Программа "Семья плюс школа"
методическая разработка (2 класс)
Разработка программы по совместному воспитанию и обучению детей в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Семья плюс школа».
Разработала: Желтикова Лидия Петровна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории.
Аннотация.
Дети, родители, учителя – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия.
Программа называется «Семья». Основной состав участников программы: дети, родители, педагоги, общественность. Наш опыт свидетельствует, что существенной перестройки требует характер отношений между участниками педагогического процесса, и прежде всего в организации совместной деятельности взрослых и детей. Внеклассная работа должна содействовать развитию совместной деятельности родителей и детей в сфере досуга, спорта.
Основным показателем эффективности, действенности программы является личность ребенка, его самочувствие в школе и дома, включенность в деятельность, его ценностные предпочтения. Одним из важных результатов взаимодействия педагогов, родителей и детей, на наш взгляд, должно стать возникновение воспитательного пространства, где царят добро, культ знаний, терпимость, где никому не грозит быть непонятым и неприятным.
Актуальность проблемы.
Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде. В настоящее время главные воспитательные функции должны принадлежать семье, т.е. семья выступает как воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении детей.
Наряду с положительными моментами в работе с различными категориями, вновь нарождающихся социальных групп населения в условиях усиливающейся социальной дифференциации населения существует ряд проблем:
- Как найти подход к каждой семье и оказать необходимую помощь? - Как, работая с неблагополучными семьями, не потерять благополучные?
- Как скоординировать работу всех служб на благо семьи?
- Как изменить взгляды родителей и сделать их сотрудниками и соавторами всего учебно-воспитательного процесса в школе вместе с учителями?
- Как построить работу с семьями на авторитете и доверии: учеников, родителей, педагогов, администрации, поселения?
Решение этих проблем возможно в рамках программно-целевого подхода к работе с различными категориями семей.
Пояснительная записка.
Семья, как известно, имеет самое сильное влияние на процесс социализации детей, а также обладает доминирующей функцией: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Но клубок семейных проблем, потеря нравственных и духовных ценностей семейного образа жизни, ослабление родственных контактов, разрыв связи поколений – все это крайне негативно отражается на социализации детей. Родители несут ответственность за воспитание детей не только перед собственной совестью, но и перед всем обществом. С другой стороны, общество в лице социальных институтов несет ответственность и оказывает помощь семье.
При активном взаимодействии семьи с другими социальными институтами достигаются необходимые воспитательные результаты. Вот почему школа берет на себя смелость и ответственность обеспечить родителей знаниями по педагогике, психологии, культуре общения. При этом решаются задачи:
- обеспечиваются положительные взаимодействия с учащимися;
- устанавливаются отношения взаимного доверия и уважения родителей ученика;
- организуется активное воспитательное взаимодействие с семьей, опираясь на единство моральных и педагогических требований;
Инициатива и активная помощь родителей служат надежным резервом повышенной эффективности учебной и воспитательной работы педагогического коллектива. Общество в лице родителей сегодня предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, требует иных подходов в формировании отношений между детьми и ОУ, между учителями и родителями.
Программа разработана на пять лет с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ; Закон РФ « Об образовании»;
- Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Цель программы:
- объединение усилий и повышение эффективности деятельности образовательного учреждения, общественных организаций, семьи по проблемам семейного воспитания.
Задачи :
Личностные:
- формирование уважения к своим родителям, престарелым людям;
- формирование готовности к будущей семейной жизни и выполнение семейных обязанностей;
- привитие жизненно- необходимых навыков, привычки к активному образу жизни, забота о своём здоровье;
- усилить роль семьи в формировании личности, развитии одаренных детей, адаптации человека в социуме;
Задачи взаимодействия с родителями:
- формирование активной педагогической позиции родителей;
- вооружение родителей необходимыми педагогическими знаниями и умениями;
- привлечение родителей к активным формам воспитания;
Задачи программы «Семья» призваны помочь каждому реализовать свои возможности:
- учителю – по другому взглянуть на себя, свою деятельность, пересмотреть методы работы и помочь выявить способности ребенка, осуществлять связь с семьей;
- родителям включиться в жизнь своего ребенка и стать активным участником всех школьных мероприятий;
- детям дать почувствовать их ценность, неповторимость, талант и вселить уверенность, что их ценят, любят, заботятся о них;
Ожидаемый результат:
- установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами;
- формирование здорового микроклимата в семье и школе;
- снижение семейного неблагополучия;
- использование эффективных форм сотрудничества семьи и ОУ;
- снижение количества социально – неблагополучных семей ;
- повышение авторитета родителей и их роли в воспитании и образовании детей;
Принципы семейного воспитания:
- дети должны расти воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
- родители должны принимать ребёнка таким, каким он есть, и способствовать его развитию;
- воспитательное воздействие должны учитывать возрастные, половые, индивидуальные особенности детей; личность родителей - модель для подражания детей;
- воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
Совместная работа с учащимися и родителями.
- спортивные соревнования;
- проведение практических занятий;
- выставки семейного творчества;
- участие в мероприятиях школы и класса;
Проведение совместных праздников.
- День пожилых людей .
- День Матери .
- Международный женский день.
- Новый год.
- День защитников Отечества.
- День Победы.
- День семьи .
- Проведение концертов, утренников, праздников, часов общения.
Реализация школьных программ.
- «Здоровье».
- Программа патриотического воспитания «Патриот».
- «Семья».
Формы взаимодействия семьи и школы.
1. Классные и общешкольные родительские собрания по различным тематическим направлениям ( психологическое: возрастные особенности учащихся, профориентация, решение конфликтных ситуаций и т.д.
2 .День открытых дверей.
3.Индивидуальные встречи «Разговор по душам»: на дому и в стенах школы. 7.Родительский лекторий для семей различных «групп риска»
4.Оказание со стороны родителей помощи в проведении праздников.
5.Координация работы родительского комитета в самоуправлении школы, помощь в учебно-воспитательной работе.
6.Совместные досуговые мероприятия
7.Совместные вечера отдыха: «Смотр талантов», «От всей души» ( поздравления пап, мам, концерты), новогодние праздники, масленица, 8 Марта, 23 февраля, с привлечением команд учеников и родителей.
Родительский лекторий: (проведение тематических родительских собраний).
1 класс.
- Кризис семилетнего ребенка. 2. Адаптация ребенка. 3. Как помочь ребенку в учебе. 4. Оценки – поощрение и наказание.
2 класс.
- Режим дня. Телевизор и компьютер. 2. Почему ребенок лжет? 3. Семья – источник радости и поддержки для ребенка. 4. Причины плохой успеваемости.
3 класс.
- Ваши дети, вы и музыка. 2. Как воспитать любовь к труду. 3. Контроль родителей. 4. Формирование совести.
4 класс.
1. Воспитание нравственных чувств. 2. Дети и деньги. 3. Контроль и доверие. 4. Если в семье беда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая программа для начальных классов "Здоровье - овощи плюс фрукты, плюс ягоды"
Цель - убедить детей, что зелень, овощи, ягоды, фрукты должны стать привычными на нашем столе, привить любовь к растительной пище. Дети рассказывают легенды об овощах....
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Воспитательный час: «Здоровье - овощи плюс фрукты плюс ягоды».
Используя интересные научные данные, учитель рассказывает о целебных свойствах овощей, ягод и фруктов....
Здоровье – овощи плюс фрукты, плюс ягоды
Разработка классного часа для детей и их родителей в 4 классе...
Раздел программы "Семья плюс школа"
В последнее время все чаще прослеживается снижение воспитательного потенциала семьи, все реже приходится видеть картину сотрудничества детей и родителей. Взаимоотношения с родителя...
Подпрограмма "Семья плюс школа"
Комплексная программа воспитания и формирования здорового образа жизни «Береги себя - ты нужен обществу здоровый», подпрограмма "Семья плюс школа".Цель:...
Дорожная карта. Проект "Семья плюс школа"
Отчет о проделанной совместной работе детей и родителей за год....