Сотрудничество классного руководителя , родителя и ученика как средство формирования личности ребёнка.
статья (3 класс) на тему

Прокофьева Наталия Вадимовна

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколений россиян – самая острая проблема школы, семьи, государства. Семья и общеобразовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей: для полноценного развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою судьбу, города, Отечества. В этих условиях школа не может переложить вину за сложившуюся ситуацию на родителей, порой формально решая проблемы нравственного воспитания. Необходимо искать новые подходы в организации сотрудничества с ними, менять содержание и формы взаимодействия с семьёй. Классный руководитель и родители  как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

Исходя из цели задач  воспитательной системы МАОУ «СОШ№11» я создала свою воспитательную систему «Сотрудничество классного руководителя,   родителей и учеников как средство формирования личности ребёнка», так как результативность учебно-воспитательного процесса может быть обеспечена через организацию взаимодействия семьи и школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vs_prokofeva_n.v._20.12.doc67.5 КБ
Файл prilozhenie.docx2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Мне нужно только одно,

чтобы совместная деятельность

доставляла ребенку удовольствие,

была бы его потребностью.

С.Соловейчик

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколений россиян – самая острая проблема школы, семьи, государства. Семья и общеобразовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей: для полноценного развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою судьбу, города, Отечества. В этих условиях школа не может переложить вину за сложившуюся ситуацию на родителей, порой формально решая проблемы нравственного воспитания. Необходимо искать новые подходы в организации сотрудничества с ними, менять содержание и формы взаимодействия с семьёй. Классный руководитель и родители  как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

Исходя из цели задач  воспитательной системы МАОУ «СОШ№11» я создала свою воспитательную систему «Сотрудничество классного руководителя,   родителей и учеников как средство формирования личности ребёнка», так как результативность учебно-воспитательного процесса может быть обеспечена через организацию взаимодействия семьи и школы.

  1. Ценностно-ориентированный компонент воспитательной системы класса.

Цель моей  воспитательной системы:  Создание  воспитательного  пространства для развития младших школьников через организацию сотрудничества семьи и школы.

Задачи:

1. Психолого-педагогическое изучение каждого ребенка и его семьи с целью определения его склонностей, способностей и возможностей в процессе адаптации к школьному обучению.

2. Создание детско-взрослой общности с целью социализации ученика.

3. Целенаправленное обучение коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей.

4. Приобщение детей к традициям семьи, школы, города.

5. Вовлечение обучающихся и их родителей в социальное проектирование.

     Приоритетными в моей воспитательной системе «Сотрудничество    классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования личности ребёнка» становятся следующие принципы:

  1. Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Культура, Отечество, Знания, Труд, Мир, как на основу здорового образа жизни.
  2. Субъективность (содействие классного руководителя развитию способностей ребенка как субъекта собственного поведения, а в итоге и жизни).
  3. Принятие ребенка как данности (то есть признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).

2. Индивидуально-групповой компонент представляет сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках  класса. Созданию положительной воспитательной среды в классном коллективе способствует привлечение родителей к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания (формирование модели взаимодействия с родителями через реализацию принципов пяти СО: соглашения, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности). Сама себе я всегда говорю: «Мне очень повезло с родителями. Они настоящие мои помощники и единомышленники». И мои слова обретают силу. Благодаря такой установке мы сможем решить многие проблемы, вовлечь каждого ребёнка в школьную жизнь и дать ему шанс проявить себя.   Я, как классный руководитель, информирую родителей об успехах ученика, акцентируя их внимание на положительном, говорю о трудностях и неудачах школьника, стараюсь выяснить причины и мотивы ослабления в учебе, совместно определяем методы педагогической помощи. У нас в классе вёдется   Электронный дневник  и тетрадь  на каждого ученика, в которой  мы пишем  письма о ребенке на родительском собрании, такая форма общения  пришлась родителям по душе.

3. Функционально - деятельностный  компонент.

Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе базовых ценностях школы:  Творчество. Здоровье. Отечество. А так же на основе  целевых  программ  школьного  Центра саморазвития «Карьера»:  «Мой дом – Россия», «Счастливо жить - здоровым быть!»,  «Интеллект», «Отчий дом».

             В моей  системе наиболее продуктивными оказались такие направления и формы учебно-воспитательной деятельности: разработка дидактических игр; организация познавательных предметных путешествий ; деятельность,  консультантов –хранителей знаний; широкое развитие коллективных, групповых и парных видов работы на уроке и после него; проведение уроков с привлечением отдельных учащихся в качестве помощников и партнеров учителя; введение в учебный процесс методов мозговых атак,  организация праздников знаний в форме  познавательных игр «Самый умный» и т.д.

Моя воспитательная система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня, как классного руководителя, обеспечивая СОРАЗВИТИЕ в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учащихся.

Деятельность в классном коллективе может считаться системной, если выделяются «ключевые» дела. «Ключевыми» делами моего класса можем считать создание фотоархива класса «Это – мы», коллективных, совместных и  индивидуальных  проектов, регулярные походы  на природу, подготовку к праздникам, в которых в равной степени принимают участие дети и родители. Под совместными проектами мы подразумеваем учебно – познавательную деятельность, результаты которой должны быть осязаемыми, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая –  результат, готовый к внедрению.

Характерной особенностью многих школьных дел является межвозрастное общение, когда старшие передают свой опыт и знания младшим, вводят их в традиции школьного коллектива. Организация совместной деятельности учеников 1Б и 5Б классов осуществлялась мной в трех направлениях:  учебном, творческом, социальном.  Пятиклассники сами выбирали то направление, в котором они могли бы взаимодействовать с первоклассниками наиболее успешно. Первоклассниками и пятиклассниками были разработаны совместные проекты: «Прощание с первым классом», «Интеллектуальные игры». Учащиеся 5-го класса осваивали опыт организационной и патронажной деятельности, которая не всем доступна в среде одноклассников.

Главный упор в создании модели делается на саморазвитие человека, развитие инициативы через воспитательную работу и дополнительное образование посредством организации ученического самоуправления в классе.  На каждое полугодие дети выбрают  совет класса.  Выборы  открытые и ученик, предлагая кандидатуру, аргументирует свой выбор. Большую роль в формировании основ активной деятельности  играет классное ученическое собрание, на котором обсуждаются вопросы жизнедеятельности  класса  и принимаются  соответствующие решения. Главное и основное в работе таких ученических классных собраний – это рефлексия, обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.

4. Пространственно-временной компонент воспитательной системы.

Воспитательная  система  создаёт благоприятный психологический климат, в котором жизнедействует коллектив. Созданы условия для психологического, физического и нравственного здоровья  всех его членов. Классный коллектив 3 б  класса   имеет отдельный кабинет, который свободен во второй половине дня и технически оснащён.  В кабинете удобная, новая мебель, имеются компьютер, проектор, скайнер, принтер, которые способствуют созданию комфортности  и  сплочённости в коллективе, нацеливают классный коллектив на взаимодействие и совместный досуг.

Говоря  о пространственно-временной компонент необходимо отметить следующие: зонирование  пространства -  зона  для учебной, зоны  для   отдыха  и зоны  для  совместной   внеурочной деятельности, зонирование временного  пространства в урочное врем я-  музыкальные  паузы, интерактивные паузы.

В классе сложились свои традиции: ритуал поздравления  именинника с использованием игр К. Фопеля (интервью, музыкальный подарок, игра в три стула), дискотеки  1 раз в четверть  (программу готовят дети + родители),совместно-семейный выезд на природу (100% семей), образовательные экскурсии по  городу, чаепитие с родителями 1 раз в  месяц, совместные мероприятия  с родителями 2 раза в год (совместные проекты).

5.Диагностико-результативный компонент воспитательной системы       

Для того чтобы лучше узнать учеников в классе, составить объективное мнение о каждом из них, я использую анкетирование учителей, учащихся и их родителей, психолого-педагогическое тестирование, методы групповой и индивидуальной самооценки.

В качестве параметров отслеживания  учебно-воспитательного процесса были выбраны:  выяснение познавательных мотивов учащихся, установление социального статуса и сплоченности детского коллектива, степень удовлетворенности родителей жизнью  детей в школе, степень удовлетворенности жизнью коллектива.

Анкета удовлетворенности родителей  воспитательным процессом в школе.

                                 (  4 – очень нравится   3 – нравится)

Считают дружным класс

Вашему ребенку комфортно в классе

Кл.руководитель хороший

В школе полезные дела  для учеников

1 кл

2 кл

3 кл

1 кл

2 кл

3 кл

1 кл

2кл

3кл

1 кл

2 кл

3 кл

3,4

3,3

3,6

3,6

3,4

3,8

3,6

3,5

3,8

3,6

3,7

3,9

Анкета  для  оценки   межличностных  отношений  в классном  коллективе

Вопросы

Очень  нравится

«5»

Нравится    «4»

1

Нравятся  ли  тебе  дела, которые  проводятся  в  твоем  классе?  

24

-

2

Нравятся  ли  тебе  дела, которые  проводятся  в  твоей    школе?

19

5

3

Ты удовлетворен характером отношений с учащимися в своем классе?

14

10

4

Можно  ли сказать, что в твоем классе  благоприятные  отношения  между  классом   и  классным   руководителем?

22

2

5

Согласен  ли   ты   с  тем, что  твой   класс  -  это   дружный  и сплоченный   коллектив?

20

4

6

Можно  ли сказать, что  отношения   между учителями  и учащимися  в  твоем  классе   отличаются  теплотой  и  уважением?

21

3

7

Оцени   свое   отношение  к   школе, в которой   ты  учишься?

22

2

По результатам  диагностик было выявлено  следующие: прослеживается положительная динамика межличностных  отношений в коллективе, большинство учащихся удовлетворены совместной деятельностью и состоянием  дел в школе, легко  идут  на контакт, готовы к сотрудничеству, открыты для общения как со сверстниками, так и со  взрослыми, не испытывают затруднений  при работе  в команде, умеют  слушать и слышать, способны на рефлексию своей  деятельности на доступном уровне.Такие результаты дают мне возможность более точно определить цели и задачи работы с классом, выявить приоритетные направления развития и самоосуществления личности школьника.

           Жизнеспособность моей системы заключается в возможности применения другими педагогами в других условиях с возможными изменениями в концептуальной основе системы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"

Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура  областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...

Развитие творческих способностей школьников как одно из средств формирования личности ребёнка.

Дать понятие  «творчество», «творческие способности»; определить специфику взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества; выделить условия, задачи по развитию творческих способн...

Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство воспитания личности школьника.

Что нужно для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи? В своей работе рассматриваю особенности деятельности классного руководителя по взаимодействию с семьей школьника.Взаимодей...

Родительское собрание на тему «Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка».

Родительское собрание  на тему «Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка».Тип собрания: семинар-общение....