ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СЕМЬИ, КАК ОСНОВНОГО УСЛОВИЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
статья (2 класс)
Из опыта работы педагога дефектолога о формировании адекватной позиции семьи как основного условия последующей социализации ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formir_adekvatnoy_pozitsii_semi_vospityvayushchey_rebyonka_s_tmnr.docx | 32.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование адекватной социальной позиции семьи как основного условия последующей социализации ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями развития
Уровень развития современного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным и инвалидам. В наше время, с одной стороны, общество меняет своё отношение к людям с проблемами в лучшую сторону, а с другой – жизнь предъявляет к ним более жёсткие требования, для выполнения которых требуется и интеллектуальное и физическое здоровье. Жизнь усложняется, требуя от человека большей затраты сил. Сложная обстановка в обществе не может не оказать влияние на внутреннюю жизнь семьи. Рождение в семье ребёнка с ТМНР вызывает неоднозначную реакцию у её членов, и в первый момент, как правило, любая семья испытывает стресс. Понятно, что семья, воспитывающая такого ребёнка, испытывает на себе двойное воздействие, накладывающее свой отпечаток на внутренний мир семьи, на отношение к ребёнку: внешнее воздействие (сложная ситуация в обществе) и внутреннее (рождение ребёнка с проблемами). Среди подобных семей много неполных, когда ребёнка воспитывает одна мать. Как правило, жизненный уровень таких семей низок. Такая сложная обстановка в семье ведёт к формированию неблагоприятных взаимоотношений между родителями и детьми, к неадекватному отношению родителей к своему ребёнку, что оказывает негативное воздействие на личность ребёнка и на эмоциональное состояние самих родителей. Поэтому проблема формирования адекватных отношений родителей к детям с ТМНР важна и актуальна для современного общества. Опираясь на свой педагогический опыт, и, соответственно, на опыт общения с семьями учащихся, можем отметить, что существуют особенности внутрисемейных отношений в семьях, которые воспитывают детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Это семьи
– с авторитарным стилем общения с ребёнком;
- с гиперопекой по отношению к своему ребёнку;
- с попустительским отношением.
В последних двух случаях необходима кропотливая систематическая работа по формированию адекватного отношения к такому ребёнку в семье.
Безусловно, встречаются и семьи с адекватным отношением к своему ребёнку, но они в меньшинстве.
Положение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в семье своеобразно. Ознакомление с атмосферой, в которой он живёт, позволяет выяснить влияние семьи в целом и отдельных её членов на личность интеллектуально неполноценного ребёнка и определить формы и методы совместной работы родителей такого ребёнка с психологами, педагогами, психотерапевтами, врачами, что является нужным условием более успешного коррекционно-воспитательного процесса.
В рамках школы социализация ребёнка с особыми нуждами осуществляется через:
* овладение доступными знаниями по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям воспитанника;
* формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
* формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
* обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;
* формирование представлений о себе как «Я», значимой и равноправной личности для окружающих;
*формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения.
Целенаправленная коррекционно-воспитательная работа с родительским контингентом и детьми («работа на троих») будет способствовать успешному усвоению ЗУН детьми по предметам школьного цикла, а в дальнейшем, успешной социальной адаптации учащихся.
Часто родители сравнивают достижения своего ребёнка с достижениями других ребят из класса, из параллели классов, вообще из школы. Это неверно, так как задатки у каждого индивидуальные. Поэтому надо сравнивать достижения своего ребёнка с тем, что он умел делать ранее.
Для нас является очевидным тот факт, что для коррекции поведения и психического развития проблемных детей, их социальной адаптации в большинстве случаев необходимо изменить поведение находящегося рядом взрослого. Поэтому с первых дней работы с родителями своих учащихся мы стараемся помочь им создать комфортную семейную среду, оказывать квалифицированную поддержку, создавать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка.
Основной задачей работы с родителями является изменение неадекватных родительских позиций, адекватирование стиля воспитания, расширение осознанности мотивов воспитания в семье. Для этого мы используем лекционно-просветительские и практические занятия для родителей, на которых вырабатывается оптимальный подход к конкретной жизненной ситуации.
Кроме того, хорошо зарекомендовали себя посещения семей на дому (для того, чтобы составить наиболее полное представление о ситуации в семье), анкетирование родителей (на протяжении всего периода обучения учащихся. Некоторые виды анкет прилагаются), индивидуальные занятия с родителями и их ребёнком, подготовка и проведение совместных детских утренников и праздников, организация «круглых столов», на которых родители делятся своим собственным опытом воспитания в семье. Конечно, на первых этапах работы с родителями проводятся лекционные занятия, на которых им предлагается дополнять темы вопросами, наиболее важными по их мнению. Слушая вопросы других, многие начинают осознавать свои проблемы и сами стараются задавать вопросы. На такие занятия приглашаются специалисты школы, непосредственно пересекающиеся с ребёнком: логопед, психолог-дефектолог, врач психоневролог. Параллельно нами проводилась индивидуальная работа с семьёй. Вся работа здесь строится так, чтобы выявить и раскрыть положительные качества каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества со своим ребёнком. Наиболее удобной формой работы для нас являются комбинированные занятия, на которых после лекционного сообщения проводятся практические занятия по формированию тех или иных навыков (например, самообслуживания, санитарно-гигиенических) и демонстрация приёмов работы с ребёнком. Подобные занятия становятся гораздо интереснее, когда в них принимают участие вводные учителя – профильного труда, домоводства. Полезными оказываются открытые совместные классные часы, на которых разыгрываются различные ситуации «Опасная находка», «Один дома», где отрабатываются некоторые приёмы общения с детьми.
Результатами становятся фотоотчёты, презентации, совместные обсуждения. Работа с семьёй не укладывается только в рамки вышеперечисленных мероприятий. Она не прекращается ни на один день, ни на один час. В результате мы получаем гармонизацию внутрисемейных отношений и оптимизацию социальных контактов семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии.
Список литературы
- Маллер А.Р. «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии». Москва, Аркти 2000
- Мишина Г.А. «Особенности организации предметно-игровой деятельности ребёнка раннего возраста с нарушениями психофизического развития». Институт коррекционной педагогики РАО, Москва 2002
- Мишина Г.А. «Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьёй, воспитывающей ребёнка раннего возраста с нарушениями психофизического развития». Дефектология, 2001, № 4, с.60-64.
- Ткачёва В.В. «Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии». Москва, Гном и Д 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса (модуля) «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»
Программа элективного курса (модуля) «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития» (далее ТМНР) предназначена для образовательных организац...
Интегрированное открытое занятие по образовательным областям для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития
Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в сценарии занятия...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР) И РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР) И РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)...
Формирование координационных способностей у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Сенсорные нарушения. Проприоцепция.
Доклад. Краткие тезисы. Презентация работы инструктора адаптивной физической культуры, с детьми начальной школы, имеющие тяжелые множественные нарушения развития. Формирование координационных спо...
Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредством нейропсихологических игр и упражнений »
Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредс...
Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития (в. 6.4)
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяже...