Программа "Семья плюс школа"
методическая разработка (2 класс)

Желтикова Лидия Петровна

Разработка программы по совместному воспитанию и обучению детей в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Семья плюс школа».

Разработала: Желтикова Лидия Петровна,

учитель начальных классов

I квалификационной категории.

Аннотация.

       Дети, родители, учителя – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия.

Программа называется «Семья». Основной состав участников программы: дети, родители, педагоги, общественность. Наш опыт свидетельствует, что существенной перестройки требует характер отношений между участниками педагогического процесса, и прежде всего в организации совместной деятельности взрослых и детей. Внеклассная работа должна содействовать развитию совместной деятельности родителей и детей в сфере досуга, спорта.

       Основным показателем эффективности, действенности программы является личность ребенка, его самочувствие в школе и дома, включенность в деятельность, его ценностные предпочтения. Одним из важных результатов взаимодействия педагогов, родителей и детей, на наш взгляд, должно стать возникновение воспитательного пространства, где царят добро, культ знаний, терпимость, где никому не грозит быть непонятым и неприятным.

Актуальность проблемы.

   Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде.  В настоящее время главные воспитательные функции должны принадлежать семье, т.е. семья выступает как воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении детей.

       Наряду с положительными моментами в работе с различными категориями, вновь нарождающихся социальных групп населения в условиях усиливающейся социальной дифференциации населения существует ряд проблем:

 - Как найти подход к каждой семье и оказать необходимую помощь? - Как, работая с неблагополучными семьями, не потерять благополучные?

 - Как скоординировать работу всех служб на благо семьи?

 - Как изменить взгляды родителей и сделать их сотрудниками и соавторами всего учебно-воспитательного процесса в школе вместе с учителями?

 - Как построить работу с семьями на авторитете и доверии: учеников, родителей, педагогов, администрации, поселения?

Решение этих проблем возможно в рамках программно-целевого подхода к работе с различными категориями семей.

Пояснительная записка.

       Семья, как известно, имеет самое сильное влияние на процесс социализации детей, а также обладает доминирующей функцией: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Но клубок семейных проблем, потеря нравственных и духовных ценностей семейного образа жизни, ослабление родственных контактов, разрыв связи поколений – все это крайне негативно отражается на социализации детей. Родители несут ответственность за воспитание детей не только перед собственной совестью, но и перед всем обществом. С другой стороны, общество в лице социальных институтов несет ответственность и оказывает помощь семье.

       При активном взаимодействии семьи с другими социальными институтами достигаются необходимые воспитательные результаты. Вот почему школа берет на себя смелость и ответственность обеспечить родителей знаниями по педагогике, психологии, культуре общения. При этом решаются задачи:

  • обеспечиваются положительные взаимодействия с учащимися;
  •  устанавливаются отношения взаимного доверия и уважения родителей ученика;
  • организуется активное воспитательное взаимодействие с семьей, опираясь на единство моральных и педагогических требований;

       Инициатива и активная помощь родителей служат надежным резервом повышенной эффективности учебной и воспитательной работы педагогического коллектива. Общество в лице родителей сегодня предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, требует иных подходов в формировании отношений между детьми и ОУ, между учителями и родителями.

     Программа разработана на пять лет с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:

  • Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ; Закон РФ « Об образовании»;
  •  Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  •  ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  •  ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

     Цель программы:

  • объединение усилий и повышение эффективности деятельности образовательного учреждения, общественных организаций, семьи по проблемам семейного воспитания.

Задачи :

       Личностные:

  • формирование уважения к своим родителям, престарелым людям;
  • формирование готовности к будущей семейной жизни и выполнение семейных обязанностей;  
  • привитие жизненно- необходимых навыков, привычки к активному образу жизни, забота о своём здоровье;
  •  усилить роль семьи в формировании личности, развитии одаренных детей, адаптации человека в социуме;

     Задачи взаимодействия с родителями:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  •  вооружение родителей необходимыми педагогическими знаниями и умениями;
  • привлечение родителей к активным формам воспитания;

       Задачи программы «Семья» призваны помочь каждому реализовать свои возможности:

  • учителю – по другому взглянуть на себя, свою деятельность, пересмотреть методы работы и помочь выявить способности ребенка, осуществлять связь с семьей;
  •   родителям включиться в жизнь своего ребенка и стать активным участником всех школьных мероприятий;
  •  детям дать почувствовать их ценность, неповторимость, талант и вселить уверенность, что их ценят, любят, заботятся о них;

Ожидаемый результат:

  • установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами;
  •  формирование здорового микроклимата в семье и школе;
  •  снижение семейного неблагополучия;
  •   использование эффективных форм сотрудничества семьи и ОУ;
  •  снижение количества социально – неблагополучных семей ;
  •  повышение авторитета родителей и их роли в воспитании и образовании детей;

Принципы семейного воспитания:

  • дети должны расти воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
  •    родители должны принимать ребёнка таким, каким он есть, и способствовать его развитию;
  •  воспитательное воздействие должны учитывать возрастные, половые, индивидуальные особенности детей; личность родителей - модель для подражания детей;
  • воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

Совместная работа с учащимися и родителями.

  • спортивные соревнования;
  •  проведение практических занятий;
  • выставки семейного творчества;
  • участие в мероприятиях школы и класса;

Проведение совместных праздников.

  • День пожилых людей .
  • День Матери .
  •  Международный женский день.
  • Новый год.
  •  День защитников Отечества.
  • День Победы.
  • День семьи .
  • Проведение концертов, утренников, праздников, часов общения.

Реализация школьных программ.

  • «Здоровье».
  •  Программа патриотического воспитания «Патриот».
  •  «Семья».

Формы взаимодействия семьи и школы.

1. Классные и общешкольные родительские собрания по различным тематическим направлениям ( психологическое: возрастные особенности учащихся, профориентация, решение конфликтных ситуаций и т.д.

 2 .День открытых дверей.

 3.Индивидуальные встречи «Разговор по душам»: на дому и в стенах школы. 7.Родительский лекторий для семей различных «групп риска»

4.Оказание со стороны родителей помощи в проведении праздников.

5.Координация работы родительского комитета в самоуправлении школы, помощь в учебно-воспитательной работе.

 6.Совместные досуговые мероприятия

 7.Совместные вечера отдыха: «Смотр талантов», «От всей души» ( поздравления пап, мам, концерты), новогодние праздники, масленица, 8 Марта, 23 февраля, с привлечением команд учеников и родителей.

Родительский лекторий: (проведение тематических родительских собраний). 

1 класс.

  1. Кризис семилетнего ребенка. 2. Адаптация ребенка. 3. Как помочь ребенку в учебе. 4. Оценки – поощрение и наказание.

 2 класс.

  1. Режим дня. Телевизор и компьютер. 2. Почему ребенок лжет? 3. Семья – источник радости и поддержки для ребенка. 4. Причины плохой успеваемости.

3 класс. 

  1. Ваши дети, вы и музыка. 2. Как воспитать любовь к труду. 3. Контроль родителей. 4. Формирование совести.

 4 класс. 

1. Воспитание нравственных чувств. 2. Дети и деньги. 3. Контроль и доверие. 4. Если в семье беда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа для начальных классов "Здоровье - овощи плюс фрукты, плюс ягоды"

Цель - убедить детей, что зелень, овощи, ягоды, фрукты должны стать привычными на нашем столе, привить любовь к растительной пище. Дети рассказывают легенды об овощах....

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Воспитательный час: «Здоровье - овощи плюс фрукты плюс ягоды».

Используя интересные научные данные, учитель рассказывает о целебных свойствах овощей, ягод и фруктов....

Здоровье – овощи плюс фрукты, плюс ягоды

Разработка классного часа для детей и их родителей в 4 классе...

Раздел программы "Семья плюс школа"

   В последнее время все чаще прослеживается снижение воспитательного потенциала семьи, все реже приходится видеть картину сотрудничества детей и родителей. Взаимоотношения с родителя...

Подпрограмма "Семья плюс школа"

Комплексная программа воспитания и формирования здорового образа жизни «Береги себя - ты нужен обществу здоровый», подпрограмма "Семья плюс школа".Цель:...

Дорожная карта. Проект "Семья плюс школа"

Отчет о проделанной совместной работе детей и родителей за год....