Сотрудничество классного руководителя и семьи
статья
В статье представлены некоторые формы и приемы организации взаимодействия классного рководителя с семьями своих учеников. Они могут быть использованы на родительских собраниях, что обеспечит лояльное отношение родителей к школе и поможет выстроить дружеские отношения учителя с родителями своего класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_semi_i_shkoly.docx | 38.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный руководитель, как организатор сотрудничества родителей и школы
Составитель: Иконникова Т.С.
Цель: предоставить перечень возможных форм, методов и приёмов сотрудничества классных руководителей с родителями; показать организацию совместного досуга детей, педагога и родителей; поделиться опытом своей работы в этом направлении.
Оборудование: ноутбук, проектор, губка, листочки, анкеты, листы бумаги, карандаши, коробочка.
Сценарный ход:
Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь пап и мам к участию в школьной жизни ребёнка?
Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных». Поэтому классный руководитель всегда в поиске, какие необходимо создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали родительские собрания, чтобы им было интересно, они получали полезную информацию для себя и своих детей.
Мечта классного руководителя – видеть родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула:
- Какие же формы работы можно использовать в работе с родителями?
На современном этапе вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
-день творчества детей и их родителей;
-открытые уроки и внеклассные мероприятия;
-родители помогают в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса;
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
- участие родителей класса в работе совета школы;
- участие родителей класса в работе родительского комитета.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Все прекрасно знают, что семьи все разные, у каждой свои проблемы и трудности и, поэтому, невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьёй. Многое зависит от педагогов.
Сотрудничество семьи и школы начинается с изучения социального паспорта семьи, каких-то особенностей, о которых родитель хотел бы предупредить классного руководителя. Важно, чтобы эта информация использовалась только во благо семьи и сохранялась между этими двумя людьми.
1. На этом этапе актуально провести анкетирование. Сейчас можно найти много готовых анкет или составить самой. Например, можно поинтересоваться мнением родителей о том, «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка». Начав собрание с небольшой анкеты, можно провести его в форме круглого стола, где родителя поделятся своими «лайфхаками».
2. Интересна форма тренингового практикума в виде серии упражнений для детей и родителей. Это позволит родителям осознать значимость детских переживаний и проблем. Замечательно начинать каждую встречу с родителями с какого-то изречения, сказки или притчи, чтобы погрузить их в состояние психологической готовности к восприятию подготовленной классным руководителем информации.
Например, сказка:
Тихим солнечным утром в гнезде пеликана мирно спали пушистые птенцы. Пеликан отправился на поиски корма, оставив потомство в безмятежном сне. Сидевшая в засаде гадюка тут же подползла, крадучись, к его гнезду. Змея подползла в плотную к птенцам. Глаза её сверкнули зловещим блеском - и началась расправа. Получив по смертельному укусу, безмятежно спавшие птенцы так и не проснулись. Злодейка довольная содеянным, уползла в укрытие. Вскоре вернулся с охоты пеликан. Горю его не было предела. Он рыдал: «Без вас нет мне теперь жизни! Пусть я умру вместе с вами!» И он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. Горячая кровь ручьями хлынула из раны, окропляя бездыханных птенцов. Теряя последние силы, умирающий пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо с погибшими птенцами и вдруг, от неожиданности. Вздрогнул. О чудо! Его пролитая кровь и родительская любовь вернули птенцов к жизни, вырвав из лап смерти. И тогда, счастливый, он испустил дух…
Давным-давно эту сказку придумал Леонардо да Винчи. Но многие годы спустя люди не перестают удивляться силе родительской любви, преклоняются перед ней. И мы собрались сегодня здесь благодаря тому, что наши жизни озаряются светом родительской любви. Без света этой любви, без тепла наших сердец погода в нашем доме была бы совсем иной.
3.Практикумы – данная форма работы предполагает смену ролей. Дети превращаются в родителей, а родители в детей. Родители и дети получают задания, которые им необходимо обыграть.
Примерные задания для детей, исполняющих роль родителей:
1) Вы поручили ребёнку прибраться дома и помыть посуду, а он проиграл всё это время в компьютер и ничего не сделал. Ваша реакция?
2) Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребёнка двойка. Как вы поступите?
Задания для родителей, исполняющих роль детей:
1) Мама попросила вас убрать комнату и помыть посуду, а пришёл друг, вы заигрались и ничего не сделали. Как объяснить маме?
2) Вы получили двойку, и вам надо объяснить родителям, за что и почему.
-Подведём итог: Решая эти ситуации, каждый из вас (как родитель) посмотрел на себя со стороны и, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть даже и поведение. И каждый наверняка сделал для себя определённые выводы.
5. Заслуживает внимания такая форма работы, как «Час общения: дети и родители». Заранее готовится сценарий родительского собрания, родители получают определённое домашнее задание по тематике собрания. В сценарий включают стихи, песни, сценки, различные ситуации, которые готовят дети. Возможно, в конце этого мероприятия провести чаепитие.
Нетрадиционные формы работы интересны родителям, они сближают, классный коллектив становится единым целым, большой семьёй, которая живёт совместной деятельностью педагога, детей и родителей.
Можно ввести традицию: завершать родительские собрания упражнением «Мешочек пожеланий».
Инструкция: всем участникам предлагается написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим на собрании, при этом ни к кому конкретно не обращаясь и опустить листок в мешочек-пожеланий. Затем классный руководитель перемешивает их, и родители вытаскивают для себя пожелания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"
Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...
Воспитание творческой личности ребёнка через сотрудничество классного руководителя, семьи и педагогов дополнительного образования.
Данный материал подскажет, как воспитать творческую личность и на что при этом следует обратить внимание....
Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников
Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников...
Сотрудничество классного руководителя, детей и родителей с целью творческого развития личности младшего школьника
Раскрывается проблема сотрудничества родителей, детей и учителя начальной школы, направленная на развитие творческих способностей учащихся. Приводятся примеры сотрудничества: работа родительских клубо...
Сотрудничество классного руководителя , родителя и ученика как средство формирования личности ребёнка.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколени...
Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников
Обобщение опыта работы классного руководителя с родителями....
Сотрудничество классного руководителя и семьи в нравственном воспитании ребёнка с нарушениями интеллектуального развития.
Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего умственно отсталого ребёнка. Однако им не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представ...