Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития (в. 6.4)
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение обучающихся всем видам речевой деятельности.
Второй особенностью курса является совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива обучающихся.
Третья особенность курса связана с реализацией деятельностного подхода к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Внеурочная деятельность позволяет применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. В отличие от урока, обучающиеся мало пишут и много говорят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. | 72.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»
111395, Москва, ул. Молдагуловой, д.6А sk31@edu.mos.ru
Телефон: 8 (499) 374-11-31 http://schiv31.mskobr.ru
«Рассмотрено» на заседании МО _______Рузанова Л.А. Пр. №1 от « .08.2023 г.» | «Согласовано» заместитель директора Кошелева Н.В. « .08. 2023 г.» | «Утверждаю» Директор ГКОУ СКОШИ №31 Середкина Е.Ю. « .08. 2023 г.» |
Рабочая адаптированная
коррекционно-логопедическая программа
по внеурочной деятельности «Речевая практика»
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития (вариант 6.4)
1-4 классов
на 2023 – 2024 учебный год
Составители: коллектив учителей- логопедов ГКОУ СКОШИ №31
Москва, 2023 год
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение обучающихся всем видам речевой деятельности.
Второй особенностью курса является совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива обучающихся.
Третья особенность курса связана с реализацией деятельностного подхода к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Внеурочная деятельность позволяет применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. В отличие от урока, обучающиеся мало пишут и много говорят.
Язык – инструмент нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это и степень развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие усвоения материала по всем учебным предметам. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности обучающихся.
Особенностью программы является такое построение учебного процесса на логопедических занятиях внеурочной деятельности, которое ведет к качественному повышению уровня обученности детей и усвоению программного материала. Методы и приемы, используемые в логопедической работе, соответствуют возрастным особенностям обучающихся.
В разработку системы по устранению нарушений устной и письменной речи включены компьютерные технологии, нетрадиционные методы коррекционной работы и используются разнообразные виды работ: игровые элементы, логопедические игры, речевой дидактический и раздаточный материал.
Занятия в рамках внеурочной деятельности «Речевая практика» открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
1.2. Психолого-логопедическая характеристика обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития
Для обучающиеся с НОДА и умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой), тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.
Обучающиеся имеют различные речевые нарушения, чаще всего дизартрию различной формы и тяжести. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.
Дизартрия у детей, страдающих детским церебральным параличом, вызвана нарушением моторного развития ребёнка. Это обусловлено аномальным состоянием мышечного тонуса и нарушением координации движений. Двигательные нарушения часто сочетаются с нарушениями чувствительности, недостатками познавательной и эмоционально-волевой сфер, патологией речи. Для устранения речевых нарушений необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Эффективность логопедической работы в значительной степени зависит от понимания механизмов речевых расстройств и структуры речевого дефекта.
Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром артикуляционных расстройств.
У обучающихся с ТМНР отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической.
Почти у всех детей с церебральным параличом крайне медленно увеличивается активный словарь, длина предложения, речь долго остается неразборчивой. Пассивный словарь (понимание обращенной речи) обычно значительно больше активного.
Задерживается развитие мелодико-интонационной стороны речи, а также восприятие и воспроизведение ритма. Речевая активность детей низкая, в речи преобладают отдельные слова, реже — простые короткие предложения. С трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим действием. Особенно сложно усваиваются слова, обозначающие действие.
Некоторые дети с ТМНР произносят только аморфные звуки, в других случаях говорят отдельные слова или их эквиваленты (звукоподражания, обрывки слов, звуковые сочетания). Они озвучивают производимые бытовые или игровые действия, особенно в моменты эмоционального возбуждения. Общим для данной группы детей является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, повышенная эмоциональная истощаемость.
Многие дети общаются с окружающими с помощью простых коротких предложений из двух—трех слов. Даже имея достаточный уровень речевого развития, дети не реализуют своих возможностей в общении (на заданные вопросы часто дают стереотипные однословные ответы).
Такие обучающиеся обладают ограниченными лексическими возможностями, не располагают необходимыми языковыми средствами для характеристики различных предметов и явлений окружающего мира.
Своеобразное формирование словарного запаса находит свое выражение в нарушении усвоения многих языковых категорий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, а также слов, обозначающих пространственно-временные отношения, абстрактные понятия. С трудом усваивают лексическое значение слова (при многозначности слова вычленяют в нем только конкретное значение, не понимая его контекстного смысла; путают значения слов, совпадающих по звучанию).
Грамматические формы и категории усваиваются крайне медленно и с большим трудом, что во многом обусловлено ограничением речевого общения, нарушением слухового восприятия, внимания, низкой речевой активностью и недоразвитием познавательной деятельности.
Дети с ТМНР испытывают трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении, употреблении правильных падежных окончаний.
1.3. Актуальность программы
Внеурочная деятельность «Речевая практика» позволяет показать обучающимся как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинно познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Речевой практике» должно пробуждать у детей стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
• обеспечить благоприятную адаптацию обучающихся в школе;
• оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
• улучшить условия для развития каждого обучающегося;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Цель: развитие речевых навыков для максимальной адаптации и дальнейшей социализации в обществе.
Задачи:
- Создавать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию нарушений устной и письменной речи.
- Обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня речевого развития обучающихся.
- Создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движения и мелкой моторики.
Адресат программы по внеурочной деятельности «Речевая практика»: коррекционно-развивающий материал программ рассчитан на обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Рабочая программа составлена на основании нормативно - правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 371-ФЗ от 24.09.2022,
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)” (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599,
- Адаптированной основной общеобразовательной программой вариант 6.4 (на 5 лет обучения),
- нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026),
- Устав образовательной организации,
- Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова, 1996 г.)
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами».
При составлении программы «Речевая практика» использованы методики Р.Е.Левиной, Г.В.Чиркиной, Е.В.Новиковой, Т.Б.Филичевой, Е.М.Мастюковой, М.В.Ипполитовой, А.В. Ястребовой, Р.И.Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И.Н.Садовниковой, Т.П.Бессоновой, В.К. Воробьевой.
1.4. Принципы к построению программы:
- принцип системности – коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка.
- принцип единства – отражает целостность процесса оказания помощи.
- деятельностный принцип – определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.
- принцип возрастания сложности – заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.
- объем и степень разнообразия материала – во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития. Учет уровня речевого развития каждого обучающегося.
- учет эмоциональной сложности материала – чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
- принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
- принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие школы и семьи.
1.5. Планируемые результаты коррекционно-логопедического курса
В результате обучения дети должны овладеть определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, ожидается расширение и уточнение их лексикона, совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей, развитие связной речи и коммуникативных навыков.
Результативность данного направления предполагает реализацию усвоенных речевых навыков на уроке, в спонтанной речи, в естественных коммуникативных ситуациях в зависимости от первоначальной степени тяжести речевых нарушений и компенсаторных возможностей ребенка с целью максимальной адаптации, и дальнейшей социализации в обществе.
2. Содержательный раздел
- Принципы логопедической работы
В процессе логопедической работы по профилактике нарушений устной и письменной речи наиболее значимыми являются следующие принципы:
- принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо);
- патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма. Принцип максимальной опоры на различные анализаторы;
- принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции;
- принцип поэтапного формирования умственных действий – свёртывание, автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний план;
- принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога;
- принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением;
- принцип системности – методика профилактической работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы;
- принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы процесса письма как многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля);
- онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы письма и чтения;
- общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
- Коррекционно-логопедическая работа
Цель логопедических занятий - создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и помощи обучающимся с НОДА и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития в практическом использовании языка как средства общения.
Коррекционно-логопедическая работа на всех уровнях (фонетическом, лексическом, грамматическом и т.д.) предлагает решение следующих задач:
- развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых к сложным формам);
- развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
- количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
- качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
- формирование культуры речи;
- развитие слогового анализа и синтеза;
- усвоение обучающимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений
- обогащение фразовой речи обучающихся.
- Методы и приемы логопедической работы
Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала. В специальных образовательных учреждениях используются следующие методы.
Практические методы и приемы обучения:
- постановка практических и познавательных задач;
- целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;
- дидактические игры;
- создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.
Наглядные методы:
- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);
- наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.
Словесные методы:
- речевая инструкция, беседа, описание предмета;
- указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
- метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);
- вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
- педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.
Двигательно-кинестетические методы:
- пассивная гимнастика.
2.4. Содержание коррекционно-логопедического курса, форма организации и основные виды деятельности
Содержание курса «Речевая практика» имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию нового, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное воздействие на формирование средств языка (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.
Работа по развитию всех компонентов речи строится с учётом возрастных особенностей, речевого развития обучающихся и носит многоплановый характер.
Логопедическая работа включает в себя:
- Обследование уровня и качества речевого развития всех обучающихся в начале и в конце учебного года.
- Проведение групповых логопедических занятий в рамках внеурочной деятельности.
- Вовлечение родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребёнка в домашней обстановке.
- Ведение документации и учёта посещаемости детей групповых логопедических занятий.
Логопедическая работа строится с учетом степени системного речевого недоразвития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, общего соматического и неврологического состояния.
Занятия с учителем-логопедом проводятся 1 раза в неделю.
Форма занятий: групповая.
2.4.1. Тематическое планирование коррекционного курса
«Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития
1-4 классов
1 (подготовительный) класс
№ | Тема. Содержание занятия. | Дата |
1,2 | Обследование | |
3 | Овощи. Расширение представлений детей о овощах. Формирование умений прислушиваться к речевым звукам, соотносить их со звучащими предметами. Игра «Что это?» | |
4 | Фрукты. Обогащение словаря детей по теме: «Фрукты». Развитие интереса к речевым звукам и звукоподражанию. Игра «Собери картинку» | |
5 | Человек. Расширение представлений детей по теме: «Человек». Закрепление умения различать близкие по звучанию слова. Игра «Назови» | |
6 | Человек. Обогащение словаря детей по теме: «Человек». Формирование умений прислушиваться к звукам человеческого голоса и различать голоса детей с класса. Игра «Узнай по голосу» | |
7 | Человек. Уточнение знаний детей по теме: «Человек». Формирование умения на слух воспринимать слова с различным фонематическим составом. Игра «Чего не хватает?» | |
8 | Осень. Расширение представлений детей о осени Формирование умения воспринимать слова с близким звуковым составом. Игра «Что бывает осенью?» | |
9 | Осень. Обогащение словаря детей по теме: «Осень». Формирование умений прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами и произносить звукоподражания .Игра «Один -много» | |
10 | Осень. Закрепление умения определять слова, резко различные по звуковому составу. Игра «Говори наоборот» | |
11 | Мир вокруг нас. Формирование умений общаться детей (друг с другом) и предлагать выполнять простейшие действия. Игра «Передай колокольчик» | |
12 | Мир вокруг нас. Формирование умений слышать и различать звуки разных инструментов (бубна, дудочки) Игра «Музыканты» | |
13 | Мир вокруг нас. Закрепление умений соотносить звук с образом звучащей игрушки, показывать на картинке звучащую игрушку и обозначать предмет облегчённым словом (звукоподражанием). Игра «Угадай» | |
14 | Дни недели. Уточнение знаний детей по теме: «Дни недели». Формирование умений у детей общаться друг с другом и запоминать дни недели. Игра «Назови» | |
15 | Игрушки. Расширение представлений детей о игрушках. Формирование умений определять направление звука, обозначать звучащую игрушку звукоподражанием, различать громкость звучания и соотносить громкость звучания с различными по величине игрушками(предметами). Игра «Услышь меня» | |
16 | Игрушки. Обогащение словаря детей по теме: «Игрушки». Закрепление умений различать размеры игрушек и опознавать на слух и на слух - зрительной основе звукоподражания. Игра «Что это?» | |
17 | Зима. Расширение представлений детей о зиме. Формирование умений подражать действиям взрослого, различным движениям, различать громкость и слитность звучаний. Игра «Зимние слова» | |
18 | Зима. Обогащение словаря детей по теме: «Зима». Формирование умения различать звукоподражания (голоса птиц). Игра «Птицы» | |
19 | Зима. Закрепление умений подражать действиям взрослого, различным движениям .Игра «Запасы животных» | |
20 | Одежда. Расширение представлений детей о одежде. Формирование умения повторять самостоятельно действия. Игра «Покажи» | |
21 | Одежда. Обогащение словаря детей по теме: «Одежда». Формирование умений прислушиваться к речевым звукам и выполнять действия по подражанию. Игра «Одень куклу» | |
22 | Одежда. Формирование умений прислушиваться к речи взрослого и выполнять действия. Игра «Назови предметы одежды» | |
23 | Весна. Расширение представлений детей о весне. Обогащение словаря детей по теме: «Весна». Совершенствования умений воспринимать слова и выполнять действия. Игра «Что бывает весной?» | |
24 | Весна. Обогащение словаря детей по теме: «Весна». Закрепление умений подражать действиям взрослого, различным движениям. Игра «Покормим птенчиков» | |
25 | Весна. Формирование умения самостоятельно выполнять инструкцию взрослого. Игра «Будь внимательным» | |
26 | Посуда. Расширение представлений детей о посуде. Совершенствования умений воспринимать слова и выполнять действия. Формирование плавной воздушной струи и повторение простых слогов (фу-фу-фу-у-у) Игра «Чего не хватает у чайника?» | |
27 | Посуда. Обогащение словаря детей по теме: «Посуда». Повторение названий – предметов посуды Формирование умения выполнять действия по подражанию. Игра «Покажи и назови части предмета» | |
28 | Посуда. Формирование умений слушать взрослого и отвечать на вопросы. Игра «Медвежата едят мёд» | |
29 | Мебель. Расширение представлений детей о мебели. Повторение названий предметов мебели. Совершенствования умений воспринимать слова и выполнять действия. Игра «Что такое?» | |
30 | Мебель. Обогащение словаря детей по теме: «Мебель». Закрепление умений понимать речь взрослого и выполнять действия самостоятельно. Игра «Найди нужную часть предмета мебели» | |
31 | Лето. Расширение представлений детей о лете. Обогащение словаря детей по теме «Лето». Формирование умений прислушиваться к речи взрослого и выполнять инструкции .Игра «Летние признаки» | |
32, 33 | Обследование |
1 класс «Безречевые дети»
№ п/п | Тема. Содержание занятия. | Дата |
1,2 | Обследование. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника | |
3 | Овощи-фрукты (питание) Связь указательного жеста со словом: форма согласия «Да!» Понимание слов, обозначающих предметы. Речь и альтернативная коммуникация | |
4 | Сад-огород. Связь указательного жеста со словом: форма согласия «Да!» Называние (употребление)отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Речь и альтернативная коммуникация | |
5 | Человек. Взгляд и глаза. Связь указательного жеста со словом: форма несогласия «Нет!» Понимание слов, обозначающих действия предмета. Речь и альтернативная коммуникация | |
6 | Человек. Осознание себя. Пол, возраст, имя, фамилия. Связь указательного жеста со словом: форма согласия «Плохо!». Понимание слов, обозначающих признак предмета. Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Речь и альтернативная коммуникация | |
7 | Живые-неживые предметы. Связь указательного жеста со словом: форма согласия «Хорошо!». Обобщающие понятия (что нас окружает) Понимание слов, обозначающих число, количество предметов Дифференциация вопросов "Кто?", "Что? «Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Речь и альтернативная коммуникация | |
8 | Пиктограммы: «Ребенок и мир животных» Живой мир вокруг нас. Домашние животные (друзья человека). Понимание слов, обозначающих действия предмета. Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Речь и альтернативная коммуникация | |
9 | Живой мир вокруг нас. Птицы (друзья леса) Связь указательного жеста со словом: форма прощания «До свидания!» Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Речь и альтернативная коммуникация | |
10 | Пиктограммы: «Времена года». Времена года. Осень. Признаки осени. Понимание слов, обозначающих признак предмета. Ответы на вопросы словом (предложением). Речь и альтернативная коммуникация | |
11 | Связь указательного жеста со словом: форма отрицания «Нет!» Человек. Семья. Использование фотоальбома. Узнавание (различение) имён членов семьи. Задавание вопросов предложением. Реагирование на собственное имя. Речь и альтернативная коммуникация | |
12 | Пиктограммы: «Я – ребенок» Человек. Семья. Работа с фотоальбомом. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Речь и альтернативная коммуникация | |
13 | Пиктограммы: «Ребенок в семье» Человек. Части тела. Изучение назначения частей тела. Работа с фотоальбомом. Называние собственного имени. Понимание слов, обозначающих признак предмета. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Речь и альтернативная коммуникация | |
14 | Пиктограммы: «Ребенок в семье». Человек. Понимание простых двигательных глаголов (идти, бежать, стоять) в различных ситуациях с опорой на демонстрацию действий. Работа с фотоальбомом. Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых) Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Речь и альтернативная коммуникация | |
15 | Пиктограммы: «Времена года «Дни недели. Время суток (в жизни человека) режим дня. Понимание названий дней недели, частей суток. Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Речь и альтернативная коммуникация | |
16 | Дни недели. Время суток (в жизни человека) режим дня. Связь указательного жеста со словом: форма приветствия «Здравствуйте!». Понимание названий дней недели, частей суток. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Речь и альтернативная коммуникация | |
17 | Времена года. Зима. Признаки зимы. Связь указательного жеста со словом: форма просьбы «Дайте, пожалуйста!». Понимание слов, обозначающих признак предмета. Ответы на вопросы по содержанию текста. Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Альтернативная коммуникация | |
18 | Знакомство с понятиями. (Одежда, обувь). Мимика и ее роль в общении. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Речь и альтернативная коммуникация | |
19 | Одежда, обувь. Пиктограммы: «Ребенок в школе» Обращение с одеждой, обувью. Называние одежды, обуви. Понимание слов, обозначающих признак предмета. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Речь и альтернативная коммуникация | |
20 | Одежда, обувь, головные уборы. Положительные эмоции – на лице радость. Одевание и раздевание одежды, снятие обуви, головных уборов Понимание слов, обозначающих признак предмета Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением).Речь и альтернативная коммуникация | |
21 | Одежда, обувь, головные уборы. Эмоции – на лице грусть Хранение одежды, обуви, головных уборов. Понимание слов, обозначающих признак предмета. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).Речь и альтернативная коммуникация | |
22 | Одежда, обувь, головные уборы. Эмоции – на лице удивление Стирка, сушка одежды, обуви. Понимание слов, обозначающих действия предмета. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Речь и альтернативная коммуникация | |
23 | Одежда, обувь, головные уборы. Эмоции – страх на лице. Работа с пособиями: шнуровка, молнии, липучки, пуговицы. Понимание слов, обозначающих действия предмета. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Ответы на вопросы словом (предложением). Речь и альтернативная коммуникация | |
24 | Электрические приборы. Эмоции – на лице стеснение Понимание слов, обозначающих действия предмета. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Задавание вопросов предложением. Речь и альтернативная коммуникация | |
25 | Электрические приборы. Отрицательные эмоции – на лице злость Техника безопасности при работе с электрическими бытовыми приборами. Использование графического изображения (Вундеркинд) для обозначения действия предмета. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Речь и альтернативная коммуникация | |
26 | Игрушки и любимые предметы человека. Пиктограммы: «Ребенок и его игрушки. Число предметов. Выполнение игровых действий по просьбе, с опорой на жестовые подсказки. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).Речь и альтернативная коммуникация | |
27 | Времена года. Весна. Праздник «8 марта» Эмоции на лице –тревога. Использование графического изображения (Вундеркинд) для обозначения признака предмета. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Речь и альтернативная коммуникация | |
28 | Посуда. Назначение. Эмоции – отвращение. Использование графического изображения (Вундеркинд) для обозначения обобщающих понятий Реагирование на собственное имя. Речь и альтернативная коммуникация | |
29 | Посуда. Эмоции -я люблю мир. Понимание вопросов "Что делает"? Расширение глагольного словаря с опорой на жестовую подсказку. Использование напечатанного слова (Вундеркинд) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак. Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Речь и альтернативная коммуникация | |
30 | Мебель. Знакомство. Пиктограммы: «Мебель». Расширение пассивного словарного запаса. Активизация слухового внимания. Речь и альтернативная коммуникация | |
31 | Мой дом. Пиктограммы: «Ребенок и его дом». Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Выполнение игровых действий по просьбе, с опорой на жестовые подсказки. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов. Подражательная речевая деятельность. «Громко-тихо». Речь и альтернативная коммуникация | |
32 | Времена года. Лето. Понимание слов, обозначающих действия предмета. Выполнение игровых действий по просьбе, с опорой на жестовые подсказки. Речь и альтернативная коммуникация | |
33,34 | Повторение пройденного. Обследование речи |
2 класс «От звука к слову»
№ | Тема занятия | Дата |
1, 2 | Обследование. Установление контакта | |
3 | Человек. Части тела. Изучение назначения частей тела. Работа с фотоальбомом | |
4 | Моя семья. Работа с фотоальбомом. Близкие люди. «Да»–«нет». Сопряженно-отражённые действия. «Сделай так» | |
5 | Мои родственники. Работа с фотоальбомом. Понимание вопроса: «Кто?» Отражённые действия. «Сделай, как я» | |
6 | Осень. Овощи. Понимание вопроса: «Что?» Выполнение предметных действий по речевой инструкции, с опорой на жестовые подсказки | |
6 | Осень. Фрукты. Выполнение предметных действий по речевой инструкции, с небольшой опорой на жестовые подсказки | |
8 | Лес. Деревья, кустарники. Выполнение предметных действий по речевой инструкции, без опоры на жесты | |
9 | Живой мир вокруг нас. Домашние животные (друзья человека). Понимание простых двигательных глаголов (встать, сесть, лечь, летит, бежит, идет) в различных ситуациях с опорой на демонстрацию действий | |
10 | Домашние животные и птицы. Понимание простых двигательных глаголов в различных ситуациях с опорой на картинки. Развитие слухового восприятия «Угадай, кто кричит» | |
11 | Игрушки и любимые предметы. Активизация слухового внимания. Выполнение действий по словесной инструкции взрослого (иди, сиди, дай, возьми) | |
12 | Одежда. Выполнение игровых действий по просьбе, с опорой на жестовые подсказки | |
13 | Обувь. Понимание вопросов "Что делает"? Отработка ранее изученных глаголов на новом материале с опорой на жестовую подсказку | |
14 | Головные уборы. Понимание вопроса «Что?» На материале реальных объектов | |
15 | Посуда. Расширение пассивного словарного запаса. Понимание вопроса о местонахождении предметов "Где?" На материале реальных объектов. Предметные действия. « Чем моет?, Что моет?» | |
16 | Продукты питания. Виды продуктов. Расширения словаря признаков | |
17 | Времена года. Зима. Признаки зимы. Расширение глагольного словаря с опорой на жестовую подсказку | |
18 | Зимние забавы. Понимание вопросов "Что делает?" Расширение глагольного словаря с опорой на демонстрацию действий и личные фотографии | |
19 | Праздник: «Новый год» Понимание вопросов "Что делает?" Расширение глагольного словаря с опорой на жестовую подсказку | |
20 | Мебель. Знакомство. Расширение пассивного словарного запаса. Понимание вопроса о местонахождении предметов "Где?" На материале реальных объектов. Предметные действия. Чем вытирает? Что вытирает? По демонстрации действий | |
21 | Мебель. Назначение. Узнай предмет мебели по назначению. (Выбор из двух предметов.) Понимание вопроса о местонахождении предметов "Где?" На картинках | |
22 | Дикие животные. Понимание вопроса о местонахождении предметов "Где?" в реальных ситуациях | |
23 | Дикие животные. Понимание вопросов "Что делает"? Отработка ранее изученных глаголов на новом материале без подсказок | |
24 | Дикие животные. Понимание вопросов объясняющие субъект действия: «Кто ест? Кто бежит? кто лежит?» С опорой на жест или демонстрацию действия | |
25 | Зимующие птицы. Понимание вопроса о местонахождении предметов "Где?" в реальных ситуациях | |
26 | Зимующие птицы. Понимание вопросов объясняющие субъект действия: «Кто клюет? Что клюет?» Без опоры на жест или демонстрацию действия. | |
27 | Транспорт. Предметы. Назначение | |
28 | Транспорт. Узнай предмет по функциональному значению. На материале предметов ближайшего окружения. (Выбор из двух) | |
29 | Рыбы. Понимание вопроса о местонахождении предметов "Где?" в реальных ситуациях | |
30 | Рыбы. Узнай предмет по описанию. Используются ранее изученные предметы (Выбор из двух) | |
31 | Насекомые. Предметы. Узнай предмет по описанию. Используются ранее изученные предметы (Выбор из двух). Выделение существенных признаков. "Найди насекомое" | |
32 | Времена года. Лето. Подражательная речевая деятельность. «Громко-тихо» | |
33, 34 | Повторение пройденного. Обследование речи. Выполнение инструкций, содержащих изученные ранее глаголы. "Рисуй карандашом.", "Вытри платком". Понимание вопросов "Чем рисуешь? Что вытираешь"? |
3 класс «От звука к слову»
№ | Тема занятия | Дата |
1, 2 | Обследование. Установление контакта | |
3 | Лексическая тема: «Осень». Развитие слухового внимания Работа с фотоальбомом | |
4 | Лексическая тема: «Сад-огород». Гласный звук «А». Звукоподражания. Понятия «одинаковый - разный». | |
5 | Лексическая тема: «Овощи». Закрепление понятий «одинаковый- разный» Употребление глаголов: «дай», «на» | |
6 | Лексическая тема: «Фрукты». Гласный звук «У». Звукоподражания. Знакомство с понятиями «живое»-«неживое» Употребление глаголов: «дай», «на», «положи», возьми» | |
7 | Лексическая тема: «Одежда». Гласные звуки «А», «У». Звукоподражания | |
8 | Лексическая тема: «Обувь». Гласный звук «И». Звукоподражания. Дифференциация понятий «живое»-«неживое» | |
9 | Лексическая тема: «Головные уборы». Употребление простых глаголов: «дай», «на», «надеть», «снять» | |
10 | Лексическая тема: «Домашние птицы». Гласный звук «О». Звукоподражания. Выделение птиц среди других предметов | |
11 | Лексическая тема: «Домашние птицы». Гласные звуки «И», «О». Звукоподражания. Выделение птиц среди других животных | |
12 | Лексическая тема: «Домашние животные». Гласные звуки «А», «И», «О». Дифференциация с использованием символов и жестов. | |
13 | Лексическая тема: «Звери и их детеныши». Накорми животных. Понятия «большой-маленький». Голосовая модуляция: «ООО!», «пи-пи-пи». Гласные звуки «У», «И», «О». Дифференциация с использованием символов и жестов. | |
14 | Лексическая тема: «Человек, части тела». Знакомство с понятиями «мужчина», «женщина». Знакомство с местоимениями «он», «она». | |
15 | Лексическая тема: «Человек, части тела». Уточнение произношения гласных звуков. Выполнение действий: иди, сиди, стой. | |
16 | Лексическая тема: «Игрушки». Органы артикуляции. Пение слитных гласных звуков. Понимание значения глаголов «петь», «молчать». | |
17 | Лексическая тема: «Игрушки». Уточнение произношения согласных звуков. Работа с ритмом. Стихотворение «Игрушки». Определение последовательности звуков в звуко комплексах. | |
18 | Лексическая тема: «Мебель». Звук «М». Звукоподражания: «му», «ам», «мяу», «ме». Выделение предметов мебели среди других объектов. | |
19 | Лексическая тема: «Мебель». Звук «М» Слова: мама, мой, Мила, мыть. | |
20 | Лексическая тема: «Посуда». Звуки «П», «Пь». Звукоподражания: «пи», «пух». Эмоциональные восклицания»: «оп», «прыг». | |
21 | Лексическая тема: «Посуда». Звуки «П», «Пь». Слова «папа, Поля, пить». | |
22 | Лексическая тема: «Семья». Имена близких людей. Звуки «М», «П». Мужской - женский род. | |
23 | Лексическая тема: «Семья». Имена близких людей. Звуки «М», «П». Различение мужского и женского рода существительных. | |
24 | Лексическая тема: «Семья». Звуки: «Б», «Бь». Слово «баба». Однословная фраза с эмоциональным восклицанием. Развитие умения вслушиваться в речь. Работа с текстом «Баба». | |
25 | Лексическая тема: «Цветы». Звуки «В», «Вь». Имитация звуков ветра. Работа с голосом. Работа с ритмом. Единственное и множественное число существительных. | |
26 | Лексическая тема: «Цветы». Звуки «В», «Вь». Учимся произносить слова: ветер, вода, Витя, Вова. Дифференциация слов по первому слогу. | |
27 | Лексическая тема: «Транспрорт». Звуки: «Г», «Гь». Звукоподражания: «га», «гу», «го». Соотнесения слова с картинкой. | |
28 | Лексическая тема: «Рыбы». Звуки: «Г», «Гь». Звукоподражания: «га-га», «ага-ага» , «агу-агу» Употребление эмоциональных восклицаний. | |
29 | Звуки: «Д», «Дь». Уточнение произношения согласных звуков. Работа с ритмом. Стихотворение «Дом». | |
30 | Лексическая тема: «Зоопарк». Употребление простых глаголов. Соотнесения слова с картинкой | |
31 | Лексическая тема: «Школьные принадлежности». Звуки «К», «Кь». Звукоподражания «ку», «ко», «кар», «кря» Активизация речи. | |
32 | Лексическая тема: «Лето». Понимание значения простых глаголов: сидит, ест, бежит, идет, стоит. Однословная фраза с эмоциональным восклицанием | |
33, 34 | Повторение пройденного. Обследование речи. Выполнение инструкций |
4 класс «От звука к слову»
№ | Тема занятия | Дата |
1,2 | Обследование. Установление контакта | |
3 | Лексическая тема: «Осень». Развитие слухового внимания. Звукоподражания | |
4 | Лексическая тема: «Овощи-фрукты». Закрепление понятий «одинаковый- разный» | |
5 | Лексическая тема: «Одежда». Употребление простых глаголов: «дай», «на», «надеть», «снять» | |
6 | Лексическая тема: «Человек, части тела». Знакомство с местоимениями «он», «она» | |
7 | Лексическая тема: «Человек, части тела». Активизация речи. Употребление фраз на основе ранее отработанного речевого материала. «Катя, бух» «Киса, оп». «Котя, кач-кач» | |
8 | Лексическая тема: «Приметы поздней осени». Объединение предметов по смыслу. Сопровождение действий доступной речью («кап», «би», «ам», «пух») | |
9 | Лексическая тема: «Зоопарк». Звери и их детеныши. Накорми животных. Понятия «большой-маленький». Голосовая модуляция: «ООО!», «пи-пи-пи» | |
10 | Лексическая тема: «Зимующие птицы». Звуки: «Г», «Гь». Звукоподражания: «га-га», «гуля», иго-го» | |
11 | Лексическая тема: «Домашние животные нашей местности». Звуки: «Г», «Гь». «Гоп»- едем на лошадке. Дифференциация гласного звука «о» в слогах | |
12 | Лексическая тема: «Дикие животные нашей местности». Употребление простых глаголов | |
13 | Лексическая тема: «Перелетные птицы». Звуки «Х», «Хь». Звуковой анализ слога «Ух» | |
14 | Лексическая тема: «Перелетные птицы». Звуки «Х», «Хь». Употребление эмоциональных восклицаний: «Ах», «Ох», «Ух» | |
15 | Лексическая тема: «Зима» Звуки «Т», «Ть». Звукоподражания: «тюк» (топор), «тик-так», «ту», «тук». Соотнесения слова с картинкой | |
16 | Лексическая тема: «Зимние каникулы» Звуки «Т», «Ть». Эмоциональное восклицание «топ». Употребление фраз «Папа, топ», «Тетя, топ» и т.п. | |
17 | Лексическая тема: «Новый год». Звуки «Т», «Ть».Употребление слов: «Тата», «Толя», «Тома», «тетя», «Котя», «Катя» | |
18 | Лексическая тема: «Новый год». Звуки «Т», «Ть». Чистоговорки. Работа с ритмом | |
19 | Лексическая тема: «Профессии». Звуки вокруг нас. Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях. Функциональное назначение предметов | |
20 | Лексическая тема: «Профессии». Звуки «Н», «Нь». Звукоподражание: «Но» | |
21 | Эмоциональное восклицание: «На»! Употребление фраз; «На, тетя», «На, Котя» | |
22 | Лексическая тема: «Продукты питания». Единственное и множественное число существительных. Гласные звуки и звук «Ф» | |
23 | Лексическая тема: «Семья». Имена близких людей | |
24 | Лексическая тема: «Семья». Употребление местоимений "я", "они" | |
25 | Лексическая тема: «Насекомые». Понимание значения предлогов «на»-«под» | |
26 | Уточнение произношения согласных звуков. Работа с ритмом. Стихотворение Автор: Агния Львовна Барто «Игрушки» | |
27 | Уточнение произношения согласных звуков. Работа с ритмом. Стихотворение Автор:Самуил Маршак «Дом который построил Джек» | |
28 | Лексическая тема: «Инструменты плотницкие». Различение ранее изученных глаголов. Учимся отвечать на вопрос коротким словом (звукоподражанием) | |
29 | Лексическая тема: «Инструменты музыкальные». Уточнение произношения звука «Ы» (вызывание). Знакомство с символом | |
30 | Лексическая тема: «Инструменты сельскохозяйственные». Определение гласных звуков в односложных словах (ум, ам, оп, мак, дом, бык, кот) | |
31 | Лексическая тема: «Рыбы». Узнай предмет по описанию. Используются ранее изученные предметы (Выбор из двух) | |
32 | Лексическая тема: «Лето». Одно-двухсловная фраза с эмоциональным восклицанием | |
33, 34 | Повторение пройденного. Обследование речи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умеренной и тяжелой умственной отсталостью
В настоящее время обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в сочетании с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью стало возможным с правовой точки зрения. Право на образ...
Статья "Использование элементов арт-терапии на уроках и во внеурочное время для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития."
Сегодня проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, поскольку на уроках и во внеурочной деятельности необходимо регулярно выполнять задания, требу...
"Проектная деятельность с применением арт-технологий (музыкальной терапии) в работе с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития"
Педагоги, работающие с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), часто сталкиваются с проблемой подготовки к различны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Развитие речи и окружающий природный мир» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования) (вариант 6.4)
Цель реализации адаптированной основной программы начального общего образования.АООП образования (вариант 6.4) обучающихся с умственной отсталостью и опорно-дв...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 1-4 классов на 2023 – 2024 учебный год
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществл...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 1-4 классов
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществл...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (вариант 6.3)
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью 1-4 кл...