Сотрудничество классного руководителя , родителя и ученика как средство формирования личности ребёнка.
статья (3 класс) на тему
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколений россиян – самая острая проблема школы, семьи, государства. Семья и общеобразовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей: для полноценного развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою судьбу, города, Отечества. В этих условиях школа не может переложить вину за сложившуюся ситуацию на родителей, порой формально решая проблемы нравственного воспитания. Необходимо искать новые подходы в организации сотрудничества с ними, менять содержание и формы взаимодействия с семьёй. Классный руководитель и родители как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
Исходя из цели задач воспитательной системы МАОУ «СОШ№11» я создала свою воспитательную систему «Сотрудничество классного руководителя, родителей и учеников как средство формирования личности ребёнка», так как результативность учебно-воспитательного процесса может быть обеспечена через организацию взаимодействия семьи и школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vs_prokofeva_n.v._20.12.doc | 67.5 КБ |
prilozhenie.docx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Мне нужно только одно,
чтобы совместная деятельность
доставляла ребенку удовольствие,
была бы его потребностью.
С.Соловейчик
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколений россиян – самая острая проблема школы, семьи, государства. Семья и общеобразовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей: для полноценного развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою судьбу, города, Отечества. В этих условиях школа не может переложить вину за сложившуюся ситуацию на родителей, порой формально решая проблемы нравственного воспитания. Необходимо искать новые подходы в организации сотрудничества с ними, менять содержание и формы взаимодействия с семьёй. Классный руководитель и родители как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
Исходя из цели задач воспитательной системы МАОУ «СОШ№11» я создала свою воспитательную систему «Сотрудничество классного руководителя, родителей и учеников как средство формирования личности ребёнка», так как результативность учебно-воспитательного процесса может быть обеспечена через организацию взаимодействия семьи и школы.
- Ценностно-ориентированный компонент воспитательной системы класса.
Цель моей воспитательной системы: Создание воспитательного пространства для развития младших школьников через организацию сотрудничества семьи и школы.
Задачи:
1. Психолого-педагогическое изучение каждого ребенка и его семьи с целью определения его склонностей, способностей и возможностей в процессе адаптации к школьному обучению.
2. Создание детско-взрослой общности с целью социализации ученика.
3. Целенаправленное обучение коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей.
4. Приобщение детей к традициям семьи, школы, города.
5. Вовлечение обучающихся и их родителей в социальное проектирование.
Приоритетными в моей воспитательной системе «Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования личности ребёнка» становятся следующие принципы:
- Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Культура, Отечество, Знания, Труд, Мир, как на основу здорового образа жизни.
- Субъективность (содействие классного руководителя развитию способностей ребенка как субъекта собственного поведения, а в итоге и жизни).
- Принятие ребенка как данности (то есть признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
2. Индивидуально-групповой компонент представляет сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках класса. Созданию положительной воспитательной среды в классном коллективе способствует привлечение родителей к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания (формирование модели взаимодействия с родителями через реализацию принципов пяти СО: соглашения, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности). Сама себе я всегда говорю: «Мне очень повезло с родителями. Они настоящие мои помощники и единомышленники». И мои слова обретают силу. Благодаря такой установке мы сможем решить многие проблемы, вовлечь каждого ребёнка в школьную жизнь и дать ему шанс проявить себя. Я, как классный руководитель, информирую родителей об успехах ученика, акцентируя их внимание на положительном, говорю о трудностях и неудачах школьника, стараюсь выяснить причины и мотивы ослабления в учебе, совместно определяем методы педагогической помощи. У нас в классе вёдется Электронный дневник и тетрадь на каждого ученика, в которой мы пишем письма о ребенке на родительском собрании, такая форма общения пришлась родителям по душе.
3. Функционально - деятельностный компонент.
Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе базовых ценностях школы: Творчество. Здоровье. Отечество. А так же на основе целевых программ школьного Центра саморазвития «Карьера»: «Мой дом – Россия», «Счастливо жить - здоровым быть!», «Интеллект», «Отчий дом».
В моей системе наиболее продуктивными оказались такие направления и формы учебно-воспитательной деятельности: разработка дидактических игр; организация познавательных предметных путешествий ; деятельность, консультантов –хранителей знаний; широкое развитие коллективных, групповых и парных видов работы на уроке и после него; проведение уроков с привлечением отдельных учащихся в качестве помощников и партнеров учителя; введение в учебный процесс методов мозговых атак, организация праздников знаний в форме познавательных игр «Самый умный» и т.д.
Моя воспитательная система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня, как классного руководителя, обеспечивая СОРАЗВИТИЕ в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учащихся.
Деятельность в классном коллективе может считаться системной, если выделяются «ключевые» дела. «Ключевыми» делами моего класса можем считать создание фотоархива класса «Это – мы», коллективных, совместных и индивидуальных проектов, регулярные походы на природу, подготовку к праздникам, в которых в равной степени принимают участие дети и родители. Под совместными проектами мы подразумеваем учебно – познавательную деятельность, результаты которой должны быть осязаемыми, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – результат, готовый к внедрению.
Характерной особенностью многих школьных дел является межвозрастное общение, когда старшие передают свой опыт и знания младшим, вводят их в традиции школьного коллектива. Организация совместной деятельности учеников 1Б и 5Б классов осуществлялась мной в трех направлениях: учебном, творческом, социальном. Пятиклассники сами выбирали то направление, в котором они могли бы взаимодействовать с первоклассниками наиболее успешно. Первоклассниками и пятиклассниками были разработаны совместные проекты: «Прощание с первым классом», «Интеллектуальные игры». Учащиеся 5-го класса осваивали опыт организационной и патронажной деятельности, которая не всем доступна в среде одноклассников.
Главный упор в создании модели делается на саморазвитие человека, развитие инициативы через воспитательную работу и дополнительное образование посредством организации ученического самоуправления в классе. На каждое полугодие дети выбрают совет класса. Выборы открытые и ученик, предлагая кандидатуру, аргументирует свой выбор. Большую роль в формировании основ активной деятельности играет классное ученическое собрание, на котором обсуждаются вопросы жизнедеятельности класса и принимаются соответствующие решения. Главное и основное в работе таких ученических классных собраний – это рефлексия, обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.
4. Пространственно-временной компонент воспитательной системы.
Воспитательная система создаёт благоприятный психологический климат, в котором жизнедействует коллектив. Созданы условия для психологического, физического и нравственного здоровья всех его членов. Классный коллектив 3 б класса имеет отдельный кабинет, который свободен во второй половине дня и технически оснащён. В кабинете удобная, новая мебель, имеются компьютер, проектор, скайнер, принтер, которые способствуют созданию комфортности и сплочённости в коллективе, нацеливают классный коллектив на взаимодействие и совместный досуг.
Говоря о пространственно-временной компонент необходимо отметить следующие: зонирование пространства - зона для учебной, зоны для отдыха и зоны для совместной внеурочной деятельности, зонирование временного пространства в урочное врем я- музыкальные паузы, интерактивные паузы.
В классе сложились свои традиции: ритуал поздравления именинника с использованием игр К. Фопеля (интервью, музыкальный подарок, игра в три стула), дискотеки 1 раз в четверть (программу готовят дети + родители),совместно-семейный выезд на природу (100% семей), образовательные экскурсии по городу, чаепитие с родителями 1 раз в месяц, совместные мероприятия с родителями 2 раза в год (совместные проекты).
5.Диагностико-результативный компонент воспитательной системы
Для того чтобы лучше узнать учеников в классе, составить объективное мнение о каждом из них, я использую анкетирование учителей, учащихся и их родителей, психолого-педагогическое тестирование, методы групповой и индивидуальной самооценки.
В качестве параметров отслеживания учебно-воспитательного процесса были выбраны: выяснение познавательных мотивов учащихся, установление социального статуса и сплоченности детского коллектива, степень удовлетворенности родителей жизнью детей в школе, степень удовлетворенности жизнью коллектива.
Анкета удовлетворенности родителей воспитательным процессом в школе.
( 4 – очень нравится 3 – нравится)
Считают дружным класс | Вашему ребенку комфортно в классе | Кл.руководитель хороший | В школе полезные дела для учеников | ||||||||
1 кл | 2 кл | 3 кл | 1 кл | 2 кл | 3 кл | 1 кл | 2кл | 3кл | 1 кл | 2 кл | 3 кл |
3,4 | 3,3 | 3,6 | 3,6 | 3,4 | 3,8 | 3,6 | 3,5 | 3,8 | 3,6 | 3,7 | 3,9 |
Анкета для оценки межличностных отношений в классном коллективе
№ | Вопросы | Очень нравится «5» | Нравится «4» |
1 | Нравятся ли тебе дела, которые проводятся в твоем классе? | 24 | - |
2 | Нравятся ли тебе дела, которые проводятся в твоей школе? | 19 | 5 |
3 | Ты удовлетворен характером отношений с учащимися в своем классе? | 14 | 10 |
4 | Можно ли сказать, что в твоем классе благоприятные отношения между классом и классным руководителем? | 22 | 2 |
5 | Согласен ли ты с тем, что твой класс - это дружный и сплоченный коллектив? | 20 | 4 |
6 | Можно ли сказать, что отношения между учителями и учащимися в твоем классе отличаются теплотой и уважением? | 21 | 3 |
7 | Оцени свое отношение к школе, в которой ты учишься? | 22 | 2 |
По результатам диагностик было выявлено следующие: прослеживается положительная динамика межличностных отношений в коллективе, большинство учащихся удовлетворены совместной деятельностью и состоянием дел в школе, легко идут на контакт, готовы к сотрудничеству, открыты для общения как со сверстниками, так и со взрослыми, не испытывают затруднений при работе в команде, умеют слушать и слышать, способны на рефлексию своей деятельности на доступном уровне.Такие результаты дают мне возможность более точно определить цели и задачи работы с классом, выявить приоритетные направления развития и самоосуществления личности школьника.
Жизнеспособность моей системы заключается в возможности применения другими педагогами в других условиях с возможными изменениями в концептуальной основе системы.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"
Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...
Развитие творческих способностей школьников как одно из средств формирования личности ребёнка.
Дать понятие «творчество», «творческие способности»; определить специфику взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества; выделить условия, задачи по развитию творческих способн...
Особенности метода проектов, как средство формирования личности ребёнка.
Из опыта работы...
Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся по формированию детского коллектива.
Выступление на ШМО классных руководителей «Воспитание»2013-2014...
Сотрудничество классного руководителя и родителей обучающихся как средство формирования личности ребёнка. Самоуправление в классе.
Из опыта работы учителя начальных классов Горынцевой Любови Петровны....
Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство воспитания личности школьника.
Что нужно для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи? В своей работе рассматриваю особенности деятельности классного руководителя по взаимодействию с семьей школьника.Взаимодей...
Родительское собрание на тему «Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка».
Родительское собрание на тему «Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка».Тип собрания: семинар-общение....