать на методическом объединении воспитателей и для подготовки и проведения родительского собрания...
Особенности логопедической работы с детьми ЗПР младшего школьного возраста
Соотношение речи и мышления на этапах развития ребёнка можно рассматривать в различных аспектах.Прежде всего встает вопрос: Каким образом интеллектуальное развитие р...
Психолого-педагогическая технология в работе с аутичными детьми в младшем школьном возрасте
Представляю свой опыт работы с аутичным ребенком, форма обучения – индивидуальная, младший школьный возраст. Оценивая особенности эмоционально-волевой и коммуникативно-потребностной сфер аутично...
Технология работы с детьми мигрантов младшего школьного возраста: адаптация и обучение русскому языку
Дети мигрантов – это учащиеся с особыми образовательными потребностями, поэтому только комплексная работа педагогов и специалистов школьных служб приведёт к успешной адаптации детей мигрантов.Более по...
Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка
Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...
Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»
Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»...
Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»
Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»...