Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя — обобщение по разделу" (УМК «Начальная школа XXI века»)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Марченко Светлана Васильевна

Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя - обобщение по разделу" (УМК "Начальная школа ХХI века")

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_portal.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:"Устное   народное  творчество.

           Проверь себя — обобщение по разделу"

 Тип  урока:

обобщение и систематизация знаний.

Форма урока:

урок-игра с элементами соревнования.

Цели урока:

1. Образовательная:

  • закрепить понятия об устном народном творчестве;
  • поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;

2. Развивающая:

  • развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;
  • развитие грамотной устной речи;
  • формирование навыков выразительного чтения

3. Воспитательная:

  • воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;
  • воспитание нравственных качеств.

Оборудование:

выставка детских рисунков, цветок, магниты, иллюстрации к сказкам, репродукция картины В. Васнецова “Богатыри”,рисунки детей о семье,  толковый словарь Ожегова.

Пособия:

Тексты - потешки,  небылицы.

Ход урока

1. Организационный момент

Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока.

Учитель.

Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.

2. Актуализация  знаний

Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.

Помните, мы с вами говорили: литература – это то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?

(Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте.  (стр. 4)

Произведения устного народного творчества(фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Учитель. Замечательно! Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Давайте разделимся на команды:1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3команда. В конце урока подведём итог: кто самый эрудированный по этой теме? (1 мин. )

Итак, 1 задание.

Кто сможет сказать, что такое пословица? А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике (стр.10)

Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях. Дома вы должны были нарисовать свою семью и подобрать пословицы о семье. Дети зачитывают приготовленные пословицы и объясняют их значение.

“Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.

“Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.

“Вся семья вместе – так и душа на месте”.

“Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил да добру научил”.

Каждая команда называет свои пословицы и объясняет их.

Прочитайте теперь пословицу, записанную на доске, и объясните её.

“Кто грамоте горазд, тому и не пропасть”.

Вы выполнили задание и открывается один лепесток. (1 мин. )

2 задание.

Давайте прохлопаем и проговорим нашу любимую скороговорку “ Бык, бык,  тупогуб, тупогубенький  бычок, у быка бела губа была тупа”. А теперь попробуем проговорить её быстрее. А для чего нам нужны скороговорки? Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.

Задание каждому ряду: приведите свой пример скороговорки.

Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.

3 задание.

Один, два, три, четыре, пять –
Кто умеет здесь считать?
Рассчитайте-ка ребят,
Что в кружочке здесь стоят.

Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.

Каждая команда должна привести пример своей считалки.

Молодцы, ребята! Вот открывается и следующий лепесток.                                  

4 задание.

У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр.

Три-та-та, три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке.
А кошечка – по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
- Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

Это потешки.

Как вы думаете, а для чего нужны потешки?  Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с  пальчиками, ручками и ножками.

Каждый ряд должен привести пример своей  потешки.

Физкультминутка

Пока открывается следующий лепесток, мы с вами проведём физкультминутку при помощи  потешки.

Лётал, лётал воробей.
Лётал, лётал молодой.
По-за синю морю.
Видал, видал воробей.
Видал, видал молодой
Как девицы ходят.
А девицы ходят так,
И вот эдак и вот так,
Так девицы ходят.
Лётал, лётал воробей.
Лётал, лётал молодой
По-за синю морю.
Видал, видал, воробей,
Видал, видал, молодой,
Как парнячи ходят.
А парнячи ходят так,
И вот эдак, и вот так,
Так парнячи ходят.

5 задание.

Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?

Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.

Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем её хором.

Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух.

Попробуйте придумать свою небылицу. Я вам даю рифму: галка – палка.

Ответы детей.

Молодцы, ребята, у вас неплохо получается. Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.

6 задание.

Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.

Это загадка.

Тогда для вас, ребятки,
По одной загадке.

1 команде.

Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит  (петух)

- А как вы догадались?

У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.

2 команде.

Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит (ёж)

А как вы догадались?

У него много иголок.

3 команде.

Два брюшка, четыре ушка (подушка)

- Объясните, как вы определили, что это подушка.

Загадка, пословица, скороговорка,  потешка, небылицы,  считалка, песенка – это формы фольклора.

Вот и следующий лепесток открылся.

7 задание.

- Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.

А вот какое определение былины даёт толковый словарь Ожегова. (зачитать)

Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком  прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

- Каких былинных героев-богатырей вы знаете?Прочитайте отрывок на стр. 20 и назовите былину.

У вас на листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их.

Илья Муромец, Мороз Иванович, Кристофер Робин, Алёша Попович, Карабас Барабас,  Добрыня Никитич.

Ответы детей

Демонстрация репродукции картины В. М.Васнецова “Богатыри”.

Очень любил сказания о богатырях и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов,  которые слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. Два десятилетия посвятил художник картине “Богатыри”. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В центре картины мы видим Илью Муромца. Слева от него –Добрыня Никитич, справа самый младший из богатырей – Алёша Попович. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее.

Вот открылся ещё один лепесток.

8 задание.

- Что такое сказка? Ответы детей.

- Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте. (Стр.13)

Это устный рассказ о чём-то необычном, во  что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ. Но есть сказки, которые созданы писателями. Такие сказки называются литературными или авторскими. Это сказки А. С.Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и других писателей.

- Вы нарисовали рисунки к сказкам, с которыми мы с вами уже познакомились. Скажите, пожалуйста, к каким сказкам вы нарисовали иллюстрации?

- А сможете ли вы назвать сказки, главные герои которых изображены на вот этих иллюстрациях.

Продемонстрировать иллюстрации, ответы детей.

Молодцы, ребята! А кто из вас может сказать, что такое присказка? Присказка – это шутливое вступление или концовка сказки.

Найдите и прочитайте присказки к сказке“ Царевич Нехитёр –  Немудёр”. Ответы детей.

Найдите диалог старика и старухи из сказки“Самое дорогое” и прочитайте, что предлагал старик, как ему возражала старуха.

В рабочей тетради на стр. 26 отгадайте кроссворд  “По страницам сказок”.  Проверить выполненную работу.

Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного творчества русского народа.

3. Итог  урока  

Давайте повторим? О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня. Ответы детей. По ходу урока выставляются оценки.

Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)

А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным?

Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды.

Рефлексия:  «Незаконченные  предложения».  

 Оценка  работы  учащихся.  

  4.Задание  на  дом:                                             

1.Я вам предлагаю дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них, а на следующем уроке вы перескажите сказку, которая вам понравилась или выразительно прочитаете отрывок этой сказки.

2.В тетради выполнить задание №7,8 стр.25

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 класса по теме "Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь1"

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе, программа "Школа России" оформлен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС...

Презентация и конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему "Обобщение по разделу "Зима": игра "Поле чудес"

Данный материал содержит презентацию и конспект к уроку. В Игре "Поле чудес" учащиеся вновь повторят и вспомнят авторов и героев произведений по разделу "Зима". Игра позволит провести урок интересно и...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "Обобщение по разделу "Люби живое""

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока: обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»Планируемые результаты:·...

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщение по разделу Сказки "

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе.Тема урока -"Обобщение по разделу "Сказки". Урок проведен с использованием технологий РКМЧП. Предполагается работа в группах....